Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402


Скачать 337.51 Kb.
НазваниеПрограмма развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402
страница1/2
Дата публикации01.05.2013
Размер337.51 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Экономика > Программа
  1   2
Отдел образования

Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга


Программа развития

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназии №402

на период 2012-2017 гг.
Утверждена

на Педагогическом совете

гимназии № 402

протокол № _1__ от ____30.08.11_____

Паспорт программы развития



Полное наименование программы



Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА – ШКОЛА ОТКРЫТОГО БУДУЩЕГО


Основания для разработки программы
  • ^

    Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 14.01.2011

  • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» №51-ФЗ (Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000г.)

  • ^

    Решение правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 09.12.2004 г.


  • Закон Российской Федерации «О федеральных образовательных стандартах» (принят Государственной Думой в 2004 году)

  • «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты «второго поколения») (М. Просвещение, 2009)

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020

  • Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09.2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде.

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (Приказ Президента РФ Пр-271 от 04.02.2010).

  • План мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 № 750

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.

  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

  • Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884


Цель программы

Создание открытой образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивающей новое качество образования.



^ Задачи

программы


  • Создать условия для перехода ОУ на новые образовательные стандарты.

  • Использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы для наиболее успешного развития школьников.

  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

  • Создать условия для обеспечения каждому ребенку максимального раскрытия его способностей и возможностей в ситуации успеха.

  • Создать условия для диверсификации обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

  • Обучить школьников приемам исследовательской деятельности.

  • Актуализировать использование специальных (социально-ориентированных) методик, способствующих успешной социализации учащихся.

  • Расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно готовить выпускников гимназии к освоению программ высшего профессионального образования.

  • Создать условия для вовлечения социальных партнеров в образовательную деятельность гимназии;





Период и этапы реализации программы

2012 – 2017 г.г.
I этап - 2012-2013 гг.

  • Построение «картины» состояния педагогического процесса в гимназии:

  • Разработка модели организации открытой образовательной среды, способствующей развитию у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления.


II этап – 2013 – 2016 гг.

  • Реализация модели открытой образовательной среды.

  • Оценка ее эффективности на основе  выявленных критериев.


III этап – 2016 – 2017 гг.

  • Анализ результатов внедрения модели.

  • Проведение общественной экспертизы.

  • Тиражирование опыта.




Ожидаемые результаты




  • Существенно оптимизировать содержание образовательной программы.

  • Существенно оптимизировать организацию и содержание образовательного процесса.

  • Улучшить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.

  • Повысить квалификацию педагогического состава.

  • Расширить образовательную среду ОУ, обеспечив ее открытость.

  • Оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения.

  • Существенно повысить уровень эрудиции и обученности учащихся.





Авторы программы




  • Совет гимназии № 402

  • Администрация гимназии №402





^ Руководитель программы

Довга Галина Вячеславовна – директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга



^ Программа утверждена






Система контроля выполнения программы




  • Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Совет гимназии.

  • Ежегодный доклад членов НМС педагогическому совету гимназии о результатах деятельности по реализации Программы развития.

  • Информация о выполнении Программы публикуется на сайте гимназии.




^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая аннотация программы

(соответствие направления развития ОУ, направлениям государственной образовательной политики)
Стремительные изменения современного мира ставят перед школьными образовательными системами новые требования, которые, согласно нормативным документам, сводятся к обеспечению равных возможностей и доступности в сфере образования, другими словами, открытости школы.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

В целом, школа должна обеспечивать достижение каждым учащимся (независимо от типа и вида образовательного учреждения) уровня развития навыков и умений, достаточного для социальной успешности, для самореализации сейчас и в будущем.

Современное общество выдвигает в качестве основного требования к образовательному учреждению – связать школу с жизнью: выпустить в жизнь человека, готового к изменениям, происходящим в обществе и экономике, способного адаптироваться к ситуациям выбора и принимать решения, адекватные этим ситуациям, т.е. подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы. Это важно в связи с тем, что сформированные в школьные годы компетенции могут выступать прочной и необходимой основой, облегчающей ребенку сложный для него путь адаптации к социуму. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:

  • могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора;

  • способны к сотрудничеству;

  • отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью;

  • готовы к межкультурному взаимодействию;

  • обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать условия для их существования.

Развитие образования в России, как и в любой другой стране, невозможно без научно-исследовательского потенциала как основы учебной деятельности, осознания гражданами объективных социальных, экономических и культурных законов жизни общества.

Образовательная программа ОУ, являясь организационной основой реализации государственной политики в сфере образования и обеспечивая научно-методическую проработку и апробацию системных изменений, позволяет использовать новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование». Главная идея данного инновационного проекта — обеспечение нового качества образования, ориентированного на:

  • повышение качества знаний;

  • формирование личностных качеств, имеющих приоритетное значение для развития способности к самостоятельному решению проблем и обеспечения, тем самым, возможности для самореализации личности;

  • развитие умения ориентироваться в окружающем мире;

  • развитие способности решать конкретные проблемы в различных сферах деятельности,-

что в совокупности позволит повысить и качество жизни будущих выпускников и всего общества, и может быть достигнуто за счет создания в школе открытой образовательной среды.

Термин «образование» в контексте данного инновационного проекта «Открытая школа — школа открытого будущего» понимается как целенаправленный социокультурный процесс содействия развитию личности человека, его индивидуальности, через специально организованные процессы обучения и воспитания, реализуемые с помощью специальных развивающих программ и проектов.

^ Образовательная среда школы - это совокупность условий и возможностей личностного развития. Образно говоря, это «пространство», где существуют источники педагогического влияния, осуществляется педагогическая деятельность, цель которой воспитание, обучение и развитие человека.

^ Открытая образовательная среда - это среда, обладающая комплексом развивающих факторов, определяющих перспективы развития для всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров ОУ), обеспечивающих повышение качества образования.

^ Образовательная среда в контексте данного инновационного проекта понимается как сложное, многоуровневое явление, включающее в себя несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический. Каждый из этих аспектов среды планируется наполнить дополнительными развивающими факторами, что и позволит говорить о подготовке учащихся к будущим жизненным перспективам.

^ Структурные элементы открытой образовательной среды (рис 1)


Элементы культурной среды

Организации-

партнеры


Родители сообщества

индивиды


line 5line 6line 15

oval 14


autoshape 18
учитель

ученик


line 17

line 7line 16


Информационная среда

Образовательные ресурсы


Службы поддержки


^ Цель и задачи программы «Открытая школа — школа открытого будущего»

Цель: создание открытой образовательной среды образовательного учреждения,

обеспечивающей новое качество образования.
Задачи:

  • Создать условия для перехода ОУ на новые образовательные стандарты

  • использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы для наиболее успешного развития школьников;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

  • создать условия для обеспечения каждому ребенку максимального раскрытия его способностей и возможностей в ситуации успеха;

  • создать условия для диверсификации обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

  • обучить школьников приемам исследовательской деятельности;

  • актуализировать использование специальных (социально-ориентированных) методик, способствующих успешной социализации учащихся;

  • расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно готовить выпускников гимназии к освоению программ высшего профессионального образования;

  • Создать условия для вовлечения социальных партнеров в образовательную деятельность гимназии

^ Данные цели и задачи определяют направления развития образовательной системы школы: качество образования для качества жизни.

Обоснование инновационного характера программы

Обязательным условием построения открытой образовательной среды является соблюдение следующих принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса:

^ Принцип доминанты учащегося: научиться обучаться, научиться размышлять, исследовать, научиться использовать информационный потенциал культурного наследия, опираясь на научные знания.

^ Принцип доминанты обучающего: использовать образовательные возможности социокультурного пространства, в котором происходит обучение. Изменить профессиональную роль обучающего от «носителя «готовых» знаний – к «организатору и координатору познавательной деятельности учеников»

Изменяется роль обучающего как систематизатора знаний, ключевой фигуры в преподавании и озвучивании основных понятий на сопровождающую роль для приобретения учащимся определенных компетенций. Роль преподавателя сохраняет свое значение, однако теперь она предусматривает более высокие уровни мотивирования и консультирования учащихся в том, что касается места и значения областей знания, понимания и способности применять это знание, профиля обучения, критического отбора материалов и источников, организации учебных ситуаций и т.д.

^ Принцип многофункциональности: конечной целью открытой образовательной среды является не развитие одинакового интеллекта у всех учащихся, а достижение ими той степени развития, которая соответствует личностным особенностям каждого обучающегося. При этом профиль умственных способностей становится отправной точкой при формировании подходов к индивидуализации обучения.

^ Принцип научной обоснованности: развитие способности учащихся к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащихся в образовательном пространстве на основе приобретения субъективно новых знаний в ходе исследовательской деятельности как универсального способа исследовательской деятельности.

^ Готовность школы к реализации программы

Школа является старейшей школой района, в середине 90-х годов она получила официальное право быть общеобразовательным учреждением, полноценно реализующим повышенный гимназический уровень образования. Статус гимназии школа трижды подтверждала в ходе государственной аттестации и аккредитации.

Имея такую длительную историю, педагогический коллектив бережно хранит традиции и преумножает их в профессиональной деятельности. В гимназии сложился эффективный комплекс мероприятий, способный благотворно влиять на создание эмоционального комфортного фона образовательной среды.

Постоянный поиск наиболее эффективных путей обучения и воспитания гимназистов предполагает непрерывное развитие всех структур и подразделений гимназии: управленческих, научно-методических, организационно-педагогических. На протяжении многих лет в школе активно развивается научно-исследовательская деятельность учащихся по следующим направлениям: историко-краеведческое, эколого-биологическое, естественно-научное, литературоведческое, лингвистическое.

Основными формами работы содружества «учитель-ученик» являются следующие проекты:

  • «Школьные СМИ»: (газета «Абзац», видеоновости «Вам и не снилось»);

  • «Гимназические праздники»;

  • «Живая вода»: Экологический проект;

  • «ИУП»: Институт ученических проблем;

  • Дискуссионный клуб;

  • Клуб интеллектуальных игр: «UMAPALATA»;

  • «Школьное научное общество»;

  • Школьный спортивный клуб.

Основой непрерывного стимулирования развития гимназии является высокий профессиональный уровень педагогов и администрации. Стабильно работающий, методически грамотный коллектив обладает достаточно высоким профессиональным потенциалом, что создает мощный кадровый ресурс развития.

Кадровый потенциал, обеспечивающий реализацию проекта:

  • Кандидат педагогических наук 2 человека

  • Заслуженный учитель РФ 5 человек

  • "Отличник народного образования" 6 человек

  • "Почётный работник общего образования РФ" 15 человек

  • Соросовский лауреат 1 человек

  • Награжденные Знаком «За гуманизацию образования Санкт-Петербурга» 3 человека

Победители профессиональных конкурсов

  • Лучший учитель РФ в рамках ПНП «Образование» 7 человек

  • Лучший учитель Санкт-Петербурга 1 человек

  • Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга 1 человек

  • Учитель года Санкт-Петербурга 1 человек

  • Лауреат премии «Наставник» 1 человек

  • Победители и лауреаты районных конкурсов педагогических достижений 8 человек

Квалификационные категории: (рис 2)

Одно из приоритетных направлений деятельности гимназии – воспитательная работа, которая помогает формировать в человеке определенное видение индивидуального социального будущего (судьбы), умения морально уравновесить ценности жизни «сегодня» и ценность жизни «завтра»

^ Основными направлениями воспитательной работы являются:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Реализация направлений воспитательной работы осуществляется через проведение ежегодных мероприятий, направленных на развитие традиций школы, укрепление ценностного единства всех субъектов образовательного процесса; приобщение учащихся к опыту созидательной деятельности, включение их в деятельность на благо города; поддержку социальных инициатив и достижений школьников; использование воспитательного потенциала семьи, старшего поколения в воспитательной деятельности школы; освоение ценностей Петербургской культуры.

Анализ учебно-воспитательного процесса в ОУ показал, что одной из самых эффективных форм, стимулирующих мотивацию к познанию, развитию личности, ее самореализации являются проектные технологии и исследовательский подход. Ниже представлены материалы, используемые для диагностики.
Вопросы для диагностики родителей

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация школы. Ваши ответы станут огромным под­спорьем в изучении вопроса о необходимости организации в школе науч­ного общества учащихся.

  1. Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?

  2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?

  3. Книги, из какой области знаний ему интересны?

  4. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?

  5. В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил сво­его ребенка?

  6. Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?

  7. Имеет ли возможность ребенок демонстрировать результаты своих занятий в кружке?

  8. Считаете ли вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?

  9. На занятиях, каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка?

  10. Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?


Вопросы для диагностики учащихся

  1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?

  2. По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литера­туру?

  3. Какая область знаний Вам наиболее интересна?

  4. Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где?

  5. Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества (ШНО)учащихся?

  6. По Вашему мнению, чем должно заниматься ШНО?

  7. Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся?

  8. Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?

  9. Кто из учителей мог бы стать Вашим консультантом?

  10. Какие научные темы для исследования могли бы быть Вам интересны?

Информация анализируется на административном совете. Результа­ты полученного анализа необходимо обсудить на педагогическом совете школы, посвященном организации научно-исследовательской работы учащихся.
Вопросы для диагностики педагогов


  1. Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по Вашему предмету?

  2. Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги?

  3. Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе?

  4. Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые отели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету?

  5. Необходимо ли иметь в Вашей школе научное общество учащихся?

  6. Какие секции, на Ваш взгляд, должны в нем работать?

  7. Считаете ли Вы необходимым для себя работать в научном обществе учащихся?

  8. В какой форме, на Ваш взгляд, должен проходить отчет о научно-исследовательской деятельности учащихся?


Исследовательская деятельность на уроке может иметь продолжение во внеклассной работе. Переход от индивидуального исследования к групповому - проекту широкого охвата многих областей знаний - позволяет на уровне межпредметных связей ставить цели развития познавательной активности, системного виденья, умения использовать знания в практической деятельности.

^ Направления изменений в ходе реализации проекта

«Открытая школа — школа открытого будущего»

Ожидаемые результаты проекта «Открытая школа - школа открытого будущего»предполагают изменения на трех основных уровнях:

^ 1 уровень - изменения на уровне Образовательной программы

Обновление содержания Образовательной программы предполагает развитие имеющихся и создание новых ресурсов обучения.

Цель школьного образования предполагает помимо формирования универсальных учебных навыков для обеспечения успешности в учебе, развитие компетенций, способствующих становлению учащегося как успешной личности в целом.

Под успешностью в учебе понимается:

  • наличие личных образовательных продуктов;

  • сформированность навыков в области информационных технологий;

  • социальная мобильность;

  • высокий уровень развития стратегий познавательной деятельности; (учиться учить себя);

  • умение делиться своими знаниями с другими детьми в процессе обучения;

  • умение представлять свои знания в виде сообщений (устных и письменных).

К ключевым компетенциям, способствующим становлению успешной личности, относятся такие как:

  • ценностно-смысловая;

  • общекультурная;

  • учебно-познавательная;

  • информационно-технологическая;

  • коммуникативная;

  • социально-продуктивная;

  • личностное самосовершенствование.

Совокупность перечисленных качеств приведет к самостоятельности учащихся: использованию различных средств и способов общения, к овладению информационной культурой, уверенному жизненному и профессиональному самоопределению, расширению жизненного кругозора, социальной мобильности.

Таким образом, достижение традиционных результатов освоения ОП учащимися будет сопровождаться выходом на новые личностные и образовательные результаты.

^ 2 уровень - изменения на уровне системы управления образовательным процессом

Новые подходы к управлению направлены на стимулирование изменений в деятельности педагога, осваивающего новую функцию – проектировщика открытой образовательной среды, связанной с осмыслением новых ценностей образования; овладением современными образовательными ресурсами и созданием новых методических продуктов.

^ 3 уровень - изменения на уровне деятельности субъектов образования

Ученик – учится удовлетворять свои потребности, интересы, мотивы средствами обучающей среды, становится более самостоятельным.

Учитель – проектирует обучающую среду: дополняет традиционное содержание образования новыми ресурсами среды (технологиями, методами, формами, информационными источниками, социальным взаимодействием и т.д.),- расширяя при этом профессиональную компетентность.

Родители – сближаются позиции родителей и школы. Они становятся партнерами, активно участвуя в общественном управлении ОУ.

^ Прогнозируемые результаты.
Реализация проекта позволит:

  • существенно оптимизировать содержание образовательной программы;

  • существенно оптимизировать организацию и содержание образовательного процесса;

  • улучшить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;

  • повысить квалификацию педагогического состава;

  • расширить образовательную среду ОУ, обеспечив ее открытость;

  • оптимизировать управленческую деятельность образовательного учреждения;

  • существенно повысить уровень эрудиции и обученности учащихся.

Как следствие повысится удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
^ Критерии результативности прораммы
Таблица 1.




Внутренние критерии

Внешние критерии

Учитель

Принятие идей и цели проекта

Самообразование по теме проекта

Удовлетворенность профессиональной деятельностью

Установление отношений сотрудничества

^ Наличие инновационных разработок новых практик обучения.

Наличие инновационных продуктов

Трансляция инновационного педагогического опыта

^ Овладение новыми ресурсами обучения

Повышение конкурентоспособности

Учащийся

Наличие положительной мотивации к обучению

^ Удовлетворенность образовательным процессом

Развитие познавательной деятельности

Улучшение психолого-эмоционального состояния учеников

^ Улучшение академических достижений

Развитие учебной самостоятельности и стратегий познавательной деятельности

Активизация научно-исследовательской деятельности

Формирование коммуникативных и социальных компетентностей

^ Публичное представление собственных инновационных учебных продуктов

Успешная реализация профессионального выбора

Образовательное учреждение

Инновационная культура

Обновление инфраструктуры


Развитие новых практик обучения и воспитания

Повышение статуса ОУ в родительском и профессиональном сообществе, увеличение числа социальных партнеров, рост контингента учащихся;

^ Реализация новых социально значимых проектов;

Повышение конкурентоспособности

Обновление информационно-технологической базы ОУ

Для развития новой культуры обучения в рамках «Открытая школа – школа открытого будущего» и вовлечения учителя в построение новых практик обучения необходимо использование дополнительных технологических возможностей обучения, предоставляемых новыми средствами обучения.
^ Для учителя:

  • наличие оргтехники для административной, учебно-методической и организационной деятельности;

  • наличие системы мультимедиа в классах (компьютерные проекторы, интерактивные доски;

  • наличие оборудования для объединения компьютеров в локальную сеть.

Для повышения уровня социализации учащихся в рамках образовательной программы необходимо современное оформление конференц-зала для презентации и защиты детских творческих проектов и учебных исследований.
Для учащихся:

  • экран с электроприводом;

  • мультимедийный проектор;

  • акустическая система;

  • радиосистема в комплексе с микрофонами;

  • ноутбук оператора.

Что дает модернизация информационно-технической базы?

Позволяет:

      • использовать в учебном процессе

    • учебные материалы нового поколения (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), информационные источники сложной структуры (ИИСС), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК));

    • виртуальную коммуникацию.

  • оптимизировать процесс дифференциации обучения, так как современные программные средства предусматривают задания, как для одаренных детей, так и для детей, имеющих проблемы в обучении;

  • развивать навыки

    • работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

    • исследовательской деятельности, включающие проведение реальных и виртуальных экспериментов;

    • самостоятельного изучения материала, оценки результатов своей деятельности, умения принимать решения в нестандартной ситуации;

    • работы в группе, умения соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;

    • коммуникационной культуры

В течение 16 лет гимназия в качестве районной опытно-экспериментальной площадки вела творческий поиск, направленный на развитие ребенка, создание условий для успешности каждого участника образовательного процесса и достижение высокого качества образовательных услуг.
^ Перечень тем ОЭР.

  • Содержание и способы формирования эффективных психолого-педагогических условий развития индивидуально-типических качеств личности учащихся в период преобразования школы в гимназию

  • Разработка модели полного усвоения знаний на основе разноуровнего подхода к обучению

  • Разработка альтернативных форм итоговой аттестации учащихся – ВЭР (выпускная экзаменационная работа)

  • Инновационные технологии обучения

  • Эффективная мотивация учения школьников

  • Модель организации проектной и исследовательской деятельности учащихся как средство интенсификации личностного развития и социализации

  • Сформированность универсальных учебных действий как фактор психологической комфортности образовательной среды гимназии


^ Реализация программы
Основные принципы образовательной политики школы в ходе реализации проекта

  • Открытость образования – открытость миру, людям. Школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся;

  • Социализация школьников – ориентация учебно-воспитательного процесса на личностное, социальное, общекультурное развитие ребенка, уважение его достоинства, доверие, создание условий для развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения;

  • Дифференциация и индивидуализация как путь создания большего количества возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом их особенностей, здоровья, возраста и др.;

  • Развивающий, деятельностный характер образования через включение в образовательный процесс практикоориентированных методик, отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированного на передачу готовых знаний;

  • Вариативность образования через введение специальных учебных курсов и программ, ориентированных на проектную деятельность;

  • Организация исследовательской деятельности школьников.

Вышеперечисленные принципы сориентированы на развитие личности ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, на социализацию личности в процессе обучения и воспитания.
Реализация проекта опирается на следующие доминанты, формирующие внутришкольную инновационную культуру. Сущность их проявляется в том, что они придают одинаково большое внимание как обучаемому, так и обучающему.

^ Доминанта учащегося – научиться обучаться: научиться размышлять, уметь приспосабливаться к условиям, уметь обращаться к своему опыту и культурному наследию, соблюдая при этом общность мнений.

^ Доминанта обучающего – использование социального и культурного окружения, в котором происходит передача знания.



  • Условия реализации программы

Учитывая сложившуюся в ходе опытно-экспериментальной работы школы ( статус районной экспериментальной площадки) педагогическую ситуацию, предполагающую готовность учителей школы к инновационной деятельности, в качестве организационного механизма реализации проекта выбрана Программа проектного типа.

В связи с этим основной идеей Программы становится формирование открытого образовательного пространства, способствующего развитию у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.

^ Программа носит модульный характер и позволяет включать субъектов образования в инновационную деятельность на принципах стимулирования деловой активности на основе гибкого управления организационными, технологическими и педагогическими инновациями, способствующими развитию нового качества преподавания и учения.

Принципиальным условием реализации программы проекта «Открытая школа – школа открытого будущего» является научный фундамент каждого модуля.

Для реализации программы развития «Открытая школа — школа открытого будущего» создана ^ Модель организации открытой образовательной среды. В нее входят следующие содержательные модули (целевые программы) и сопровождающие их методические материалы:

  • М-1. Программа повышения квалификации учителей (см. таблицу № 2)

  • М-2. Программа спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» (см. приложение)

  • Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся.

  • Методические рекомендации (образцы документов) по организации ученического НОУ.

  • Схема организации учебной исследовательской деятельности .

Для реализации инновационного проекта «Открытая школа — школа открытого будущего» в течение 2011 -2012 гг. будут разработаны и включены в Модель новые содержательные модули в виде Целевых программ и сопровождающие их методические материалы:

  • М-3. «Качество знаний» (см. приложение)

  • М-4. «Дополнительное образование в интересах семьи и ребенка» (см. приложение)

  • М-5. «Практика-наука-практика» (см. приложение) (см. приложение)

  • М-6 «Психолого-педагогические аспекты перехода к открытой образовательной среде

  • Методические рекомендации по реализации целевых программ

Для реализации образовательной программы «Открытая школа — школа открытого будущего» заданы следующие направления организации учебного процесса:

  • Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

  • Работа строится с каждым учащимся, с учетом его склонностей и предпочтений в процессе обучения.

  • Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

  • Активность каждого учащегося варьируется с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

  • Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

  • Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

  • ^ Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен мнениями и способами познания.



  • Программа повышения квалификации проектного типа как организационный механизм реализации программы развития


Таблица 2.

^ Название этапа

Цель

Управленческий механизм

Ожидаемый результат

^ Этап 1 подготовитель-ный

Создание единого ценностно-смыслового коммуникативного и инструментального пространства введения образовательных инноваций в русле новой культуры обучения в инновационной образовательной среде

Семинары –демонстрации

Игровое моделирование

Анализ зарубежного опыта

Запуск деятельности лабораторий учителей по ступеням образования

Научные консультанты

Коммуникативные группы

Разработка учителями индивидуальных планов развития на год по освоению инновационных образовательных ресурсов


^ Этап 2 организационно-поисковый

Аккумуляция инновационных ресурсов обучения в деятельности учителей, позволяющих реализовывать новые практики обучения и воспитания

Педагогические мастерские

Посещение школ-партнеров с целью обмена опытом

Открытые уроки в школе


Поиск и обновление ресурсов обучения

(методик, форм, организация предметно-пространственной среды)

Формирование запроса учителей на повышение квалификации

^ Этап 3 инновационный

Обучение учителей проектированию новых практик обучения и воспитания на основе инновационных ресурсов

Проектировочные семинары

Индивидуальные консультации

Проекты новых практик обучения и воспитания, построенных на основе инновационных ресурсов

^ Этап 4 апробационный

Реализация проектов новых практик

Открытые уроки для учителей школы

Экспертиза эффективности новых практик учителями, родителями и учащимися

Экспертная оценка уроков, построенных на принципах развития новой культуры обучения.

Модели уроков и мероприятий.

^ Этап 5 заключительный

Определение стратегии и тактики внедрения изменений в образовательную программу

Обобщение результатов в виде методических разработок новых практик обучения и воспитания

Внешняя экспертиза результатов

Методический комплекс создания инновационной образовательной среды коррекционного обучения




  • ^ Схема управления программы

Таблица 3



Должностное лицо

Обязанности по осуществлению проекта

  1. 1.

Директор школы

  • Основное руководство проектом

  • Подбор и расстановка кадров

  • Курсовая переподготовка кадров

  • Обеспечение материальной базы проекта

  1. 2.

Заместитель директора по УВР

  • Научно-методическое руководство;

  • Организация деятельности коллектива по осуществлению программы проекта

  • Контроль качества знаний

  1. 3.

Заместитель директора по ОЭР

  • Разработка материалов эксперимента

  • Обеспечение повышения педагогического мастерства коллектива через организацию семинаров, практикумов

  • Организация педагогического сопровождения деятельности НОУ.

  • Мониторинг процесса осуществления проекта

  1. 4.

Заместитель директора по ВР

  • Руководство внеурочной познавательной деятельностью учащихся

  • Разработка системы мероприятий в рамках НОУ

  • Организация и проведение предметных декад

  1. 3.

Психолог школы

  • Организация психологического сопровождения образовательного процесса

  • Наблюдение за состоянием психологического климата в школе

  • Отслеживание влияния образовательного процесса на психическое здоровье учащихся, их индивидуальное развитие

  1. 4.

Ответственный за работу НОУ

  • Организация и обеспечение мультимедийными ресурсами занятий спецкурса

  • Проведение открытых заседаний НОУ

  • Организация проведения заседаний секций.

  • Планирование работы с руководителями секций

  • Организация образовательного процесса по формированию навыков исследовательской деятельности

  • Своевременная подготовка участников НП конференций.

  1. 5.

Педагоги


  • Организация учебно- познавательной, исследовательской деятельности

  • Организация надпредметной познавательной деятельности

  • Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность

  • Создание условий для самореализации личности, раскрытия индивидуальности каждого учащегося

  • Создание условий для нравственного воспитания личности
  1   2

Похожие:

Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconПрограмма развития деятельности студенческих объединений федерального...
Целью деятельности Совета является развитие системы студенческого самоуправления и повышения роли студенчества в обеспечении стратегического...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconЮжно-российский институт-филиал федерального государственного бюджетного...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconУчебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Пояснительная записка к учебному плану муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconПрограмма учебной дисциплины конфликтология для специальности 08504...
Сибирский политехнический колледж филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconАрхангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного...
Архангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconПрограмма практик по специальности 030301. 65 Психология программа...
Федерации и Положением о порядке проведения практики студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconМинобрнауки россии старооскольский филиал федерального государственного...
...
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconМинистерство образования и науки РФ
Архангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 icon«Римское право»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №402 iconМинистерство образования и науки РФ
Архангельский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница