Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма


Скачать 372.9 Kb.
НазваниеМетодические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер372.9 Kb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

АМИНОВА Румина Камиловна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным
хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями,
отраслями, комплексами (сфера услуг)



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Махачкала – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».

^ Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Исалова Маржанат Нурулаевна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Караханов Мурад Нуруллахович;

кандидат экономических наук, доцент Абдуллаева Тамара Курбановна.

^ Ведущая организация Министерство экономики Республики Дагестан.


Защита состоится 3 ноября 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет».


Автореферат разослан 2 октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.
^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Повышение роли туризма в развитии национальной экономики является одной из важнейших тенденций развития современной мировой экономики. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В последние годы мировой туристический рынок стабильно растет и даже проблемы на мировых финансовых рынках не привели к снижению темпов роста туризма.

Развитие туризма в России в целом соответствует мировым тенденциям. В 2006 г. объем российского туристического рынка вырос почти на четверть - до 2,8 трлн. руб. Несмотря на столь значительный рост, доля туризма в валовом внутреннем продукте России составляет около 1,5%. По данным Ростуризма, количество поездок иностранных граждан в РФ в 2007 г. выросло на 2% и составило 22 млн. чел. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха в Россию, по статистике приводимой Ростуризмом, уменьшилось более чем на 8%. Это во многом связано с неэффективностью управления туристским бизнесом, с низким качеством туруслуг, несоответствием их международным стандартам, отсутствием комплексного подхода к управлению туристской индустрией.

Усиление конкуренции на рынке туристских услуг привело к возникновению новых проблем в управлении организациями индустрии туризма, связанными с необходимостью повышения эффективности управления туристским бизнесом. Отмеченные выше проблемные аспекты, связанные с необходимостью совершенствования системы управления организациями индустрии туризма, и обуславливают актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

^ Степень разработанности проблемы. Вопросы развития рынка туристских услуг и управления организациями индустрии туризма рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых, в том числе в трудах Агеевой А.Ю., Азара В.И., Александровой А.Ю., Балабанова И.Т., Веденина В.С., Герасимова И.П., Гуляева В.Г., Ильиной Н.И., Зорина И.В., Исмаева Д.К., Квартального В.А., Папиряна Г.А., Семина В.С. и многих других.

В то же время следует отметить, что ряд специфических проблем управления организациями индустрии туризма исследован недостаточно.

^ Цель диссертационного исследования – разработка теоретических и методических основ оценки, а также комплекса мер по повышению эффективности управления организациями индустрии туризма.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • анализ роли и значения туризма в современной экономике;

  • изучение особенностей и тенденций развития индустрии туризма в России и Дагестане;

  • уточнение системы показателей, характеризующих эффективность управления организациями индустрии туризма;

  • оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятиях индустрии туризма;

  • исследование особенностей управления организациями индустрии туризма и определение направлений повышения эффективности управления организациями индустрии туризма;

  • разработка комплекса мер по повышению эффективности управления персоналом в организациях индустрии туризма;

  • определение направлений использования информационных технологий в организациях индустрии туризма.

^ Объектом исследования являются организации индустрии туризма Республики Дагестан как составная часть индустрии туризма Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, методических и практических проблем функционирования организаций индустрии туризма.

Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и менеджмента в сфере туризма.

В процессе проведения исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы экономического, логического анализа и системного подхода, экономико-математического моделирования.

Информационную базу диссертации составили нормативные акты и законы в области туризма, в том числе Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральная Программа развития туризма в Российской Федерации, «Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года», Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2005-2010 годы», Постановления Правительства Российской Федерации и Республики Дагестан, а также инструкции, положения, информационные материалы о развитии туризма.

^ Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании методики оценки и уточнении направлений повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма. К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

  • проанализированы роль и значение туризма в современной экономике, выявлены проблемы развития туризма в России и Дагестане;

- уточнена методика комплексного анализа эффективности функционирования организаций индустрии туризма;

- выявлены и обобщены основные проблемы и особенности управления финансовыми ресурсами организаций индустрии туризма и обоснована целесообразность управления бизнес-процессами предприятия на основе бюджетирования;

- разработан комплекс практических мер по совершенствованию организационных форм, методов, технологий управления персоналом в организациях индустрии туризма;

- на основе анализа отечественного и зарубежного опыта применения информационных технологий в туризме, разработаны рекомендации по их использованию для организаций различных типов индустрии туризма.

^ Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в работе теоретические и прикладные результаты применены при разработке и реализации программ развития туризма, а также в практике управления организациями индустрии туризма.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» в 2005-2009 годах.

Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение в работе Министерства культуры и туризма РД и Агентства по туризму РД при разработке плана мероприятий по выполнению программы «Развитие туризма в Республике Дагестан в 2005-2010 годы».

^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Объем работы – 145 страниц машинописного текста, содержит 8 таблиц, список литературы включает 140 наименований.

^ Во введении представлена общая характеристика работы, обоснована актуальность темы исследования, показана степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы.

^ В первой главе «Проблемы теории и практики управления индустрией туризма в современных условиях» проведен анализ роли и значения туризма в современной экономике, рассмотрены особенности и тенденции развития индустрии туризма в России, дана характеристика развития индустрии туризма в Дагестане.

Во второй главе «Комплексная оценка эффективности функционирования организаций индустрии туризма» рассмотрена система показателей, характеризующих эффективность управления организациями индустрии туризма, стратегия ценообразования на туристские услуги с точки зрения возможности повышения эффективности управления организациями индустрии туризма, дана оценка эффективности использования финансовых ресурсов на предприятиях индустрии туризма.

^ В третьей главе «Основные направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма» предложен комплекс мер по совершенствованию системы управления персоналом, а также повышению эффективности использования информационных технологий в организациях индустрии туризма.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.

^ 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Для многих стран туризм является одним из важнейших источников формирования бюджета, обеспечивая занятость населения и прирост валового внутреннего продукта. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.

В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала - около 1,5%, и не дотягивает, к примеру, до Австрии, где она составляет 6%. Занятость населения в этом секторе составляет все те же 1,5%, а в развитых европейских странах - 5-7%.

Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а так же теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек).

Большинство туристских фирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж, и только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день является каналом утечки валюты за рубеж.

Существуют различные подходы и методы изучения туризма, в том числе институциональный, продуктовый, исторический, управленческий, экономический, социологический, географический, междисциплинарный и системный.

Учитывая комплексный характер туризма необходимо использовать различные подходы к его изучению в сочетании с разными задачами и целями.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Доходы от туризма способны поднять экономику региона, в котором он развивается. Анализ экономических аспектов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

- туризм обладает высоким мультипликативным эффектом, способствуя развитию предприятий различных отраслей экономики в той или иной форме задействованных в обслуживании туристов;

- развитие туризма приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- развитие международного туризма приводит к увеличению объемов валютной выручки;

- создание и развитие туристских фирм приводит к увеличению ВВП страны и регионального валового продукта;

- развитие туризма приводит к созданию дополнительных рабочих мест, а следовательно снижает напряженность на рынке труда, что особенно актуально для трудоизбыточных регионов.

Таким образом, туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является решением всех экономических проблем. Необходимо, учитывая как выгоды, так и издержки от развития туризма, способствовать оптимизации развития туристкой индустрии. Это особенно актуально для России, учитывая слабое развитие выездного туризма. Сегодня туризм для России превратился в источник утечки валюты из страны во все увеличивающихся масштабах.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу имеет все основания для развития всех видов туризма, в том числе и въездного туризма. По данным информационного агентства «Росбизнесконсалтинг», емкость российского рынка выездного туризма составляет 1-2,5 млрд долларов в год.

Однако, для этого необходима государственная поддержка инвестиций в отрасль, адекватная рекламно-информационная политика, формирование качественного туристского продукта, разработка и реализация стратегии продвижения внутреннего туристского продукта на российском рынке.

Необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:

- создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма;

- формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

- формирование современной целостной нормативно-правовой базы;

- укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии;

- повышение качества обслуживания в сфере туризма.

Туризм очень чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика государства. Учитывая продолжающийся глобальный экономический кризис, вопросы государственной поддержки отрасли становятся особенно актуальными.

Одной из ярко выраженных тенденций развития мирового туризма является процесс объединения (слияния) компаний индустрии туризма. В России наиболее заметно это происходит в гостиничном бизнесе. Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Происходит также объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть. Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг.

Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных мест размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн человек, из них в гостиницах - 16,4 млн человек.

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными местами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха в Россию, по статистике, приводимой Ростуризмом, уменьшилось более чем на 8%. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

Это объясняется возросшими за последние два года ценами на туристские услуги в стране, и, прежде всего, резким ростом цен на гостиницы. Зарубежные специалисты в области туризма отмечают, что российский туристический сервис дорогой, непрофессиональный и примитивный, во многом унаследованный от старой советской системы.

Очевидным является то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Анализ экономической деятельности туристических фирм, активное использование современных информационных и коммуникационных технологий, низкий коэффициент загруженности средств размещения показывают, что туристические предприятия имеют достаточный потенциал для увеличения своего оборота. Сдерживающим фактором их роста является ограниченный спрос. По всей видимости, для создания наилучших условий роста российского национального туризма необходимо предпринять дополнительные усилия для повышения спроса, имея в виду, что именно низкий уровень личных доходов большей части российского населения является сдерживающим фактором роста туризма.

Последнее объясняется в т.ч. и уменьшением числа отелей туристского класса из-за сноса ряда крупных старых гостиничных объектов.

Последние 6 лет в России развивается внутренний туризм. По данным информационного агентства «Росбизнесконсалтинг», рост внутреннего туризма в России в 2007 году составил 7,7% и достиг 28 млн человек. Внутренний туризм в нашей стране характеризуется значительными сезонными колебаниями, что связано не только с природно-климатическими условиями, но и с невысоким уровнем развития самого туристского предложения.

Практика показывает, что наличие туристической индустрии, такой как комфортабельные отели и стандартные развлечения, не решает проблемы увеличения объемов продаж. Туризм относится к ритейловой сфере высокой степени сложности, и в отличие, например, от просто торговли, не может развиваться в условиях монополизации. Он прогрессирует только в условиях жесткой конкуренции. Для устойчивого роста продаж нужно создание определенного имиджа. Создание такого имиджа, т.н. брендинг России и регионов РФ, является первостепенной задачей.

Республика Дагестан, несмотря на свой значительный туристский потенциал, занимает весьма скромное место на российском и мировом туристском рынках. По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Дагестан общий объем туристских услуг сократился по сравнению с 2006 годом на 1,7% и составил 2954,3 млн руб., что свидетельствует о наличии серьезных проблем в развитии туриндустрии республики.

Разработанная республиканская концепция развития туризма не реализована, в силу недооценки финансовой составляющей концепции. В силу высокой степени дотационности, возможности государственного финансирования отрасли крайне ограничены, необходимо развивать частные финансовые вложения.

В то же время практически полное отсутствие в Республике Дагестан статистики на местном уровне затрудняет возможности оценки реального состояния отрасли, а, следовательно, и определение перспектив ее развития. Нами была сделана попытка экспертной оценки состояния и перспектив развития туризма в Республике Дагестан. Были сформированы 5 экспертных групп (руководители турфирм, сотрудники предприятий инфраструктуры, сотрудники министерств и ведомств, связанных с обслуживанием туризма, потребители воспользовавшиеся услугами дагестанских турфирм, ученые и эксперты, занимающиеся туризмом). Оценивалась нормативно-правовая база развития туризма, экономические и социальные аспекты, эффективность использования ресурсов, качество туруслуг. Всеми экспертами состояние отрасли оценивалось как неудовлетворительное, лишь по критерию нормативно-правовая база была дана положительная оценка. При этом наблюдались определенные противоречия в оценке: с одной стороны все эксперты говорили о необходимости развития туризма в республике, но в то же время опасались издержек, как экономического так и социального характера, связанных с их развитием.

Таким образом, анализ свидетельствует о наличии большого количества проблем в развитии индустрии туризма и прежде всего проблем, связанных с неэффективностью управления организациями индустрии туризма.

Важнейшее место при оценке эффективности функционирования организаций индустрии туризма занимает оценка состояния их финансово-хозяйственной деятельности. Технология проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности, получаемые результаты и их интерпретация в значительной мере зависят от поставленных целей и задач.

Все коэффициенты, применяемые при анализе эффективности функционирования организаций индустрии туризма могут быть разделены на несколько групп.

К первой группе можно отнести те коэффициенты, для которых в процессе своей практической деятельности финансисты эмпирическим путем установили приемлемые для себя интервалы их изменения. Это коэффициенты, отражающие соотношения крупных стоимостных агрегатов в структуре имущества предприятия и его финансовых обязательствах. Обычно они принимаются едиными для всех отраслей и видов деятельности.

К другой группе относятся коэффициенты, отражающие различные стоимостные и затратные пропорции, соотношения стоимости различных статей активов и финансовых обязательств, значения которых существенно зависят от типа производства, технологических особенностей, отраслевой специфики и т. п. Пороговые значения таких коэффициентов устанавливают путем обобщения данных по ряду однотипных, успешно функционирующих предприятий или при проведении специальных отраслевых исследований. К сожалению, подобные исследования в сфере туризма не проводились. Сегодня при анализе используются нормативы, рекомендуемые зарубежными специалистами, что, на наш взгляд, абсолютно неприемлемо.

Для достаточно большого числа коэффициентов, рассчитываемых в ходе анализа, вообще не представляется возможным задать какие-либо нормативы, определяющие допустимую область их значений. В этом случае исследуется их динамика и на этой основе делается вывод об изменении финансово-хозяйственного состояния анализируемого объекта.

При проведении анализа необходимо учитывать специфику предприятий относящихся к индустрии туризма. Так, основные средства играют разную роль для предприятий различных видов деятельности в туризме. Анализ основных средств представляет интерес для таких объектов туристской деятельности, как гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги и пр., у которых велика доля основных средств, и мало интересны при анализе деятельности туристских организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность (для них больший интерес представляет анализ состава нематериальных активов, так как значительные средства затрачиваются ими на рекламу и формирование деловой репутации, разработку программных продуктов, приобретение информации и т. п.).

На наш взгляд, не отрицая необходимость соблюдения определенных стандартов анализа финансово-хозяйственной деятельности турфирмы, необходимо, учитывая специфику предприятий относящихся к индустрии, разработать схему его осуществления.

Экономический потенциал хозяйствующего субъекта может рассматриваться двояко: с позиции имущественного положения предприятия и с позиции его финансового положения.

Оба этих аспекта финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны: нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот. Финансовая устойчивость характеризуется рядом коэффициентов, устанавливающих определенные структурные соотношения между отдельными статьями активов и пассивов предприятия.

Повышение результативности функционирующего предприятия означает, что в постоянно изменяющихся условиях менеджеры фирмы способны находить правильные пути решения, ведущие к увеличению эффективности, что привлеченные дополнительные финансовые средства использованы рационально и т. д.

Анализ результатов деятельности предприятия интересует широкий круг внешних и внутренних пользователей: кредиторов с точки зрения возможности генерировать прибыль, достаточную для погашения задолженности; инвесторов для оценки способностей управленческой команды, определения развития предприятия; менеджеров предприятия для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности.

Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение просто абсолютным расширением масштабов деятельности или снижением затрат, более полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, необходимо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов.

Показатели результатов деятельности предприятия можно разделить на две большие группы:

- показатели результативности текущей деятельности;

- показатели результативности использования ресурсов предприятия.

^ Результативность текущей деятельности. Эффективность текущей деятельности туристского предприятия может быть измерена показателями рентабельности, увязывающими объем получаемой в отчетном периоде прибыли с величиной требующихся для этого затрат.

Показатели, отражающие долю прибыли в себестоимости, затратах или объеме поступившей выручки, характеризуют эффективность текущей деятельности предприятия. Они показывают, в какой степени, покрыв связанные с производством продукции (работ, услуг) затраты, предприятие способно направлять собственные средства на расширение масштабов деятельности, выплату дивидендов, создание и увеличение фондов и резервов.

Однако существует широкий круг субъектов экономических отношений, которых интересует не только рентабельность текущей деятельности, но и результативность используемых предприятием внеоборотных средств и финансовых ресурсов. Подобная информация весьма интересна для собственников, менеджеров предприятия, потенциальных инвесторов. Всех их интересует не только то, какой объем расходов осуществляется в процессе деятельности, чтобы получить тот или иной объем прибыли, но и то, какими по величине основными фондами получена эта прибыль. Для собственников и акционеров очень важно знать, сколько прибыли принесла каждая вложенная ими единица денежных средств, для менеджеров, сколько прибыли приходится на единицу стоимости всех используемых хозяйственных средств.

Необходимость повышения эффективности управления организаций требует проведения анализа уровня безубыточной деятельности предприятия.

Такой анализ является одним из стандартных приемов, применяемых в бизнес-планировании при обосновании эффективности инвестиционных проектов. Уровень безубыточности турфирмы определяется минимальным объемом продаж, необходимым для покрытия всех затрат. Расчет этого объема, или, как его еще называют, точки безубыточности, осуществляется на основе трех показателей:

- рентабельность по маржинальной прибыли;

- постоянные затраты;

- объем продаж или выручка.

«Точка безубыточности» продаж - показатель объема продаж или выручки, обеспечивающий безубыточную работу. При этом значении объема продаж фирма работает и без прибыли и без убытка. С течением времени уровень безубыточности меняется, поэтому необходимо постоянно следить за значениями указанного показателя. Расчет безубыточности продаж может проводиться для различных периодов (дня, недели, месяца и т. д.).

К сожалению, в России нет методологического единства в расчетах различных финансовых коэффициентов, причем нет единства даже в нормативных документах.

На эффективность функционирования организаций индустрии туризма большое влияние оказывает выбор стратегии ценообразования.

Актуальность проблем разработки ценовой стратегии связана с тем, что ценообразование является важнейшим элементом комплекса маркетинга и оказывает огромное влияние на формирование объема прибыли предприятия.

Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития туристской организации (см. табл.).

Для разработки соответствующей ценовой стратегии туристская организация должна прежде всего установить цели ценообразования. Они призваны содействовать успешному осуществлению маркетинговой стратегии туристской организации. Так, например, ставя целью своей ценовой стратегии задачу максимизации текущей прибыли, необходимо учитывать, что вероятной реакцией рынка может стать ухудшение рыночных позиций фирмы.

Таблица
  1   2   3

Похожие:

Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconЛекция 26 оценка эффективности Управления Изучаемые вопросы
Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconЭкзаменационные билеты по дисциплине «Организация международного туризма»
Индустрия международного туризма как глобальный социально-экономический феномен современности. Экономические показатели мировой индустрии...
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconЛогистика складирования
Система показателей оценки эффективности функционирования склада как элемента логистической системы
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма icon1: Статистика населения и трудовых ресурсов
Тема 4: Статистический анализ эффективности функционирования предприятий и организаций
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconТематика дипломного проектирования по кафедре
Анализ и оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью повышения уровня эффективности (устойчивости) его...
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»
Основные направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconОб утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической...
В целях повышения эффективности и надежности функционирования Белорусской энергетической системы и на ее основе повышения уровня...
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconДонецкий институт туристического бизнеса кафедра организации туризма
Мо-08 д направления подготовки 0502 «Менеджмнт» профессиональной направленности 050200 «Менеджмент организаций»
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconКак сделать Тулу привлекательной для туристов?
Студенты кафедры Туризма и индустрии гостеприимства Тулгу 14 апреля приняли участие в стратегической игре «Позиционирование и стратегия...
Методические основы оценки и направления повышения эффективности функционирования организаций индустрии туризма iconВопросы для подготовки к экзамену по предмету «Основы туризма»
Туризм и путешествия. Международное определение понятия «турист». Функции туризма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница