Лекция «Предмет, задачи и виды анализа»


Скачать 94.19 Kb.
НазваниеЛекция «Предмет, задачи и виды анализа»
Дата публикации18.05.2013
Размер94.19 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
Лекция « Предмет, задачи и виды анализа»
Вопросы


  1. Предмет и задачи экономического анализа

  2. Виды и методы анализа

  3. Информационное обеспечение анализа


Вопрос 1.
Анализ в широком смысле - это научное изучение предметов и явлений в их многообразных связях и взаимозависимостях. Под анализом понимают расчленение сложного явления или предмета на составные части, а также сопоставление и изучение общих и частных показателей. Таким образом, это метод исследования, при помощи которого изучаются причинные связи и зависимости между явлениями и частями целого. Как метод исследования анализ может быть химическим, математическим, экономическим и т. д.

Под объектом обычно понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет познания - это от­дельные стороны, свойства, отношения в объекте, которые изучаются только данной наукой. Один и тот же объект может быть предметом исследования различных наук.

В экономическом анализе изучают не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствие экономических процессов, которые планируются в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического их формирования и затем анализируются, т.е. являют­ся объектом изучения не только экономического анализа, но и микроэкономики, управления, организации и планирова­ния производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета и т.д.

^ Предметом экономического анализа являются причины изменения результатов хозяйствования и их отклонений от целевых параметров. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность происходящих в ней процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам в сложившейся ситуации, выявить резервы повышения эффективности работы, обосновать планы и управленческие реше­ния, направленные на достижение поставленных целей.

Причинно-следственная связь - это устойчивая связь, которая остается относительно неизменной, закономерной. На выявлении, измерении и понимании этих связей основано эффективное управление предприятием.

Объектом экономического анализа являются результаты хозяйственной деятельности предприятий, которые харак­теризуются системой взаимосвязанных показателей, отражающих отдельные ее стороны и сегменты. Например, на сельскохозяйственном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, ее себестои­мости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовых результатов деятельности, финансо­вого состояния предприятия и т.д.

В условиях перехода к рыночной экономике количество объектов экономического анализа значительно увеличива­ется в связи с расширением внешнеэкономической, маркетинговой, инвестиционной деятельности, повышением степени производственных и финансовых рисков в сфере бизнеса. Предметом анализа становятся не только внутренние, но и внешние факторы макроэкономического и институционального характера, определяющие внешнюю среду функциониро­вания предприятий и уровень предпринимательских рисков.
Вопрос 2.
В современной научной и учебной литературе представлен довольно широкий спектр видов анализа, которые классифицируются по разным признакам: функциональному, временному содержанию программы, использованию результатов, периодичности проведения, объектам управления, методике использования, полноте охвата объектов.

Выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, функционально-стоимостной и другие виды анализа.

Наибольший практический интерес представляет финансовый 3анализ.

Финансовый анализ необходим для оценки финансового состояния и должен предшествовать принятию управленческих решений, направленных на оптимизацию в области управления финансами. Практически все партнеры организации, собственники, органы государственного контроля используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Качество принимаемых управленческих решений целиком зависит от качества предварительно выполненного финансового анализа.

^ Целью финансового анализа является оценка финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности, отраженной в отчетности на момент анализа, а также оценка будущего потенциала предприятия, т.е. экономическая диагностика и прогнозирование деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются причины и факторы, оказывающие положительное или негативное влияние на финансовое состояние, а по результатам анализа определяются основные направления и мероприятия, направленные на его улучшение. Результаты анализа позволяют определить способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

^ Финансовый анализ основывается на данных официальной ( внешней публичной отчетности) и внутренней отчетности. В качестве исходных данных для выполнения финансового анализа используются формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс (форма №1); отчет о прибылях и убытках ( форма №2); отчет об изменении капитала (форма № 3); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5. Кроме этого необходимо изучить пояснительную записку с изложением основных факторов, повлиявших на финансовое состояние предприятия, результаты аудиторских и налоговых проверок, результаты проведения инвентаризации. Более полная информация для финансового анализа может быть получена из таких внутренних ( рабочих) бухгалтерских документов как оборотные ведомости, главная книга, журналы-ордера и др.

Анализ финансового состояния предприятия выполняется по следующим направлениям: анализ структуры активов и пассивов; анализ текущей платежеспособности ( ликвидности); анализ финансовой устойчивости; анализ деловой активности; анализ эффективности (рентабельности).

В настоящее время не существует единой универсальной методики финансового анализа. В зависимости от поставленных целей могут применяться методики, разработанные и утвержденные государственными органами власти.

Для предприятия и его партнеров по договорным отношениям ( поставщиков потребителей) в первую очередь важна финансовая устойчивость предприятия, т. е. степень зависимости хозяйственной деятельности от заемных средств, способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость предприятия. Для акционеров и инвесторов в первую очередь представляют интерес показатели, влияющие на доходность капитала предприятия, курс акций и уровень дивидендов. Таким образом, каждый пользователь финансового анализа наибольшее внимание уделяет определенным показателям и в соответствии с этим выбирает наиболее приемлемую для него методику и методы анализа.

Анализ финансового состояния в значительной степени субъективный процесс, в котором большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика. Независимо от цели анализа методика, как комплекс инструментов, используемых аналитиком, включает решение следующих задач:

  • формулирование целей и задач анализа с ориентацией на потребителей(заказчиков) результатов анализа;

  • обоснование выбора системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект анализа (предприятие) и критериев их оценки;

  • определение источников исходных данных, необходимых для проведения анализа,и их периодичность;

  • выбор методов и приемов проведения анализа, технических средств и программных продуктов, которые целесообразно использовать для аналитической
    обработки информации;

  • порядок организации проведения анализа ( какие лица, службы будут проводить
    отдельные части исследования);

  • выявление причин, оказывающих неблагоприятное влияние на финансовоесостояние, и подготовка рекомендаций по улучшению финансового состояния
    предприятия;

  • состав и характеристика документов, для оформления результатов анализа.

При проведении анализа используются методы: экономической статистики (расчет средних и относительных величин, графический, методы группировки, обработки рядов динамики и др); факторного анализа ( цепных подстановок, арифметических разниц, процентных чисел); специфические методы финансового анализа ( трендовый, вертикальный и горизонтальный анализы, метод финансовых коэффициентов).

Наиболее широко при выполнении анализа применяются следующие методы:

  • горизонтальный - позволяет оценить динамику показателей в течение
    анализируемого периода и выявить основные тенденции. Сравниваются аналогичные
    показатели за разные периоды, рассчитывается изменение показателей в абсолютном и
    относительном (%) измерениях. В основе этого анализа лежит исчисление цепных и
    базисных темпов роста балансовых статей;

  • вертикальный ( структурный) - позволяет оценить структуру обобщающих
    показателей, например, структуру активов, пассивов по балансу, доходов и расходов по
    отчету о прибылях и убытках. Рассчитывается удельный вес отдельных составляющих в
    общей сумме. Вертикальный анализ позволяет анализировать и прогнозировать
    структурные сдвиги в составе хозяйственных средств (активов), источников их покрытия
    (пассивов), доходов и расходов;

  • сравнительный ( пространственный - это оценка основных финансовых
    показателей в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними
    хозяйственными данными;

  • факторный - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный
    показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

  • трендовый анализ - позволяет на основе статистической обработки показателей,
    сложившихся в прошлые анализируемые периоды, установить зависимость (тренд) их
    изменения от периода времени и используется для прогноза финансовых показателей на
    будущее. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а,
    следовательно, выполняются перспективный, прогнозный анализ;

  • коэффициентный - позволяет выполнить детальную оценку финансового
    состояния предприятия, используя относительные, как правило безразмерные, показатели
    - коэффициенты, характеризующие эффективность, платежеспособность, финансовую
    устойчивость, деловую и рыночную активность. Их использование позволяет уменьшить
    инфляционное искажение данных. Сравнение финансово-экономических коэффициентов с
    критическими и рекомендуемыми значениями позволяет сделать конкретные выводы о
    финансовом состоянии предприятия и динамике его изменения. В качестве базы могут
    использоваться: коэффициенты данного предприятия за прошлые периоды;
    среднестатистические показатели по отрасли, показатели других аналогичных
    предприятий или утвержденные нормативные значения.


Вопрос 3.

  • Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного и методическо­го обеспечения. Все источники данных для экономического анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и вне-учетные.

  • К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сме­ты, ценники, проектные задания и др.

  • Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, стати­стического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

  • Внеучетные источники информации — это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия.

  • Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государст­ва, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и прове­рок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.

  • Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, реклама­ции.

  • Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).

  • Техническая и технологическая документация.

  • Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах - хронометраж,
    фотография и т.п.

  • Информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необ­ходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристи­ки их текущей и долгосрочной платежеспособности.

  • Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации - Интернета, радио, телевиде­ния, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.

  • Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды
    ресурсов).

  • Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, став­ки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.)-

  • Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и
    цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

  • Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.

  • По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информа­ции — это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

  • По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.




Похожие:

Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconЭкономический анализ и управление. Виды анализа
Объект, предмет, направления и процесс экономического анализа. Комплексность и системность анализа финансово-хозяйственной деятельности...
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» icon1. Роль экономического анализа в управлении Понятие об анализе хозяйственной...
Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Виды анализа хозяйственной деятельности
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconВиды экономического анализа. Вопросы сущность, задачи и содержание...
...
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconЛекция 17 165 органы кроветворения и иммунологической защиты 165
Лекция Предмет и задачи гистологии, цитологии и эмбриологии. Цитоплазма клетки, органеллы и включения. Симпласты и синцитии
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» icon1. Теоретические основы экономического анализа Понятие экономического...
При этом под исследованием понимается всестороннее научное изучение предмета с помощью различных приемов и способов. Эа – это процесс...
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconТема. Виды экономического анализа и его информационное обеспечение
Цель изучения темы: рассмотреть виды и информационное обеспечение анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» icon2Понятие статистического наблюдения и его задачи в современных условиях....
Предмет,метод и составные части статистической науки. Задачи и организация статистики в рб
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconЛекция № История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Предмет, методы, задачи

Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Лекция «Предмет, задачи и виды анализа» iconЗадачи экономического анализа; Связь экономического анализа с другими
Использование маркетинговой информационной системы для информационного обеспечения экономического анализа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница