Скачать 434.55 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Декан ФЭУБ, профессор, д.э.н. _____________ М. Б. Щепакин «___» _____________ 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» (БД.03.5.1) для специальности 080100 – Экономика направление факультета Экономики, управления и бизнеса кафедра-разработчик Экономики и управления производством
2011 г. Рабочая программа составлена на основании Учебного плана специальности 080100 – Экономика, утвержденного Ученым советом факультета__________., протокол № . Составитель: доцент Пшениснова С.Р. Рецензент кафедры-разработчика (выпускающей кафедры) , д. э. н., профессор __________________ Петрова Е.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления производством «__26___» ____08________ 2011 г., протокол №_1___ Заведующий кафедрой разработчика, доцент ______________ Л.И.Соколова Рассмотрена методической комиссией промышленно-экономического факультета «__28__» _____08______ 2011 г. протокол № __1__ Председатель методической комиссии, проф. ______________ М. Б. Щепакин ^ Количество аудиторных часов на дисциплину: 24 (12 - лекции, 12 - практические занятия) Количество часов для самостоятельной работы: 76 ^
Необходимость развития корпоративной социальной ответственности (КСО, Corporate Social Responsibility – CSR) обусловлена широким развитием форм и стандартов социального партнерства, социального аудита и социальной отчетности в сферах бизнеса, местного управления, некоммерческих и негосударственных организаций, образования, средств массовой информации. Создание новой области экспертного знания предполагает разработку и реализацию ряда организационных проблем теоретических основ (понятия объекта и предмета корпоративной социальной ответственности, выбор и статус экспертов, методы экспертизы, этика экспертизы), подготовка экспертов по КСО, учебно-методическое обеспечение этой подготовки, анализ эффективности. Цель дисциплины: формирование компетенций, направленных на применение технологий КСО в бизнесе, местном управлении, некоммерческих и негосударственных организациях, учреждениях образования, средствах массовой информации и развитие умений профессионального их использования для достижения взаимовыгодных, согласованных с интересами общества целей; формирование представления о предмете, основных понятиях, содержании, формах и методах развития и оценки корпоративной социальной ответственности (КСО). Объект изучения: корпоративные коммуникации, социальная политика бизнеса. Предмет изучения: особенности, проблемы и перспективы моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности. Междисциплинарные связи в курсе базируются на использовании знаний, полученных студентами в рамках изучения других дисциплин (менеджмент, экономика, маркетинг, право, связи с общественностью, этика), Основные понятия, термины: интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникативные технологии, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность (КСО), благотворительность, патронаж, PR, социальная ответственность, социальные инвестиции, социальный аудит, спонсорство, социальная эффективность. Задачи дисциплины: − понимание особенностей современного международного бизнеса, его социальных функций в современном обществе; − понимание природы, содержания и основных направлений корпоративной социальной ответственности, ее роли в социальном позиционировании современного бизнеса, его общественной рецепции, развитии социального партнерства, и гражданского общества; − освоение концептуального и терминологического аппарата современных PR, интегрированных маркетинговых коммуникаций, прикладной этики; − усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ традиционных моделей и технологий социальных инвестиций; − усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ коммуникативных моделей и технологий КСО; − освоение средств и методов социальной оценки различных моделей КСО, а также их эффективности; − формирование готовности к работе по развитию в организации корпоративной социальной ответственности. Результаты, востребованные на рынке труда: В рамках данной дисциплины возможно освоение профессиональных компетенций, позволяющих выполнять следующие виды работ: − руководить в организации развитием социальной корпоративной ответственности; − разрабатывать социальную политику организации; − разрабатывать и реализовать проекты социальных инвестиций; − создавать социальные отчеты организации в соответствии с международными стандартами.
В результате изучения дисциплины студенты должны : а) з н а т ь: − особенности социального позиционирования современного бизнеса, роль и значение развития корпоративной социальной ответственности; − роль и значение деловой активности в современном обществе; − особенности, преимущества и проблемы различных моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности; б) у м е т ь: - пользоваться средствами и методами оценки различных моделей и технологий корпоративной социальной ответственности; - владеть концептуальным и терминологическим аппаратом современной прикладной этики; в) и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:
^
^
^ Студенты, используя предложенный материал, будут ориентироваться в предлагаемых методиках при подготовке и выполнении практических заданий, а также использовать его для углубленного изучения курса. Практическое занятие 1. Роль бизнеса и менеджмента в современном обществе. Основные вопросы для подготовки к занятию: • Что такое корпоративная социальная ответственность: проявление свободы воли или нравственный долг? • Роль бизнеса и менеджмента в современном российском обществе. • В чем заключается основная идея Концепции устойчивого развития? • Завершилась ли в России стадия первоначального накопления? • Почему собственники заинтересованы в общественном признании и уважении? • В чем заключаются экономическая и инновационная функции современного бизнеса? • В каком смысле можно говорить о политической функции бизнеса и менеджмента? • Сказываются ли и как особенности национальных деловых культур на КСО в разных странах? • Возможно ли цивилизованное лобби, исключающее коррупцию? • Как бизнес влияет на формирование нравственной культуры общества? • В чем заключается отечественная специфика КСО? • Почему в России не любят богатых? Задание 1. Прокомментируйте правило «Трех Д»: Корпоративная социальная ответственность: добровольная, дополнительная, деловая. Задание 2. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие социальные функции деловой активности российских компаний: экономическую, инновационную, политическую, интегративную и др. Задание 3. Дайте определение «устойчивой организации», рассмотрев его в контексте Концепции устойчивого развития. Задание 4. Написать эссе на одну из предложенных тем: «Роль бизнеса в современном обществе» или «Бизнес и общество – противостояние или взаимовыгодный союз?». Практическое занятие 2. Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса. Основные вопросы для подготовки к занятию: • Каковы формы и способы взаимодействия бизнеса и общества? • В чем заключается стадия «служения» (благотворительность, филантропия)? Каковы ее результаты? • Типология корпоративной социальной ответственности. Задание 1 Составьте портрет корпоративного гражданина. Задание 2 После обсуждения в группе дайте ответ на вопрос: Как связаны с реализацией социальной политики составляющие основной деятельности компании: • Общая политика и стратегия; • Организация труда и производственный процесс; • Закупки и управление поставками; • Сбыт и продажа товара; • Маркетинг и отношения с клиентами; • Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения; • Финансовое управление и отношения с инвесторами; • Отношения с властью; • Отношения с другими заинтересованными сторонами и• др. Задание 3 Сравните два корпоративных кодекса компаний: «Наше кредо» компании Johпsoп & Johпsoп «Мы считаем, что, прежде всего, у нас есть обязанности перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и отцами, всеми, кто пользуется нашими товарами и услугами. Все, что мы делаем для них, должно быть высокого качества. Мы должны постоянно стремиться сокращать наши издержки для поддержания разумных цен. Мы должны выполнять заказы наших клиентов быстро и точно. Наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность получать справедливый доход. У нас есть обязанности перед нашими сотрудниками, теми, кто работает с нами по всему миру. Мы должны признавать индивидуальность каждого из них, уважать их достоинство и признавать их заслуги. У нас есть обязанности перед сообществами людей, с которыми мы живем и работаем, а также перед мировым сообществом. Мы должны быть хорошими гражданами: поддерживать добрые начинания и поощрять благотворительность, выплачивать справедливую долю налогов. Мы должны поддерживать гражданские инициативы, меры по улучшению здравоохранения и образования. Мы должны сохранять ту собственность, которой мы имеем возможность пользоваться, защищая окружающую среду и природные ресурсы. Наконец, у нас есть обязанности перед нашими акционерами: бизнес должен приносить достойную прибыль. Мы не должны бояться нововведений. Мы должны проводить исследования, разрабатывать новаторские программы и отвечать за свои ошибки. Если мы будем следовать этим принципам на практике, наши акционеры будут иметь хороший доход». Социальный кодекс ОАО «ЛУКойл» - объемный и детальный документ, который состоит из следующих разделов: |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07... | ![]() | В ходе круглого стола планируется обсудить следующие вопросы: Что... Молодогвардейская, 187 (Самарская Губернская Дума), 4 этаж, Зимний сад, состоится круглый стол «Корпоративная благотворительность:... |
![]() | 1. сущность управления гостинично-туристским комплексом Трудовые отношения в гостинице. Корпоративная культура и социальная ответственность 53 | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности... Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под... |
![]() | Рабочая программа дисциплины ... | ![]() | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения" |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок | ![]() | Рабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок... ... |
![]() | Рабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций» Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с | ![]() | Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции» Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... |