Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности


НазваниеЛекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности
страница1/8
Дата публикации20.05.2013
Размер1.04 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8


ЛЕКЦИЯ 1. Теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности
1.1. Сущность и виды экономической безопасности

Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства. Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны еще многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политическая стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная (оборонная), оборонно-промышленная и продовольственная безопасность. Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической безопасности.

Финансовая безопасность - часть экономической и национальной безопасности. Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.

Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2008 г., 46,5% всей промышленной продукции, создают более 37% всех доходов федерального бюджета и более 63,4% всего экспорта. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, отсутствие которого на общероссийском рынке нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, переход экономики от экстенсивного к интенсивному экономическому росту. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны. Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе может составить 2-3%. Прирост добычи нефти, в 2006 г. составивший почти 8%, скорее носит конъюнктурный характер и вряд ли сохранится на долгие годы.

Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.


    1. ^ . Структура системы экономической безопасности

Система экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям (рис.1). Эти блоки состоят из соответствующих элементов. Вся система представлена в Таблице 1. В ней также отражены национальные интересы России в сфере экономики, которые содержатся в упомянутой Концепции. Они были актуализированы для условий 1996 г., но сохраняют значимость и в нынешней ситуации. В Концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.

По-прежнему приоритетны национальные интересы России, определяющие долгосрочные цели ее развития, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 г., показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного значимого национального интереса без обеспечения устойчивого функционирования финансово-банковской системы. При определении национальных интересов России в процессе разработки Концепции, политики и экономисты исходили из драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе: над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в России. Поэтому в Концепции намечен большой спектр национальных интересов и недостаточно представлены стержневая основа и взаимосвязь между частными целями.

Рис. 1. Структура системы экономической безопасности страны

Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одна из главных национальных целей, на наш взгляд - формирование социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике. Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.



Концепция

национальной

безопасности



Национальные интересы России в сфере экономики


Угрозы экономической безопасности

^ Индикаторы экономической безопасности


Пороговые значения индикаторов экономической безопасности


Организационная структура экономической безопасности


Правовое обеспечение экономической безопасности

1. Россия в мировом сообществе, ее глобальная безопасность и

геополитическая

роль

2. Национальные

интересы России

3. Угрозы

национальной

безопасности

4. Обеспечение

национальной

безопасности

1. Способность экономики

функционировать в режиме рас-

ширенного воспроизводства

2. Конкурентоспособность государства, бизнеса, личности

3. Повышение благосостояния

и качества жизни населения

4. Устойчивость финансово-

банковской системы

5. Рациональная структура

внешней торговли, доступ отечественной продукции перерабатывающей

промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних

потребностей за счет импорта

6. Независимость России на

стратегически важных направлениях

научно-технического прогресса

7. Сохранение единого экономического пространства

8. Создание экономических и

правовых условий, исключающих

криминализацию общества

9. Обоснованная доля государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности развития экономики

1. Потеря производственного

потенциала из-за

высокого износа

основных фондов

2. Государственный

долг (внутренний

и внешний)

3. Корпоративный

долг

4. Высокий уровень

бедности населения

5. Утечка капитала

6. Низкая инновационная

и инвестиционная

активность

7. Низкая конкурентоспособность

продукции

8. Инфляция, включая скрытое и ожидаемое повышение цен (естественные монополии, страховой

бизнес, недвижимость,

зерновой рынок и т.д.)

150

показателей

1. Объем валового внутреннего продукта,млрд руб.

2. Валовый сбор зерна, млн т

3. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, %

4. Доля в ВВП расходов на оборону, %

5. Доля затрат на фажданскую науку в ВВП, %

6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %

8. Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %

9. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения

10. Уровень безработицы, % к ЭАН в среднегодовом исчислении по методологии МОТ

11. Уровень монетизации, % ВВП

12. Внешний долг, % ВВП

13. Внутренний долг, % ВВП

14. Доля расходов на обслуживание госдолга, % общего объема расходов федерального бюджета15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП

16. Уровень инфляции, %

17. Объем золотовалютных резервов, млрд долл.

18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта,%


Совбез РФ

Управление

экономической

безопасности

Межведомственная

Комиссия по безопасности в области экономики

Секция Научного

совета Совбеза РФ по экономической и социальной безопасности

Федеральные

органы, отвечающие

за экономическую

безопасность

(Минэкономразвития

России) Региональные

органы исполнительной

власти (в ряде

субъектов Федерации

есть советы безопасности)

1. Закон О безопасности

2. Гос. стратегия

эконом. безопасности

(Указ Президента РФ1996 г.)

3. Закон о валютном

регулировании,о валютном контроле

4. Закон об отмывании

«грязных» денег

Таблица 1. Система экономической безопасности страны


ЛЕКЦИЯ 2. Теоретико-методологический аспект исследования теневой

экономики и её влияния на экономическую безопасность
^ 2.1. Трансформация определения теневой экономики

По вопросам определения понятия теневой экономики проведено огромное количество исследований экономистами, правоведами, политологами, социологами, криминалистами и др. Однако и сегодня еще приходится сталкиваться с нечеткостью в определении; нередко через запятую используются такие термины, как неофициальная, неформальная, внелегальная, параллельная, фиктивная, подпольная, черная, серая, вторичная, криминальная теневая экономика. При этом варианты определения понятия формируются на основе использования разных критериев. К таковым относятся: степень легальности, характер результатов экономической деятельности, социально-нормативные характеристики поведения субъектов хозяйствования, отношение к официальной экономике, а также критерий неконтролируемости (в основном неучтенности официальной статистикой) хозяйственной деятельности со стороны государства.

Специфика теневых составляющих экономики России приводит к необходимости нового подхода к пониманию самой категории «теневая экономика», и к способу получения исходной информации, и к методам определения ее объема.

Существуют различные подходы к определению теневой экономики: правовой, статистический, экономический, комплексный социально-экономический и др. Наибольшее распространение получили три подхода:

- юридический, трактующий теневую экономику как совокупность запрещенных законом видов деятельности;

- экономический, определяющий теневую экономику, как скрываемое от налогов производство;

- статистический, в соответствии с которым теневая экономика рассматривается как экономическая деятельность, по каким - либо причинам не учитываемая официальной статистикой.

Юридический подход, отождествляя теневую экономику с нелегальной деятельностью без всяких ограничений, включает в нее часть результатов функционирования нелегальной неэкономической деятельности (грабежи, заказные убийства и т.п.). При анализе теневой экономики речь может идти об экономической деятельности, границы которой могут выходить за рамки установленных требованиями системы национальных счетов (СНС). Известно, что последняя подразумевает, что экономическая деятельность:

- ведется с целью получения экономической выгоды от производства и последующей реализации товаров и услуг на рынке конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хозяйстве;

- возможна, если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке, а оценка добавленной стоимости, получаемой в результате производственной экономической операции, соответствует доходу, фактически полученному предпринимателем, который ее осуществляет;

- предполагает, что все сделки между продавцами и покупателями производятся с общего согласия.

Для сторонников юридического подхода характерно деление экономики на легитимную (развивающуюся в соответствии с принятыми правовыми нормами) и криминальную (противоречащую им). В большинстве индустриально развитых странах понятие экономической преступности не имеет четких уголовно-правовых границ. Существуют различные точки зрения по поводу содержания этого понятия, а в социально-криминологических исследованиях оно используется, не имея общепринятого определения.

Совершенного законодательства не существует. Общие и специальные законодательства любой страны имеют те или иные недостатки, пробелы, неохваченные правовыми нормами области и т.д. И в первую очередь, это относится к государствам с трансформирующимися институтами.

Иной подход к оценке теневой экономики практикуют экономисты. Для них основным признаком теневой экономики является неучтенность хозяйственной деятельности по тем или иным причинам.

Неучтенность деятельности может быть либо преднамеренной, либо являться следствием объективных трудностей статистического учета. Объективные трудности возникают, например, при оценке масштабов некорпорированного производства, в частности, натурального хозяйства, услуг, предоставляемых гражданами друг другу, а также в ряде других случаев. Преднамеренное желание субъектов хозяйствования скрыть свою деятельность от государственного наблюдения может быть следствием либо боязни силового прекращения деятельности со стороны государства, либо намерения избежать выплат государству части дохода от ее ведения (в форме налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.п.).

Таким образом, если за основу определения теневой экономики берут критерий неконтролируемости деятельности, вся теневая экономика распадается на три сегмента – неофициальный, неформальный и криминальный (см. рис.2.).



Рис.2. Структура теневой экономики

В рамках неофициальной экономики осуществляется законная некорпорированная деятельность по производству товаров и услуг (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах, помощь соседям и смозанятость), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению.

Неформальный сегмент теневой экономики охватывает любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую ее субъектами от государства и муниципальных органов с целью минимизации издержек за счет уклонения от налогообложения, социальных взносов или предписаний по охране труда, выполнения санитарных и других норм.

Криминальный сегмент теневой экономики включает в себя любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую от государства с целью избежать насильственного ее прекращения действиями государственных силовых структур. Речь идет о производстве тех видов товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. В России – это проституция, торговля оружием, производство наркотиков и торговля ими, запрещенные азартные игры, контрабанда и т.д. причиной сокрытия действий во избежание их силового прекращения может стать и использование актива, которым субъект действия распоряжается незаконно, с нарушением установленного государством порядка изменения правомочий собственности, хотя действие и его результаты сами по себе не относятся к категории запрещенных государством.

При использовании критерия неконтролируемости теневая экономика объединяет в себе принципиально разные явления, условно говоря, ремонт квартиры незарегистрированной рабочей силой, уклонение от налогов и производство наркотиков. Каждый из сегментов теневой экономики в таком случае имеет свои причины существования, особенности и последствия развития в современной России. Следует признать, что значительная часть видов деятельности, осуществляемых в рамках теневой экономики, не только не несет угрозы обществу, но и является общественно полезной.

Существует ряд моментов, не учитываемых сегодня при оценке истинных масштабов теневой экономики в России, признание которых требовало бы серьезного изменения российской официальной статистики и концепции теневой экономики, используемых структурами государственного управления.

Так, при определении границ и, следовательно, масштабов теневой экономики имеет место сужение ее до производства теневой части ВВП. Вместе с тем, значительное число исследователей, занимающихся проблемами теневой экономики, осознают явную недостаточность такого подхода. Очевидно, например, что отмывание денег, бегство капитала и т.п. являются элементами теневой деятельности, но они не соответствуют двум требованиям, сформулированным в СНС ООН 1993 г., не имеют связи со счетом «Производство» и не отвечают принципу взаимной договоренности.

Целесообразность расширения границ производства признана «Руководством по определению CHC 2002 г.», в котором выделены две категории – общих границ сферы производства и границ сферы производства для СНС. Вторая категория является более узкой по сравнению с общими границами сферы производства. Однако, в «Руководстве» не говорится, в каких случаях, в какой ситуации необходимо использовать каждую из двух категорий границ производства. Из общего содержания «Руководства» можно предположить, что вторая граница относится к счету «Производство», а первая ко всем другим счетам.

Теневая экономика, как и всякая другая экономика, охватывает все стадии воспроизводства. На каждой стадии воспроизводства формируются свои теневые доходы, причем их объем возрастает по мере перехода от одной стадии к другой. Так, если на стадии производства создается только теневой продукт, то на стадии образования доходов создаются теневая прибыль, скрытая оплата труда, а также недополученные налоги по неденежным формам расчетов. На стадии распределения доходов к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов.

Еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, касается временного горизонта анализа теневой экономики. Более или менее полный анализ в принципе не должен ограничиваться результатами одного года (отчетного периода).

Необходимо различать:

- первичные теневые доходы;

- доходы, образуемые в результате распределения теневого ВВП между институциональными секторами экономики;

- теневые доходы, которые являются продуктом прошедшего периода времени и которые в исследуемом периоде пополняют чьи-то карманы путем смены собственника;

- теневые доходы, ставшие инвестициями в новый поиск воспроизводства теневого (или нетеневого) ВВП и т.д.

Признание перечисленных моментов, не учитываемых сегодня официальными экономическими и статистическими службами России, руководствующиеся в своей деятельности концепцией СНС ООН 1993 г., предопределяет целесообразность совершенствования методологии анализа теневой экономики. В качестве одного из таких направлений можно предложить переход от категории «теневая экономика» к категории «теневая экономическая деятельность»1. Различия между ними сводятся к следующим моментам:

- теневая экономика в соответствии с концепцией СНС ООН 1993 г., практически содержит только скрытое (неформальное) и некорпорированное производство, отражаемое в счете производства. Все другие теневые процессы, образующиеся на стадиях распределения и перераспределения доходов, не учитываются. Руководствуясь этими положениями, Госкомстат России при досчете ВВП страны за счет объемов теневой экономики учитывает лишь законную деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, ими же потребленную, не подлежащую официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах), и законную деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается либо осуществляется без соответствующих лицензий. Из поля Госкомстата России при оценке масштабов теневой экономики полностью выпадает запрещенная законом экономическая деятельность, доходы, образующиеся на стадиях распределения и перераспределения доходов.

- теневая деятельность – это составная часть общественного воспроизводства, одновременно охватывающая все стадии движения стоимости – процесс производства, образования и использования доходов.

- концепция теневой экономической деятельности включает в себя совокупность операций, вызывающих материальные и финансовые потоки, противоречащие требованиям учета, налогообложения и действующего законодательства. Такой подход позволяет учесть теневые потоки, формирующиеся на всех стадиях движения стоимости.

Таким образом, под теневой экономической деятельностью понимается совокупность экономических операций, которые оказались не выявлены открытыми проверочными методами и формируют материальные и финансовые потоки, не отвечающие требованиям законодательства, налогообложения или учета.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconВопросы к семинарам
Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности практического психолога
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности icon1. Предмет, содержание и задачи дисциплины
I. Теоретико-методологические основы технической оснащенности предприятий торговли
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconОпределить теоретико-методологические основы исследования системы...
Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых...
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconТемы рефератов № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ
Теоретико-методологические основы технической оснащенности организаций торговли
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности icon14. Экономическая безопасность страны в условиях открытой экономики
...
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconАттестационные вопросы по дисциплине «Организация обеспечения безопасности...
Перечислите управленческие и организационные принципы обеспечения безопасности человека
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconВопросы к зачету: Актуальность проблемы обеспечения безопасности информации
Основные причины обострения проблемы обеспечения безопасности информационных технологий
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconЛекция Сущность, роль и методологические основы маркетинга. Маркетинг...
Слово маркетинг происходит от английского «market» рынок и дословно переводится как «рынкоделание». Рынковедение. В экономической...
Лекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности iconО безопасности судоходства маломерных судов
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности судоходства маломерных судов во внутренних водах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница