3. Бюджет государства


Название3. Бюджет государства
страница1/7
Дата публикации19.05.2013
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Тема 3. Бюджет государства.


  1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

  2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.

  3. Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.

  4. Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.




  1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.


Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе ВВП и НД играет бюджет.

Бюджет как экономическая категория - «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти».

Именно таким образом, бюджет как экономическая категория был определен в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы.

Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Основными функциями бюджета являются:

  1. Перераспределение НД и ВВП.

  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

  3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

  4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

  5. Обеспечение государственного федерализма.


Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

1 – образование доходов бюджета;

2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли (кривая Филлипса).

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:

1. Возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности:

  • ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства;

  • воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

  • развитие науки и техники;

  • обеспечение обороноспособности страны.

2. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое перераспределение ВВП и НД, т.е. перераспределение осуществляется:

  • территориально (с одной территории на другую);

  • из производственной в непроизводственную сферу;

  • между отраслями производственной сферы;

Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.

В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:

  • денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);

  • ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.);

  • участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;

  • безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд);

  • исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.


Бюджет как экономическая категория характеризуется определенной системой организации экономических отношений, поэтому, характеризуя бюджетные отношения, употребляют термины бюджетного устройства и бюджетной системы.


  1. ^ Бюджетное устройство и бюджетная система.


Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.

Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.

Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:

  • государственного бюджета;

  • местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:

  • федеративного бюджета;

  • бюджетов членов федерации;

  • местных бюджетов.

Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.

Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.


^ Типы организации бюджетных систем федеративных государств

централизованные

децентрализованные

комбинированные

1. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета.

1. Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов.

2. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

  1. Повышенная ответственность федерального центра при ограничении самостоятельности региональных властей.

  2. 2. Значительная роль трансфертов из вышестоящих нижестоящим бюджетам для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

  3. Использование механизмов горизонтального и вертикального выравнивания.


Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума. Доходов и расходов населения региона.

Выделяют пять моделей бюджетного федерализма: советская, китайская, американская, канадская и германская.


Тип модели бюджетного федерализма


Отличительные признаки

1. Советская

Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности.

Недостатки:

  • нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов;

  • постоянно нарастающая нагрузка на бюджет самого высокого уровня, в итоге он рушится.

2. Китайская

Это разновидность советской. Налоги собираются региональными властями, центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается.

Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов.

3. Американская

Относительно большая самостоятельность отдельных штатов. Система горизонтального долевого распределения доходов. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы.

Недостатки: не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Содействует развитию богатых штатов.

4. Канадская

Социально-ориентированный вариант американской. Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке

5. Германская

Единообразное распределение ресурсов между землями. Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системой. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов.

Недостатки: - сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы, не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов, т.к. значительные суммы собственных их доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли.



Бюджетное устройство и бюджетная система России прошли исторический путь развития от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны (ст. 71 и 132) и ее государственными устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1 – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 – местные бюджеты.

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды.

Целевые бюджетные фонды – формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят:

  • дорожный;

  • экологический;

  • воспроизводства минерально-сырьевой базы;

  • восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.

^ Принципы бюджетного устройства РФ.

  1. Единство бюджетной системы. В основе единства бюджетной системы лежит единая правовая база. Кроме того, данный принцип обеспечивается использованием:

  • единых бюджетных классификаций;

  • единством бюджетной документации;

  • единством денежной системы;

  • единством налоговой политики

  • и взаимодействием бюджетов всех уровней.

  1. Полнота и реальность бюджетов. Данный принцип сводится к тому, что в каждом бюджете, в каждой статье адекватно учитываются все затраты и поступления.

  2. Самостоятельность бюджетов. Самостоятельность бюджетов разных уровней обеспечивается тем, что их принимают соответствующие представительные органы власти, а исполнение осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

В основе самостоятельности лежит наличие собственных источников доходов.

  1. Гласность бюджетов. Этот принцип сводится к тому, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов всех уровней осуществляется гласно. Все решения, касающиеся формирования бюджета и внебюджетных фондов, должны быть опубликованы в официальных СМИ или доведены до сведения населения иным способом.

  2. Сбалансированности бюджета. Этот принцип означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

^ Структура бюджета.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходы непосредственно поступают в распоряжение государства.

Существуют внешние и внутренние доходы.

Внешние доходы – заемные средства иностранных государств и международных организаций, выплаты репараций и контрибуций.

Внутренние доходы – имеют приоритетное значение, они связаны с национальным материальным производством, доходы от использования государственной и муниципальной собственности, в том числе от продажи ее и сдачи в аренду.

В соответствии с порядком и условием зачисления доходы бюджетов подразделяются на несколько видов.

  1. Закрепленные доходы. Такие доходы полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой включения в бюджеты этих доходов является налоговое и бюджетное законодательство.

  2. Регулирующие доходы. Поступают в соответствующий нижестоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уровня. Регулирующие доходы распределяются ежегодно.

  3. Дотации. Представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве помощи. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не имеют целевого назначения.

  4. Субвенции. Выделяются на определенный срок из бюджетов вышестоящих уровней на конкретные цели. Подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные сроки.

  5. Субсидии. Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих бюджетов на финансирование определенных мероприятий и предполагающее долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

  6. Бюджетная ссуда. Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездна, т.е. ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. В отличии от дотации, субвенции и субсидии бюджетные ссуды могут выделяться в порядке бюджетного регулирования в течении финансового года.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года

К собственным источникам доходов относится п.п. - 1,2. Кроме того в бюджетах каждого уровня могут фигурировать и заемные средства, которые привлекаются на условиях возвратности и, в случаях предусмотренных законом, возмездности (платности).
Расходы бюджетов подразделяются на две категории:

  • текущие расходы;

  • и бюджет развития.

Бюджет текущих расходов – это расходы на содержание, т.е. обеспечение деятельности органов государственной власти и управления бюджетных организаций, учреждений, предприятий и расходы на капитальный ремонт заданий и сооружений.

Бюджет развития – расходы на расширение производства, на ассигнование инвестиций, которые должны способствовать развитию каких-либо экономических структур в будущем.

В случае бюджетного дефицита приоритетному первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.
Организация бюджетов в РФ имеет ряд особенностей:

  • составление консолидированных бюджетов;

  • возможность введения чрезвычайного бюджета.


^ Консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.

Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

  • в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);

  • при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

  • при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);

  • в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

  • при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий ( бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).

В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ связанна с развитием отраслей народного хозяйства, в том числе:

  • 6% - промышленность, энергетика, строительство;

  • 4% - сельское хозяйство и рыболовство;

  • 3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;

  • 13% - жилищно-коммунальное хозяйство.

2/3 расходов консолидированного бюджета РФнепроизводительные расходы, в том числе:

  • 10% - управление и правоохранительная деятельность;

  • 10% - оборона страны;

  • 3% - обслуживание государственного долга;

  • 30% - социально-культурные расходы.


Чрезвычайный бюджет РФ.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

^ Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета.

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».


  1. ^ Федеральный бюджет РФ. Доходы и расходы

федерального бюджета РФ.
Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Основным источником формирования доходов федерального бюджета является НД.

Доходы федерального бюджета можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Структура доходов по социально-экономическому признаку:

  • от хозяйствующих субъектов;

  • от государственных имущества и угодий;

  • от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

  • от личных доходов граждан.

  1. Структура доходов по степени централизации:

  • собственные доходы; Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. (налоговые и часть неналоговых)

  • регулирующие доходы; ^ Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

  1. Структура доходов по сфере привлечения.

- налоговые ( более 80%);

  • неналоговые поступления ( до 10%);

  • поступления от целевых бюджетных фондов (около 10%).

Налоговые доходы бюджета РФ

К налоговым доходам относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер, масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии развития общества, породившего соответствующее государство.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
^ По признаку переложимости налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы с физических лиц, налоги с наследства и дарения).

^ Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. Покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.
Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки:

  1. Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции.

  2. ^ Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной., при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд.. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сборы на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

  3. ^ Безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом ничего не получает взамен: ни право участия в хозяйственных операциях, ни право пользования какими- то объектами, на права какого-либо действия( ввоза, вывоза товара) ни документа, удостоверяющего право плательщика на использование перечисленных им бюджетных средств. Этот признак различает налоги от пошлины. Пошлина – денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо операций (ввоз, вывоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ.


^ Неналоговые доходы бюджета РФ.

К неналоговым доходам относятся:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

  2. Доходы от продажи государственного имущества, находящегося в государственной собственности (приватизация). 1996г. – 76%; 1999г. – 49,5%.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

3. Бюджет государства iconЛекция: Бюджет и бюджетная система государства
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда ден. Средств предназначенных для финансового обеспечения, задач...
3. Бюджет государства icon11. бюджетно-финансовая политика >11 Государственные финансы и государственный...
Государственные финансы – это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные...
3. Бюджет государства iconКонспект лекций по дисциплине «Контроллинг» семестровий модуль 1
«завтра»). Другими словами бюджетирование (англ. Budgeting) – это система разработки плановых значений активов, обязательств, собственного...
3. Бюджет государства iconНалоговое право
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджет государства в определенных законом размерах и в установленные сроки
3. Бюджет государства iconНалоговое право
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджет государства в определенных законом размерах и в установленные сроки
3. Бюджет государства iconТесты по дисциплине Бюджет и Бюджетная система Состав бюджетной системы государства зависит от
Виды расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации
3. Бюджет государства iconСоциально-политическая и правовая роль налогов в государстве
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджет государства в определенных законом размерах и в установленные сроки
3. Бюджет государства iconСоциально-политическая и правовая роль налогов в государстве
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджет государства в определенных законом размерах и в установленные сроки
3. Бюджет государства iconСоциально-политическая и правовая роль налогов в государстве
Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджет государства в определенных законом размерах и в установленные сроки
3. Бюджет государства iconКонсолидированный бюджет
Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница