Рабочая программа дисциплины


Скачать 323.24 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации18.03.2013
Размер323.24 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенская государственная технологическая академия»
Факультет «Институт промышленной экономики, информатики и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

А.Б. Андреев

«____» _____________ 2011г.


Рабочая программа дисциплины

Концепции современного естествознания


Направление подготовки

080100.62 Экономика
Профиль подготовки

Статистика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Пенза

2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Главная цель освоения дисциплины «Концепции современного естествознания (КСЕ)» - сформировать понимание общенаучной концептуальной роли естествознания, дать знания по истории возникновения и развития естествознания от истоков до современного состояния, представить культурно-историческое значение возникновения научного мировоззрения; познакомить с возможностями использования естественнонаучных концепций в социально-экономической жизни современного общества.

Непосредственными задачами освоения дисциплины КСЕ являются:

1. Обогащение и совершенствование методов исследования в гуманитарных и социально-экономических областях.

2. Создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления бакалавров.

3. Повышение общего культурного и образовательного уровня бакалавров.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина КСЕ относится к вариативной части Математического цикла (Б.2) и является одной из дисциплин, формирующих общекультурные компетенции для бакалавров по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях, навыках (компетенциях), сформированных у обучающихся в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования как по математике, естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология, информатика), так и по социально-гуманитарным дисциплинам (история, обществознание, основы экономики).

Освоение дисциплины КСЕ необходимо для изучения следующих дисциплин ООП бакалавра по направлению 080100.62 «Экономика» по профилю «Статистика»: «Теория вероятности и математическая статистика»; «Методы оптимальных решений».

Дисциплина КСЕ знакомит обучающихся с общенаучными концепциями и методами, дает знания по истории и философии естественных наук как дополнительную информацию по дисциплинам «История», «Философия». Дисциплина КСЕ, показывая место и роль естественнонаучного знания в современном обществе, подготавливает обучающегося к более осознанному освоению компетенций, обеспечивающих решение профессиональных задач с применением современных компьютерных, коммуникационных и аналитических технологий.
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины КСЕ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-1 – Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-2 – Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • ОК-9 – Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные естественнонаучные явления; их наиболее важные практические применения; существо основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий, их взаимосвязь и взаимовлияние; исторические аспекты развития естествознания; основы методологии научных исследований.

Уметь: объяснять основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных естественнонаучных законов; работать с естественнонаучной литературой разного уровня (научно-популярные издания, периодические журналы), в том числе на иностранных языках.

Владеть: навыками использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях; основами методологии применения естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных явлений.
^ Планируемые уровни сформированности (освоения)

компетенций у студентов


п/п

Уровни сформированности компетенций

Содержательное описание уровня

^ Основные количественные признаки уровня

1

Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов по завершении освоения дисциплины)

Компетентен

Освоил содержание компетенции на 80% и более

2

Повышенный уровень (относительно порогового уровня) по одному основному признаку

Высококомпетентен

Освоил содержание компетенции на 90% и более


^ 4. Структура и содержание дисциплины КСЕ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Форма промежу-точной аттестации

Лек.

Прак

(Сем)

Лаб.

Сам.

раб.

1

Естествознание как наука и часть культуры

3

1-4

4

2

6

8

БРТКУ

2

Основные концепции естествознания

3

5-14

10

12

12

36

БРТКУ

Коллоквиум

3

Современная естественнонаучная картина мира

3

15-18

4

4



10

БРТКУ

Д3




Всего часов

108/54

18 недель

18

18

18

54

Зачет

НО


^ 5. Образовательные технологии

При реализации различных видов и форм учебной деятельности в процессе освоения дисциплины КСЕ используются следующие уровни образовательных технологий:


^ Уровень образовательных технологий

Вид занятий

Основные укрупненные составляющие образовательной технологии для проведения занятий

Современный дополненный

Лекции

Проведение занятий с применением электронных технических средств + презентации в электронном виде + БРТКУ + (балльно-рейтинговый текущий контроль успеваемости) + Moodle + электронные дневники индивидуального сопровождения студента (ЭДИСС) + встречи-интервью с учеными и практиками в области естествознания

Современный дополненный

Практические занятия

Проведение занятий с применением электронных технических средств + рабочая тетрадь + БРТКУ + Moodle + ЭДИСС + мастер-классы экспертов и специалистов

Продвинутый активный

Лабораторные занятия

Проведение занятий с применением электронных технических средств + прикладные программы натурно-виртуального лабораторного практикума + раздаточный материал + ЭДИСС + мастер-классы экспертов и специалистов


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине КСЕ рабочим учебным планом по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика и новые информационные технологии» (профиль подготовки «Теоретическая и прикладная лингвистика») выделено 36 часов. Этот объем распределяется по видам самостоятельной работы следующим образом:




^ Вид самостоятельной работы

Кол-во заданий

Нормативная трудоемкость, час

Общая трудоемкость, час

1

Изучение теоретического материала

18

1

18

2

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям

6

2

12

3

Подготовка к выполнению лабораторных работ и отчетов по ним

6

2

12

4

Выполнение ДЗ: подготовка реферата и разработка презентации

1

12

12

Итого

54


Темы рефератов и эссе.


Раздел дисциплины (см. п. 4)

Тема реферата

1

1.1. Научный метод познания природы.

1.2. Эволюция Вселенной и её описание в теории «Большого взрыва».

1.3. Сущность натурфилософии. Основные взгляды Аристотеля и Демокрита.

1.4. Становление науки в средние века как рационального способа познания мира. Труды Н.Коперника, Г.Галилея, И. Кеплера, У.Гарвея.

1.5. Оформление научного способа познания в системе И.Ньютона.

1.6. Основные положения механической картины мира.

1.7. Этапы изучения электромагнетизма. Работы М.Ломоносова, Г.Рихмана, Б.Франклина, Л.Гальвани, А.Вольта, Ш.Кулона, А.Ампера, Х.Эрстеда.

1.8.Системные исследования проблем электромагнетизма в трудах М.Фарадея.

1.9. Основные идеи электромагнитной теории Д.Максвелла.

1.10. Античные представления о неживой природе.

1.11.Закономерности развития естествознания.

1.12. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: проблемы и пути их единения.

1.13. Наука, псевдонаука и оккультизм.

1.14. Современное понимание научного метода.

1.15 Место естествознания в современном обществе.

1.16. Естествознание и религия.

1.17. Математика как метанаука.

1.18. Метод, методология и их роль в научном познании.

1.19. Взаимосвязь и соотношение естественнонаучной картины мира и мировоззрения.

1.20. Принципы единства научного знания и ограниченность применимости научных теорий.

1.21. Взаимодействие естествознания и философии.

1.22. Взаимосвязь естественных, технических, социально- гуманитарных наук.


2

2.1. О соотношении микро- и макромасштабов в природе.

2.2. Относительность движения материи.

2.3. Пространство и время.

2.4. Единство Вселенной.

2.5. Случайность и закономерность в природе.

2.6. Энтропия и информация.

2.7. Законы сохранения и границы их применимости.

2.8. Эволюция звезд.

2.9. Основные положения электромагнитной картины мира.

2.10. Основные постулаты и следствия специальной теории относительности.

2.11. Эволюция науки о живом от Гиппократа и Аристотеля до эволюционной теории Ч.Дарвина.

2.12. Сущность теории эволюций живой материи по Ч.Дарвину.

2.13. Действие дарвинской триады в эволюции систем любого происхождения.

2.14. Фундаментальные взаимодействия в природе.

2.15. Концепция уровней организации материи.

2.16. Основные уровни организации неживой материи.

2.17. Основные уровни организации живой материи.

2.18. Способности человека к познанию и творчеству как свойства высшей формы организации материи.

2.19. Порядок и беспорядок в природе, их диалектика.

2.20. Законы сохранения в природе, их роль в познании.

2.21. Жизнь как космическое явление, условия ее возникновения.

2.22. Критерии живого и их мировоззренческо - методологическая роль в познании жизни.

2.23. Интеграция и дифференциация биологического знания.

2.24. Интеграция и дифференциация естественнонаучного знания, их взаимосвязь.

2.25. Человек как предмет естествознания, философии.

2.26. Место и роль человека в космосе, ноосфере.

2.27. Сущность и основные идеи естественнонаучного антропоцентризма.

2.28. Вещество и поле как виды материи, их взаимосвязь.

2.29. Типы физических взаимодействий в природе, проблема их объединения в знании.

2.30. Динамические и статистические законы природы, их место в познании.

2.31. Биосфера: понятие, основные компоненты, их взаимодействие.

2.32. Проблемы качественного отличия живого от неживого.

2.33. Биотехнология: перспективы, возможные последствия.

2.34. Человек как био-психо-социальная система.

2.35. Физическая картина мира, ее становление, развитие, сущность.

2.36. Биологическая картина мира.

2.37. Химическая картина мира.

2.38. Физика и космология.

2.39. Парадоксы пространства-времени в современной космологии.

2.40. Вселенная как объект космологии.

2.41. О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной.

2.42. Научно-технический прогресс и проблемы здоровья человека.

2.43. Открытия современной биологии и проблема их философской интерпретации.

2.44. Клетка как способ существования белка.

2.45. Многообразие живых систем и его значение.

2.46. Биосфера: основы ее организации и устойчивости.

2.47. Биологическая эволюция жизни на Земле.


3

3.1. Синергетическая картина мира.

3.2. Экологические проблемы энергетики.

3.3. Основные положения квантово-вероятностной картины мира.

3.4. Основные идеи теории коэволюции и синтетической теории эволюции, их проявление в эволюции систем любого вида.

3.5. Процессы самоорганизации в природе и обществе. Основные представления синергетики.

3.6.Техносфера как высшая форма организации неживой материи.

3.7. Естествознание как ядро мировой культуры.

3.8. Проблемы коэволюции человека и природы.

3.9. Человек и ноосфера: связь, взаимодействие,

3.10. Глобальные проблемы человечества: генезис, типология, пути решения.

3.11. Синергетика. Основные принципы, мировоззренческо-методологическая роль.

3.12. Естествознание и гуманитаристика в решении глобальных проблем.

3.13. Идеи ноосферы в философии русского космизма.

3.14. Система "природа - биосфера - ноосфера - человек" в контексте экологии.

3.15. Самоорганизация в природе и обществе, ее роль в познании.

3.16. Эволюция биосферы, человека. Проблема коэволюции.

3.17. Современные тенденции в познании природы.

3.18. Интеграция естественнонаучного знания.

3.19. Дифференциация естественнонаучного знания.

3.20. Диалектика интеграции и дифференциации в естествознании.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница