Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду


Скачать 202.12 Kb.
НазваниеСущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду
Дата публикации19.05.2013
Размер202.12 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Экономика > Анализ
Сущность предпринимательской среды
Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду.
Эти условия включают объективные и субъективные факторы (общецивилизационные, социально-экономические, политические, гражданско-правовые, культурные и др.), способствующие предпринимателям, добиваться реализации поставленных целей, в том числе получения прибыли (дохода).
Благоприятная предпринимательская среда обеспечивает хозяйствующим субъектам экономическую свободу для занятия предпринимательской деятельностью, легитимность условий осуществления предпринимательских проектов и договоров.

Необходимые условия для формирования благоприятной предпринимательской среды:

- ресурсы и факторы развития национальной экономики

- сложившиеся в ней социально-экономические отношения

- цивилизованный рынок

- благоприятный общественный менталитет

- государственная поддержка.

Важнейшие направления формирования предпринимательской среды сформулированы в Конституции РФ, ГК РФ, а также в специальных законодательных актах, содержащихся в уголовном, административном, налоговом, таможенном законодательстве.

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая создается самими предпринимателями.
^ Внешняя предпринимательская среда

Макроуровень.

Внешняя среда – система, состоящая из условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и оказывающих регулирующее воздействие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не могут непосредственно изменить данные условия и факторы (например, естественно-природные, экономические, политико-правовые и т.п.), а должны учитывать их при осуществлении своей деятельности.

Внешняя среда представлена также субъектами экономики, имеющими непосредственное отношение к предприятию и влияющими на его деятельность - микроуровень.

Предвидение факторов и условий позволяет заблаговременно определить возможные угрозы экономической безопасности в деятельности предприятия, выявить причины их возникновения и установить характер воздействия последствий риска на предпринимательскую деятельность.

Внешняя среда несет не только угрозы, но и возможности для развития предприятия.

^ Анализ структуры внешней среды предприятия целесообразно осуществлять по методологии системы национальных счетов. Согласно этой методологии основной хозяйствующей организацией является институциональная единица.

^ Институциональная единица - хозяйствующее юридическое лицо, правомочное контролировать собственные финансовые ресурсы: владеть активами и пассивами, принимать на себя обязательства, заниматься хозяйственной деятельностью и заключать сделки с другими юридическими лицами.

Институциональный анализ рассматривает внешнюю среду в рамках трехуровневой схемы:

^ Первый уровень представлен средой, состоящей из системообразующих правил хозяйствования, формируемых государственными и негосударственными организациями, а также объективными условиями производства на конкретной территории.

В данном случае учитывают степень влияния природных, технических, политических, экономических, демографических и культурных факторов макросреды.

Наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, в том числе дешевых энергоносителей (что характерно для РФ), благоприятно для развития предпринимательства.

Не менее важны климатические (погодные) условия, а также малая вероятность наступления форс-мажорных природных катаклизмов.

^ Природные (экологические) факторы выступают как следствие воздействия институциональной среды на предприятие в целях недопущения по вине последнего изменения экологической обстановки в регионе, в том числе вследствие катаклизмов, техногенных катастроф.

Серьезные последствия на результаты хозяйствования предприятия могут иметь принятые в стране и регионах более жесткие требования к экологической чистоте производства.

Прямое влияние демографических и культурных факторов на предприятие осуществляется посредством воздействия индивидов (домашних хозяйств) на предприятие.

^ Культурные факторы определяют не только динамику спроса на продукцию предприятия, но и саму организационную культуру, проявляющуюся в отношении к покупателям, поставщикам, иным внешним партнерам, равно как и взаимоотношения субъектов внутренней среды предприятия.

Предприятие может влиять на культурные ценности и традиционные установки населения посредством рекламных, пропагандистских, агитационных и других мероприятий.

Влияние технического фактора обусловлено инновационными процессами в технике и технологии производства продукции.
^ Политические факторы возникают в результате принятия политических решений, приводящих к уменьшению государственной поддержки данного предприятия и/или увеличению ее в отношении конкурентов, к возникновению беспорядков, к изменению законодательных актов, определяющих условия предпринимательства, к ограничениям на конвертированность национальной валюты и т. п.

Политическая обстановка в России характеризуется тем, что у различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к предпринимательским структурам и частному сектору экономики, к необходимости осуществления прямого контроля над фирмами и др.

Поступательное развитие предпринимательства в России требует не только четкого установления ответственности предпринимателей за нарушение законодательства, но и обеспечения защиты законных прав предпринимателей от посягательств со стороны чиновников, олигархов, рэкетиров и других криминальных элементов.

Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, который устанавливает порядок ведения дела, структуру и объем выплачиваемых налогов.

С другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, что увеличивает уровень предпринимательского риска. Особенно велико влияние этого фактора в настоящее время в России. Практически к каждому вновь выходящему закону или постановлению, как правило, добавляется целый ряд уточнений, изменений, что многократно увеличивает уровень риска предпринимателя.

Усиливают уровень предпринимательского риска коррупция со стороны государственных чиновников и рэкет.

На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние экономическая ситуация в стране. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Значительное влияние на развитие предпринимательства оказывает уровень инфляции в стране. Инфляционные процессы подрывают стимулы интенсивного экономического роста, поскольку внедрение новой техники обходится все дороже, и напротив, становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию.

Инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предприятий, в результате чего на замену изношенного оборудования не хватает средств.

Предприниматель должен учитывать не только экономические изменения, происходящие в стране деятельности, но и экономическое положение отрасли деятельности.

Остановимся подробнее на процессе формирования валютных и налоговых рисков вследствие действия экономических факторов макросреды.

^ Валютный риск означает возможность несения финансовых потерь в результате долгосрочных и краткосрочных колебаний валютных курсов. В свою очередь последние зависят от спроса и предложения на валюту на национальных и мировых валютных рынках.

Валютный риск реализуется в ситуации потери покупательной способности валюты в период между датой заключения сделки и моментом оплаты.

Изменение валютных курсов влияет также на конкурентоспособность товаров. Удешевление национальной валюты приводит к тому, что товары, произведенные в данной стране, на зарубежных рынках станут дешевле, а иностранные товары на национальном рынке — дороже. Следовательно, удешевление национальной валюты способствует увеличению объемов экспорта и снижению объемов импорта, а подорожание национальной валюты, наоборот, способствует увеличению объемов импорта и сокращению объемов экспорта.

Предприятия могут нести финансовые потери вследствие изменения налоговой политики государства, а также изменения величины налоговых ставок.

В экономически развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей исходя из того, что увеличение ставки выше предельного значения не только подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объемов производства, но и приводит к увеличению случаев прямого и косвенного уклонения от уплаты налогов, а также к переносу предпринимательской деятельности в страны с более либеральным налоговым законодательством.

Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34 %, в Англии — 35, в Японии и во Франции — 42, в Швеции — 52, в ФРГ—53. Общая сумма налогов в России по различным оценкам составляла 70—90 % доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходило падение производства, наблюдалось масштабное развитие теневого сектора. Данная ситуация приводила к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов: в настоящее время от уплаты скрывается 30—40 % всех налогов.

Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являлись бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом.

Интернационализация экономической деятельности предпринимательских структур формирует страновый риск, который включает в себя совокупность факторов макросреды предпринимательской деятельности в условиях конкретной национальной экономики. Анализ странового риска регулярно проводится журналом «Euromoney» в соответствии с методикой германской фирмы БЕРИ. На основе экспертных оценок политической и экономической ситуации в стране устанавливается рейтинг стран мира по степени риска инвестирования и надежности деловых связей.

Многие факторы макросреды формируют риск форс-мажорных обстоятельств, которые рассматриваются как следствие проявления непреодолимой силы. Форс-мажорные обстоятельства не могут ни предотвращены, ни устранены какими-либо мероприятиями. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, революции, путчи, забастовки и т. п. Поскольку наступление форс-мажорных обстоятельств не зависит от воли предпринимателя, случае их наступления он освобождается от ответственности по контрактам в соответствии со ст. 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи. Возмещение потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, осуществляется, как правило, посредством страхования сделок в специализированных страховых компаниях.

^ Внешняя предпринимательская среда – микроуровень
Второй уровень институционального анализа охватывает микросреду предприятия. Микросреда предприятия - совокупность субъектов экономики, имеющих реальное или потенциальное влияние на функционирование предприятия.

Институциональные единицы — резиденты — в экономике любой страны группируются в пять взаимоисключающих институциональных секторов в соответствии с их основным видом деятельности и юридической формой организации:

1. Сектор государственного управления. К этому сектору относятся учреждения, финансируемые из государственного бюджета или фондами социального обеспечения, функцией которых является оказание нерыночных услуг населению, а также перераспределение доходов и богатства страны. Органы государственного управления могут заниматься производством товаров и услуг, предоставляемых бесплатно либо на льготных условиях в зависимости от целей осуществляемой политики.

^ Сектор государственного управления подразделяется на следующие подсекторы:

центральное правительство (центральные органы управления), к которому относятся все государственные ведомства, службы, учреждения и прочие организации, являющиеся инструментами центральной власти страны;

правительства регионов, районов, провинций, к которым относятся государственные органы, наделенные независимыми от центрального правительства полномочиями, осуществляемыми на конкретных территориях страны;

местные органы управления, включая муниципальные, которые состоят из государственных единиц, независимо осуществляющих управление в различных городах и сельских местностях, подпадающих под их юрисдикцию и расположенных на территории данной страны;

наднациональные органы, осуществляющие налогообложение или контролирующие государственные расходы на территории данной страны.

^ 2. Сектор нефинансовых корпораций образуют корпорации, создаваемые с разными целями. Он представлен следующими подсекторами:

государственные нефинансовые корпорации;

национальные частные нефинансовые корпорации;

нефинансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа.

Кроме этого, существует еще квазикорпорации. Они ведут полную отчетность и несут ответственность за свои эконо­мические решения и действия, хотя их автономия может быть ог­раничена другими институциональными единицами (например, при нахождении под контролем своих акционеров).

К квазикорпораци­ям относятся:

неинкорпорированные государственные предприятия, занимающиеся рыночным производством (например, неофициальные това­рищества) и функционирующие как частные корпорации;

предприятия-нерезиденты, деятельность которых осуществляется на территории данной страны вне рамок самостоятельной корпорации-резидента, включая операции отделений, совместные предприятия, представительства и агентства;

финансовые посредники, по автономным направлениям деятель­ности которых ведется полный комплект надежных финансовых счетов и которые согласно действующему законодательству могут быть отделены от материнской корпорации.

^ 3. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домаш­ние хозяйства, представлен институциональными единицами, кото­рые создаются ассоциациями граждан для предоставления товаров или услуг, прежде всего, в интересах самих членов этих ассоциаций, а также ин­ституциональными единицами, которые создаются для филантропи­ческих целей. Ресурсы благотворительных учреждений создаются преимущественно посредством благотворительных взносов налич­ными средствами или взносов в натуральном выражении от обще­ственности, корпораций или правительств, включая подобного рода организации-резиденты в других странах, а также доходов от соб­ственности и пожертвований.
^ 4. Сектор домашних хозяйств структурируется следующим образом: институциональные домашние хозяйства, к которым относятся: священнослужители, проживающие в монастырях или подобных учреждениях; пациенты, находящиеся длительное время в лечебных заведениях, в том числе в психиатрических больницах; заключен­ные, отбывающие длительные сроки наказания;

люди, постоянно проживающие в домах для престарелых;

домашние хозяйства-производители;

некорпоративные рыночные предприятия домашнего хозяйства;

домашние хозяйства, производящие товары и услуги для собственного конечного потребления.

Домашние хозяйства формируются небольшими группами лиц, проживающих совместно, объединяющих (полностью или частич­но) свои доходы и имущество, а также совместно использующих конкретные виды товаров и услуг (например, использование жилья и продуктов питания), одинокими лицами, а также некоторыми уч­реждениями (монастыри, госпитали, психиатрические лечебницы, тюрьмы, дома престарелых и др.). При этом обслуживаю­щий персонал и другие лица, выполняющие определенные функции в хозяйстве за вознаграждение и проживающие в тех же помеще­ниях, не могут претендовать на общие ресурсы и должны рассмат­риваться как самостоятельные домашние хозяйства.

Основной функцией домашних хозяйств является потребление товаров и услуг. Некоторые из них производят определенные виды товаров и услуг как для собственного потребления, так и на продажу.

^ 4. Сектор финансовых учреждений и корпораций (финансовая система) представлен совокупностью рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Этот сектор включает в себя институты рынков акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких, как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании), и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений.

Этот сектор включает следующие подсекторы:

- банковский подсектор, в который входят все субъекты банковской системы страны — центральный (национальный) банк и прочие депозитарные учреждения. К прочим депозитарным учреждениям (корпорациям) относятся депозитные банки и финансовые учреждения, принимающие депозиты (сберегательные банки, сберегательные и кредитные общества, кредитные союзы, ипотечные банки, учетные дома, торговые банки, паевые инвестиционные фонды). К ним относятся также институциональные эмитенты облигаций, банки развития и оффшорные банковские учреждения;

- подсектор небанковских финансовых учреждений, включающий страховые и перестраховочные компании, пенсионные фонды, лизинговые фирмы, трастовые (доверительные) организации, инвестиционные фонды (пулы);

- подсектор финансовых учреждений, которые приобретают финансовые активы за свой счет и принимают на себя финансовые обязательства на рынке, принимают депозиты до востребования, срочные и сберегательные вклады, а также нерегулярно осуществляют функции денежно-кредитного регулирования;

- подсектор финансовых посредников, представленный хозяйствующими субъектами (брокеры, трейдеры, представители производителей, агенты-импортеры, компрадоры, дистрибьюторы, дилеры, джобберы, мелкие торговцы), которые предоставляют специализированные услуги, осуществляя операции в качестве агентов по поручению других физических или юридических лиц.

Финансовое посредничество является рисковой деятельностью, в которой институциональная единица, принимая обязательства за свой собственный счет, приобретает финансовые активы посредством проведения финансовых операций на рынке.

Финансовые корпорации и квазикорпорации могут также подразделяться:

на государственные финансовые корпорации;

акционерные, частные или совместные финансовые корпорации;

финансовые корпорации, контролируемые из-за рубежа.
Все организации, имеющие непосредственное отношение к предприятию и способные влиять на его возможность получать доходы от производственно-сбытовой деятельности, подразделяются на следующие группы:

поставщики;

посредники;

покупатели (клиенты);

конкуренты;

контактные аудитории.

К поставщикам относятся отдельные юридические и физические лица, которые обеспечивают данное предприятие и его конкурентов товарно-материальными ценностями (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, тара, инструменты).

^ К посредникам относятся любые организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товара среди покупателей.

Выделяют пять категорий покупателей:

потребительский рынок—отдельные физические лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

рынок производителей—домашние хозяйства и нефинансовые корпорации, приобретающие товары и услуги для дальнейшего использования в процессе производства;

рынок промежуточных продавцов — домашние хозяйства и нефинансовые корпорации, приобретающие товары и услуги для последующей их перепродажи в сфере обращения в целях получения прибыли;

рынок государственных учреждений — бюджетные организации, приобретающие товары и услуги (в том числе жилищно-коммунальное хозяйство), либо организации, приобретающие услуги в целях благотворительности;

международный рынок, включающий все четыре вышеназванные категории покупателей, находящихся для производителя за рубежом.

Со стороны покупателей для предприятия негативные последствия имеет падение платежеспособного спроса на продукцию или услуги данного хозяйствующего субъекта. Более редким представляется случай немотивированного отказа от получения или оплаты полученной готовой продукции.

Любые физические и юридические лица, производящие аналогичные (схожие) товары, реализующие их на рынке сбыта, и тем самым ограничивающие возможности определенного предприятия, являются его конкурентами.

Возможность появления непредвиденных конкурентов при этом остается в следующих случаях:

при входе в отрасль деятельности предпринимательской фирмы фирм из других отраслей. В основном это характерно для предприятий, деятельность которых нацелена на создание новой, более производительной технологии изготовления продукта, по которому на рынке есть неудовлетворенный спрос и который зарекомендовал себя как высокорентабельный;

- при появлении непредвиденных товарных или функциональных аналогов производимого товара, услуги;

- при образовании новых фирм-конкурентов, в том числе по причине ухода ведущего специалиста или группы специалистов предприятия, которые организовывали самостоятельную новую фирму аналогичной специализации;

- при появлении на местном рынке зарубежных экспортеров.

В качестве конкурентов предприятия следует рассматривать не только предприятия, производящие такую же продукцию, но и предприятия, использующие (возможно, по другому назначению) те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы.

Внешними контактными аудиториями являются любые группы, которые проявляют к предприятию текущий или потенциальный интерес.

Выделяют следующие группы контактных аудиторий:

финансовые круги, которые способствуют обеспечению предприятия капиталом. К ним относятся банки (банк только хранящий счета — посредник; к контактной аудитории относится банк, капиталом которого пользуется предприятие), инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры;

средства массовой информации (СМИ), распространяющие информацию, комментарии и пр.;

контактные аудитории — государственные учреждения, органы законодательной и исполнительной власти, которые потенциально могут оказать непосредственное воздействие на возможности предприятия по получению дохода;

гражданские группы действий, включающие организации потре­бителей, защитников окружающей среды, представителей национальных, региональных меньшинств;

местные контактные аудитории, представленные окрестными жителями и их общинными организациями;

широкая публика, представление которой об имидже предприятия сказывается на его коммерческой деятельности.
^ Третий уровень институционального анализа предполагает отслеживание тех индивидов или домашних хозяйств, от которых зависит, насколько велико будет влияние природных, технических, политических, экономических, демографических и культурных факторов макросреды на предприятии. Нельзя упускать из виду возможность ошибок персонала таможенных и налоговых служб, работников поставщиков и посредников, предвзятость оценок npедставителей контактных аудиторий и т. п.

На основе анализа факторов макро- и микросреды, влияющих на условия экономической деятельности, руководство предприятия может выявить, какие из них представляют наибольшую опасность и разработать комплекс целенаправленных мер по устранению, уменьшению степени влияния негативных последствий действия этих факторов.
^ Внутренняя предпринимательская среда
Для индивидуального предпринимателя характерно совмещение в одном лице носителя предпринимательских способностей, осуществляющего хозяйственную деятельность: будь-то производство материальных благ, оказание услуг или создание интеллектуальных продуктов. Такой предприниматель может либо являться собственником факторов производства, необходимых для его деятельности, либо распоряжаться чужими факторами производства.
Внутренняя предпринимательская среда образуется, когда объединение факторов производства происходит в рамках предприятий, позволяющих расширить объем и эффективность хозяйствования по сравнению с индивидуальной предпринимательской деятельностью за счет использования эффекта синергизма (увеличение количества видов деятельности) и экономии на масштабе производства.

Следовательно, внутренняя предпринимательская среда – это совокупность условий функционирования создаваемой предпринимателем организации - предприятия.

Предприятие выступает в качестве основного звена национальной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесс производства.

^ Различают технико-экономическую и социально-экономическую стороны предприятия.

Технико-экономическая сторона характеризует организационную форму производства, кооперацию трудовой деятельности, форму организации, объекты управления и др.

Социально-экономическая сторона определяет тип субъектов хозяйствования с позиций прав собственности на имущество, отношений присвоения результата хозяйствования, а также прав и ответственности предприятия как юридического лица.

Социально-экономическая сторона предприятия получает выражение в особом виде организации, осуществляющей хозяйственную деятельность на предприятии, — фирме.

^ Под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов (договоров), в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами таких взаимодополняемых ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством ее (интерспецифические ресурсы). При уничтожении фирмы ни один из интерспецифических ресурсов не получит аналогичную оценку на рынке или в других фирмах.
Наличие интерспецифических ресурсов приносит фирме синергический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции, что позволяет их владельцам получать экономическую прибыль. Кроме интерспецифических ресурсов, фирма использует и такие ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме (общие), а также ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее (специфические).

Составляющие нематериальные активы фирмы — имя, фирменные знаки, технологии, маркетинговая политика и другие выступают дополнительным источником дохода.
^ В учебнике «Предпринимательство» под ред. М. Г. Лапусты к внутренней предпринимательской среде отнесены следующие факторы:

- наличие необходимого объема собственного капитала;

- правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;

- выбор предмета деятельности;

- подбор команды партнеров;

- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

- подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;

- механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

^ В экономическом словаре дано следующее определение внутренней предпринимательской среды – «совокупность ситуационных факторов внутри самой фирмы. Она является в основном результатом управленческих решений. К факторам внутренней среды относят: цели, структуру, технологию и людей».
В современный период все большую значимость приобретает фактор «люди», если быть боле точным, то интеллектуальный капитал. Согласно расширенной трактовке интеллектуального капитала, в нем сконцентрированы все виды не поддающихся традиционной оценке ресурсов предприятия, обнаруживаемые в условиях, когда цены на акции предприятия растут более высокими темпами, чем реальные результаты его хозяйственной деятельности, исчисляемые на основе традиционных систем хозяйственного учета.

Выделяют две составляющие интеллектуального капитала, которые до сих пор не находят отражения в традиционных моделях бухгалтерского учета, так как их стоимость считается нулевой:

человеческий капитал, или совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач, моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу. Человеческий капитал принадлежит индивидам;

структурный капитал, т. е. техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовывать свой производственный потенциал, отношения, сложившиеся между организацией и ее партнерами. В отличие от человеческого капитала, структурный может быть собственностью организации и, следовательно, объектом купли-продажи.

Условием формирования интеллектуального капитала являются инвестиции в человеческий капитал и информационные технологии, которые выступают в современной экономике ключевым средством создания новых ценностей.

Особенностью интеллектуального капитала является то, что он формируется особым ресурсом — работниками предприятия, которыми собственники предприятия не в состоянии владеть; т. е. интеллектуальный капитал, обеспечивая рыночную эффективность фирмы, не может быть ее активом, а проявляется в готовности агентов фондового рынка определять стоимость потенциала предприятия выше его активов, поддающихся денежной оценке. Свидетельством тому является более чем десятикратный рост рыночной стоимости активов американских компаний по отношению к реальной стоимости их активов, находящих отражение в балансовых отчетах (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, акции и облигации).

Похожие:

Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconТемы для обзора литературы по курсу «Теория и практика предпринимательства»
Сущность предпринимательской среды. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconТема. Предпринимательская деятельность
А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего с собственным интересом...
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconТипология предпринимательства учение о различных типах (видах) предпринимательской...
...
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconКонцепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определяет...
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие...
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconПреобладания в наиболее развитых промышленных
Он считал, что свобода конкуренции стимули­рует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство,...
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconАудиторская деятельность (аудит) предпринимательская деятельность...
Аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconОдна лекция или практика 0,5 баллов
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на получение наивысшей прибыли за счет минимума затрат
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconОдна лекция или практика 0,5 баллов
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на получение наивысшей прибыли за счет минимума затрат
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconОдна лекция или практика 0,5 баллов
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на получение наивысшей прибыли за счет минимума затрат
Сущность предпринимательской среды Условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, образуют предпринимательскую среду iconОдна лекция или практика 0,5 баллов
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на получение наивысшей прибыли за счет минимума затрат
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница