"Стратегическое управление финансами фирмы"


Скачать 80.43 Kb.
Название"Стратегическое управление финансами фирмы"
Дата публикации18.03.2013
Размер80.43 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет экономики
Магистерская программа "Стратегическое управление финансами фирмы"

Кафедра экономики и финансов фирмы

Семинар №5 по курсу «Стратегические финансы фирмы»
"Эмпирический анализ раскрываемой информации об интеллектуальном капитале (ИК) крупных котируемых компаний"

Выполнили

Студенты группы 71СУФФ

Группа-5:

Абдухамидов Антон

Агамян Гурген

Исайчев Дмитрий

Жегусов Владимир

Работинский Илья

Сергеев Андрей

Москва 2012

Первым понятие интеллектуального капитала предложил экономист Джон Кеннет Гэлбрейт, который написал своему коллеге экономисту Майклу Колецки следующее: «Интересно, понимаешь ли ты, сколь многим обязан окружающий мир тому интеллектуальному капиталу, который ты дал за последние десятилетия» (Bontis, 2001). Среди первопроходцев, кто исследовал природу интеллектуального капитала, следует особо выделить Т. Стюарта. В статье «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится ценным активом Америки» он представил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке, тем самым способствуя увеличению благосостояния фирмы: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» (Stewart, 1991). Другая распространенная точка зрения на интеллектуальный капитал сформулирована Энни Брукинг: «мы идентифицировали четыре категории неосязаемых активов: человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и положение на рынке – которые обозначаются общим термином интеллектуальный капитал» (Брукинг, 2001). В свою очередь известный шведский экономист Лэйф Эдвиссон определяет интеллектуальный капитал как знание, которое можно конвертировать в стоимость. Интеллектуальный капитал компании в целом и его отдельные компоненты в частности можно рассматривать как «скрытые резервы» роста стоимости компании в долгосрочном периоде; в частности, можно говорить о «естественной подушке безопасности», которая срабатывает в тех компаниях, которые заранее о ней задумались, направив денежные потоки в создание «неосязаемого богатства» (Байбурина, Жуковец, 2009). Нельзя не подчеркнуть, что определение интеллектуального капитала от исследования к исследованию слишком различно. Многие исследования определяют следующие отличительные черты интеллектуального капитала (Блинов, 2010):

  1. Неосязаемый: «ресурсы формируют основу потенциального конкурентного преимущества, но лишь немногие попадают в официальные документы, поддающиеся проверке формы» (Руус, 2008).

  2. Эффект значительных временных задержек: чтобы получить эффект от больших инвестиций в человеческий и инновационный капитал, необходимо время, т.е. существует существенный временной лаг, который откладывает общее и немедленное получение выгод от таких инвестиций (Bontis, 2001).

  3. Эффект с ненулевой суммой: огромные финансовые инвестиции в разработку новых информационных систем могут быть потрачены впустую, если информационные системы не подходят для компании или если ее культура не одобряет их использование (Chin-Yao Tseng, 2005).

  4. Закон возрастающей предельной отдачи: в то время как земля, капитал и труд следуют закону убывающей отдачи, знания и информация имеют возрастающую отдачу, т.е. созданная с помощью данных компонентов стоимость растет по мере увеличения применяемого и генерируемого интеллектуального капитала.

Как уже было отмечено, существует множество подходов к определению структуры интеллектуального капитала, наиболее известные отображены в таблице 1 (Блинов, 2010).
^ Таблица 1. подходы к классификации интеллектуального капитала*


Автор

Классификация

Edvinsson, Malone, 1997

Человеческий и структурный капитал

Bontis, 1998

Человеческий, структурный и клиентский капитал

Stewart, 1997

Человеческий, структурный и клиентский капитал

Saint-Onge, 1996

Человеческий, структурный и отношенческий капитал

Sveiby, 1997

Компетенция персонала, внутренняя и внешняя структура

Van Buuren, 1999

Человеческий, инновационный, процессный и клиентский капитал

Roos, 1998

Человеческий, структурный и отношенческий капитал

O’Donnell, O’Regan, 2000

Человеческий капитал, внутренняя и внешняя структура

*Составлено по: Гагарина Т.В. Структура интеллектуального капитала: вопросы оценки и эмпирического анализа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Выпуск 1. 2008. С. 96-117
Среди современных подходов к определению структуры ИК можно выделить классификацию, предложенную в работе Байбурина, Ивашковская, (2007), согласно которой, интеллектуальный капитал – это совокупность следующих пяти компонентов (схема 1):

  1. Процессный

  2. Инновационный

  3. Клиентский

  4. Сетевой

  5. Человеческий


Схема 1. Классификация видов интеллектуального капитала компании (Байбурина, Ивашковская, 2007)


Подробное описание каждого компонента интеллектуального капитала представлено на схеме 2.

Схема 2. Раскрытие компонентов интеллектуального капитала (Байбурина, Жуковец, 2009)
Менеджеры компаний прилагают немало усилий, направленных на признание, измерение и отражение информации об интеллектуальном капитале.

Большой пласт работ посвящен исследованию степени и природе раскрываемой компаниями информации об интеллектуальном капитале со временем. Одной из ключевых и основополагающих работ можно выделить исследование Guthrie and Petty (2000). Авторы разделили ИК на три компоненты (таблица 2) и, анализируя годовые отчеты, выставляли оценку каждой составляющей согласно следующему правилу: 0 – информация по данному элементу не представлена в отчетности, 1 – информация содержится в краткой форме, 2 – информация представлена в количественном выражении, 3 – данные об элементе представлены в денежной форме. Методология Guthrie and Petty (2000) позднее встречается в работах Brennan (2001) и Bozzolan, Favotto, Ricceri (2003) и многих других. В таблице 3 суммируется информация о степени раскрытия всех трех компонент (по Guthrie and Petty) капитала в различных исследованиях.
^ Таблица 2. Компоненты интеллектуального капитала согласно Guthrie and Petty (2000)

Таблица 3. Степень раскрытия информации об ИК в разных странах


Исследование

Страна

Внешний капитал, %

Внутренний капитал, %

Человеческий капитал, %

Abeysekera and Guthrie (2005)

Sri Lanka

44

20

36

April et al. (2003)

South Africa

40

30

30

Bozzolan et al. (2003)

Italy

49

30

21

Brennan (2001)

Ireland

40

30

30

Citron et al. (2005)

UK

60

26

14

Goh and Lim (2004)

Malaysia

41

37

22

Guthrie et al. (1999)

Australia

40

30

30

Oliveira et al. (2006)

Portugal

48

25

27

Oliveras and Kasperskaya (2005)

Spain

51

28

21

Steenkamp

New Zealand

36

11

53

Sujan and Abeysekera (2007)

Australia

48

31

21

Vandamaele et al. (2005)

The Netherlands, Sweden, UK

40

30

30


Видно, что компании предпочитают больше всего предоставлять в открытом доступе информацию о «внешнем» ИК: бренды, клиенты, дистрибуция, бизнес-партнеры, лицензии, франшизы. Более подробная информация о ключевых исследованиях и выводах обобщена в таблице 4.
^ Таблица 4. Исследование степени раскрытия компаниями информации об ИК


Автор/Год

Выборка

Методология

Результат

Мысли

Bogdan, Platon, Popa Dorina (2011)

Romania

19 производств. компаний (2005-2009)

ICD индекс, основанный на анализе годовых отчетов

С каждым годом компании в среднем становились более «открытыми», однако, значение индекса не высоко

Развивающийся румынский рынок не очень популярен среди инвесторов, и у компаний нет стимула к детальному раскрытию информации

Taliyang, Siti Mariana; Jusop, Mariana (2011)

Malaysia

150 компаний

Методология Bontis (2003) and Vergauwen (2005)

ICD индекс, 36 показателей

72,6% компаний раскрывают информацию об интеллектуальном капитале. Уровень раскрытия очень низок и составляет в среднем только 3,45% от максимально возможного

Большинство компаний заботятся об ICD, однако, остаются вопросы измерения, раскрытия, представления

Abeysekera (2008)

^ Singapore and Sri Lanka

20 крупнейших компаний Colombo stock exchange (1998-2000)

Анализ годовых отчетов

Завтра добавлю информацию!

Обнаружили различие в раскрытие информации между странами

Завтра добавлю информацию!

Завтра добавлю информацию!

Bozzolan, Favotto, Ricceri (2003)

Italy

30 компаний

Методология Guthrie et al. (1999),

оценка от 0 до 2.

Найти факторы, влияющие на степень раскрытия информации об ИК

Больше всего информации относительно external capital (клиенты), меньше всего о human capital.

Отрасль и размер влияют на степень раскрытия информации. Компании боятся, что информация может быть использована конкурентами.

Brennan (2001)

Ireland

11 котируемых компаний

Методология Guthrie et al. (1999). Оценивали степень раскрытия информации в годовых отчетах по 24 показателям, оценка 0/1.

Всех чаще встречалась информация о внешнем капитале (клиенты, бизнес-союзы, ноу-хау, каналы дистрибуции). Нет информации о квалификации сотрудников, франчайзинг соглашениях, брэнде, корпоративной культуре

Ирландские компании обладают большим запасом интеллектуального капитала, однако, раскрытие информации и оценка ИК далеки от совершенства

Guthrie and Petty (2000)

Australia

19 крупнейших компаний

Выделил три категории интеллектуального капитала:

внутренний (9)

внешний (9)

человеческий (6). Оценка от 0 до 3 в зависимости от степени раскрытия Завтра добавлю информацию!

Несмотря на осведомленность компаний об ИК, раскрытие имеет случайный характер. Нет единых правил раскрытия информации. Завтра добавлю информацию!

Завтра добавлю информацию!




Canada













Netherlands, France

and Germany













Spain













UK













The Netherlands, Sweden, UK













South Africa











^ Список используемой литературы


  1. Ивашковская И.В., Байбурина Э.Р., Роль интеллектуального капитала в создании стоимости крупных российских компаний: опыт эмпирического исследования. // Вестник Финансовой академии. 2007. № 4. С. 53–63.

  2. Bontis, N. (2001), “Assessing knowledge assets: a review of the models used to measure intellectual capital”, International Journal of Management Reviews, Vol. 3 No. 1, pp. 41-60.

  3. Bontis, N. (2003). Intellectual Capital Disclosure in Canadian Corporations. Journal of Human Resource Costing & Accounting, 7(1), pp 9-20. http://dx.doi.org/10.1108/eb029076

  4. Vergauwen, P.G.M.C., and Van Alem, F.J.C. (2005). Annual Report: IC Disclosure in the Netherlands, France and Germany. Journal of Intellectual Capital, 6(1), pp. 89-104. http://dx.doi.org/10.1108/14691930510574681

  5. Bozzolan et al., 2003 S. Bozzolan, F. Favotto, F. Ricceri Italian annual intellectual capital disclosure: An empirical analysis Journal of Intellectual Capital, 4 (4) (2003), p. 543



Похожие:

\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon"Стратегическое управление финансами фирмы"
Эмпирический анализ раскрываемой информации об интеллектуальном капитале (ИК) крупных котируемых компаний
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon  Управление финансами можно также классифицировать по характеру...
РФ.  Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon2. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия
Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия представляет собой верхнюю ступень общей системы его инновационного...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconСуетина татьяна александровна базовое образование
«Менеджер и организация», «Управление персоналом», «Управление маркетингом, финансами», «Интеграция в менеджменте»
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon2 67. Стратегическое управление как всесторонний план достижения целей организации
В его рамках текущие действия организации направляются на подготовку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" icon1. Определение, цели, задачи и функции финансового менеджмента
Фм – есть наука управления финансами организаций (предприятий) в условиях конкурентной экономики. Управление финансами представляет...
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconТемы третьего курса Стратегическое планирование и управление, возможности...
Стратегическое планирование и управление, возможности и ограничения когнитивного моделирования
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconВопросы к экзамену
Управление финансами предприятий в условиях командно-административной системы, отличия от современной
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconТемы курсовых работ
Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов
\"Стратегическое управление финансами фирмы\" iconОрганизационные формы контроля. Классификация ревизии
Предмет ревизия и контроль связан с б/у, финансами, налогообложением, с финансами хозяйственной деятельности, экономикой и др
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница