23. Понятие оборотных средств; их состав и источники формирования
Оборотные средства- это выраженные в денежной форме , используемые на предприятии средства труда и предметы труда, которые участвуют в процессе производства всего один раз в одном производственном цикле и переносят свою стоимость на вновь создаваемую продукцию
ОС в структуре капитала 32%.
Основные черты-срок службы( срок полезного использования) не более года вне зависимости от стоимости
Полное перенесение стоимости на себестоимость продукции за 1 производственный цикл и изменение натуральной формы в процессе обращения.
Оборотный капитал в сфере производства включает:
Производственные запасы(сырье, материалы, топливо, запчасти, инстументы)
Незавершенное производство возникает в том случае если работы начаты в этом году, а результат будет в следующем
Запасы на перепродажи
Государственные материальные резервы
Расходы будующих периодов
^
Собственные оборотные средства могут пополняться за счет прибыли, амортизационного фонда и др
Могут использоваться средства, приравненные к собственным , к которым относят: постоянная минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды; суммы начисленные работникам за отпуска; расчеты с финансовыми органами по налогам и сборам и т.д.
Заемные средства служат для покрытия временных нужд предприятия в оборотных средствах, создаются за счет ссуд банка и кредиторской задолженности поставщикам.
| ^
Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.
Оборотные средства необходимо Нормировать
Об. С. Обеспечивают непрерывный производственный процесс поэтому их величина диктуется потребностями предприятия ( в топливе, э/э,сырье и т. Д.)
Избыток О.С. означает что деньги не приносят дохода( они «заморожены» )
Недостаток ведет к снижению производства, недополучению дохода, т.о размеры О.С. должны бы
ть оптимально достаточными для бесперебойной работы предприятия.
Для нормирования складывают все затраты
Итопл+Иматериалы+Игсм+Иэ/э и…
Коэффициент оборачиваемости-показывает число оборотов оборотных средств за год
Кобор=РП(ТП)/Об.С.
РП-реализованая ИЛИ товарная продукция
12-1раз в месяц 360-1 раз в день
Кобор показывает сколько дней длится 1 оборот
Материал отдачи
Мот=∑G/ВП(ТП)
G-расход материала
Т=360/К- период оборота об.средста
| ^
Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Она отражает величину затрат, которые обеспечивают процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость - это форма возмещения потребляемых факторов производства.производственную себестоимость. Она представляет собой сумму всех затрат, связанных с получением и транспортировкой продукции к месту ее хранения. В производственную себестоимость включается также расходы по управлению предприятием и организацией в целом;
полную или коммерческую себестоимость. Ее рассчитывают как сумму затрат на производство и реализацию продукции. Коммерческая себестоимость продукции в расчете на 1 ц выше производственной себестоимости на размер затрат, связанных с реализацией.
В с.х .предприятиях исчисляют так же плановую, отчетную или фактическую и провизорную себестоимость продукции. Плановая себестоимость рассчитывается при планировании объема производства и затрат на конкретную продукцию.
Фактическую или отчетную себестоимость продукции находят при проведении итогов хозяйственной деятельности предприятия на основе производственного отчета. Сравнение фактической и плановой себестоимости по видам затрат позволяет установить допущенный перерасход или экономию средств и труда,
| ^
Затраты , формирующие себестоимость продукции группируют по разным признакам:
I. По экономическому содержанию( материальные расходы,
-затраты на оплату труда,
-отчисления на социальное страхование,
-амортизационные отчисления
-прочие (производственные) расходы:
1. суммы налогов и сборов 2. расходы на сертификацию продукции, работ и услуг;
3. расходы на обеспечение пожарной безопасности, охраны ,сигнализации;
4.аренда и т.д
^
- Прямые;- Косвенные
К прямым расходам относят, заработную плату производственных рабочих износ станков и т.д.
^ ы
- Условно-переменные затраты, которые изменяются с изменением количества выпускаемой продукции (материалы, зарплата рабочих и т.д.). Соответствуют Прямым расходам из предыдущей группировки.
Условно-постоянные затраты, которые не изменяются с изменением количества выпускаемой продукции (расходы на содержание управленческого аппарата и т.д.).
^
.Сырье и материалы;топливо, энергия, Зар.плата, потери брак Прочие;
| 27. Методика исчисления себестоимости продукции с.х.
1) распределяют по назначению расходы по содержанию основных средств на объекты планирования и учета затрат;
2) исчисляют себестоимость продукции вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказавших услуги основному производству;
3) распределяют затраты по орошению и осушению земель;
4) распределяют бригадные (фермерские), отраслевые (цеховые) и общехозяйственные расходы;
5) определяют общую сумму производственных затрат по объектам планирования и учета;
6) исчисляют себестоимость продукции растениеводства;
7) распределяют расходы по содержанию кормоцехов;
8) исчисляют себестоимость продукции животноводства;
9) исчисляют себестоимость живой массы поголовья;
10) исчисляют себестоимость продукции подсобных (промышленных) производств, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции;
11) рассчитывают полную себестоимость товарной продукции растениеводства и животноводства и промышленных производств путем добавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.
| ^
Объекты исчисления себестоимости основных
видов продукции с сельском хозяйстве.
Зерновые культуры -Зерно
Масличные культуры.Семена
Картофель-Клубни
Овощи -Кочаны, корнеплоды, плоды, бобы, зелень, луковицы, семена
Плодовые и ягодные культуры- Плоды, ягоды, черенки
Силосные культуры-Зеленая масса, сено
Травы однолетние и многолетние-Зеленая масса
^
а) распределяют но назначению расходы на содержание основных средств па объекты планирования и учета затрат;
б) исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказавших услуги основному производству;
в) распределяют затраты по орошению и осушению земель, списывают услуги пчеловодства по опылению культур;
г) распределяют бригадные (фермерские), цеховые и общехозяйственные расходы;
д) определить общую сумму производственных затрат по объектам планирования и учета;
е) исчисляют себестоимость продукции растениеводства;
к) исчисляют себестоимость продукции подсобных (промышленных) производств, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции;
л) исчисляют коммерческую (полную) себестоимость товарной продукции растениеводства и животноводства и промышленных производств путем прибавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.
| ^
Объекты исчисления себестоимости основных
видов продукции с сельском хозяйстве.
Молочные стадо крупного рогатого скота-молоко
Мясное скотоводство-приплод
Свиноводство-прирост живой массы
Овцеводство-прирост живой массы, шерсть
Птицеводство-яйца, прирост жив. Массы
Исчисление себестоимости продукции в
а) распределяют но назначению расходы на содержание основных средств па объекты планирования и учета затрат;
б) исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказавших услуги основному производству;
в) распределяют затраты по орошению и осушению земель, списывают услуги пчеловодства по опылению культур;
г) распределяют бригадные (фермерские), цеховые и общехозяйственные расходы;
д) определить общую сумму производственных затрат по объектам планирования и учета;
е) исчисляют себестоимость продукции растениеводства;
ж) распределяют расходы по содержанию кормоцехов;
з) исчисляют себестоимость продукции животноводства;
и) исчисляют себестоимость живой массы поголовья;
к) исчисляют себестоимость продукции подсобных (промышленных) производств, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции;
л) исчисляют коммерческую (полную) себестоимость товарной продукции растениеводства и животноводства и промышленных производств путем прибавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.
атраты на содержание скота и птицы, за вычетом затрат на незавершенное производство, составляют себестоимость продукции животноводства.
| ^
-снижение расходов сырья , материалов , топлива и энэргии на единицу продукции ;
-уменьшение размера амортизационных отчислений , приходящихся на единицу продукции ;
-снижение расхода заработной платы на единицу продукции ;
-сокращение административно-управленческих -расходов ;
-ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
-На экономию ресурсов оказывает большое влияние число технико-экономических факторов. -Наибольшее влияние имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов :
повышение технического уровня производства ;
совершенствование организации производства и труда ;
-изменение объема производства.
-Повышение технического уровня производства , совершенствование организации производства и труда приводит к снижению затрат сырья , материалов и заработной платы.
|
^
Материальные затраты.
Затраты на оплату труда.
Единый социальный налог.
Амортизация основных фондов.
Прочие затраты.
^ стоимость покупки вспомогательных материалов, смазочных и фильтрующих материалов, реагентов, масел и т.д
ГСМ стоимость энергии для целей тепло- и электроснабжения электрической сети, для Стоимость материальных ресурсов, хозяйственных целей предприятия ,
|
^
Цена как экономическая категория отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации.
экономическая сущность(природа) цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как производственный (затратный), а второй как непосредственно рыночный (полезностный).
цена представляет собой результат действия закона стоимости.
цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене».
Функции цены: Учетно-измерительная ; Стимулирующая( пример: увеличение цен на ипортные продукты); Перераспределительная( ерераспределении доходов между производителем и потребителем. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца); Функция балансирования спроса и предложения
Виды цен
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;
^
- свободные цены, - фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;
- регулируемые цены
-гарантируемые, рекомендуемые,текущие, сезонные
^ аукционные, биржевые,
По степени обоснованности прескурантные справочные фактические идр.
|
33.принципы и факторы ценообразования.
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Факторы: Внутренние( реклама, длительность продвижения товара от произ. К покупателю,объем продаж и т.д.)
Внешие( политическая стабильность страны -- производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы, инфляция, и др.)
^
Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):
а)цена должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве необходимом для развития предприятия;
б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.
Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):
а) выше спрос — выше цена;
б) выше предложение — ниже цена;
в) выше потребительские свойства — выше цена.
Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |