Скачать 178.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра статистики и информационных систем в экономике ^ Методические указания к выполнению курсового проекта Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление Уфа – 2006 УДК 311ББК 65.051 М 54 Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.) Составители: ассистент Горелова А.В. Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М. Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т. ВведениеКурсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других. В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы. ^ Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим: Введение 1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения. 2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ. 2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ. 2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ. 2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения Выводы и предложения. Библиографический список. Приложения. В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования. Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте. Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов: - динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков; - расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А); - выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б); - выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух. Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации. Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта. Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет. ^ Описание системы показателей и методов должно содержать: методику расчета показателей численности, структуры и состава населения региона или страны в целом; принципы классификации населения; основных методов статистического анализа численности и состава населения, которые были использованы в курсовом проекте. Статистико-экономический анализ может включать: - динамику изменения численности населения и его состава, представленную в виде таблиц, графиков; - расчет аналитических и средних показателей динамики численности населения; - выявление основной тенденции изменения численности населения за исследуемый период; - выявление факторов, влияющих на изменение численности населения с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексный метод и т.п. При наличии данных по нескольким районам, регионам за последний год можно провести аналитическую группировку по численности или составу населения. В качестве факторов, роста численности населения могут быть рассмотрены: показатели уровня жизни населения, коэффициент смертности, коэффициент рождаемости и т.д. Предложения по росту численности населения в заключительном разделе проекта должны быть обоснованы полученными в ходе статистического анализа результатами. ^ Система показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы включает в себя численность экономически активного населения, занятого в экономике и безработного населения. В курсовом проекте целесообразнее производить анализ коэффициентов занятости и безработицы, а не численности занятого и безработного населения. Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения может состоять из следующих разделов: динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ, выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы, статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения. В изложении материала необходимо использовать графический метод представления результатов. В процессе статистического исследования может быть проведена аналитическая группировка регионов по уровню безработицы населения. Предложения по снижению уровня безработицы должны основываться на проведенном анализе динамики уровня безработицы и факторов влияющих на её изменение. ^ В первом разделе следует дать понятие уровня жизни, которое включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, уровень развития здравоохранения, культуры и многое другое. Количественная характеристика уровня жизни населения жизни может быть дана с помощью следующих показателей: располагаемый доход домашних хозяйств, скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, реальный располагаемый доход домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашних хозяйств. В дальнейшем статистическом анализе необходимо определиться с исследуемым показателем и провести расчет аналитических показателей его динамики; выявить тенденцию изменения и факторы, его обусловившие. В качестве факторов могут быть рассмотрены: индекс потребительских цен, средний уровень заработной платы, стоимость потребительской корзины и т.п. ^ Первый раздел курсового проекта должен охарактеризовать понятие и методику расчета денежных доходов и расходов населения, индексов их изменения, баланса денежных доходов и расходов. Второй раздел проекта будет включать: расчет аналитических показателей динамики денежного дохода и расхода, изучение их структуры за последние три года; выявление тенденции изменения и факторов его обусловивших. При этом должно проводиться сопоставление величины денежных доходов и расходов. За последний год для более детального анализа явления может быть проведена группировка регионов по среднему уровню доходов или расходов населения. В качестве факторов изменения доходов и расходов населения могут быть взяты: цены на промышленные товары, цены на продукты питания и др. ^ Первый раздел курсового проекта должен включать описание сущности системы национальных счетов, принципов построения, методики расчетов макроэкономических показателей. В качестве исследуемого показателя может быть выбран один из макроэкономических показателей: валовая добавленная стоимость, валовой внутренний продукт, валовая прибыль экономики, валовой национальный доход и др. Во втором разделе проекта необходимо провести расчет аналитических и средних показателей его динамики; выявить тенденцию изменения и факторы, его обусловившие. При использовании корреляционно-регрессионного анализа для получения более адекватных результатов, рекомендуется в качестве зависимой и независимых переменных использовать относительные показатели, например, валовой национальный доход в расчете на душу населения. В качестве факторов могут быть использованы индексы объема производства, индексы цен, величина экспорта и импорта и др. ^ 1.Рафикова Н.Т. Статистика. Уфа: Издательство БГАУ, 2003.-275 с. 2.Статисика/ Под ред.Харченко Л.П., Ионин Л.П.,Долженкова В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2006.-250с. 3. Экономическая статистика / Под ред. Яковлева А.В.-М.: ИНФРА-М, 2005.-220с 4. Российский статистический ежегодник .2005.Стат.сб./ Росстат.-М, 2006.-819с. ^ Таблица А1 Формулы расчета показателей динамики
Результаты расчета должны быть представлены в виде таблицы А1 Таблица А1 Показатели динамики ….
Приложение Б Выявление и описание основной тенденции (тренда) динамического ряда осуществляется следующими методами:
Метод укрупнения интервала динамического ряда. Ряд динамики разделяют на некоторое число равных интервалов (например, 3 года) и рассчитывают средние уровни по укрупненным интервалам. Если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденцию развития явления, переходят к расчету уровней за большие промежутки времени, увеличивая длину каждого интервала (одновременно уменьшается количество интервалов). Метод скользящих средних. В этом методе исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получают из данного уровня и нескольких симметрично его окружающих, при этом каждый раз смещаясь на один уровень. Метод аналитического выравнивания. Аналитическое выравнивание осуществляется с применением метода наименьших квадратов. В основе, которого лежит требование минимизации суммы квадратов отклонений фактических уровней от выровненных значений, исчисленных по определенной функции, например прямой ![]() ![]() Для упрощения расчетов применяется способ отсчета от условного начала, где значения дат заменено отклонениями (t) от даты, занимающей центральное место в динамическом ряду (t=0). В следствии того, что ![]() ![]() ![]() Аналитическое выравнивание может быть произведено с использованием ППП Excel: 1.Постройте таблицу Б1, включающую расчетные показатели для определения параметров уравнения тренда. Определите расчетные показатели с применением «Мастера функций» ( СУММ, СРЗНАЧ.и т.д.) или вводом функции в соответствующую ячейку с клавиатуры. После расчета показателей, подставьте их в формулы определения параметров уравнения. Таблица Б1Аналитическое выравнивание результативного показателя с 1999 по 2005 г.
Коэффициент b покажет среднегодовое увеличение (уменьшение) у . Параметр a будет представлять собой значение выровненного уровня ряда для центрального в динамическом ряду года, принятого за условное начало отсчета. Сделать точечный прогноз на перспективу можно путем подстановки в полученное уравнение значений отклонений от центрального года для прогнозируемых периодов, например для 2006г. это значение 4. Затем можно рассчитать доверительный прогноз на будущий год, с учетом доверительной ошибки прогноза. 2.Получить в ППП Excel уравнение тренда ряда динамики можно также с применением «Мастера диаграмм». Построив диаграмму по фактическим уровням ряда и выбрав пункт меню «Диаграмма» / «Добавить линию тренда», необходимо также указать в пункте «Параметры» вывод уравнения тренда и величины достоверности аппроксимации R2. В дальнейшем используя коэффициент R2 произвести отбор функции тренда наиболее адекватно отражающей фактическую тенденцию изменения показателя во времени. При этом надо учесть, что в рассчитанном программой уравнении тренда у= bх+a, х.будет представлять порядковый номер года и изменяться от 1 до n (в нашем примере от 1 до 7). Следовательно, при определении прогнозного уровня ряда в 2006г. необходимо будет подставлять значение х=8. Приложение В Методика проведения парной линейной регрессии изучаемого социально-экономического показателя. Таблица В1 Исходные данные
Для исключения автокорреляции остатков для дальнейшего корреляционно-регрессионного анализа должны использоваться отклонения от тренда или цепные абсолютные приросты: ∆ц у=Уi- Уi-1 , ∆ц х=Хi- Хi-1. Таблица В2 Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
В ППП Excel ввести таблицу с исходными данными. Выбрать пункт меню «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «корреляция». Полученный результат в виде матрицы коэффициентов парной корреляции представлен в таблице В3. Таблица В3 Матрица коэффициентов парной корреляции
Коэффициент парной корреляции до │0,3│будет свидетельствовать о несущественной степени связи между переменными, от │0,3 │до │0,5│- о слабой, от │0,5│ до│0,7│ – об умеренной, и свыше │0,7│ - о сильной. Следующим этапом будет проведение регрессионного анализа. В пункте «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «регрессия», затем в данном диалоговом окне указать диапазон результативного (У) и факторного показателей (Х), отметить значком «v» строки «вывод остатков» и «график остатков». Пакет анализа выведет итоговые результаты расчетов представленные в таблицах В4,В5,В6,В7. Таблица В4 Регрессионная статистика
Коэффициент детерминации r2 показывает, сколько процентов изменения прироста У обусловлено вариацией цепного прироста Х. Оценка значимости уравнения регрессии в целом приводиться согласно дисперсионного анализа по F –критерию Фишера, приведенному в таблице В5. Если Fфакт>F табл ( α=0,05, к1=m=1, к2 =n-m-1), то уравнение является статистически значимым, если F факт < F табл, то не значимым. Таблица В5 Дисперсионный анализ
Таблица В6 Основные характеристики параметров регрессионного уравнения.
Коэффициент регрессии показывает, на сколько произойдет увеличение (уменьшение) ежегодного прироста У от своего среднего значения при увеличение прироста Х на 1. Проверка значимости параметров уравнения регрессии проводиться на основе t-критерия Стьюдента (t –статистика). Так если tфакт> tтабл, то параметр уравнения является статистически значим, а если не tфакт< tтабл (α=0,05, df =n-m-1), то незначим. В таблице В7 приводятся отклонения фактических данных результативного показателя от предсказанных, согласно уравнению прямой, после подстановки в него фактических значений Х. Таблица В7 Остатки
Если с точки зрения целесообразности лучшем для результативного показателя является его повышение, то о резервах роста будут свидетельствовать отрицательные остатки по каждому отдельному наблюдению, если уменьшение, то положительные. |
![]() | 1. Понятие и общее представление о статистике ... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению курсового проекта Методические указания предназначены для студентов, выполняющих курсовой проект «Газоснабжение района города». Выполнение курсового... |
![]() | Техническое задание является основным документом, определяющим объем... Целью курсового проекта является создание программы, позволяющей исследовать временн о е поведение трехкомпонентной экологической... | ![]() | 4. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает Научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их... |
![]() | Темы курсовых работ по дисциплине «Исследование социально-экономических... Исследование социально-экономических процессов в Санкт- петербурге и Северо-Западном регионе | ![]() | Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность Статистические методы моделирования связи социально-экономических явлений и процессов |
![]() | Курсовая работа по дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов Понимаете сущность социально-экономических и политических процессов, протекающих в России | ![]() | Методические указания к курсовой работе Цель курсовой работы Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины в ходе лекционных и практических... |
![]() | Финансово-экономической деятельности предприятия Финансово-экономический анализ (фэа) — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении... | ![]() | 1- предмет, метод, задачи Г количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных... |