Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»


Скачать 434.55 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
страница1/3
Дата публикации12.06.2013
Размер434.55 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю

Декан ФЭУБ, профессор, д.э.н.

_____________ М. Б. Щепакин

«___» _____________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» (БД.03.5.1)

для специальности 080100 – Экономика

направление

факультета Экономики, управления и бизнеса

кафедра-разработчик Экономики и управления производством


Вид учебной работы и формы контроля

Дневная форма

Заочная форма

всего

часов

курс,

семестр

всего

часов

курс,

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

108

1,2







Аудиторные занятия всего

В том числе:

-лекции

-практические (семинарские) занятия

54
18

36


1,2
1,2

1,2







Самостоятельная работа:

-курсовой проект(работа)

-прочие виды

54

-

54

1,2
1,2







Зачет

-

-







Экзамен

-

1,2




-


2011 г.

Рабочая программа составлена на основании Учебного плана специальности 080100 – Экономика, утвержденного Ученым советом факультета__________., протокол №

.
Составитель: доцент Пшениснова С.Р.
Рецензент кафедры-разработчика (выпускающей кафедры) ,

д. э. н., профессор __________________ Петрова Е.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики и управления производством

«__26___» ____08________ 2011 г., протокол №_1___

Заведующий кафедрой разработчика, доцент ______________ Л.И.Соколова
Рассмотрена методической комиссией промышленно-экономического факультета

«__28__» _____08______ 2011 г. протокол № __1__
Председатель методической комиссии, проф. ______________ М. Б. Щепакин


^ Количество часов на дисциплину: 100

Количество аудиторных часов на дисциплину: 24

(12 - лекции, 12 - практические занятия)

Количество часов для самостоятельной работы: 76

^ Итоговая аттестация: зачет

  1. Цель и задачи дисциплины


Необходимость развития корпоративной социальной ответственности (КСО, Corporate Social Responsibility – CSR) обусловлена широким развитием форм и стандартов социального партнерства, социального аудита и социальной отчетности в сферах бизнеса, местного управления, некоммерческих и негосударственных организаций, образования, средств массовой информации.

Создание новой области экспертного знания предполагает разработку и реализацию ряда организационных проблем теоретических основ (понятия объекта и предмета корпоративной социальной ответственности, выбор и статус экспертов, методы экспертизы, этика экспертизы), подготовка экспертов по КСО, учебно-методическое обеспечение этой подготовки, анализ эффективности.

Цель дисциплины: формирование компетенций, направленных на применение технологий КСО в бизнесе, местном управлении, некоммерческих и негосударственных организациях, учреждениях образования, средствах массовой информации и развитие умений профессионального их использования для достижения взаимовыгодных, согласованных с интересами общества целей; формирование представления о предмете, основных понятиях, содержании, формах и методах развития и оценки корпоративной социальной ответственности (КСО).

Объект изучения: корпоративные коммуникации, социальная политика бизнеса.

Предмет изучения: особенности, проблемы и перспективы моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности.

Междисциплинарные связи в курсе базируются на использовании знаний, полученных студентами в рамках изучения других дисциплин (менеджмент, экономика, маркетинг, право, связи с общественностью, этика),

Основные понятия, термины: интегрированные маркетинговые коммуникации, коммуникативные технологии, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность (КСО), благотворительность, патронаж, PR, социальная ответственность, социальные инвестиции, социальный аудит, спонсорство, социальная эффективность.

Задачи дисциплины:

− понимание особенностей современного международного бизнеса, его социальных функций в современном обществе;

− понимание природы, содержания и основных направлений корпоративной социальной ответственности, ее роли в социальном позиционировании современного бизнеса, его общественной рецепции, развитии социального партнерства, и гражданского общества;

− освоение концептуального и терминологического аппарата современных PR, интегрированных маркетинговых коммуникаций, прикладной этики;

− усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ традиционных моделей и технологий социальных инвестиций;

− усвоение содержания, особенностей, проблем и преимуществ коммуникативных моделей и технологий КСО;

− освоение средств и методов социальной оценки различных моделей КСО, а также их эффективности;

− формирование готовности к работе по развитию в организации корпоративной социальной ответственности.

Результаты, востребованные на рынке труда:

В рамках данной дисциплины возможно освоение профессиональных компетенций, позволяющих выполнять следующие виды работ:

− руководить в организации развитием социальной корпоративной ответственности;

− разрабатывать социальную политику организации;

− разрабатывать и реализовать проекты социальных инвестиций;

− создавать социальные отчеты организации в соответствии с международными стандартами.


  1. ^ Требования к уровню усвоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны :

а) з н а т ь:

− особенности социального позиционирования современного бизнеса, роль и значение развития корпоративной социальной ответственности;

− роль и значение деловой активности в современном обществе;

− особенности, преимущества и проблемы различных моделей и технологий развития корпоративной социальной ответственности;

б) у м е т ь:

- пользоваться средствами и методами оценки различных моделей и технологий корпоративной социальной ответственности;

- владеть концептуальным и терминологическим аппаратом современной прикладной этики;

в) и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:


  1. Содержание дисциплины


^ 3.1 Тематический план дисциплины


№ раздела дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практические (семинарские) занятия

1

Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования

*

*

2

Социальные функции деловой активности

*

*

3

Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт

*

*

4

Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде

*

*

5

Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса

*

*

6

Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции

*

*


7

Традиционные модели и технологии КСО: косвенные

инвестиции

*

*

8

Коммуникативные технологии КСО

*

*

9

Модели оценки КСО

*

*

10

Проблемы эффективности КСО

*

*


^ 3.2 Содержание лекций



№ раздела дисциплины

Наименование раздела, подраздела и их содержание

Количество часов

дневная форма обучения

заочная форма обучения

1

^ Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования

Факторы становления концепции корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility, CSR) в конце XIX – начале XX столетий. Борьба профсоюзов в защиту прав трудящихся, развитие благотворительности. Антитрестовское законодательство, активное продвижение бизнеса в политику. Великая Депрессия и кодексы честной конкуренции. Экологическое движение 1970-х и концепция «нулевого роста». Международные конвенции и дискуссии о КСО 1970-1980-х гг.

Корпоративная социальная ответственность как приоритет ЕС и ООН. КСО как системообразующий принцип и философия современного бизнеса. КСО и национальные деловые культуры. КСО и этика бизнеса.

4




2

^ Социальные функции деловой активности.

Особенности взаимодействия бизнеса и общества. Экономическая и инновационная функции современного бизнеса. Политическая функция бизнеса и менеджмента. Цивилизованное лобби и коррупция. Лидерская и интегративная функции деловой активности. Бизнес, менеджмент и нравственная культура общества. Деловая активность и социальное партнерство. Бизнес и некоммерческие организации (НКО). Деловая активность и развитие гражданского общества. Роль бизнеса и менеджмента в современном российском обществе.

1




3

^ Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт

Зарубежный опыт развития КСО. Социальные нефинансовые отчеты и рынок ценных бумаг. Международные конвенции и стандарты КСО первого и второго поколения. КСО «по-советски»: опыт разработки планов социально- экономического развития предприятий и регионов. Социальная политика компаний в стадии первоначального накопления. Особенности восприятия и развития КСО в современной России.

Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса. КСО внутри и вне организации. Ответственность перед потребителями. Развитие человеческих ресурсов и вложения в человеческий капитал. Добросовестная деловая практика (отношения с партнерами, инвесторами, способы ведения конкурентной борьбы). Корпоративное гражданство: сотрудничество с местными и федеральными органами власти, участие в стратегическом развитии территории размещения. Экология и безопасность. Участие в развитии гражданского общества: участие в фондах, попечительских советах, поддержка социально незащищенных групп населения, детства и юношества, культуры и искусства, конфессиональных организаций и мероприятий, спорта и здорового образа жизни, здравоохранения. Международные и отечественные организации, занимающиеся вопросами КСО.

4




4

^ Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде

Первоначальное накопление: война всех против всех и проблема легитимности и общественного признания «победителей», новых собственников. Стадия «служения» (благотворительность, филантропия) и ее неоднозначные результаты. Необходимость перехода от филантропии к социальным инвестициям, корпоративному гражданству и социальному партнерству. Проблема признания и уважения бизнеса в современной России.

1




5

^ Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса

Социальная политика и социальные коммуникации бизнеса. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Социальные функции и возможности благотворительности. Факторы и условия развития благотворительности. Традиции благотворительности в дореволюционной России. Проблемы развития благотворительности в современной России (недостаток информации, законодательство, непрофессионализм НКО, общество и экономика недоверия, особенности нормативно-ценностного содержания российской нравственной культуры и духовного опыта). Эмоциональность, субъективность и малая рациональность благотворительности бизнеса. Благотворительность и опасность нецелевого

использования средств. Благотворительность как дело не бизнеса, а бизнесменов, реализации свободы воли личности, но не компании. Необходимость перехода к КСО как социальным инвестициям.

1




6

^ Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции

Прямые социальные инвестиции компании. Преимущества технологии (прямой контроль финансов, «короткая рука». Недостатки технологии: существенные финансовые затраты, проблема анализа эффективности, трудоемкость, угроза превращения компании в «дойную корову» органов власти, потребительского отношения общественности.

2




7

^ Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции

Социально значимый маркетинг. Социальные инвестиции посредством корпоративных фондов. Достоинства технологии: аккумулирование ресурсов, более эффективный менеджмент социальных инвестиций. Проблемы технологии: недоверие общественности, потери в налогообложении НКО, затраты на административный менеджмент НКО. Региональная социальная политика. Социальные инвестиции посредством системных фондов, эндаументов. Преимущества технологии: аккумулирование ресурсов в региональном и национальном масштабах, участие в масштабных проектах и программах, развитие партнерских отношений на региональном, федеральном и международном уровнях, привлечение экспертов, финансовая прозрачность социальных инвестиций, повышение общественного доверия. Проблемы технологии: утрата прямого контроля («длинная рука»), затраты на административный менеджмент и налогообложение НКО, первоначальное недоверие органов власти.

2




8

^ Коммуникативные технологии КСО

Интегрированные маркетинговые коммуникации. Благотворительность как часть корпоративной культуры. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза как систематически выстроенный социальный диалог. Социальная отчетность, стейкхолдеры и формирование гражданского общества. Проблемы технологии: дополнительная подготовка персонала, необходимость привлечения экспертов. Преимущества технологии: экономия и оптимизация затрат, развитие многовекторных партнерских отношений, большая информационная отдача, возможность комплексного анализа эффективности, интегрированный маркетинг и бренд-интеграция бизнеса. Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации. PR как Public Relations и как Public Responsibility.

1




9

^ Модели оценки КСО

Опыт подготовки социальных (нефинансовых) отчетов в соответствии с международными и отечественными стандартами КСО, а также их верификации. Методика рейтингования КСО.

1




10

^ Проблема эффективности КСО

Эффективность как интегральная характеристика управления. Виды и уровни эффективности. Эффективность как результативность, как экономичность и как целесообразность. Многовекторность и мультипликативность эффективность социально-экономической и социально-культурной деятельности. Перспективы комплексного междисциплинарного анализа эффективности КСО.

1







Итого:

18






    1. ^ Практические (семинарские) занятия




№ раздела дисциплины

                1. Тема практического (семинарского) занятия

Количество часов

дневная форма обучения

заочная форма обучения

1

Корпоративная социальная ответственность: понятие и история формирования:

Роль бизнеса и менеджмента в современном обществе.

2




2

Социальные функции деловой активности

Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса.

4




3

Социальная ответственность бизнеса: зарубежный и отечественный опыт

Необходимость перехода от филантропии к социальным инвестициям, корпоративному гражданству и социальному партнерству.

4




4

Стадии позиционирования и рецепции бизнеса в социальной среде

Необходимость перехода к КСО как социальным инвестициям

4




5

Благотворительность и социальные инвестиции бизнеса

Региональная социальная политика

4




6

Традиционные модели и технологии КСО: прямые инвестиции

Оценка преимуществ и проблем коммуникативных технологий корпоративной социальной ответственности

4




7

Традиционные модели и технологии КСО: косвенные инвестиции

Технологии составления социального отчета

4




8

Коммуникативные технологии КСО

Перспективы комплексного анализа эффективности КСО

4




9

Модели оценки КСО

4




10

Проблемы эффективности КСО

2







Итого:

36





^ Методические указания по проведению практических занятий
Студенты, используя предложенный материал, будут ориентироваться в предлагаемых методиках при подготовке и выполнении практических заданий, а также использовать его для углубленного изучения курса.
Практическое занятие 1.

Роль бизнеса и менеджмента в современном обществе.

Основные вопросы для подготовки к занятию:

• Что такое корпоративная социальная ответственность: проявление свободы воли или нравственный долг?

• Роль бизнеса и менеджмента в современном российском обществе.

• В чем заключается основная идея Концепции устойчивого развития?

• Завершилась ли в России стадия первоначального накопления?

• Почему собственники заинтересованы в общественном признании и уважении?

• В чем заключаются экономическая и инновационная функции современного бизнеса?

• В каком смысле можно говорить о политической функции бизнеса и менеджмента?

• Сказываются ли и как особенности национальных деловых культур на КСО в разных странах?

• Возможно ли цивилизованное лобби, исключающее коррупцию?

• Как бизнес влияет на формирование нравственной культуры общества?

• В чем заключается отечественная специфика КСО?

• Почему в России не любят богатых?

Задание 1.

Прокомментируйте правило «Трех Д»: Корпоративная социальная ответственность: добровольная, дополнительная, деловая.
Задание 2.

Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие социальные функции деловой активности российских компаний: экономическую, инновационную, политическую, интегративную и др.
Задание 3.

Дайте определение «устойчивой организации», рассмотрев его в контексте Концепции устойчивого развития.
Задание 4.

Написать эссе на одну из предложенных тем: «Роль бизнеса в современном обществе» или «Бизнес и общество – противостояние или взаимовыгодный союз?».
Практическое занятие 2.

Формы и виды социальной ответственности современного бизнеса.

Основные вопросы для подготовки к занятию:

• Каковы формы и способы взаимодействия бизнеса и общества?

• В чем заключается стадия «служения» (благотворительность, филантропия)? Каковы ее результаты?

• Типология корпоративной социальной ответственности.
Задание 1

Составьте портрет корпоративного гражданина.
Задание 2

После обсуждения в группе дайте ответ на вопрос: Как связаны с реализацией социальной политики составляющие основной деятельности компании:

• Общая политика и стратегия;

• Организация труда и производственный процесс;

• Закупки и управление поставками;

• Сбыт и продажа товара;

• Маркетинг и отношения с клиентами;

• Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения;

• Финансовое управление и отношения с инвесторами;

• Отношения с властью;

• Отношения с другими заинтересованными сторонами и• др.
Задание 3

Сравните два корпоративных кодекса компаний:

«Наше кредо» компании Johпsoп & Johпsoп

«Мы считаем, что, прежде всего, у нас есть обязанности перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и отцами, всеми, кто пользуется нашими товарами и услугами. Все, что мы делаем для них, должно быть высокого качества. Мы должны постоянно стремиться сокращать наши издержки для поддержания разумных цен. Мы должны выполнять заказы наших клиентов быстро и точно. Наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь возможность получать справедливый доход.

У нас есть обязанности перед нашими сотрудниками, теми, кто работает с нами по всему миру. Мы должны признавать индивидуальность каждого из них, уважать их достоинство и признавать их заслуги.

У нас есть обязанности перед сообществами людей, с которыми мы живем и работаем, а также перед мировым сообществом. Мы должны быть хорошими гражданами: поддерживать добрые начинания и поощрять благотворительность, выплачивать справедливую долю налогов. Мы должны поддерживать гражданские инициативы, меры по улучшению здравоохранения и образования. Мы должны сохранять ту собственность, которой мы имеем возможность пользоваться, защищая окружающую среду и природные ресурсы.

Наконец, у нас есть обязанности перед нашими акционерами: бизнес должен приносить достойную прибыль. Мы не должны бояться нововведений. Мы должны проводить исследования, разрабатывать новаторские программы и отвечать за свои ошибки. Если мы будем следовать этим принципам на практике, наши акционеры будут иметь хороший доход».

Социальный кодекс ОАО «ЛУКойл» - объемный и детальный документ, который состоит из следующих разделов:

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconВ ходе круглого стола планируется обсудить следующие вопросы: Что...
Молодогвардейская, 187 (Самарская Губернская Дума), 4 этаж, Зимний сад, состоится круглый стол «Корпоративная благотворительность:...
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» icon1. сущность управления гостинично-туристским комплексом
Трудовые отношения в гостинице. Корпоративная культура и социальная ответственность 53
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа учебной дисциплины социальная психология по специальности...
Безносов Д. С., Заварзина Л. В., Трофимов А. Б. Социальная психология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под...
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница