Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр


НазваниеГо родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр
страница1/14
Дата публикации11.03.2013
Размер2.22 Mb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Экономика > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
УДК 64.01(075.8)

ББК 65я73

К68


Коробко В. И.

Экономика городского хозяйства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В. И. Коробко. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 160 с.

ISBN 5 7695 1901-0

тип.! и омомики городского хозяйства. Особое внимание !• i дмоунрлвлепию, эффективным источникам дохода

пиш*« I i (цыпкам жилья, недвижимости, муниципальных зе-

iiiiiii) Г.и с мотрены научные концепции и экономичес-
Г" юн, структурная и функциональная организа-
ции три i I ' Ифсделены социально- и эколого-экономичес-
i.i 11|"> mi.пизирована система государственного уп-
' начиним хозяйством, концепция его рефор-

mi.ii щи ■ ■иных заведений.
УДК 64.01(075.8) ББК 65я73

■■■■ и hi,пит является собственностью

о воспроизведение любым способом HfUimuio lariame in шпрещается

Ш Циннии' И II , .чих.

и, i пи центр «Академия», 2006 Hi i м.• -М.1Ч ип центр «Академия», 2006

ВВЕДЕНИЕ


Дисциплина «Экономика городского хозяйства» является составной частью муниципальной науки, впервые систематизированной профессором Л. А. Велиховым в 1926 г. На основе этой систематизации им был разработан в 1928 г. академический курс «Основы городского хозяйства», в котором излагались основы муниципальной науки с исторической, государственно-правовой, финансово-экономической и технической сторон при одновременном освещении всех важнейших отделов как экономики города и городского хозяйства, так и создаваемого ими благоустройства.

Курс Л.А.Велихова отражает идею организации в городе единого муниципально-хозяйственного начала с целью удовлетворения коллективных и общественных потребностей населения путем комплексного решения задач, выдвигаемых муниципальной наукой, применительно к российской практике. Работы Л.А.Велихова и его последователей — М.Д.Загряцкого, П.Гензеля, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова и других — практически были не востребованы на всем протяжении XX в.

В настоящее время в связи с демократизацией общества, появлением местного самоуправления и зарождением рыночных отношений традиции российской муниципальной науки возрождаются: появились научные работы Т. М.Говоренковой, В.Л.Глазыче-ва, С.В. Вобленко, В.Н.Лексина, А.Г.Воронина, В.А.Лапина, А. Н. Широкого, П. П. Макагонова, А. Н. Ряховской и др.

Анализ литературы в области муниципальной науки свидетельствует о том, что до сих пор в России понятие «городское хозяйство» является неоднозначным, так как содержит, по крайней мере, три аспекта:

совокупность хозяйств в городе с разными формами собственности;

совокупность предприятий и учреждений, обслуживающих население (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.д.);

«деятельность города в лице его городских публичных органов, направленных на удовлетворение известных коллективных потребностей населения» (трактовка Л.А.Велихова). В понятие «коллективные потребности» населения включают: жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность населения, образование, здравоохранение, социальную защиту, занятость и т.д.

Основной целью проживающего в городе насе юния является удовлетворение его коллективных, общественных и духовных потребностей, и с этой точки зрения динамическая трактовка Л.А.Велихова понятия «городское хозяйство» наиболее приемлема.

В научной литературе многие годы велась полемика по содержанию понятий «местное» и «муниципальное» хозяйс i но. С появлением Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) эта полемика прекращена, так как согласно ст. 2 п. 2 Закона понятия «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов. В ст. 16 Закона приведены вопросы местного значения городского округа (муниципального образования), решение которых соответствует достижению основной цели населения города.

С позиции современного подхода к динамической трактовке Л. А. Велихова можно определить городское хозяйство как хозяйственную деятельность городского округа с целью удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения. Городской округ (городское поселение) предполагает наличие выборных органов местного самоуправления. Экономическую основу городского хозяйства составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства городского бюджета, имущественные права городского округа. Одной из основных задач органов местного самоуправления является пополнение городского бюджета. Городские рынки жилья, недвижимости, муниципальных земельных облигаций способствуют этому.

Гл а в а 1

^ ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

1.1. Определение и структура городского хозяйства
Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

Приведем некоторые термины и понятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые раскрывают основные цели муниципального (городского) хозяйства:

городской округ (городское поселение) — город, в котором осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляются решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование — городское или сельское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

муниципальная собственность — собственность муниципального образования.

Первым шагом при изучении любой научной дисциплины является определение ее объекта (предмета).

^ Определение объекта — совокупность существенных признаков, включающая указания на род и специфические отличия изучаемого явления (видовые признаки).

Родовой элемент понятия «городское (или муниципальное) хозяйство» — хозяйство. Хозяйство — это совокупность хозяйствующих объектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность [4]. Например, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

^ Видовый элемент понятия «городское (или муниципальное) хозяйство» — хозяйственная деятельность, которая характеризуется тесной взаимосвязью социальных, экономических, экологических и технических процессов, причем субъектом хозяйствования является муниципальное образование (городской округ) в лице его органов самоуправления.

В законодательстве многих стран издавна применяют специальный термин «муниципальное хозяйство». По Л.А.Велихову, происхождение упомянутого термина относится к классической древности (лат.munisтяжесть, тягота, бремя; capio, recipioберу, принимаю). Соответственно городское управление, как берущее на себя по полномочию города и с разрешения правительства бремя правительственной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность — муниципальным хозяйством.

В современном представлении о принятием Закона понятие «муниципальное образование» (коюрт- включает городское и сельское поселение, муниципальный район, юродской округ, внутригородскую территорию города федерального значения) является официальным правовым опреде гением статуса населенной территории, в пределах которой ocymei I вляе! ся местное самоуправление и имеется муниципалы пи соб( гвенность.

Отметим, что местное самоуправление (как и самоуправление в любой организации) служит ОДНИМ ИЗ элементов демократизации управления.

Самоуправление — это автономное функционирование какой-либо системы (организаций, объедиений, коллективов). Понятие «автономия» (от древнегреч. - собственный закон) — самостоятельное решение собственных вопро ов. Самоуправление согласно теории организации возможно лишь при соблюдении трех основных принципов:

вторичности — самоуправление не может быть первичным в общей системе управления (местное самоуправление может осуществляться только в рамках Конституции Российской Федерации и государственных законов);

сочетания управления и самоуправления — управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления;

мягкой регламентации — процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и положениями (в противном случае, самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов).

Термин «местное самоуправление» по смыслу эквивалентен термину «муниципальный менеджмент», которым также определяется научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами [8].

Рассмотрим определение городского хозяйства с позиции принципа приоритета цели теории организации (цепочка «цель — задачи — функции»).

Блок «Цель» содержит коллективные, общественные и духовные потребности населения. Потребности рассматриваются выборными представительными органами на муниципальном уровне, приобретают законодательную форму на местном уровне и передаются в местную администрацию для формулировки конкретных задач.

Блок «Задачи» содержит конкретные задачи, решение которых способствует достижению цели. Это безопасность населения, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, экология, социальная благотворительность, культура, строительство, образование, спорт, занятость (работа), отдых, молодежная политика и др. Для решения поставленных задач формируется организационная структура местной администрации (отделы, коммуникации, система управления и т.д.).

Блок «Функции» содержит основные «инструменты», посредством которых реализуются поставленные задачи. Каждый отдел выполняет свою конкретную задачу.

Так, основные функции жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на территории городского округа (муниципального образования): жилищное хозяйство, водоснабжение, водопотребление, водоотведение и очистка сточных вод; теплоснабжение; газоснабжение; электроснабжение; озеленение населенных пунктов и др. Каждый вид работ реализуется соответствующими службами и предприятиями.

^ Взаимосвязь федеральной власти и органов местного самоуправления. При командно-административной системе управления государством федеральное правительство решает, какие виды услуг можно передать местной власти и как обеспечить доходами местный бюджет для оплаты услуг. Этим подавляется инициатива местных органов управления в увеличении доходов.

При рыночной экономике государство не регламентирует количество и виды услуг местных органов самоуправления, в значительной степени самостоятельно определяющих собственные доходы и расходы. Это возможно при существовании четких экономической и нормативно-правовой баз местного самоуправления.

Например, в большинстве городов США местная администрация самостоятельно обеспечивает следующие функции муниципального хозяйства [15]:

обеспечение общественной и пожарной безопасности населения;

предоставление услуг муниципальных предприятий (водоснабжение и канализация, электроэнергия и газ, общественный транспорт, сбор и вывоз твердых отходов, аэропорты, автостоянки, кладбища, конференц-залы, стадионы);

содержание улиц, мостовых и тротуаров (освещение, обеспечение безопасности дорожного движения);

культура и отдых (парки и зоны отдыха, библиотеки);

экономическое развитие (планирование, создание стимулов, маркетинг и управление);

регулирование землепользования, контроль за районированием жилых застроек, строительными нормами, охрана памятников старины);

образование (начальные и средние школы); здравоохранение (больницы, услуги по щраноохранению); социальное обеспечение (социальная помощь, социальное жилье).

В разных странах распределение функций между местным и национальным правительствами, а также по уровням местных администраций отличается разнообразием вариантов. Во многих странах ответственность по таким видам услуг, как образование или здравоохранение, распределяется по нескольким уровням местных правительств (администрации) [15], В ряде стран некоторые виды услуг переданы частному сектору, например уборка мусора, энерго- и тепловодоснабженме, транспорт и др.

Услуги, предоставляемые населению, как правило, делят на две категории: те, которые предоспиинпотся всему населению и не потребляются в индивидуальном порядке (например, полиция и пожарная служба), а также те, к которым население может иметь доступ, а может и не иметь (водопровод,, канализация, уборка мусора). Как правило, услуги для всего населения финансируются из местных налогов или других источников поступлений, поскольку трудно провести границу между теми, кто пользуется услугами, и теми, кто должен платить за них. Вторая категория услуг отличается от первой тем, что в этом случае достаточно легко определить объем услуг, предоставленных непосредственным потребителям.

Учет различий между этими двумя категориями услуг является одним из критериев выбора способа их предоставления. Местное правительство может организовать их производство как на муниципальных, так и на частных предприятиях.

Муниципальные предприятия, как правило, имеют свой бюджет, что позволяет обеспечить двойное финансирование: из местного бюджета (общие налоги) и из заработанных средств (плата за газо- и водоснабжение, канализацию, обслуживание электросети, содержание аэропортов, платных дорог, мостов, стоянок, стадионов и других мест отдыха, мусорных свалок и уборку мусора и т.д.).

Это отличает финансирование услуг данного вида от финансирования услуг полиции, пожарной службы, которое полностью берет на себя местный бюджет. Создание отдельного бюджета для этих видов деятельности и наличие возможности взимать за них плату приводят к положительным эффектам:

  • муниципальное предприятие может использовать доходы от общего налогообложения для оплаты доступных всем жителям услуг, предоставление которых обязательно по законодательству или уставу города (механизм единых тарифов, погашение разницы через механизм дотаций);

  • потребители, пользующиеся услугами, платят за них пропорционально объему и частоте потребления.

В российской практике взаимоотношения органов местного самоуправления и федеральных органов государственной власти четко определил Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем выступлении на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации 20 февраля 2001 г. Он отметил, что в серьезном укреплении нуждается финансово-экономическая база местного самоуправления; необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления, серьезнейшим образом изменить отношение к выборам в органы местного самоуправления (контроль, подготовка кадрового резерва).

Таким образом, для обеспечения стабильного функционирования муниципального хозяйства необходимо, как минимум, укрепление его базовых основ: финансово-экономической и нормативно-правовой.

Федеральная власть должна сосредоточить свое внимание на вопросах общегосударственной важности, основные из которых:

обеспечение национальной безопасности;

обеспечение социальной защиты малоимущих, престарелых, малолетних;

поддержание стабильности в макроэкономических масштабах; обеспечение экологической безопасности; создание государственной инфраструктуры и организаций, необходимых для функционирования рыночной экономики.
^ 1.2. Финансово-экономические основы местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления согласно Закону составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также заемные средства. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

^ Муниципальное имущество. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

• для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

^обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности городских округов могут находиться:

  • имущество, предназначенное для электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом;

  • автомобильные дороги общего пользования, мосты, транспортные инженерные сооружения;

  • жилищный фонд социального пользования для обеспечения малоимущих граждан и имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

  • пассажирский транспорт;

  • имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации;

  • библиотеки;

  • объекты культурного наследия.

Владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом органы местного самоуправления от имени муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать его, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

^ Бюджетный процесс. Бюджет согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 176-ФЗ) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

^ Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также по контролю за их исполнением.

^ Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с российским законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

^ Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников дохода.

^ Собственные источники дохода — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Кодекса).

К собственным доходам бюджетов относят:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации;

  • неналоговые доходы;

  • безвозмездные перечисления.

^ Регулирующие источники дохода — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (ст. 48 Бюджетного кодекса).

^ Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных.к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 Кодекса). Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов (ст. 60, п. 1).

Выделяют налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К налоговым доходам местного бюджета относятся:

  • налоги на имущество физических лиц;

  • земельный налог;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

  • налог на рекламу;

  • прочие местные налоги и сборы.

К неналоговым доходам относятся:


  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

  • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование муниципального имущества;

• аренда земли;

• плата за пользование бюджетными средствами, представленными юридическими лицами на возвратной и платной основах;

  • доходы от продажи муниципального имущества;

  • доходы от продажи земли;




  • финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий;

  • безвозмездное перечисление от физических и юридических лиц;

• иные неналоговые доходы.

Во многих странах городская и земельная ренты взимаются со всех форм собственности за то, что собственник пользуется общими для жителей данного муниципального образования условиями.

Рентные платежи выполняют еще одну функцию: регулируют вопросы использования собственности. Например, завышенная рента ведет к сворачиванию производства, заниженная — к спекуляции недвижимостью и землей и нерациональному их использованию. Городская и земельная рента являются достаточно весомой добавкой к муниципальному бюджету. В нашей стране городская и земельная ренты практически не применяются, так как местные органы самоуправления лишены права самостоятельно устанавливать эти налоги.

Проблематично в нашей стране применение штрафов как одного из источников поступлений в бюджет, так как их вид и размеры устанавливаются органами государственной власти.

Достаточно хорошо известен вид неналоговых поступлений — тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий, которые утверждаются органами местного самоуправления.

Рассмотрим в качестве примера коды, наименования групп, подгрупп, статей и под статей бюджета г. Жуковского Московской области по доходам на 2004 г.

1000000. Налоговые доходы.

1010000. Налоги на прибыль, в том числе налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на игорный бизнес.

1020000. Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы; прочие лицензионные и регистрационные сборы, зачисляемые в местные бюджеты, налог с продаж.

1030000. Налоги на совокупный доход, в том числе единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

1040000. Налоги на имущество, в том числе налог на имущество физических лиц; налог на имущество предприятий; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

1050000. Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе земельный налог; земельный налог за земли городов и поселков.

1400000. Прочие налоги, пошлины, сборы, в том числе государственная пошлина; местные налоги и сборы; налог на рекламу и др.

2000000. Неналоговые доходы.

2010000. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; арендная плата за земли городов и поселков; проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны, доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; платежи от государственных и муниципальных11 организаций; перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей; прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешенных видов деятельности организаций.

2070000. Штрафные санкции, возмещение ущерба, в том числе административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения.

2090000. Прочие неналоговые доходы.

3000000. Безвозмездные перечисления.

3020000. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ; на повышение заработанной платы работникам бюджетной сферы по решениям, принятым органами государственной власти Московской области; на оплату газовой и электрической составляющих в ЖКХ; на компенсацию расходов по содержанию ранее принятых в ведение органов местного самоуправления объектов ЖКХ и социальной сферы; на реализацию льгот по оплате жилья неработающим, одиноко проживающим гражданам Московской области, достигшим пенсионного возраста; на капитальные вложения, капитальный ремонт и приобретение оборудования; средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти и др.

^ Расходы местных бюджетов. Эти расходы проводятся, как правило, по пяти статьям.

I. Финансовая поддержка отраслей народного хозяйства.

  1. Промышленность, строительство.

  2. Сельское хозяйство и рыболовство.

  3. Транспорт, дорожное хозяйство.

  4. ЖКХ.

II. Социально-культурные мероприятия.

  1. Образование.

  2. Культура и искусство.

  3. Здравоохранение и физкультура.

  4. Социальная политика.



  1. Управление.

  2. Правоохранительная деятельность.

V. Прочие расходы.

Заемные и иные средства финансовой помощи местным бюджетам. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов. Региональные фонды финансовой поддержки городских округов предоставляют дотации с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности городских округов. Дотации распределяются между муниципальными районами (городскими округами) субъекта Российской Федерации, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета муниципального района (бюджета городского округа) не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

С целью финансовой помощи местным бюджетам образованы фонды муниципального развития и софинансирования социальных расходов.

^ Исполнение местного бюджета. Оно осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют местной администрации информацию о начислении и уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования.

^ Финансовый контроль. В основе контроля финансовой деятельности городского округа лежит территориальный сводный финансовый баланс. С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов, что позволяет осуществлять действенный контроль на всех этапах финансовой деятельности. При разработке территориального сводного финансового баланса необходимо помнить о том, что чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем больше вероятность ее устойчивого функционирования (самосохранения).

Информационной базой при разработке территориального сводного финансового баланса являются:

данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти;

экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития территории;

показатели проектов планов экономического и социального развития территории и охраны природной среды;

данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории, независимо от их ведомственной принадлежности.

Территориальный сводный финансовый баланс позволяет оценить правильность доходов и расходов муниципального образования в текущем году, и дать прогноз на планируемый год.
Контрольные вопросы и задания

  1. Сформулируйте определение городского хозяйства и назовите его основные характеристики.

  2. Укажите родовой и видовой признаки термина «городское хозяйство».

  3. Кто является законным владельцем городской собственности?

  4. Кто является законным владельцем города?

  5. Сформулируйте определение местного самоуправления и назовите основные принципы самоуправления.

  6. Рассмотрите определение городского хозяйства с позиции принципа приоритета цели.

  7. В чем отличие взаимосвязи федеральной власти и органов местного самоуправления при командно-административной системе управления государством и в условиях рыночных отношений?

  8. Сформулируйте базовые условия стабильного функционирования городского хозяйства.

  9. Назовите финансовые основы местного самоуправления.



  1. Какое имущество находится в собственности городского округа?

  2. Назовите функции городского бюджета.

  3. Укажите статьи формирования городского бюджета.

  4. Назовите статьи собственных доходов городского бюджета.

  5. Укажите статьи регулирующих доходов городского бюджета.

  6. Назовите виды налоговых доходов городского бюджета.

  7. Укажите виды неналоговых доходов городского бюджета.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconЗахарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб...
Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003....
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений 2-е издание, стереотипное Москва academia
Патопсихология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208...
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconВ. А. Лабунская Васильева О. С., Филатов Ф. Р
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр...
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconСластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед...
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под...
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconВысшее образование
Г65 Основы коррекционной педагогики: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева;...
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconОсновы общей
С 29 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений / Под ред. В. А. Сластенина....
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconОсновы психологического консультирования и психологической коррекции:...
Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:...
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconАтическом изложении рекомендовано Министерством образования Российской...
Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб пособие для студ высш учеб заведений....
Го родского хозяйства : учеб пособие для студ высш учеб заведений /В. И. Коробко. М.: Издательский центр iconЦейтлин С. Н. Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб...
Ц32 Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М: Гуманит изд центр владос, 2000. 240...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница