Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012


НазваниеЕждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012
страница1/25
Дата публикации06.06.2013
Размер3.63 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН

Перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг.

Под редакцией Э.В. Кириченко

Москва ИМЭМО РАН 2012
УДК 338.1(73) ББК 65.013.5(7Сое) Перс 278

Серия "Библиотека Института мировой экономики и международных отношений"

основана в 2009 году

Под редакцией Э.В. Кириченко

Авторский коллектив: О.В. Богаевская, С.С. Дмитриев, Л.И. Западинская, Г.Н. Зевелева, Э.В. Кириченко, В.К. Кулакова, Г.К. Никольская, М.К. Перова, М.Л. Попова, А.А. Шлихтер

Техническое редактирование и макетирование: И.В. Титова, М.Л. Попова

Перс 278

Перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. / Под ред. Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 168 с. ISBN 978-5-9535-0318-1

Внимание авторов сконцентрировано на наиболее важных проблемах, которые определяют социально-экономические позиции США после глобального системного финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. В сборник включены статьи, анализирующие проблемы бюджетного дефицита и государственного долга США, вопросы поддержания стабильности финансовой системы и эволюции теневой банковской системы США в новых условиях. Исследуются приоритеты политики администрации Обамы в социальной, энергетической и экологической сферах, проблемы совершенствования американского иммиграционного законодательства. Ряд статей посвящен состоянию крупных американских компаний, малого и среднего бизнеса в посткризисный период, стратегии американских корпораций в отношении окружающей среды. Особое место занимает анализ внешнего долга США и его экономических последствий.

Сборник предназначен для представителей российского политического и научного сообщества, а также для широкой общественности.

^ The prospects of socio-economic development of the United States after the crisis of 2008-2009

The book focuses upon the most important issues which determine socio-economic position of the U.S. after the global systemic financial and economic crisis of 2008-2009. The book includes articles that analyze problems of budget deficits and public debt of USA, as well as issues of maintaining stability of the financial system and evolution of U.S. shadow banking system under the new conditions. The authors investigate Obama policies priorities in social, energy and environmental areas, problem of improving the U.S. immigration laws. A number of articles are covering the position of American large companies, small and medium-size businesses and the post-crisis period, the strategies of U.S. corporations regarding the environment. A special role is devoted to analysis of external debt of the United States and its economic consequences.

The study is recommended for Russian political and scientific community, as well as for the wider public.

Публикации ИМЭМО РАН размещаются на сайте http://www.imemo.ru

^ ISBN 978-5-9535-0318-1 © ИМЭМО РАН, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ

Перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. 1

Под редакцией Э.В. Кириченко 1

Москва ИМЭМО РАН 2012 1

^ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БАРАКА ОБАМЫ 60

1. Повышение энергетической эффективности экономики 67

и энергосбережение 67

^ 2. Программы расширения использования чистых и возобновляемых 69

источников 69

Таблица 3 70

3. Гарантированная нефтяная независимость 79

Таблица 4 79

Импорт США нефти из основных стран-поставщиков (млрд барр в день) 79

^ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ИММИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И 88

ШТАТОВ 88

1. Основные задачи иммиграционной политики США в начале XXI века 88

2. Законодательная деятельность штатов 95

^ ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ Б.ОБАМЫ 100

Проект Закона об экологически чистой энергии и безопасности. Уже в 102

АМЕРИКАНСКИЕ КОРПОРАЦИИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 112

^ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КРУПНЫХ АМЕРИКАНСКИХ КОРПОРАЦИЙ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2009 ГОДА 129

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 138

^ 1. Малый бизнес в период кризиса 2007-2009 гг. 139

2. Действия правительства для поддержки МБ в кризисных условиях 141

3. Реформа здравоохранения и ее влияние на малый бизнес 145

^ США: ВНЕШНИЙ ДОЛГ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 147

1. Динамика и структура нетто-задолженности 147

Таблица 1 148

 Вложения в ценные бумаги 148

^ 3. Движение требований и обязательств банков и небанковских 152

компаний 152

4. Прямые инвестиции 155

5. Экономические последствия роста нетто-задолженности 159

(Перова М.К.)




^ АДМИНИСТРАЦИЯ БАРАКА ОБАМЫ: ТРУДНОСТИ ВЫБОРА

В соответствии с оценками Национального бюро экономических исследований (NBER), рецессия в США завершилась в июне 2009 г. Вместе с тем, фаза оживления американской экономики затянулась. По данным Бюро экономического анализа, в 2010 г. рост реального ВВП составил 3%, в первые три квартала 2011 г. - соответственно 0,4%, 2,0%, 3,0%. Однако сохраняется высокая норма безработицы, которая остается острейшей социальной и внутриполитической проблемой. Частный сектор не стремится быстро увеличивать количество новых полных рабочих мест, предпочитая идти по пути стимулирования роста производительности труда. Слабо восстанавливается жилищный рынок. Население жалуется на трудности получения кредита. Число изъятий недвижимости у населения за неуплату ипотеки, хотя и снижается, остается высоким (около 200 тысяч домов в месяц). Большое количество выставляемых на продажу домов подрывает рынок строительства недвижимости и цены на нее.

Б.Обаме, пришедшему к власти в разгар глобального финансово- экономического кризиса, пришлось столкнуться с этим новым вызовом и обозначить иерархию приоритетов своей администрации, исходя из остроты текущих проблем. Естественно, первоочередной задачей стала выработка мер по финансово- экономической стабилизации. После окончания кризиса 2008-2009 гг., так как стадия подъема так и не наступила, ключевое место заняла выработка мер по стимулированию экономики.

^ 1. Итоги выполнения ведущих программ по стимулированию экономики

В условиях глобального финансово-экономического кризиса государство разработало комплекс мер по восстановлению финансовой и социально- экономической стабильности, задействовав все институты и механизмы с использованием широкого круга как традиционных, так и нетрадиционных инструментов1.

Огромная «нагрузка» по восстановлению стабильности на финансовых рынках и по выходу из кризиса лежит на ФРС. Центробанк США, начав в 2008 г. цикл смягчения монетарной политики, к концу года довел базовую процентную ставку до 0-0,25% (до сих пор она сохраняется на том же уровне). У государства в этой области не осталось места для маневра.

В разгар кризиса между мартом и ноябрем 2008 г. ФРС, используя полномочия, данные ей статьей 13(3) Закона о Федеральном резерве, запустила 6 программ кредитования с целью поддержать рынок ликвидности2. Наиболее нетрадиционная из них и впервые реализуемая - программа стимулирования потребительского кредитования через созданный в ноябре 2008 г. соответствующий фонд - Term Asset Backed Securities Lending Facility (TALF). Программа осуществлялась через скупку производных бумаг, обеспеченных различными видами потребительских кредитов, включая долги по кредитным картам. Ее цель - повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация займов на образование и автокредитование.

Как и планировалось, программы, запущенные ФРС для поддержания финансовой стабильности, начали закрываться по мере улучшения экономической конъюнктуры. Они помогли улучшить положение на частных кредитных рынках, снизить ставки на долгосрочные кредиты, повысить ликвидность банковской системы. К концу 2009 г. большинство программ были закрыты. По данным на 30 июня 2010 г., ФРС получила от них прибыль в размере 9 млрд долл.

Так как надежда на быстрый переход к фазе подъема не оправдала ожиданий, 3 ноября 2010 г. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке принял решение начать второй этап количественного смягчения и дополнительно закупить на 600 млрд. долгосрочных казначейских ценных бумаг к концу II квартала 2011 г. Цель - повышение уровня ликвидности на финансовом рынке. Покупая казначейские облигации, ФРС снижает их доходность, тем самым влияя на ставки по кредитам. Это помогает населению рефинансировать кредиты, а бизнесу привлекать заимствования на развитие3. В сентябре 2011 г. ФРС объявила о продаже бумаг Казначейства с периодом погашения до трех лет на 400 млрд долл. и замене их на билеты и облигации со сроком погашения от 6 до 30 лет.

Вышеназванные программы покупки казначейских бумаг плюс программа выкупа ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, запущенная в декабре 2008г., раздула активы ФРС до 2,86 трлн долл. (данные на 05.10.2011г.) В долгосрочной перспективе предполагается сокращение активов ФРС до исторически нормального размера, при этом большая часть или весь портфель ценных бумаг будет состоять из казначейских ценных бумаг различной срочности, из которых складывался портфель ФРС до начала массированных закупок.

Нетрадиционным шагом стало решение о проверке состояния крупнейших банков, получивших государственную поддержку в рамках Программы помощи проблемным активам (stress-tests). После первой проверки в 2009 г. десяти банкам было предписано к ноябрю 2009 г. увеличить капитал на 75 млрд. долл., что они и предприняли. Это помогло вернуть доверие инвесторов к банковскому сектору. В Западной Европе отважились на такой шаг только через год, что, по мнению многих экспертов, не способствовало поддержанию финансовой стабильности. В феврале 2011 г. ФРС провела второй раунд стресс-тестов, запустив программу всеобъемлющей проверки и анализа достаточности капитала (Comprehensive Capital Analysis and Review, CCAR). Проверке подверглись 19 крупнейших американских банковских холдинговых компаний. Результаты этих стресс-тестов не были обнародованы, что значительно снизило их положительный эффект для финансовой системы США. Вместе с тем, судя по всему, на основе тестов ряд банков (в частности, JPMorgan Chase, Wells Fargo, Citigroup) получил согласие ЦБ на повышение дивидендов и выкуп акций. ФРС планирует проводить такие проверки ежегодно.

Закон об экстренной стабилизации экономики 2008 г. (Emergency Economic Stabilization Act of 2008), принятый еще в период правления администрации Дж.Буша-младшего, инициировал Программу помощи проблемным активам (Troubled Asset Relief Program, TARP) - на общую сумму в 700 млрд долл.. Более половины этих средств была выделена при администрации Б.Обамы. Срок действия TARP закончился 3 октября 2010 г. К этому времени основная часть государственных инвестиций в банковский сектор была возвращена в казну.

Государство получило доход в форме дивидендов и процентов в 30 млрд долл.4Возвращенные в казну средства пошли на сокращение дефицита государственного бюджета.

Программа TARP вызвала широкую дискуссию в США. Общественное мнение считает, что государство помогает «жирным котам» за счет налогоплательщиков. Объективные аргументы, что без данной программы финансовая стабилизация затянулась бы, не смягчает критики по поводу ее исполнения.

Нет единства мнений, какую политику проводить в отношении агентств, спонсируемых государством (GSE), сыгравших немаловажную роль в разразившемся финансовом кризисе. Как известно, два таких связанных с ипотекой агентства - Fannie May и Freddie Mac - в 2009 г. были взяты государством «под опеку» (concervership), фактически национализированы, чтобы не допустить их банкротства и полного краха ипотечного рынка. Статья 1074 Закона Додда -Фрэнка о финансовом регулировании обязывает министерство финансов провести исследование того, каким образом целесообразнее завершить государственную опеку над Fannie Mae и Freddie Mac.

С подачи администрации Б.Обамы в феврале 2009 г. был принят^ Закон о восстановлении экономики и возобновлении инвестиций в Америк (American Recovery and Reinvestment Act of 2009, ARRA). Основной задачей финансируемых по этому закону программ является стимулирование спроса и создание новых рабочих мест. Конгресс выделил на эти цели 787 млрд долл. Многие социальные программы начали работать немедленно, в частности, помощь в поиске работы, увеличение размеров пособий по безработице, расширение помощи малоимущим и др. В полную силу закон заработал в 2010-2011 гг. Налоговые льготы для физических лиц и для бизнеса способствовали стимулированию спроса и предложения.

Большинство государственных программ, реализуемых на основе вышеназванного закона, нацелено на решение не только чрезвычайных краткосрочных задач по восстановлению социально-экономической стабильности, но и долгосрочных задач увеличения эффективности вложений в человеческий капитал, в инновации, в инфраструктуру XXI века.

На 25 ноября 2011 г. из 787 млрд долл., одобренных Конгрессом, было выплачено 731,9 млрд. долл., из них 300,1 млрд долл. - на налоговые льготы, 216 9 млрд. - на инфраструктурные проекты, 214,9 млрд долл. - на помощь уязвимым слоям населения5.

Б.Обама в своих программных выступлениях выделил 3 основных направления действий по стимулированию экономического роста и созданию новых рабочих мест: 1) помощь малому бизнесу; 2) инвестиции в инфраструктуру; 3) создание рабочих мест за счет инвестиций в эффективную и экологически чистую энергетику6.

В год промежуточных выборов 2010 г. республиканцы активно разыгрывали карту бюджетного дефицита, тормозя многие инициативы президента. Администрации приходилось проталкивать в конгрессе законопроекты социального характера. Один из самых ярких примеров - прохождение законопроекта о создании рабочих мест для простых американцев (Jobs for Main Street Act). Законопроект называли «вторым экономическим стимулом». Однако он надолго застрял в лабиринтах конгресса и, в конечном счете, был выхолощен, превратившись в Закон о стимулах по восстановлению занятости (Hiring Incentives to Restore Employment Act of 2010). На эти цели выделяется 17,5 млрд долл. (вместо предложенных палатой представителей 154 млрд долл.).

Благодаря мерам по финансово-экономической стабилизации были достигнуты экстренные цели восстановления работы основных финансовых рынков. Инициированные администрацией программы помогли создать, по официальным данным, от 2 млн. до 2,4 млн. новых рабочих мест уже к концу 2009 г. Однако высокий уровень безработицы сохраняется и в 2011 г. В недостаточной мере оказалась выполненной и одна из важнейших задач антикризисной политики - поддержка домовладельцев. Простые американцы продолжают терять свои дома. Проводимая политика привела к увеличению бюджетного дефицита и роста государственного долга США.

^ 2. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита

В 2011 г. в эпицентре государственной экономической политики США стали вопросы бюджетного дефицита и государственного долга. Резкое сужение налогооблагаемой базы вследствие рецессии и огромные антикризисные вливания (в дополнение к затратам на национальную безопасность и расходам в Ираке и Афганистане) привели к колоссальному дефициту федерального бюджета.

2011 фин.г. сведен с рекордным в американской истории дефицитом бюджета в 1,56 трлн долл. (10,9% ВВП), общие доходы составили 2,27 трлн., а расходы - 3,83 трлн долл.7 В 2012 фин. г. администрация Обамы планировала сократить бюджетную «прореху» до 1,1 трлн долл. (7% ВВП) при общем уровне доходов -2,6 трлн., расходов - 3,7 трлн долл., в 2013 г. - до 704 млрд. долл. (4,3% ВВП). Предполагалось, что в дальнейшем дефициты, с учетом прогнозируемых темпов экономического роста и принимаемых правительством США мер по сокращению дисбаланса, будут уменьшаться и выйдут на уровень 3-3,5% ВВП.

Федеральный бюджет на 2011 фин. г. вовремя не был одобрен Конгрессом, финансирование деятельности американского правительства продлевалось на короткий период 6 раз, и только в апреле бюджет был принят. Вслед за этим развернулась борьба вокруг вопроса об увеличении потолка государственного долга. В мае 2011 г. федеральный долг США превысил рамки, установленные законом, принятым в феврале 2010 г., на уровне 14,3 трлн. долл. До 2 августа казначейство находило средства для оплаты госдолга из так называемых «внутригосударственных источников». Соответствующий законопроект был принят буквально накануне «часа икс», когда Соединенным Штатам грозил технический дефолт.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconО. В. Сафронова // Мировая экономика и международные отношения в...
Сафронова, О. В. Постпозитивистский «большой спор» и его значение для развития науки о международных отношениях / О. В. Сафронова...
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconПредстоящие мероприятия 2012 г
Палеострат-2012. Годичное собрание секции палеонтологии Московского общества испытателей природы и Московского отделения Палеонтологического...
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconНовые поступления в библиотеку от 13. 02. 2012 г. Ксу 2012-008
Москва) : фонды личного происхождения : [науч изд.] / сост.: Г. А. Савина [и др.]; под ред. В. Ю. Афиани. М. Наука, 2008. 632 с....
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconАмериканский ясновидец Дэнтон Бринки: 
Европы …В этот период экономического кризиса и стихийных бедствий в США будет править «чёрный» Президент, и в это же время на фоне...
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconУчебник для вузов
Д 61 Под редакцией члена-корр. Ран, профессора В. С. Нерсе-сянца. — М.: Издательская группа инфра • М—норма, 1996. — 704 с
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconТезисы IV международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва Под...
Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV международного симпозиума 79 октября 2003 г
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconИнститут общей генетики им. Н. И. Вавилова ран институт аридных зон Южного научного центра ран
Н. И. Вавилова ран и Институт аридных зон Южного научного центра ран проводят научную конференцию «Молекулярно-генетические подходы...
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconПутешествие и Туризм в Беларуси Краткий обзор | 02 апреля 2012 Краткое...
Последствия экономического кризиса создают выгодные условия для развития внутреннего туризма
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconПутешествие и Туризм в Беларуси Краткий обзор | 02 апреля 2012 Краткое...
Последствия экономического кризиса создают выгодные условия для развития внутреннего туризма
Еждународных отношений ран перспективы социально-экономического развития США после кризиса 2008-2009 гг. Под редакцией Э. В. Кириченко Москва имэмо ран 2012 iconПрограмма Дней российской науки в Сибирском отделении ран. Институты...
Программа Дней российской науки в Сибирском отделении ран. Институты со ран приглашают
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница