Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности


Скачать 193.73 Kb.
НазваниеСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности
Дата публикации12.06.2013
Размер193.73 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
Сыщикова Елена Николаевна – лектор.

Лекция 1. 03.09.12

Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности.

1. Структура национальной экономики.
Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная научно-техническая система. В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле». Все процессы (социально-экономические), протекающие в структуре национальной экономики страны, будут охватывать:
трудовые, финансовые, природные, материальные ресурсы.
В совокупности, все ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, представляют собой единый процесс воспроизводства, которые можно свести к 4ём основным типам деятельности:
производство – распределение – обмен – потребление.
Экономические условия национального хозяйствования включают в себя законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. Принято выделять следующие виды экономических структур:
1. Воспроизводственная. Может быть выделена по критерию – характер и виды осуществляемой хозяйственной активности (в рамках той, или иной экономической системы). При таком подходе, национальная экономика будет включатьв себя:
- домашнее хозяйство,
- предпринимательство,
- государство.
2. Территориальная. Данный вид структуры определяет деление национальной экономики на экономические районы.
3. Отраслевая. Деление на определённые отрасли. Отрасль – это совокупность производственных объединений (предприятий), для которых характерны: единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность научно-технической базы, особенность состава трудовых кадров, а также условия труда.
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых комплексов, но и межотраслевых.
Порядок развития отраслевого деления хозяйства сверху вниз:
1. Отрасль хозяйства.
2. Комплексная отрасль того или иного производства (например, промышленности).
3. Отрасль промышленности, или производства.
4. Подотрасль.
2. Сущность и виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями, или организациями по производству, оказанию услуг, или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары, или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц. Субъектами предпринимательства могут быть: частные лица, или предприятия.
По виду и назначению, предпринимательская деятельность может быть: 1. Производственная, 2. Коммерческая, 3. Финансовая (купли-продажа ценных бумаг), 4. Консультативная деятельность.
Ассоциативные формы предпринимательства.
1. Холдинг – это компания, в состав которой входят контрольные пакеты акций других компаний (как правило, дочерних).
2. Синдикат – это объединение предпринимателей, или производителей товаров с целью их реализации, а также осуществление единой ценовой политики.
3. Картель – это форма объединения производителей (или потребителей) гласное, или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, организаций, фирм и т.д. с целью становления определённых объёмов производства. Цель создания картелей – это увеличение прибыли посредством устранения и ограничения конкуренции, как внутри объединения, так и подавление внешней конкуренции.
4. Трест – это форма объединения предприятий, при которой они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и действуют по единому плану. Характерна высокая степень централизации управления.
5. Концерн – это форма договорного объединения предприятий различных отраслей на основе общности интересов. Предприятия сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но не могут входить в состав других концернов.
6. Консорциум – это организационная форма временного объединения предприятий. Например, для осуществления капиталоёмкого проекта.
3. Сущность предприятия и цели его функционирования.
Найти определение (формальное) предприятия. Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность социальных (людских ресурсов), финансовых, материальных ресурсов, определённым образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.
Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации ставят перед собой увеличения прибыли. Некоммерческие – достижения других социальных целей.
Основные признаки юридического лица (коммерческой организации):

Признак

Содержание

1. Имущественная обособленность.

Имущество предприятия, или организации обособлено от имущества его учредителей.

2. Организационное единство.

Относительно устойчивое соединение элементов в упорядоченное единство, с определённой внутренней структурой, единой волей и системой управления, которые закреплены в учредительных документах.

3. Самостоятельная имущественная ответственность.

По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом. Иногда, в силу закона, или договора, субсидиарную ответственность несут учредители и участники предприятия.

4. Наименование.

Собственное фирменное, неповторимое наименование, с указанием организационно-правовой формы, а также зарегистрированная в установленном порядке.

5. Возможность приобретать гражданские права, нести обязанности, и быть истцом, или ответчиком в суде.

Сама фирма, или организация, а не её учредители и участники выступает субъектом всех приобретённых прав и обязанностей, а также действует на основании устава или договора.

6. Признак коммерческой организации. Юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности.

Лекция 2. 03.09.12

Продолжение.

Управление предприятием предполагает определение целей деятельности. Различают следующие виды целей (в зависимости от жизненного цикла предприятия):
1. Экономические цели: получение прибыли, повышение качества продукции, увеличение доли рынка, выживание в долгосрочной перспективе.
2. Социальные: удовлетворённость от работы, самореализация (развитие персонала), повышение заработной платы, карьерный рост, социальная защищённость.
На выбор целей предприятия оказывают влияние факторы:
1. Наличие и объём спроса на вашу продукцию.
2. Уровень рентабельности продукции.
3. Капиталоёмкость продукции.
4. Наличие инженерных решений для изготовления новой, или модифицированной продукции.
5. Наличие высококвалифицированных кадров.
Классификация предприятий по масштабам производства: малые, средние и крупные.
Предельные значения выручки от реализации за предшествующий год, без учёта налога на добавленную стоимость. Микропредприятия – 60 млн. рублей, малые предприятия – 400 млн. рублей, средние – 1000 млн. руб.
Основные организационные формы:
1. Для коммерческих: товарищество и общество, производственные кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия.
2. Некоммерческие: благотворительные фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы.
Хозяйственные товарищества бывают полные и «на вере» (коммандитные). Хозяйственные общества – общества с ограниченной, дополнительной ответственностью, акционерные (открытого и закрытого типа) общества. Унитарные предприятия: государственные и предприятия. Посмотреть в гражданском характеристику каждого.
4. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
В современных условиях, предприятие принято рассматривать как открытую систему, т.е. когда главные предпосылки его успешной деятельности отыскиваются не внутри, а вне его, успех функционирования предприятия связан с тем, как оно умеет приспосабливаться к своему внешнему окружению.
Внешняя среда включает в себя микро и макро среду. Макро среда может быть: экономическая, политическая, социальная (демографическая), природная, информационная, научно-техническая, культурная. Микросреда: конкуренты, потребители, посредники, инвесторы, поставщики и т.д.
Внутренняя среда: производственная, управленческая, экономическая. Производственная: ресурсы, производственная структура, технология производства, оборудование и методы организации. Управленческая среда: структура системы управления, управленческие кадры, информационные потоки, технические средства управления. Экономические результаты: экономичность, производительность, качество продукции.
Внутренняя среда предприятия – это совокупность производственной, управленческой, экономической сред. Внешняя среда предприятия – это совокупность экономических, политических, правовых, научных, технических, коммуникационных, природных, географических (и т.д.) факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.
Конституция – законы – местные акты, законы – уставы – договоры – регламенты – приказы от руководителей и т.д.
6. Продукция предприятия.
Продукт – это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.
Услуга – это вид деятельности, результат которой не имеет конкретной натурально-вещественной формы.
Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации.
Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия.
Реализованная продукция – характеризует стоимость объёма продукции, поступившей в данном периоде на рынок для реализации и подлежащая оплате потребителями.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Лекция 3. 12.09.2012

Сущность управленческой деятельности. Организационная структура управления.

Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления в целях получения установленного результата, а также корректировки и согласования действий исполнителей.
Функции управления:
1. Планирование – это целенаправленная деятельность менеджеров предприятия по наиболее рациональному и эффективному использованию ресурсов в целях достижения максимального результата деятельности предприятия.
2. Координация – это организация деятельности менеджеров предприятия с целью бесперебойности и непрерывности его работы, а также с целью организации согласованной работы всех звеньев предприятия.
3. Организация – это функция управления, посредством которой формируется организационная структура предприятия.
4. Мотивация – это поощрительная деятельность руководителя предприятия, направленная на наиболее успешную работу предприятия.
5. Контроль – это обеспечение соответствия между поставленными целями и фактической их реализацией.
Организационная структура управления – это упорядоченная взаимосвязь элементов (или звеньев), обеспечивающих функционирование и развитие предприятия. Орг. структура всегда соответствует назначению предприятия и его структуре, а также масштабам предприятия и функциональному назначению. Крупные предприятия, как правило, специализируются на производстве сложных и трудоёмких изделий (например, автомобили, нефтяная промышленность, металлообработка). Внутренняя структура органов управления, как правило, носит ступенчатый характер, в особенности на крупных и средних предприятиях.
Орг. структуры:
1. Линейная. Наиболее упрощённая. Применяется на очень маленьких предприятиях.
2. Функциональная. Базируется на иных принципах. Она возникла с развитием специализации рабочих. В неё отсутствуют недостатки линейной структуры. У этой структуры есть один крупный недостаток – нарушается принцип распорядительности и ответственности за работу.
3. Линейно-функциональная. Включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.
4. Дивизиональная. В этой структуре деление предприятия происходит на элементы и блоки по видам товаров и услуг, а также группам получателей или географическим регионам.
5. Матричная – это организация управления, сочетающая вертикальные, линейные и функциональные связи с горизонтальными. В матричной структуре на ряду с постоянными функциональными отделами постоянно базируются проектные группы для решения конкретно поставленных проблем.

Лекция 4. 26.09.12

Основные фонды и производственная мощность предприятия.

1. Сущность и виды основных фондов.
Основные фонды – это материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течении длительного времени (более 1 операционного цикла).
Основные фонды бывают: производственные и непроизводственные.
К производственным относят:
1). Объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли. Они пополняются за счёт капитальных вложений. На производственном предприятии к основным фондам относятся: здания, оборудования (станки, технологические машины и т.д.), административные здания. Отличительные особенности основных производственных фондов: многократно используются в процессе производства, сохраняют свою натуральную форму, внешний вид и свойства, основные фонды переносят свою стоимость по частям на готовую продукцию по мере износа.
2). Непроизводственные основные фонды – это предметы длительного пользования, обслуживающие на производственном предприятии непроизводственное потребление. Данные фонды не участвуют в процессе производства.
Классификация основных фондов:

-земельные участки и объекты землепользования.

-здания.

-сооружения.

-машины и оборудование.

-транспортное средство.
- хозяйственный инвентарь.
- рабочий скот.
В составе основных фондов принято выделять активную и пассивную часть. Активные фонды непосредственно воздействуют на предметы труда (машины, оборудование, компьютеры и т.д.). Доля активной части основных фондов является важнейшим показателем. Пассивная часть основных фондов (фонды, которые создают нормальные условия для работы, т.е. здания, сооружения и т.д.).
2. Износ, ремонт и воспроизводство основных фондов.
Износ – это стоимостной показатель потери основными фондами физических качеств, или утраты технико-экономических свойств, а в результате и стоимости.
Существует 2 вида износа:
1). Физический износ (материальный) – это утрата основными фондами своей потребительской стоимости либо в связи с их эксплуатацией, под воздействием сил природы
2). Моральный износ – это уменьшение стоимости основных фондов вне зависимости от физического износа. Бывает 2ух родов: 1. Связан с утратой основными фондами первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих. 2. Связан с появлением новой, более прогрессивной и экономичной техники.
Капитальный ремонт – это существенный ремонт, связанный с полной разборкой агрегата и заменой износившихся деталей. Текущий ремонт – это мелкий ремонт, при котором заменяются отдельные детали, или узлы. Восстановительный ремонт – это особый вид ремонта, вызываемый чрезвычайными обстоятельствами. Модернизация – это техническое усовершенствование основных фондов с целью устранения морального сношения и повышения технико-экономических показателей до уровня новейшего.
Виды денежной оценки основных фондов:

1). По первоначальной стоимости: это фактическая стоимость приобретения с учетом всех необходимых расходов по доставке, установке и сборке.

2). По восстановительной стоимости: это стоимость воспроизводства основных фондов в реальных условиях в данный момент времени сходя из действующих цен на момент оценки

3). По остаточной стоимости.

4). По рыночной стоимости: та стоимость, по которой можно реализовать основные фонды в данный момент времени

5). По ликвидационной стоимости: это выручка от их реализации после окончания срока эксплуатации( минус расходы по демонтажу).
Лекция 5. 10.10.2012
Продолжение (основные фонды), амортизация основных фондов.
Амортизация основных фондов – это объективный процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на себестоимость изготавливаемой продукции. Амортизация необходима для накопления средств на полное восстановление основных фондов.
Амортизационные отчисления производятся только до полного переноса стоимости основных фондов на себестоимость изготавливаемой продукции.
Амортизируемое имуществ – это имущество со сроком полезного использования более 12 мес., и первоначальной стоимостью более 20 тыс. рублей (данное имущество включает в себя не только объекты основных фондов, но и объекты нематериальных активов).
Срок полезного использования – это период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности организации. Срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, но с учётом ст. 253 НК, а также учитывает классификацию основных средств, утверждённую Правительством РФ.
Амортизируемое имущество объединяется в группы:
1. Всё недолговечное имущество со сроком использования 1-2 года.
2. Срок использования 2-3 года.
3. Имущество со сроком использования от 3 до 5 лет.
4. Имущество со сроком использования от 5 до 7 лет.
5. От 7 до 10 лет.
6. От 10-15 лет.
7. От 15 до 20 лет.
8. От 20 до 25 лет.
9. От 25 до 30 лет.
10. Более 30 лет.
Амортизация не начисляется на основные фонды, потребительские свойства которых с течением времени не изменяется. Амортизационные отчисления начисляются (рассчитываются) ежемесячно на первое число отчётного месяца. Амортизация по вновь поступившим основным фондам рассчитывается с месяца, следующего за месяцем поступления. В мире известны 4 подхода к начислению амортизации:
1. Равномерный. При этом способе амортизация начисляется равными долями в течение срока службы, эксплуатации основных фондов.
2. Ускоренный. При этом методе, первые годы эксплуатации объекта, суммы амортизационных отчислений будут больше, чем последующие. Ускоренная амортизация позволяет уменьшить налог на прибыль в первые годы эксплуатации объекта.
3. Замедленный.Зеркален ускоренному способу.
4. Производственный. При этом способе сумма амортизационных отчислений напрямую будет зависеть от объёма произведённой продукции.
В России для цели налогового учёта используются только 2 способа начисления амортизации: равномерный (линейный) и нелинейный (ускоренный).

Показатели движения основных фондов.

1. Коэффициент обновления (отношение стоимости введённых фондов к общей их стоимости на конец периода).
2. Коэффициент прироста – это отношение разности прироста и выбытия стоимости основных фондов на конец периода.

3. Коэффициент выбытия – это отношение полной стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало года.

Производственный процесс и основные принципы его организации.

Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
Технологический процесс – является частью производственного процесса и содержит целенаправленное действие по изменению предмета труда.
Классификация производственных процессов:
1. В зависимости от назначения: основные (производство продукции, предназначенной для реализации , продажи); вспомогательный (производство продукции, необходимой для нормального функционирования основного процесса); обслуживающий процесс (транспорт, склады и т.д.).
2. В зависимости от протекания процесса: простые процессы; синтетические; аналитические.
3. В зависимости от стадий производства (или изготовления): выпускающие (сборочные), обрабатывающие.
Принципы организации производственных процессов:
1. Дифференциация. Этот принцип предполагает разделение производственного процесса на отдельные технологические .
2. Специализация. Заключается в том, что на предприятии на отдельных рабочих местах изготавливается определённая ограниченная номенклатура изделий.
3. Пропорциональность, должна быть обеспечена между отдельными технологическими процессами. Нарушение пропорциональности приводит к перезагрузке одних и недогрузки других.
4. Непрерывность. Означает, что каждая последующая операция одного и того же процесса должна начинаться по завершению предыдущей.
5. Параллельность. Означает, что некоторые операции выполняются одновременно.
6. Ритмичность – все процессы, а также производственный процесс в целом будет повторяться через строго установленные промежутки времени.
7. Автоматичность. Производственный процесс должен быть максимально автоматизирован.
8. Гибкость. Адаптация к быстро меняющимся условиям, т.е. быстро перестраиваться к производству новой продукции.
Типы, формы и методы организации производства – рассмотреть самостоятельно.

Лекция 6. 24.10.2012

Оборотные средства предприятия.

Оборотные средства – это денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные фонды, или оборотные средства – это часть имущества предприятия, которая включает в себя следующие элементы:
1. Запасы сырья, материалов, и аналогичных ценностей (запасы, которые хранятся на складах).
2. Незавершённое производство.
3. Расходы будущих периодов.
4. Готовая продукция.
5. Товары отгруженные.
6. Дебиторская задолженность (когда должны нам).
7. Кредиторская задолженность (когда должны мы).
8. Краткосрочные финансовые вложения.
9. Денежные средства.
Состав оборотных средств – это совокупность элементов, образующих оборотные фонды.
Структура оборотных фондов – это количественное соотношение отдельных элементов в объёме оборотных средств. Как правило, выражается в процентах к итогу.
По экономическому содержанию, оборотные средства классифицируют:
1. Оборотные производственные фонды.
2. Фонды обращения и краткосрочные финансовые вложения.
Оборотные производственные фонды – это запасы сырья, материалов и аналогичных ценностей, незавершённое производство, расходы будущих периодов.
Фонды обращения – это готовая продукция, товары отгруженные, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения. Краткосрочные финансовые вложения – это вложения денежных средств на срок не более года в ценные бумаги, а также предоставляемые предприятием другим организациям краткосрочные займы.
Деление оборотных фондов на оборотные производственные фонды, фонды обращения обусловлено наличием 2ух сфер индивидуального кругооборота оборотных средств: сферы производства и сферы обращения.

Кругооборот оборотных средств.
Д – Т.... П.... Т1 – Д1
Д – это денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом.
Т – это предметы труда, ещё не вступившие в процесс производства, но уже имеющиеся в распоряжении предприятия (это могут быть запасы сырья, материалов и т.д.)
П – предметы труда, находящиеся в самом процессе производства, которые в процессе обработки превращаются в готовую продукцию (незавершённое производство).
Т1 – это готовая продукция, которая находится в процессе реализации.
Д1 – денежные средства, полученные или ожидаемые к получению от продажи готовой продукции.
Таким образом, в своём движении, оборотные средства проходят 3 стадии:
1. Снабжение (Д – Т, складская стадия).
2. Производство (Т... П.... Т1).
3. Сбыт (Т1 – Д1, стадия реализации).
Время, за которое оборотные средства совершают полный кругооборот, называется периодом оборота оборотных средств. Это время складывается из времени нахождения оборотных средств в производстве и времени в обращении.
Оборотные средства классифицируют:
1. По элементам.
2. По экономическому содержанию.
3. По источникам финансирования (на собственные и заёмные).
4. По степени ликвидности:
1). Абсолютно ликвидные – это денежные средства, ценные бумаги.
2). Быстро реализуемые – дебиторская задолженность.
3). Краткосрочные финансовые вложения.
4). Медленно реализуемые – готовая продукция, запасы сырья, материалов и т.д.
Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая непосредственно участвует в производстве в виде предметов труда, целиком потребляется в процессе производства, претерпевает изменения в своей натуральной форме и полностью переносит свою стоимость на готовое изделие. Отличительные особенности оборотных производственных фондов:
1. Функционируют в сфере производства.
2. Однократно участвуют в процессе производства.
3. Изменяют свою натурально-вещественную форму.
4. Полностью переносят свою стоимость на готовое изделие.
Оборотные производственные фонды включают в себя следующие элементы:
1. Производственные запасы на складах.
2. Незавершённое производство и полуфабрикаты собственного изготовления.
3. Расходы будущих периодов.


Лекция 7. 07.11.2012
1 и 2 относят к материально-вещественным ценностям.
Производственные запасы на складах – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс (запасы сырья, материала, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части и аналогичные ценности). Незавершённое производство – это предметы труда, вступившие в производственный процесс. Незавершённое производство состоит из продукции не законченной производством и подлежащей дальнейшей обработки (детали, узлы). В натуральном выражении, незавершённое производство состоит из набора деталей, узлов, полуфабрикатов на рабочих местах и между ними. Полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, которые полностью закончены в одном цехе и подлежат дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты, производимые в отчётном периоде, но подлежащие погашению в будущем. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров.
Особенности фондов обращения: они функционируют в сфере обращения, не участвуют в образовании стоимости, являются носителями уже созданной стоимости (к фондам обращения относят: готовая продукция на складе, товары отгруженные, дебиторская задолженность, денежные средства). Готовая продукция – это продукция, изготовленная для реализации и находящаяся на складах предприятия, оценённая по фактической стоимости. Товары отгруженные – это отгруженная продукция, по которой определён в отличие от общего порядка, момент перехода права владения, использования, распоряжения от организации к покупателю.
Персонал предприятия, производительность и оплата труда.
Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения страны, которая в силу психа-физиологических, интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудится. Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, находящихся с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Основные характеристики персонала: численность и структура. Структура персонала предприятия – это совокупность отдельных групп работников, объединённых по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в деятельности предприятия, делятся на промышленно-производственный персонал (непосредственно участвует в создании материальных ценностей) и непромышленный персонал (занят в обслуживании бытовой и социально-культурной сферах).
По характеру выполняемых функций, выделяют категории ппп: 1. Рабочие (непосредственно участвуют в процессе производства). Они классифицируются на основных и вспомогательных. 2. Руководители (выполняют функции управления). У них есть 3 уровня: высший уровень (ген директор, его замы), средний (начальники отделов, цехов), низовой уровень (мастера, бригадиры). 3. Специалисты. 3 уровня: высший (начальники управления, отдела, сектора и из заместители), средний (инженеры, юристы, экономисты), низовой (младшие сотрудники, техники, ). 4. Служащие – выполняют техническое обслуживание производства или деятельности. Старшие служащие – бухгалтеры, статисты; младшие служащие – секретари, курьеры. Структура персонала имеет признаки: профессиональная структура персонала организации – это соотношение представителей различных профессий, или специальностей, обладающих комплексом теоритических знаний и практических навыков, приобретённых в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессия – это род деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующаяся определённым методом воздействия на предмет труда, путём применения соответствующих орудий труда. Специальность – это вид трудовой деятельности (отличается от профессии более чётким ограниченным кругом работ). Квалификационная структура – это соотношение работников различного уровня квалификации
Лекция 8. 21.11.2012
Поло-возрастная структура – это соотношение групп персонала по полу, и по возрасту. По образованию: категория лиц, имеющих высшее образование, в том числе, по уровню подготовки (специалист или бакалавр, магистр, незаконченное высшее, среднее специальное, неполное среднее, начальное).
Производительность труда – это характеристика эффективности трудовой деятельности человека. Производительность труда характеризуется совокупными затратами труда на производство продукции или оказание услуг, и складывается из:
1. Затрат живого труда работника.
2. Затрат прошлого труда, овеществлённых в средствах производства (материалах, оборудованиях и т.д.).
Уровень производительности труда определяют, используя 2 системы показателей.
1. Показатель выработки продукции в единицу времени (прямой показатель). Выработка продукции на единицу затрат = затраты труда на производстве продукции, или затраты времени на производстве этой продукции на объём. Трудоёмкость (обратный показатель).
Факторы и пути повышения производительности труда. Факторы роста производительности труда – это причины, вызывающие изменения их уровня, или объективные условия, определяющие возможность её повышения.
1. Повышение технического уровня. Автоматизация; внедрение новых видов оборудования, технологий; повышение качества используемых исходных материалов.
2. Совершенствование уровня управления, организации труда и производства за счёт повышения квалификации работников.
3. Структурные изменения в производстве. Совершенствование производственных технологий; изменение удельных весов отдельных видов продукции; производство за счёт уменьшения трудоёмкости
4. Отраслевые и прочие факторы, характеризующие изменение внешних природных условий. Изменение условий добычи полезных ископаемых, создание, ввод в эксплуатацию новых предприятий.
Принципы организации оплаты труда. Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количество, качество и условий выполняемых работ, а также компенсационные выплаты (т.е. доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в «особо климатических» условиях, и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению), стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, т.е. премии и поощрительные выплаты).
Современные формы и системы оплаты труда. Основные формы оплаты труда:
1. Сдельная форма:
1). Простая сдельная, т.е. сделал – получил.
2). Сдельно-премиальная, т.е. необходим рост объёма производства.
3). Косвенно-сдельная, здесь учитывается косвенная выработка.
4). Аккордная, рабочий сам может увеличивать свою выработку.
2. Повременная.
1). Простая повременная, т.е. по времени работы.
2). Повременно-премиальная.

Похожие:

Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconСыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как...
В национальной хозяйственной системе страны принято выделять несколько уровней, которые взаимодействуют в едином «экономическом поле»....
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconЛичность как субъект и объект политических отношений
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием...
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconКонтрольные вопросы по курсу «Организация коммерческой деятельности»
...
Сыщикова Елена Николаевна лектор. Лекция 03. 09. 12 Предприятия как объект и субъект предпринимательской деятельности iconЛекция «Предприятие как субъект экономической деятельности»
В его хозяйственной деятельности выражается суть и характер развития экономической системы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница