Скачать 0.81 Mb.
|
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Бутеня В.Е., Федосеенко В.Н.; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАКТИКУМ для студентов неэкономических специальностей Минск – 2011 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Канд. экон. наук, доцент Донцова В.И. Канд. экон. наук, доцент Рымкевич В.В. Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для студентов неэкономических специальностей. Он позволяет закрепить знания, полученные в учебном процессе, и предназначен для самостоятельной работы студентов. ВВЕДЕНИЕ Экономика характеризуется многогранностью и разнообразием явлений и мобильностью процессов, происходящих в ней. Это обусловлено тем, что она является открытой системой и на нее влияет окружающая внешняя среда. Центральным элементом этой системы является человек, с его сложным миром восприятия и оценки, как самой экономики, так и ее окружения. Экономическая теория призвана выявить закономерности экономического развития и объяснить возникновение новых экономических явлений посредством экономических категорий, законов, теорий и концепций. Быстроизменяющийся мир предъявляет повышенные требования к современному образованию, подготовке высококвалифицированных кадров. Сегодня необходимы специалисты, понимающие закономерности развития современного общества и умеющие оценивать происходящие процессы в экономике, политике, культуре. Предлагаемый вниманию студентам практикум призван помочь при изучении курса экономической теории. Он является своего рода дополнением к учебникам по экономической теории изданных в соответствии с типовой программой по экономической теории. Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов в освоении курса экономической теории и призван помочь им сориентироваться среди многочисленной учебной литературы, использование которой поможет расширить и углубить первоначально полученные знания по экономической теории. Практикум следует рассматривать как материал для самостоятельной работы студентов с разнообразной экономической литературой. Он не претендует на всеобщность и комплексность охвата всей тематики курса экономической теории. Практикум может быть использован не только в самостоятельной работе студентов, но и на семинарских занятиях. В нем содержаться учебные задания, тесты, приведены вопросы для самоконтроля, которые могут быть использованы студентами для самостоятельного контроля степени усвоения изучаемого материала по четырем разделам изучаемого курса: «Введение в курс», «Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики». Учебные задания и вопросы для самоконтроля составлены таким образом, чтобы обратить внимание студентов на наиболее сложные проблемы науки и помочь им в приобретении навыков анализа экономических проблем в обществе. В практикум наряду с авторскими заданиями включены наиболее удачные материалы из опубликованных отечественных и зарубежных учебных пособий апробированных преподавателями на семинарских занятиях. Предлагаемый практикум сориентирован на студентов неэкономических специальностей. Материалы практикума нацелены на углубление знаний, полученных на лекциях, а также на повышение уровня усвоения учебного материала, развитие познавательной активности и формирование навыков самостоятельной работы. ^ ТЕМА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД Вопросы для самостоятельного изучения
Темы рефератов и кратких сообщений
Учебные задания 1. Как Вы понимаете следующий тезис: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции»? 2. Объясните, почему в экономической теории не утвердилось одно научное направление или одна научная школа. Тесты 1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории? а) эффективное использование ресурсов, б) неограниченные производственные ресурсы, в) максимальное удовлетворение потребностей, г) материальные и духовные потребности, д) редкость блага. 2. Какую функцию не выполняет экономическая теория как наука? а) теоретическую функцию, б) регулирующую функцию, в) прогностическую функцию, г) методологическую функцию, д) верного ответа нет. 3. Если сначала выдвигается гипотеза, а затем она проверяется на фактах, то данный метод называется: а) индукцией, б) анализом, в) синтезом, г) системным подходом, д) дедукцией. 4. Первой научной школой экономической теории является: а) марксизм, б) школа физиократов, в) меркантилизм, г) классическая экономическая теория, д) кейнсианская теория. 5. Какая из экономических школ считала, что предметом экономической теории является изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве: а) марксистская, б) монетаристская, в) классическая, г) физиократы, д) верного ответа нет. 6. Нормативная экономическая теория: а) метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами, б) изучение эффективного использования ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничных потребностей общества, в) направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительного того, какой должна быть экономика, г) анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения, д) верны все ответы. 7. Позитивная экономическая теория: а) анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения, б) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, в) обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов, г) принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод, д) верны все ответы. 8. Маржинализм отличается от других научных школ тем, что: а) в ней используются математические методы, б) источник богатства они ищут в обмене, в) данная школа создала трудовую теорию стоимости, г) данная школа связала экономические процессы с теорией предельной полезности, д) маржиналисты исследуют национальную экономику в целом. 9. Политика протекционизма, проводимая меркантилистами, не предполагала: а) развитие посреднической торговли, б) создание торговых монополий, в) свободу развития предпринимательства, г) стимулирование импорта, д) премии (субсидии) за экспорт. 10. Метод индукции не предполагает: а) сбор и накопление фактов, б) сбор фактов с целью проверки предварительно сформулированных гипотез, в) систематизацию и анализ фактов с целью выведения обобщений, г) процесс создания теоретических концепций на основе обобщения фактов, д) верного ответа нет. Вопросы для повторения и самоконтроля
^ |
![]() | Практикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2010 Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для... | ![]() | Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература Ачаповская... Ачаповская М. З. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений/ М. З. Ачаповская.... |
![]() | Практикум для студентов специальности g 31 02 01 «География» Минск Введение в социально-экономическую географию: практикум для студентов геогр фак./авт сост.: А. Н. Решетникова. – Мн.: Бгу, 2006.... | ![]() | Практикум Минск 2011 Тематический план Белько И. В., Кузьмич К. К. Высшая математика для экономистов. Экспресс-Курс. – М.: 2007 |
![]() | Московский государственный университет прикладной биотехнологии (мгупб) Предлагаемое учебное пособие лабораторный практикум по физике для студентов ветеринарно-санитарного факультета предназначенное для... | ![]() | Экономическая теория Экономическая теория: Методические указания по проведению семинарских занятий и выполнению рефератов для студентов неэкономических... |
![]() | Практикум по теории бухгалтерского учета для студентов специальности 080109. 65 Практикум по теории бухгалтерского учета : Учебное пособие /Н. И. Доррендорф. Новосибирск: ноу впо спбивэсэп,2011. 82 с | ![]() | Московский государственный университет технологий и управления Лабораторный практикум для студентов механических, технологических и экономических специальностей всех форм обучения |
![]() | Подпись «30» июля Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений для неэкономических специальностей... | ![]() | Практикум по чтению текстов авиационной тематики (для студентов 1-го... Данный практикум предназначен для студентов, приступающих к изучению профессионально-ориентированного авиационного языка. Все тексты... |