Экономика


Скачать 254.17 Kb.
НазваниеЭкономика
страница1/3
Дата публикации18.05.2013
Размер254.17 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3




Лекция № 8

ЭКОНОМИКА

от 23 апреля 2007 года
… Если вы подумаете, то там весь вопрос был в следующем. Мы говорили о том, что зачастую потребитель делает выбор между товарами, вытесняя с рынка товары качественные. Возникал вопрос: является ли это … потреблением низших благ? Здесь может быть несколько походов. Самый оригинальный подход связан с разбитием новых товаров на группы. Существует более простая идея. Что такое внешние эффекты от потребления низших благ? Если вдуматься, то он никак не связан с нашими качествами и предпочтениями на рынке. Иными словами, когда мы покупаем низшие блага, мы не покупаем их потому, что с рынка вытеснены блага остальные. Поэтому в данном случае самое простое объяснение… Мы видим, что на свободные вопросы могут быть не одно верное объяснение. Более того, на определенные вопросы могут быть совершенно разные верные ответы, и да, и нет. Главное уметь их объяснить.

Вопрос 7 варианта.

По поводу экономической безопасности. Является ли уклонение от налогов на доходы, полученные от коррупции, мошенничеством? По большому счету, любой человек, который вдумался бы в эту фразу, ответил бы, что нет. А почему? Налоги на коррупцию у нас не взимаются, он не существует вообще, потому что взятка является уголовным преступлением.

Были в истории прецеденты, одно время в Османской империи брался налог на взятки. Механизм мне неизвестен. Считалось так, что человек, занимающий определенную должность, имеет определенное количество взяток.

Чем вопрос длиннее, тем он проще.
^ ЦЕНОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Это практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, причем ценовые различия оправдываются разницей в издержках.

Повторяет: ценовая дифференциация есть практика установление более чем одной цены или разных цен на один товар, предлагаемый разным потребителям, в том случае, если разница в ценах оправдывается различием издержек.

Ценовая дискриминация отличается от ценовой дифференциации только том случае, если разница в ценах не оправдывается разными издержками.

В принципе дифференциация цен существует всегда, но обычно она связана с некими факторами. Она может быть связана с дифференциацией цен в связи с разным качеством товаров и услуг. В данном случае мы этого не касаемся. Мы касаемся назначения разных цен на один и тот же товар.

В принципе проведение политики ценовой дифференциации предполагает, что:

1) фирма способна дифференцировать покупателей индивидуально или по группам в зависимости от уровня эластичности спроса на товар.

2) покупатели не могут перепродать купленную продукцию или услугу, т.е. мы утверждаем, что арбитражные процессы отсутствуют.

3) затраты на осуществление этой политики не должны быть выше или равны ожидаемой выгоде.

Вот 3 условия, выполняя которые потребитель может исходить из политики ценовой дифференциации или ценовой дискриминации.

Различают 3 рода ценовой дифференциации. Дискриминация и дифференциация являются почти синонимами. Потому что в принципе это очень близкие понятия.

1 род) Наивысшей степенью ценовой дискриминации (дифференциации) 1 рода, ее называют идеальной, совершенной, называется ситуация, когда каждому покупателю назначается индивидуальная цена за каждую единицу продукции, причем максимальная, которую он может и готов заплатить.

Когда мы говорим «может», мы имеем в виду финансовое положение. Например, я могу пойти в магазин и купить себе сумку за 10 тыс. рублей. Но я не готов это сделать, потому что я с ней довольно вольно обращаюсь, бросаю где угодно, перегружаю. Т.е. я могу, но не готов.

С другой стороны я готов на майские праздники поехать в Испанию, но я не могу. Причем, может у меня есть сумма денег, но я в это время должен читать лекции. Т.е. я готов, но не могу.

Т.е. здесь у нас 2 переменные: первая касаются бюджетных ограничений, а вторая касается поведения потребителя.

В данном случае при модели идеальной дифференциации цен 1 рода я выбираю максимальную из всех цен, которые могу и готов заплатить.

Такую дифференциацию на практике осуществить очень сложно. Почему?

а) Производство должно быть штучным или мелкооптовым. Я могу такие вещи проворачивать при производстве турбин, например. Когда «Электросила» производит новые турбины, то она их производит под конкретного потребителя по конкретным заказам. В данном случае потребитель индивидуализируется.

б) Покупателей не должно быть слишком много. Например, покупатели на рынке пентхаусов. Любой уровень жилья нам здесь не подходит, потому что там довольно трудно индивидуализировать предложение. А вот если мы будем рассматривать рынок элитного жилья, то мы увидим, что там предложения часто бывают индивидуализированы. Жилье делается под конкретного субъекта.

в) Продавец должен очень точно должен представлять себе финансовые возможности покупателя. Такое представление обычно имеют юристы, адвокаты, бухгалтеры-аудиторы, врачи. В принципе существуют такие профессии, представители которых очень точно определяют на глазок ваше финансовое состояние. Например, работники автосалонов.

Поэтому получается, что в случае совершенной дифференциации фирма будет продавать каждую единицу продукции по максимально возможной для этой единицы цене. Исходя из этого получится, что фирма при любых обстоятельствах потери не несет.
2 род) Ценовая дифференциация 2 рода предполагает дифференциацию цен на продукцию и услуги по отдельным партиям товара. Например, это могут быть много-ставочные тарифы на потребление воды, электроэнергии, газа, телефонных услуг. Получается, что мы устанавливаем разные цены на отдельные партии товара или услуги.

Ценовая дифференциация 2 рода возможна в отраслях с достаточно массовым производством, где нет возможности индивидуализировать каждую конкретную товарную единицу или каждую конкретную оказанную услугу.

При большом количестве разнообразных тарифов или при большом числе скидок ценовая дифференциация 2 рода может превратиться в ценовую дифференциацию 1 рода, когда внутри каждого конкретного множества будет один-единственный потребитель.

Вместе с тем, увеличение числа ______________ мешает ряд обстоятельств. Во-первых, прирост прибыли при дальнейшей дифференциации цен постоянно сокращается. Т.е. чем больше N – количество … субрынков, тем выше наши издержки. Во-вторых, возрастают издержки по разделению рынка. Сюда можно отнести не только издержки на получение информации, но и издержки на изоляцию. Чем больше разделений, чем выше издержки на изоляцию, потому что мы должны каким-то образом блокировать арбитражные процессы. В противном случае будет идти диффузия товара с более низкого ценового сегмента в более высокий. Причем мы будем нести здесь потери, потому что дополнительную прибыль будут прикарманивать некие изворотливые потребители.

3 род) Ценовая дифференциация 3 рода предполагает уже не дифференциацию товара, а разделение самих покупателей по уровню ценовой эластичности. Исходя из этого выделяют такие виды ценовой дифференциации 3 рода как:

Персональную. Это значит, что определенные группы потребителей получают определенный выигрыш. Видом персональной дифференциации является обслуживание в Эрмитаже иностранных туристов. Мы не обслуживаем каждого конкретного туриста по максимальной цене. Мы просто разделяем всех на группы. Студенты могут идти бесплатно. Иностранец – должен платить втридорога, 300 рублей. Получается, что здесь пример ценовой дифференциации, даже более того – ценовой дискриминации.

В принципе, такой род ценовой дискриминации может идти на пользу обществу. Например, льготное обслуживание пенсионеров, многодетных матерей и т.п. Как правило, здесь издержки на изоляцию очень малы, потому что как правило перейти из класса в класс довольно трудно. Хотя бывают самые разнообразные моменты. Один из студентов решил в 44 года заняться менеджментом. В 49 лет закончил факультет. Он очень переживал, потому что на него постоянно нападали в транспорте, и не верили, что он студент.
Кроме этого, существует пространственная дифференциация.

Пространственная дифференциация цен 3 рода связана с тем расстоянием и теми дополнительными затратами времени и денег, которые вы должны принести на его преодоление. Представим себе, что вы хотите в перерыве покушать, у вас есть полчаса. У вас есть несколько возможностей. Вы можете пойти в кафе на 1 этаже. Вы можете пойти в «Восьмерку», она по ряду признаков лучше, чем кафе, но чтобы туда дойти, понадобиться время. Более того, вы можете пойти в кафе филфака, это на углу набережной лейтенанта Шмидта и 9-й линии. Там дороже, но высокое качество пищи. Но пока вы туда дойдете, перерыв и кончится. Исходя из этого, получается, что расстояние в данном случае является очень хорошим разделителем. Расстояние служит основой либо для дискриминации, либо для дифференциации. Хотя все предусмотреть нельзя, и иногда Новгородская тушенка у нас продается дешевле, чем в самом Новгороде. Это связано с тем, что в Новгороде она реализуется мелкими партиями, а в СПб крупными. Поэтому получается, что такая скидка, являющаяся следствием ценовой дискриминации, … из того… особенности ценообразования 2 рода, она перекрывает те проблемы, которые возникает из-за ценовой дискриминации 3 рода.
Следующая дискриминация или дифференциация – временная. Она имеет место быть в нескольких случаях:

либо мы в разное время продаем товар разным лицам по разной цене. Это может быть последовательное использование индивидуальных эффектов спроса, например. Это может быть использование того, что вечером нет ни одного открытого магазина поблизости. Теоретически под временную дифференциацию подпадает цена на клубнику, которая в конце июня ниже, чем в мае. Хотя здесь действует и другой эффект. В июне клубника наша, а в мае – израильская.

кроме этого существует еще и качественная/материально-вещественная дифференциация товара. Качественная дифференциация возникает при попытке придания продукту разной конфигурации, вида и воспринимаемого качества. Сюда подходит все: начиная с модификации продукта и кончая качественными изменениями. Здесь часто центральную роль играет упаковка, которая позволяет уменьшить издержки на изоляцию и блокировать арбитражные процессы.

Марина: Что такое арбитражные процессы? В данном случае это процесс перепродажи товаров одними участниками рынка другим. В данном случае тем участникам рынка, которые находятся в другом ценовом сегменте.

Пример арбитражного процесса: в прошлом году был большой скандал и даже преследование двух сотрудников фирмы Майкрософт, которые пользуясь своими возможностями получения определенного количества продукции по очень низкой цене, перепродавали их другим людям. Т.е. они использовали свое положение. Но эти продукты были даны им не для продажи, о чем оговаривалось специально.

Получается, что зачастую ценовая дифференциация 3 степени приводит к тому, что рынок, единый ранее, распадается на субрынки. И получается, что мы сталкиваемся с уже совершенно новыми формами дифференциации продукции на разных рынках.

В связи с этим еще 2 понятия: когда мы говорим о дифференциации продукции в рамках одного рынка, мы выделили 3 рода такой дифференциации или дискриминации, мы говорим о дегламеративной дифференциации. Когда мы говорим о разделении рынков на субрынки, мы говорим об агломеративной дифференциации. Фактически у процесса дифференциации 2 стадии: стадия дегламерации и стадия агломерации.

стадия дегламерации включает в себя 3 этапа. Если мы посмотрим на них внимательнее, то мы поймем, что в принципе при определенном развитии конкретного рынка эти 3 этапа будут проходить последовательно, и приводить к некой новой стадии, стадии агломерации, когда единого рынка нет, единой цены нет, а все потребители разбиты на потребителей в разнообразных субрынках, где уже не нужны издержки на изоляцию.

Еще раз: когда мы утверждаем, что рынок у нас един, и цена может формироваться на этом рынке как единая цена, но мы по каким-то причинам можем разделить потребителей на группы, мы говорим о дегламеративной дифференциации. Когда рынок четко делится на субрынки, мы говорим о стадии агломерации или агломеративной дифференциации.
МАКРОЭКОНОМИКА.

Макроподход рассматривает всю экономическую систему в целом, условия деятельности всех экономических отношений. И предметом исследований здесь является совокупность фирм. Исходя из этого, мы говорим о совокупном производителе, совокупном потребителе, совокупном спросе, совокупном предложении. Периодически определенные характеристики совокупного спроса и совокупного предложения отличаются от характеристик обычного спроса и предложения. Исходя из этого, отождествлять их нельзя. Все эти различия необходимо учитывать.

Мы помним, что у нас существует как минимум 2 подхода к исследованию экономических величин: подход с точки зрения запасов и подход с точки зрения потоков. В макроэкономике часть показателей мы рассматриваем как показатели потоков. Получается, что часть показателей макроэкономических у нас является функцией от времени, что естественно затрудняет исследования. Мы понимаем, что обобщенные макроэкономические показатели формируются под воздействием самых разнообразных факторов, поэтому мы можем выявить некоторые направления исследований, которые являются основными в макроэкономике. В принципе мы постараемся ряд вопросов осветить.

Макроэкономика прежде всего направлена на:

1) исследование равновесия экономической системы. Исследование вопросов равновесного или неравновесного состояния экономической системы является крайне важным для макроэкономики. Исследование подобного рода вопросов является крайне важным и полезным, потому что достижение или близость точки макроэкономического равновесия дает нам возможность при прочих равных производить больше благ, увеличивать общественное богатство;

2) достижение устойчивых и стабильных темпов экономического роста;

3) занятость населения и эффективное использование ресурсов. Проблема занятости является острой для современной экономики по целому ряду самых разнообразных причин. Мы живем, увы, в ситуации перепроизводства, когда производственных мощностей слишком много; во-вторых мы с вами живем не просто в ситуации перепроизводства, а тогда, когда большая часть общественного производства стала крайне эффективной. Иными словами, существенная часть людей в общем-то в современном производстве не нужна. Поэтому государство прилагает огромные усилия по развитию малого бизнеса.

Рассмотрим малый бизнес Великобритании. Он там очень велик, потому что в частном секторе экономики доля малого бизнеса составляет по данным статистики порядка 50%. Эти 50% населения, которые работают в частном секторе, выпускают 8% национального валового внутреннего продукта.

С другой стороны примерно 7% населения, которые работают на транснациональные компании, выпускают примерно 60% валового внутреннего продукта. Вот и пересчитайте. На первый взгляд малый бизнес крайне неэффективен. Зачем же его все стараются поощрить? Потому что малый бизнес дает нам реальный шанс создать новые рабочие места. Если мы посмотрим на то количество населения, которое обслуживает этот сектор, то мы понимаем, что если бы увеличить сектор производства сверхкрупных компаний, то прядка 48% населения стало бы незанятым.

Исходя из этого, малый бизнес нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить занятость населения.

В принципе современное государство старается повысить качество жизни. А крупные и сверхкрупные концерны зачастую не заинтересованы в очень узких рыночных нишах. А малый бизнес создает возможность эти самые ниши заполнить. Кроме всего прочего, малый бизнес является прекрасным инкубатором, в котором развиваются самые разнообразные в будущем компании. Поэтому от малого бизнеса на первый взгляд проку очень мало, потому что он вроде бы неэффективно использует ресурсы, а на второй взгляд очень много, потому что он позволяет и население занять и качество жизни увеличить, и дополнительными продуктами население снабдить, причем малыми партиями, что качество жизни также улучшит.

Кроме всего прочего, такое повышенное внимание к малому бизнесу позволит еще и создать в будущем какие-нибудь перспективные структуры, реализовать какую-нибудь бизнес-идею.

Поэтому проблема занятости населения является доминирующей. Кстати, отчасти из-за этого государство в 1990-е годы не приняло решения о закрытии такого предприятия как «Автоваз» (автомобильный завод). Автоваз собирались закрыть, причем несколько раз из-за его явной убыточности. Но ему оказывали экономическую помощь, отчасти из-за того, что руководство Автоваза подтасовывало статистику, а отчасти из-за того: представим себе город Тольятти. Автоваз там является градообразующим предприятием. Если мы его закрываем, у нас сразу 100 тысяч безработных. Через 2 недели количество безработных увеличиться до 200 тысяч, потому что полетит вся сфера, которая связана с обслуживанием людей, работающих на этом предприятии. Таким образом, закрытие Автоваза приведет к тому, что у нас сразу образуется 200 тысяч безработных, о которых надо заботиться. А если о них не заботиться, то это приведет к печальным для государства последствиям.

Понятно, что при таких градообразующих предприятиях уже очень скоро загнется и все остальное, и получится, что нам нужно что-то делать в масштабе отдельной области.

А в Узбекистане в свое время закрыли свое собственное производство. А у нас не решились, победила более разумная точка зрения. Да, мы долгое время кормили эти производства, зато нам удалось избежать социального взрыва.

В этом смысле, огромным плюсом политики явилось то, что фактически социальных взрывов удалось избежать. Мы ушли от сценария Югославии. Другое дело – какую цену мы за это заплатили. Цена была огромной.

Поэтому когда мы задумываемся о занятости населения и неэффективном использовании ресурсов, мы понимаем, что здесь нужно поставить свои собственные приоритеты, определить: а с позиции чего мы рассматриваем эффективное использование ресурсов? Со стороны каждого конкретного предприятия или государства в целом? Здесь мы сразу вспоминаем про издержки внешние и внутренние. Когда внешние издержки от какой-то деятельности слишком высоки, мы понимаем, что издержки общества тоже слишком высоки, и с такими издержками общество согласиться не может. Исходя из этого, легче идти по другому пути, не связанному с подобного рода издержками.
Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. В этом блоке мы рассматриваем денежно-кредитную политику, антиинфляционный блок. Мы рассматриваем те процессы, которые приводят к обесцениванию денег; те процессы, которые приводят к созданию денежной массы, к контролю над ними и т.д.

Экономические функции правительства в формировании и расходовании государственного бюджета. Мы постараемся посмотреть на госбюджет, на государственные расходы, инвестиции, финансы.
  1   2   3

Похожие:

Экономика icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
Экономика iconСборник задач для проведения практических занятий по дисциплинам: «Экономика предприятий»
«Экономика предприятий», «Экономика организаций», «Экономика фирмы» для студентов всех форм обучения
Экономика icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика iconЛекция рыночная экономика
Рыночная экономика характеризуется определённым набором плюсов и минусов. Чем сложнее система, тем больше и того и другого. Поэтому...
Экономика icon1. Экономика, экономические отношения Экономика
Экономика- обычно понимают систему общественного производства, т е процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому...
Экономика iconТема: Экономика и экономические системы
Экономика. Тема 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Экономика iconСтроительный комплекс
Как совокупность производственных отношений общества («Экономика капитализма, Экономика социализма»)
Экономика iconЭкономика
Экономика – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
Экономика iconТема: экономика и ее роль в жизни общества
Сущность понятия «экономика». Экономическая наука и ее структура. Функции экономики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница