Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов.


Скачать 178.42 Kb.
НазваниеКурсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов.
Дата публикации20.05.2013
Размер178.42 Kb.
ТипКурсовой проект
userdocs.ru > Экономика > Курсовой проект




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра статистики и

информационных систем

в экономике
^ ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА

Методические указания
к выполнению курсового проекта
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление


Уфа – 2006
УДК 311

ББК 65.051

М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)

Составители: ассистент Горелова А.В.

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и

информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.

Введение



Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента.

Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. Данный проект предполагает комплексный анализ социально-экономических явлений и процессов с использованием статистических методов: обобщающих показателей, графиков, таблиц, корреляционно-регрессионного анализа и других.

В процессе выполнения проекта студентом решаются следующие задачи: приобретаются навыки применения статистических методов, приобретает практический опыт аналитической работы.
^ 1. Структура курсового проекта
Курсовой проект должен состоять из следующих разделов: введения, основной части, выводов и предложений, библиографического списка, приложений. Примерный перечень разделов курсового проекта на тему «Статистико-экономический анализ занятости и безработицы в Российской Федерации» может быть следующим:

Введение

1.Система показателей и методов статистического исследования занятости и безработицы населения.

2.Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения РФ.

2.1 Динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ.

2.2 Выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы в РФ.

2.3. Статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения

Выводы и предложения.

Библиографический список.

Приложения.

В ведении раскрываются цель, задачи выполнения курсового проекта, актуальность выбранной темы, объект и информационную базу исследования.

Описание системы показателей и методов должно содержать методику расчета основных показателей, характеризующих изучаемое социально-экономическое явления или процесс и методов их статистического анализа, использованных в курсовом проекте.

Статистико-экономический анализ исследуемого объекта должен включать рассмотрение следующих основных пунктов:

- динамики изменения показателей характеризующих изучаемое социально-экономическое явление или процесс, представленной в виде таблиц, графиков;

- расчета аналитических и средних показателей динамики (примерный порядок выполнения представлен в приложении А);

- выявления основной тенденции изменения анализируемых показателей за исследуемый период (приложение Б);

- выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателя с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексного метода и т.п. (приложение В). Количество применяемых методов при анализе факторов, может выбираться студентом самостоятельно, но не должно быть менее двух.

Показатели в стоимостном выражении, для проведения сравнительного анализа в динамике, необходимо приводить в сопоставимый вид, путем индексации.

Раздел «Выводы и предложения» должен содержать основные итоги и предложения по использованию результатов, полученных в процессе выполнения курсового проекта.

Исходные данные для выполнения курсового проекта берутся из статистических ежегодников за последние 7-9 лет.

^ 2.Статистико-экономический анализ численности и состава населения
Описание системы показателей и методов должно содержать: методику расчета показателей численности, структуры и состава населения региона или страны в целом; принципы классификации населения; основных методов статистического анализа численности и состава населения, которые были использованы в курсовом проекте.

Статистико-экономический анализ может включать:

- динамику изменения численности населения и его состава, представленную в виде таблиц, графиков;

- расчет аналитических и средних показателей динамики численности населения;

- выявление основной тенденции изменения численности населения за исследуемый период;

- выявление факторов, влияющих на изменение численности населения с применением статистических методов: корреляционно-регрессионного анализа, индексный метод и т.п.

При наличии данных по нескольким районам, регионам за последний год можно провести аналитическую группировку по численности или составу населения.

В качестве факторов, роста численности населения могут быть рассмотрены: показатели уровня жизни населения, коэффициент смертности, коэффициент рождаемости и т.д.

Предложения по росту численности населения в заключительном разделе проекта должны быть обоснованы полученными в ходе статистического анализа результатами.
^ 3. Статистико-экономический анализ занятости и безработицы
Система показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы включает в себя численность экономически активного населения, занятого в экономике и безработного населения. В курсовом проекте целесообразнее производить анализ коэффициентов занятости и безработицы, а не численности занятого и безработного населения.

Статистико-экономический анализ занятости и безработицы населения может состоять из следующих разделов: динамика показателей занятости и безработицы населения в РФ, выявление тенденции изменения показателей занятости и безработицы, статистический анализ факторов, влияющих на уровень безработицы населения. В изложении материала необходимо использовать графический метод представления результатов.

В процессе статистического исследования может быть проведена аналитическая группировка регионов по уровню безработицы населения.

Предложения по снижению уровня безработицы должны основываться на проведенном анализе динамики уровня безработицы и факторов влияющих на её изменение.

^

4. Статистико-экономический анализ уровня жизни населения



В первом разделе следует дать понятие уровня жизни, которое включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, уровень развития здравоохранения, культуры и многое другое. Количественная характеристика уровня жизни населения жизни может быть дана с помощью следующих показателей: располагаемый доход домашних хозяйств, скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, реальный располагаемый доход домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

В дальнейшем статистическом анализе необходимо определиться с исследуемым показателем и провести расчет аналитических показателей его динамики; выявить тенденцию изменения и факторы, его обусловившие. В качестве факторов могут быть рассмотрены: индекс потребительских цен, средний уровень заработной платы, стоимость потребительской корзины и т.п.
^ 5. Статистико-экономический анализ уровней доходов и расходов населения
Первый раздел курсового проекта должен охарактеризовать понятие и методику расчета денежных доходов и расходов населения, индексов их изменения, баланса денежных доходов и расходов.

Второй раздел проекта будет включать: расчет аналитических показателей динамики денежного дохода и расхода, изучение их структуры за последние три года; выявление тенденции изменения и факторов его обусловивших. При этом должно проводиться сопоставление величины денежных доходов и расходов.

За последний год для более детального анализа явления может быть проведена группировка регионов по среднему уровню доходов или расходов населения.

В качестве факторов изменения доходов и расходов населения могут быть взяты: цены на промышленные товары, цены на продукты питания и др.
^ 6. Статистико-экономический анализ макроэкономических показателей

Первый раздел курсового проекта должен включать описание сущности системы национальных счетов, принципов построения, методики расчетов макроэкономических показателей. В качестве исследуемого показателя может быть выбран один из макроэкономических показателей: валовая добавленная стоимость, валовой внутренний продукт, валовая прибыль экономики, валовой национальный доход и др.

Во втором разделе проекта необходимо провести расчет аналитических и средних показателей его динамики; выявить тенденцию изменения и факторы, его обусловившие. При использовании корреляционно-регрессионного анализа для получения более адекватных результатов, рекомендуется в качестве зависимой и независимых переменных использовать относительные показатели, например, валовой национальный доход в расчете на душу населения. В качестве факторов могут быть использованы индексы объема производства, индексы цен, величина экспорта и импорта и др.
^

Библиографический список



1.Рафикова Н.Т. Статистика. Уфа: Издательство БГАУ, 2003.-275 с.

2.Статисика/ Под ред.Харченко Л.П., Ионин Л.П.,Долженкова В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2006.-250с.

3. Экономическая статистика / Под ред. Яковлева А.В.-М.: ИНФРА-М, 2005.-220с

4. Российский статистический ежегодник .2005.Стат.сб./ Росстат.-М, 2006.-819с.
^ ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А1 Формулы расчета показателей динамики

Показатели

Способы расчета

базисный

цепной

Абсолютный прирост, ц

б = Уi – У1



Средний абсолютный прирост, ц

б=

ц =

Темп роста, %





Средний темп роста, %





Темп прироста, %

=



Средний темп прироста, %





Абсолютное содержание 1% прироста, ц


-





Результаты расчета должны быть представлены в виде таблицы А1

Таблица А1 Показатели динамики ….

Годы

Уi

Абсолютный прирост

Темп роста,%

Темп прироста,%

Абсолютное содержание одного процента прироста

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной







-

-

-

-

-

-

-























































Итого






















-

В среднем






















-

Приложение Б
Выявление и описание основной тенденции (тренда) динамического ряда осуществляется следующими методами:

  • укрупнения интервала динамического ряда,

  • методом скользящих средних,

  • методом аналитического выравнивания.

Метод укрупнения интервала динамического ряда. Ряд динамики разделяют на некоторое число равных интервалов (например, 3 года) и рассчитывают средние уровни по укрупненным интервалам. Если средние уровни по интервалам не позволяют увидеть тенденцию развития явления, переходят к расчету уровней за большие промежутки времени, увеличивая длину каждого интервала (одновременно уменьшается количество интервалов).

Метод скользящих средних. В этом методе исходные уровни ряда заменяются средними величинами, которые получают из данного уровня и нескольких симметрично его окружающих, при этом каждый раз смещаясь на один уровень.

Метод аналитического выравнивания. Аналитическое выравнивание осуществляется с применением метода наименьших квадратов. В основе, которого лежит требование минимизации суммы квадратов отклонений фактических уровней от выровненных значений, исчисленных по определенной функции, например прямой t=а+bt. Для определения параметров уравнения а и b в соответствии с требованиями данного метода составляется система из двух нормальных уравнений:



Для упрощения расчетов применяется способ отсчета от условного начала, где значения дат заменено отклонениями (t) от даты, занимающей центральное место в динамическом ряду (t=0). В следствии того, что =0, система уравнений упрощается и , .

Аналитическое выравнивание может быть произведено с использованием ППП Excel:

1.Постройте таблицу Б1, включающую расчетные показатели для определения параметров уравнения тренда.

Определите расчетные показатели с применением «Мастера функций» ( СУММ, СРЗНАЧ.и т.д.) или вводом функции в соответствующую ячейку с клавиатуры. После расчета показателей, подставьте их в формулы определения параметров уравнения.

Таблица Б1Аналитическое выравнивание результативного показателя с 1999 по 2005 г.

Год

у

t

уt

t2



1999

у1

-3




9




2000

у2

-2




4




2001

у3

-1




1




2002

у4

0




0




2003

у5

1




1




2004

у6

2




4




2005

у7

3




9




Итого

∑у

0

∑ уt

∑ t2






Коэффициент b покажет среднегодовое увеличение (уменьшение) у . Параметр a будет представлять собой значение выровненного уровня ряда для центрального в динамическом ряду года, принятого за условное начало отсчета.

Сделать точечный прогноз на перспективу можно путем подстановки в полученное уравнение значений отклонений от центрального года для прогнозируемых периодов, например для 2006г. это значение 4. Затем можно рассчитать доверительный прогноз на будущий год, с учетом доверительной ошибки прогноза.

2.Получить в ППП Excel уравнение тренда ряда динамики можно также с применением «Мастера диаграмм». Построив диаграмму по фактическим уровням ряда и выбрав пункт меню «Диаграмма» / «Добавить линию тренда», необходимо также указать в пункте «Параметры» вывод уравнения тренда и величины достоверности аппроксимации R2. В дальнейшем используя коэффициент R2 произвести отбор функции тренда наиболее адекватно отражающей фактическую тенденцию изменения показателя во времени.

При этом надо учесть, что в рассчитанном программой уравнении тренда

у= bх+a, х.будет представлять порядковый номер года и изменяться от 1 до n (в нашем примере от 1 до 7). Следовательно, при определении прогнозного уровня ряда в 2006г. необходимо будет подставлять значение х=8.

Приложение В
Методика проведения парной линейной регрессии изучаемого социально-экономического показателя.

Таблица В1 Исходные данные

Год

Изучаемый показатель (У)

Фактор (Х)







Для исключения автокорреляции остатков для дальнейшего корреляционно-регрессионного анализа должны использоваться отклонения от тренда или цепные абсолютные приросты: ∆ц уi- Уi-1 , ∆ц хi- Хi-1.

Таблица В2 Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Год

ц у

ц х







В ППП Excel ввести таблицу с исходными данными. Выбрать пункт меню «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «корреляция». Полученный результат в виде матрицы коэффициентов парной корреляции представлен в таблице В3.

Таблица В3 Матрица коэффициентов парной корреляции




У

Х

У

1




Х

rху

1

Коэффициент парной корреляции до │0,3│будет свидетельствовать о несущественной степени связи между переменными, от │0,3 │до │0,5│- о слабой, от │0,5│ до│0,7│ – об умеренной, и свыше │0,7│ - о сильной.

Следующим этапом будет проведение регрессионного анализа. В пункте «Сервис»/ «Анализ данных» / выбрать «регрессия», затем в данном диалоговом окне указать диапазон результативного (У) и факторного показателей (Х), отметить значком «v» строки «вывод остатков» и «график остатков». Пакет анализа выведет итоговые результаты расчетов представленные в таблицах В4,В5,В6,В7.

Таблица В4 Регрессионная статистика

Множественный R




R-квадрат




Нормированный R-квадрат




Стандартная ошибка




Наблюдения




Коэффициент детерминации r2 показывает, сколько процентов изменения прироста У обусловлено вариацией цепного прироста Х.

Оценка значимости уравнения регрессии в целом приводиться согласно дисперсионного анализа по F –критерию Фишера, приведенному в таблице В5. Если Fфакт>F табл ( α=0,05, к1=m=1, к2 =n-m-1), то уравнение является статистически значимым, если F факт < F табл, то не значимым.

Таблица В5 Дисперсионный анализ

 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия
















Остаток
















Итого
















Таблица В6 Основные характеристики параметров регрессионного уравнения.

 

Коэффи-циенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Y-пересечение



















Х



















Коэффициент регрессии показывает, на сколько произойдет увеличение (уменьшение) ежегодного прироста У от своего среднего значения при увеличение прироста Х на 1.

Проверка значимости параметров уравнения регрессии проводиться на основе t-критерия Стьюдента (t –статистика). Так если tфакт> tтабл, то параметр уравнения является статистически значим, а если не tфакт< tтабл (α=0,05, df =n-m-1), то незначим.

В таблице В7 приводятся отклонения фактических данных результативного показателя от предсказанных, согласно уравнению прямой, после подстановки в него фактических значений Х.

Таблица В7 Остатки

Наблюдение

Предсказанный У

Остатки









Если с точки зрения целесообразности лучшем для результативного показателя является его повышение, то о резервах роста будут свидетельствовать отрицательные остатки по каждому отдельному наблюдению, если уменьшение, то положительные.



Похожие:

Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. icon1. Понятие и общее представление о статистике
...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих курсовой проект «Газоснабжение района города». Выполнение курсового...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconТехническое задание является основным документом, определяющим объем...
Целью курсового проекта является создание программы, позволяющей исследовать временн о е поведение трехкомпонентной экологической...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. icon4. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает
Научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconТемы курсовых работ по дисциплине «Исследование социально-экономических...
Исследование социально-экономических процессов в Санкт- петербурге и Северо-Западном регионе
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность
Статистические методы моделирования связи социально-экономических явлений и процессов
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconКурсовая работа по дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов
Понимаете сущность социально-экономических и политических процессов, протекающих в России
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconМетодические указания к курсовой работе Цель курсовой работы
Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины в ходе лекционных и практических...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. iconФинансово-экономической деятельности предприятия
Финансово-экономический анализ (фэа) — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, ос­нованный на разделении...
Курсовой проект по статистике является самостоятельной работой студента. Цель курсового проекта по статистике состоит в изучении взаимосвязей и закономерностей развития социально-экономических явлений и процессов. icon1- предмет, метод, задачи
Г количественная сторона массовых социально-экономических явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница