«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики»


Скачать 418.4 Kb.
Название«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики»
страница1/3
Дата публикации04.05.2013
Размер418.4 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Тема: «Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы
Таможенной политики»
I. ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

С 1994 года Государственный таможенный комитет практически осуществляет таможенно-банковский валютный контроль. Системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений ( в 1991 г. было 2 ), 150 таможен ( в 1991 г. - 84), 503 таможенных поста ( было 122 ). Сегодня таможенная служба России - это 53800 сотрудников ( было 8288 ).

Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои функции на всей территории России.

Главными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.
^ II. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС


История таможенной политики неотделима от социально-политических идей, изложенным в философских концепциях Ману, Хаммурапи, Веданты, Будды, Конфуция и других мыслителей прошлого. Они первыми на основе известных заповедей, обычаев и нравов обосновали идеи о правилах человеческого бытия, отражающих содержание отношений, складывающихся между людьми, в том числе и в области регулирования торговли.

В таких государствах, как Шумер, Вавилон, Древний Египет, Индия торговая политика выражала в основном интересы царя, фараонов, главных жрецов, браминов или очень узкого круга приближенных. Однако, по мере развития городов-государств торговая политика начинает отражать не только интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Таким образом, начинают зарождаться государственные институты -прообразы будущих таможенных служб, имеющие свою политику в области регулирования внешнеторговой деятельности. Причем таможенные институты становятся тем связующим звеном, которые объединяют экономические интересы внутренней и внешней политики в целом. Такое положение всегда отражало сложность проведения самостоятельной таможенной политики, ограниченного участия таможенных органов в ее определении и разработке.

Впервые понятие таможенной политики появляется в период раннефеодальной монархии (V-IХ вв.) в Западной Европе, который характеризуется группировкой формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. Таможенная политика сводилась прежде всего к предоставлению различных видов таможенных услуг пошлинного характера - дорожных, мостовых, портовых, конвойных, рыночных и других, выражавшихся в устройстве и обеспечении безопасности дорог, рек, мостов, пристаней, рынков. За оказываемые услуги верховная власть взимала соответствующие дорожные, мостовые, портовые, конвойные и другие сборы.

Вместе с тем историками отмечается тенденция превращения таможенной политики в средство для насильственного регулирования товарообменных процессов.

Особенно это проявилось в период сеньориальной монархии в Европе (Х-ХIII вв.), когда феодальная раздробленность и переход власти от короля к отдельным феодалам сопровождалась появлением удельнокняжеской таможенной политики. В этот период, кроме упомянутых видов таможенных сборов существовала плата за повреждение травы и мха у дороги колесами повозки; за порчу берега судами; за проход не только по мосту, но и под мостом; за плоды, сорванные проезжающими и т.д. Все эти сборы не имели никакого пошлинного характера, поскольку не оказывались услуги. Следовательно, в данный период таможенные пошлины не имели признаков услуг и стали откровенным побором. "Эти услуги, - по мнению известного исследователя таможенного дела Кулишера И.М., -являлись... новой формой грабежа, грабежа постоянного, правильно организованного".

В период абсолютной монархии (ХУ1-ХУП вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Таможенные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционисткие с целью защиты национальных товаропроизводителей. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционисткая политика.

Таковы основные этапы истории таможенной политики в Европе.

Формирование же таможенной политики в Киевской Руси наблюдается в XI веке, когда начался процесс разрушения ее целостности, приведший к фактическому распаду государства на отдельные земли. Как и в Европе таможенная политика Киевской Руси отождествлялась с взиманием таможенных пошлин. Удельные князья стали широко практиковать собственные системы таможенных пошлин, используя их в целях личного обогащения. Наибольшее распространения получили два вида пошлин - проезжие и торговые .

Проезжими пошлинами являлись:

  1. мыт - основная пошлина за провоз товаров, составлявшая от 0,5 до 1,5 копейки с воза;

  2. посаженное - разновидность мыта, взимавшегося в зависимости от величины воза в саженях - чем больше воз, тем больше был размер посаженного;

  3. промыт - штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины, который взимался в размере двойного мыта (прообраз нынешнего штрафа за нарушение таможенных правил);

  4. заповедь - штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплаты пошлины;

  5. годовщина - сбор с находящегося в возу человека (пассажира), размер которого в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек с человека;

  6. костки - иногда собиравшийся сбор с людей, сопровождавших товар, в размере 0,5 копеек с души;

  7. задние калачи - сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров в размере 0,3 копейки с человека.

Торговые пошлины были представлены следующими разновидностями:

  1. замыт - сбор за право торговать определенным товаром, размер которого составлял 0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара (прототип нынешней адвалорной пошлины);

  2. явка - сбор с торговца в размере 0,5 -1,5 копейки за предъявление товара на заставе (своеобразный прототип нынешних сборов за таможенное оформление);

  3. амбарное - сбор за наем амбара под товар на гостином дворе в размере 0,5-2 копейки за неделю хранения;

  4. гостиное - сбор за наем торгового места на гостином дворе.

взимались также другие пошлины и сборы.

Принятый в 1653 году в рамках реформирования таможенного дела Торговый устав заменил существовавшие многочисленные сборы единой рублевой пошлиной в размере 5% с цены товара и 10% с цены соли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением Новоторгового устава в 1667г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства.

Период активного становления таможенного дела в России (ХУ11-Х1Х в.в.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в Росси или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях:

75% - при ввозе железа, парусины, шелковой ткани, а также на воск, сухие кожи, пергамент и т.п.

50% - на полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро;

25% - шерстяные ткани, железное оружие;

4-10% - на товары, не производимые в стране.

Тариф 1782 года вообще освободил большинство импортируемых в Россию товаров от пошлин, а с попадавших под его действие сравнительно небольшого количества товаров взимался сбор в размере 10% их стоимости.

Следующее очередное введение повышенного импортного таможенного тарифа произошло в 1822г., сменившееся периодом либерализации внешней торговли в начале 2-й половины XIX в.

И, наконец, в 1893г. принимается закон о двойном таможенном тарифе, по которому товары из стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто, выражаясь современным языком, представил российским товарам режим наибольшего благоприятствования. Этот закон был по существу направлен против Германии, которая в ответ повысила пошлины на товары из России на 50%. Реакцией российского правительства стало увеличение ставок пошлин на германские товары до 100%, что привело к русско-германской войне, которая завершилась заключением в 1894 году десятилетнего торгового договора.

Таким образом, формирование таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

В послереволюционный период с 1918 по 1924гг. таможенные институты последовательно переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности. Наркомату внешней торговли, что отрицательно сказалось на таможенной политике в целом. В течение 30-х и 60-х гг. нынешнего столетия в России проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенным учреждениям по существу была вменена функция регистратора факта прохождения через государственную границу страны внешнеторговых грузов, отправленных специально на то уполномоченными внешнеторговыми объединениями, поскольку даже расчет по таможенным пошлинам за эти товары осуществлялся централизованно практически без участия таможен.

А в это время таможенная политика европейских стран и США продолжала совершенствоваться проведением следующих мероприятий:

  1. Заключение в 1947г. в Женеве Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

  2. Внедрение в 1950г. Брюссельской таможенной номенклатуры товаров.

  3. Дифференциация обложения и способов взыскания таможенных пошлин (в зависимости от степени обработки и страны происхождения).

  4. Создание свободных таможенных зон и союзов и т.д.

Новые подходы во внешней и внутренней политике России в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986г. происходит преобразование Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.

С 1991г. маятник торговой и таможенной политики России вновь качнулся от жесткого протекционизма в сторону крайне либеральной свободной торговли. В этот период таможенная служба России делала все возможное, чтобы уравновесить "недостаточно взвешенную политику открытия товарных и финансовых рынков, приведшую к тому, что негативные тенденции продолжают иметь место и в настоящее время.

В 1992г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ). А в 1993г. принимаются новый Таможенный кодекс и Закон "О таможенном тарифе", способствовавшие реализации намеченной таможенной политики.

III. Основная часть

1.Цели и функции.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

  • содействие проведению структурной перестройки;

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

  • осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

^ 2. Таможенные платежи

В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные, максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации.

^ 3. Таможенный тариф Российской Федерации

Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной территорией Российской Федерации.
  1   2   3

Похожие:

«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconПлан Введение Эволюция таможенной политики России Таможенная политика...
Тема моей курсовой работы «Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconТаможенная политика России в 18-19 вв
Целью работы является изучение таможенной политики России. На основании цели в работе поставлены следующие задачи
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconИсследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века
Целью лекции является рассмотрение теоретических аспектов таможенной политики и таможенного дела, а так же подробное исследование...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» icon     Первая книга по истории таможенной политики Российского государства...
Первая книга по истории таможенной политики Российского государства вышла в Санкт-Петербурге в 1886 году (Лодыженский К. История...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconКонцепция развития таможенной политики РФ заключение Библиографический...
При этом инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconКонцепция развития таможенной политики РФ заключение Библиографический...
При этом инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconИсследование таможенной политики и таможенного дела в России в период 18 века
Исследование таможенной политики и таможенного дела в россии в 18 начало 20 века
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» icon1. Основные проблемы и направления осуществления социальной политики в России 5
России представляют значительную трудность для рассмотрения, так как социальная политика – процесс многофакторный, и измеряется как...
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconЛекция установочная по дисциплине «Философия права»
Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2009
«Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики» iconВнешняя политика россии во
Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в. Крымская война обнажила несостоятельность государственной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница