Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1


НазваниеПрограмма производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1
страница1/7
Дата публикации20.05.2013
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО

«Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Институт экономики и финансов

Кафедра организации сельскохозяйственного производства

ПРОГРАММА

производственной практики студентов

(организационно – управленческая практика)

4 курса по специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии

(по отраслям)»
(форма обучения - очная)


Тюмень, 2009

УДК 076.5:338.1
Авторы составители: зав. каф., доцент Л. М. Чекмарева

доцент Ю. В. Зубарева

Программа производственной практики. Для специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям).
Данная программа предназначена для студентов очного отделения экономических специальностей, проходящих производственную практику (организационно – управленческую)
Утверждено и рекомендовано к изданию методической комиссией института экономики и финансов

протокол № 4 от 18 декабря 2009 г
Рецензенты: ^ В. М. Осинцева, к. с/х н., доцент кафедры государственного и муниципального управления института государства и права ТГУ.

Л. И. Яговкина., к. э. н., доцент кафедры экономики АПК
Печатается по решению редакционно – издательского совета Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

___________________________
Редактор: О.В. Заводовская

Подписано в печать:_____________ Бумага Гознак. Формат 60х841/16

Печать оперативная. Усл.печ. л.2,5. Тираж 100 экз. Заказ № ______
Издательско - полиграфический комплекс

Тюменской государственной сельскохозяйственной академии

УДК 076.5:338.1

© Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия, 2009

© Л. М. Чекмарева, Ю. В. Зубарева, 2009

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

ВВЕДЕНИЕ

4

^ ПЛАН-ГРАФИК ПРАКТИКИ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

6

  1. РАЗДЕЛ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

16

1.1. Ресурсный потенциал предприятия

17

1.2. Структура предприятия

20

^ 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

22

2.1. Растениеводство

23

2.1.1. Организация и экономика производства продукции растениеводства

23

2.1.2. Себестоимость продукции растениеводства

26

2.1.3. Кормовая база животноводства (по отраслям)

27

2.2. Животноводство (по отраслям)

29

2.2.1. Производственный потенциал животноводства (по отраслям)

30

2.2.2. Система организации животноводства (по отраслям)

30

2.2.3. Затраты на производство продукции животноводства (по отраслям)

35

2.3. Перерабатывающее предприятие

37

2.3.1. Сырьевая база перерабатывающего предприятия

37

2.3.2. Внутризаводская специализация

38

^ 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

40

4. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

41

4.1. Оценка эффективности использования ресурсного потенциала

41

4.2. Оценка эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия

44

  1. РАЗДЕЛ.

Постановка планово – экономической работы на предприятии.

45

ВЫВОДЫ

49

Приложение




Методические рекомендации по оформлению отчета





ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является важнейшей формой практического обучения студентов, логическим продолжением и завершающей стадией подготовки.

В результате прохождения данного вида практики студент должен:

ЗНАТЬ – особенности устройства предприятия как системы с проявлением ее важнейших свойств; ресурсный потенциал, с его ресурсосберегающими составляющими, и эффективность его использования; характер внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и отношений с другими предприятиями отрасли; уровень адаптированности к конъюнктуре рынка и эффективности коммерческой деятельности и др.

УМЕТЬ – формулировать выводы, вытекающие из анализа и оценки сложившегося положения дел на предприятии, как по частным составляющим, так и в целом по уровню организации производства на нем; обнаруживать проблемы и факторы их определяющие; разрабатывать и обосновывать предложения по решению выявленных проблем и повышению уровня организации и эффективности производства; за показателями видеть события и связь между ними.

ВЛАДЕТЬ – методами экономических исследований; навыками анализа и оценки уровня и динамики использования ресурсного потенциала, формирования затрат на производство и себестоимости продукции и услуг, сбалансированности в развитии отраслей и предприятий, эффективности коммерческой деятельности и финансового состояния предприятия.

ЦЕЛЬ преддипломной практики – анализ и оценка всех составляющих организации производства на предприятии, выявление слагаемых успешности и наиболее существенных проблем, сдерживающих устойчивое позитивное развитие предприятия и формулирование адекватных направлений разрешения этих проблем. Студенты знакомятся с системой взаимоотношений в трудовых коллективах, закрепляют навыки работы с годовыми отчетами и производственно - финансовыми планами, осваивают практические вопросы анализа хозяйственной деятельности и оплаты труда.

Результат прохождения практики в дальнейшем станет предметом конструктивной разработки и обоснования конкретных предложений при выполнении дипломного проекта.

Объектами практики, в зависимости от места ее прохождения, являются сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, птицефабрики, перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности, обслуживающие и др. Несмотря на отраслевую специфику (состав элементов системы, характер их взаимодействия), функциональная составляющая, методы и логика оценки их деятельности идентичны.

По окончании практики предоставляется отчет, содержание которого должно соответствовать сформулированным выше знаниям, умениям, и навыкам.
Организация и руководство практикой
Производственная практика проводится на сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятиях АПК. Научно -методическое руководство практикой осуществляется кафедрой организации сельскохозяйственного производства. Преподаватели кафедры контролируют выполнение студентами программы производственной практики. Дают консультации по вопросам организации и управления производством, проверяют отчеты по практике студентов и дают заключение о работе каждого из них.

Студенты при прохождении практики должны полностью выполнить задание с указанием характера, содержания и порядка выполнения работы, своевременно, в соответствии с графиком, сдать отчет по практике.
3. Содержание производственной практики

3.1. План - график практики

Согласно учебному плану продолжительность производственной практики студентов 4 курса института экономики и финансов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям), составляет 6 недель. Во время практики студенты работают экономистами или их дублерами, а также работают или проходят стажировку на должностях управляющего, бригадира, начальника цеха.

По прибытии на место прохождения практики студент совместно с главным экономистом предприятия составляет план производственной практики.

Время прохождения производственной практики рекомендуется распределить следующим образом:
^ ПЛАН-ГРАФИК ПРАКТИКИ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

Отражает содержание и регламент работы на объекте преддипломной практики в течение 6 недель:

Недели

Сельхозпредприятие

Птицефабрика

Раздел программы

Перерабатывающее предприятие

Раздел программы

1

2

3

4

5

Первая,

вторая


1. Визуальное ознакомление с предприятием, размещением структурных подразделений и производственных объектов.

2. Сбор и обработка информации об общей характеристике предприятия:

а) ресурсный потенциал предприятия;

1.1.

б) структура предприятия, его специализация.

1.2.

3. Анализ и оценка организации и эффективности ведения растениеводства:

а) структура посевных площадей;




3. Анализ и оценка организации и эффективности работы перерабатывающего предприятия:




1.2.

а) сырьевая база предприятия


1.2.

б) система организации производства продукции растениеводства;

1.2.







в) урожайность сельхозкультур и себестоимость продукции;

1.2.

б) внутрхозяйствен-ная специализация

1.2.

г) кормовая база животноводства (по отраслям);

1.2.







д) оперативное планирование в растениеводстве.

1.2.







4. Анализ и оценка организации и эффективности ведения животноводства (по отраслям);










а) производственный потенциал животноводства (по отраслям);

1.2.







б) система организации животноводства (по отраслям);

в) затраты на производство продукции животноводства (по отраслям);

1.2.

в) затраты на переработку и себестоимость 1 ц готовой продукции;

1.2.

г) оперативное планирование на предприятии

2раздел

г) оперативное планирование в животноводстве (по отраслям).

2 раздел







Третья, четвертая

Работа в финансово – экономической службе предприятия.

1.Знакомство с системой планирования;

2.С аналитической работой;

3.С нормированием;

4.С оплатой труда

Пятая

Стажировка или работа в должности управляющего, бригадира, зав. фермой и т. д.

5. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия

1.4.

6. Оценка уровня организации производства:

а) использование ресурсного потенциала;

1.3.

б) производственно-сбытовой деятельности предприятия.

1.4.

Шестая

Подготовка и оформление отчета о преддипломной практике


В первую очередь студент-практикант знакомится с организационно - производственной структурой предприятия, изучает его устав, правила внутреннего распорядка, составляет подробный календарный план работ.

Последняя неделя практики должна быть полностью посвящена завершению работы над отчетом. Отчет должен быть предъявлен студентом на просмотр руководителю практикой от хозяйства (гл. экономисту), подписан и заверен печатью.

^ 1.2. Основные требования по прохождению практики.

В течение практики студент-практикант обязан:

- детально изучить организацию работы всех служб предприятия (агрономической, зоотехнической, инженерной, экономической, хозяйственной) и порядок управления производством в хозяйстве;

- в течение одной недели работать (являться) стажером на должности руководителя бригады или отделения. Провести три целодневных наблюдения за работой гл. экономиста с последующим расчетом структуры затрат рабочего времени по функциям;

- изучить кадры управления, их образовательный уровень и производственный опыт;

- участвовать в планерках, оперативных совещаниях, балансовых комиссиях;

- совместно с гл. экономистом и представителями профсоюзного комитета выезжать на производственные участки, бригады для проведения собраний, подведения итогов работы, разбора конфликтных ситуаций по вопросам организации оплаты труда и управления производством;

-изучить порядок оплаты труда руководителей и специалистов хозяйства и их материального стимулирования;

-принимать участие в разработке оперативных производственных заданий звеньям, бригадирам и подведение итогов их работ, а также участвовать в других организационно - управленческих мероприятиях хозяйства.
1.3. Основные разделы по организации, планированию и управлению производством
Работая в планово - экономическом отделе на штатной должности, или дублером экономиста, студент обязан:

1. Изучить постановку планово - экономической работы в хозяйстве.

2. Принять непосредственное участие в этой работе.

^ По первому разделу студент должен изучить и дать оценку уровню организации планово-экономической работы в хозяйстве по следуют схеме:

-организация планово - экономического или единого планово - учетного отдела хозяйства (количество работников, выполняемые функции, образование, квалификация и стаж работы общий и I специальности в данном хозяйстве и т.д.); работа бюро экономического анализа, балансовых комиссий (их функций, планы работы, фактическое выполнение планов);

- организация и качество работы по планированию (система внутрихозяйственного планирования; нормативная и справочная база; использование в планировании результатов экономического анализа опыта передовых хозяйств; организация составления перспективных текущих и оперативных планов; участие в составлении планов и заданий технологов производства, руководителей внутрихозяйственных подразделений, членов трудовых коллективов; применение нормативного, балансового и других методов планирования и т.д.)

- состояние организации, нормирования и оплаты труда (какие форы организации труда применяются в основных и обслуживающих производствах; каковы методы установления норм выработки обслуживания); степень охвата научно обоснованными нормами; подряд пересмотра и внедрения новых норм; применяемые виды, формы системы оплаты труда в отраслях производства, работа специалистов совершенствованию организации и оплаты труда);

- организация экономических взаимоотношений меж, внутрихозяйственными подразделениями (количество подразделений, размеры внутрихозяйственных коллективов, принципы подбора член коллективов, советов и руководителей трудовых коллективов; наличие содержание договоров; степень участия работников в разработке план производства продукции (оказания услуг) и лимитов затрат; организация и качество учета работ, продукции и затрат, периодичность, качестве гласность анализов деятельности коллектива, кто проводит эту рабе порядок оплаты труда, материального и морального стимулирован работников (расценки, нормативы, порядок авансирования распределения коллективного дохода), система ответственности за результаты работы, наличие механизма взаимных претензий);

- постановка экономической учебы специалистов, руководителей среднего звена и работников подразделений (кто выполняет эту работу, какие вопросы изучаются, формы учебы и глубина проработки проблем; степень заинтересованности, активности и экономической подготовленности слушателей различных форм обучения);

- организация и эффективность анализа производственно - финансовой деятельности (кто и в каком объеме осуществляет аналитическую работу, сроки и порядок рассмотрения результатов анализа); наличие планов, тематика, последовательность и полнота проводимых аналитических работ по различным направлениям деятельности (финансовое состояние, оценка технологий и т.д.); порядок оформления и гласность результатов анализа; (кто отвечает за внедрение рекомендаций по итогам анализа).

^ По второму разделу студент должен принять личное участие в следующих видах планово - экономической работы:

- анализ производственной и финансовой деятельности хозяйства (выполнение плана производства и себестоимости продукции; организационно - экономическая оценка эффективности осуществляемых на предприятии мероприятий; анализ работы машинно-тракторного парка, МТМ, автогаража и других обслуживающих производств; анализ производительности труда; анализ выполнения плана капитальных вложений; анализ финансового состояния);

- разработка перспективных и годовых производственно - финансовых планов хозяйства, производственных планов по отделениям, хозрасчетных заданий трудовым коллективам; составление технологических карт, рабочих планов по периодам сельскохозяйственных работ, планов - нарядов и графиков - маршрутов;

- учет выполнения работы, продукции, затрат и начисление заработной платы; анализ выполнения норм выработки (обслуживания); проведение фотохронометражных наблюдений;

- внедрение прогрессивных форм организации и стимулирования труда; анализ работы и выполнения недостатков в работе первичных коллективов; разработка мер по совершенствованию их работы;

- разработка мероприятий по совершенствованию экономических взаимоотношений между внутрихозяйственными подразделениями, развитию и укреплению хозрасчетных принципов (планирование, учет и контроль затрат; разработка нормативно - производственных затрат для внутрихозяйственного планирования и др.);

- изучение организации производства, хранения и сбыта продуктов растениеводства и животноводства; разработка мероприятий по лучшему использованию земли, рабочей силы;

- участие в районных семинарах, производственных совещаниях, собраниях коллективов.

^ Проходя стажировку или работая непосредственно на должность бригадиров, управляющих или начальников цехов, заведующих фермами студент обязан:

- проанализировать сложившуюся организационную структуру управления; выявить факторы, влияющие на структуру управления (количество и размеры производственных подразделений, внутрихозяйственная специализация, наличие вспомогательных, подсобных и обслуживающих производств, разбросанность населенных пунктов и подразделений, наличие сети дорог и на основе этого разработать предложения по совершенствованию структуры управления; выяви возможности создания службы маркетинга; ознакомиться с систем управления качеством продукции; изучить формы материального морального стимулирования качества труда и продукции;

- ознакомиться с порядком разработки штатного расписания, должностными инструкциями аппарата управления (более детально инструкциями работников планово - экономического или планово учетного отдела). Проанализировать их использование в практическую работе; изучить формы оперативно - распорядительного воздействия приказы, распоряжения, решения и др.);

- установить, в какой степени используются маркетинговые подходы управлении производством; кто и в каком объеме выполняет функции маркетинга;

-изучить роль коллегиальных органов (общее собрание, правления Совета директоров АО, наблюдательного совета, ревизионных комиссий, сове трудовых коллективов, бюро экономического анализа и т.д.) в управлении хозяйством и показать опыт их работы; ознакомиться с порядком выбор! и назначения руководителем хозяйства и подразделений; (Таблица №__ в приложении 1)

- изучить организацию управленческого труда (как осуществляет текущее и перспективное планирование работы руководителей специалистов, какова система и порядок проведения нарядов, собраний, совещаний); провести фотографию рабочего дня одного из работников планово - учетной службы в напряженный период и в обычный день; (Таблица в приложении___)

- изучить организацию контроля за выполнением приказов, распоряжений, ознакомиться с применяемыми средствами оргтехники организацией рабочего места руководителей и специалистов;

- изучить методы, стиль работы руководителя хозяйства и одного руководителей среднего звена (как осуществляется согласованность деятельности руководителя и специалистов; каковы формы связи трудовыми коллективами, как они развиваются и совершенствуются, ознакомиться с формами повышения профессионально – организаторских качеств руководителей и специалистов; изучить организацию приема руководителем рабочих по личным вопросам;

- приобрести навыки проведения нарядов, собраний и совещаний, а также оперативного управления производством в трудовых коллективах, бригадах, фермах и других подразделениях, где студент работает на должности или проходит стажировку;

- изучить формы соревнования и порядок подведения итогов, формы материального и морального стимулирования работников хозяйства; провести анализ выполнения принятых индивидуальных обязательств;

- изучить использование экономических методов и их сочетание с административными и социально - психологическими методами управления хозяйством;

- ознакомиться с системой поощрения и наказаний, практикуемых в хозяйстве, дать оценку ее эффективности; привести данные по текучести кадров, проанализировать состояние трудовой, технологической и технической дисциплины, изучить мероприятия хозяйства по созданию дополнительных рабочих мест;

-ознакомиться с работой диспетчерской службы, системой диспетчерской связи, изучить правила и обязанности работников диспетчерской службы, распорядок работы диспетчерского пункта, диспетчерскую документацию;

-изучить организационную структуру и структуру управления, функции и права кооперативных формирований, ознакомиться с деятельностью советов и их рабочих органов, с организацией взаимоотношений предприятий, участвующих в кооперации.
^ 1.4. Научно - исследовательская работа студента

Во время прохождения производственной практики студент продолжает заниматься научно - исследовательской работой по индивидуальной программе в соответствии с темой дипломного проекта (работы). Тема исследования, выработанная студентом на 3 курсе перед выездом на практику, может быть уточненная и конкретизированная с учетом заявки хозяйства, в которое он направляется для прохождения практики.

До выезда на практику студент при непосредственном участии руководителя дипломной работы намечает план и программу исследования.

^ Для выполнения намеченной программы во время практики необходимо:

- продолжить изучение литературных источников по теме исследования, обработать и систематизировать записи ранее прочитанных журналов, статей и т.д.;

- ознакомиться с источниками информации по теме исследования,

которые имеются в хозяйстве, в случае отсутствия необходимо информационного материала следует установить, где и каким образом может быть получен;

- организовать сбор необходимых статистических данных, по необходимости провести фотохронометражные и полевые наблюдения;

- провести тщательную проверку цифрового материала, расчетов вычислений, оформить их в таблицы, графики, схемы, диаграммы;

- используя различные методы экономического исследования, детально проанализировать статистический (экспериментальный) материал и результаты наблюдений и выявить резервы повышения эффективности производства;

- на основе проведенного анализа разработать конкретные мероприятия, предложения, рекомендации и должность их специалистам хозяйства.

Особое внимание должно быть обращено на сбор необходимых материалов. От полноты собранных сведений, их достоверности во многом зависит качество научных разработок студента. Для обеспечения высокой степени достоверности данных необходимо исключить ошибки по выписке цифрового материала из первичных документов, записи дела разборчиво, вести документирование.
2. Оформление и защита отчета по производственной практике

Результаты производственной практики оформляются в виде отчета Примерный план отчета.

Введение -2-3 стр.

Во введении необходимо определить актуальность темы исследования. Обозначить объект исследования с указанием полного правильного названия. Наметить цель, задачи, методы, приемы исследования и источники информации.

I раздел - организационно - экономическая характеристика предприятия.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconПрограмма прохождения преддипломной практики студентами 5 курса специальности...
«экономика и управление на предприятии» (по отраслям), программы преддипломной практики по этой специальности, разработанной фгоу...
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconПрограмма производственной практики для студентов 4 курса специальности...
Автор-составитель к э н., доцент Мишина М. Ю. / Под общей редакцией к э н., профессора Рулинской А. Г
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconУчебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей 080507. 65 менеджмент организации, 080502. 65 экономика и...
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 icon080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
«Менеджмент» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconПрограмма производственной и преддипломной практик для студентов
Программа производственной и преддипломной практики для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080105. 65 – финансы...
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconII. организация, нормирование и оплата труда на предприятиях
...
Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconРасписание лекционной недели на 1 семестр 2012-2013 уч г. для 5 курса...

Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconРасписание лекционной недели на 2 семестр 2012-2013 уч г. для 5 курса...

Программа производственной практики студентов (организационно управленческая практика) 4 курса по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» (форма обучения очная) Тюмень, 2009 удк 076. 5: 338. 1 iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность
Специальность: 080502. 65– Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Дисциплина: Экономика предприятияВремя выполнения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница