Экономика 1


Скачать 242.89 Kb.
НазваниеЭкономика 1
Дата публикации18.03.2013
Размер242.89 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ЭКОНОМИКА –

1) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ;

2) наука, изучающая закономерности функционирования хозяйства, взаимодействие различных экономических институтов общества и разрабатывающая рациональные способы ведения хозяйства: как использовать ограниченные ресурсы для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

МИКРОЭКОНОМИКА изучает проблему рационального использования ресурсов на уровне отдельных экономических единиц. Объясняет, как и почему принимаются экономические решения в пользу одних товаров и игнорируются другие.

МАКРОЭКОНОМИКА связана с общими экономическими процессами на уровне государства: производство национального продукта, экономические кризисы, инфляция, государственный бюджет, безработица и т.п.

^ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ:

1. ЧТО производить и в каком количестве?

2. КАК производить, какими технологиями и формами организации труда и производства?

3. ДЛЯ КОГО производить: для личного потребления или для получения дохода?

^ Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: природные, трудовые, финансовые и др. Непосредственно в производстве участвует только часть ресурсов – это факторы производства или производственные ресурсы:

1) ТРУД – совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Зависит от количества населения, образования, квалификации и т.п.;

2) ЗЕМЛЯ – все виды природных ресурсов;

3) КАПИТАЛ – все произведенные человеком средства производства ( станки, производственные здания, транспорт, сырье, полуфабрикаты) – физический капитал, а также финансовый капитал – деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг;

4) СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ – небольшая часть людей, умеющих правильно соединить факторы производства, принимать решения и брать на себя ответственность, идти на риск и пр.

^ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ЭКОНОМИКЕ:

1) при имеющихся ресурсах добиться максимального результата;

2) достичь желаемого с наименьшими затратами;

3) определять цену выбора или альтернативные издержки – то, чем приходиться жертвовать, совершая выбор:

  • предельные издержки – это издержки, связанные с производством еще одной, дополнительной единицы продукции

  • предельная выгода ( доход) – это выгода, полученная от производства еще одной, дополнительной единицы продукции. Увеличивать объем производства следует до тех пор, пока предельные издержки не превысили предельную выгоду.

4) стремление людей полнее удовлетворить свои потребности заставляет их вступать в отношения обмена с другими людьми. Поэтому обмен благами повышает благосостояние!

Это ведет к разделению труда и специализации, что, в свою очередь, повышает производительность труда.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – это разделение процесса производства продукта на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными производителями.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – сосредоточение производителя на изготовлении одного ил нескольких видах продукции.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – количество продукции, произведенной в единицу времени единицей труда.

^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации совместной деятельности людей в обществе.

ЗАВИСИТ от (1) преобладающей в обществе формы собственности, (2) механизмов принятия экономических решений, (3) структуры экономических институтов, (4) методов привлечения людей к экономической деятельности.

(1) Собственность – присвоение благ в определенной форме, обладание ресурсами и присвоение приносимых ими доходов: частная, государственная, смешанная и др.

(2) Решения могут приниматься централизованно или децентрализовано. Функциональные связи могут осуществляться путем прямого обмена производимыми благами или посредством денег.

(3) Субъекты экономики, нормы, правила экономического поведения.

(4) Мотивация может быть как экономического характера (высокие доходы), так и неэкономическая (моральное удовлетворение, чувство долга или страх перед наказанием).

^ ТРАДИЦИОННАЯ ЭС.

Собственность общины и отдельных семей. Решения в отношении общинных ресурсов принимаются коллективно. Натуральное производство, поэтому обмен отсутствует. ЧТО и КАК производить – что и как производили всегда. Распределение в соответствии с традициями. Прогресса практически нет.

^ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭС

(плановая, командно-административная)

Собственность на капитальные и природные ресурсы в руках государства. Частная собственность под запретом или значительно ограничена, поэтому отсутствует стимул к эффективному труду ( преобладание моральных стимулов над материальными). Централизованное регулирование сферы производства, распределения и потребления. Контроль над доходами, поэтому не допускается значительная дифференциация в оплате труда. Контроль над ценами. Отсутствие свободы выбора как у производителя, так и у потребителя. Нет конкуренции, нет борьбы за качество товаров и услуг. Расточительство, нерациональное использование ресурсов, дефициты. Экстенсивный путь, научно-технический прогресс идет слабо ( кроме ВПК).

^ РЫНОЧНАЯ ЭС

Преобладание частной собственности, децентрализованное принятие решений на основе информации, содержащейся в ценах. Ведущая роль экономических стимулов. Свобода действий производителя и потребителя. Конкуренция, борьба за качество и сокращение затрат ( уменьшение цены), стимуляция НТП. Однако свободная конкуренция привела (1) к монополиям, монопольно высоким ценам, поэтому появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей, (2) к крайностям – богатству и бедности, отсюда потребность сгладить экономическое неравенство между людьми; (3) к экономическим кризисам, поэтому возникла потребность смягчения и предотвращения спада производства.

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

- депрессия -

- оживление - спад

- подъем (до пика) - подъем

- спад (рецессия) - оживление

- депрессия –

Кроме того, возникла (1) необходимость производства тех общественных благ, которые невыгодны частному предпринимателю, (2) необходимость регулировать внешние эффекты – положительные или отрицательные для общества или отдельных лиц последствия, появляющиеся в результате производства или потребления, осуществляемого другими лицами или фирмами (загрязнение окружающей среды и др.), (3) социальное обеспечение – проблема общества.

Особенно остро возникшие проблемы проявили себя во время «Великой депрессии» 1929-1932 гг. Д.Кейс разработал теорию государственного регулирования (кейнсианство). Все развитые страны постепенно пришли к более оптимальному варианту – смешанной экономике.

^ СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА -

рыночная экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, и в известных пределах регулируемая государством.

^ Задача государства – не разрушая рыночного механизма, а создавая благоприятные условия для его функционирования, решать проблемы, которые рынок решить не в состоянии.

^ Государство в экономике.

  1. Стабилизация развития экономики:

    • ослабление циклических колебаний с целью ограничения глубины и продолжительности спадов производства ВВП и инвестиций;

    • достижение полной занятости путем сокращения безработицы и уменьшения материальных и моральных потерь от нее;

    • принятие антиинфляционных мер.

2. Обеспечение условий для свободного предпринимательства:

  • адекватная правовая база;

  • налоговые льготы для начинающих предпринимателей, субсидии( безвозвратная финансовая помощь), государственные закупки (зерно) и госзаказы;

  • контроль над монополиями в целях предотвращения злоупотребления ими их положением (цены), недобросовестной конкуренции, недобросовестных операций.

3. Перераспределение части доходов – социальное обеспечение.

4. ^ Развитие государственного сектора экономики для производства общественных благ, доступных всем и бесплатных для всех: образование, здравоохранение, транспорт, связь, фундаментальные науки, оборона страны, охрана окружающей среды и т.д.

Главное средство реализации этих задач – наличие необходимых финансовых ресурсов , поэтому доходы и расходы государства – основной инструмент государственного регулирования экономики.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ –

форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

^ Федеральный бюджет – средства в распоряжении Правительства РФ. | консоли-

Бюджеты субъектов РФ – средства в распоряжении органов власти субъектов. | дирован-

^ Бюджеты органов местного самоуправления (муниципальные). | нный бюджет

Федеральный бюджет формируется за счет федеральных налогов, а другие – за счет местных налогов и сборов и дотаций из федерального бюджета.

^ ДОХОДЫ ГБ: 1) налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Вводятся по предложению Правительства на основе решения Гос. Думы, одобренного Советом Федерации.

Объекты налогообложения:

  • доходы фирм и домашних хозяйств;

  • продукция, которую выпускают и реализуют на рынке фирмы;

  • имущество, которое принадлежит физическим лицам ( домашним хозяйствам) и юридическим лицам ( фирмам).

^ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ: КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ:

а) на прибыль; а) на добавленную стоимость;

б) подоходный налог; б) акцизы (на «популярные» товары-

(прогрессивный и пропорциональный) спиртные напитки, табак, бензин и др.)

2) неналоговые доходы – дивиденды по акциям, принадлежащим государству, продажа земельных участков и государственного имущества, штрафы и пр.

^ РАСХОДЫ ГБ:

  • государственное управление и судебная власть;

  • правоохранительная деятельность и безопасность государства, национальная оборона;

  • образование, здравоохранение, спорт;

  • социальное обеспечение;

  • фундаментальные научные исследования, космос;

  • промышленность, сельское хозяйство, энергетика, строительство, транспорт и т.д.;

  • обслуживание государственного долга и пр.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТОВ:

1) дефицитный = доходы < расходов;

2) профицитный = доходы > расходов;

3) сбалансированный = доходы равны расходам.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ покрывается за счет ряда источников:

1) государственные ценные бумаги (займы у собственного населения) = государственный долг, за счет которого в периоды спада компенсируется сокращение частных инвестиций, а значит не допускается сокращение занятости населения. Это составляет дефицитное бюджетное финансирование;

2) кредиты Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства (ГКО) вводит дополнительную массу денег. Может возникнуть угроза инфляции. Если инфляция приобретает угрожающие размеры, то необходимо сократить бюджетный дефицит: а) сократить бюджетные расходы; б) повысить налоги.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ –

долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и др., включая обязательства по государственным гарантиям.

^ Главная причина образования и роста государственного долга – бюджетный дефицит. Кроме того, цикличность развития экономики, популизм (правительство избегает непопулярных мер и идет простым путем заимствования), а также – военные расходы.

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Для оценки долгового бремени государства необходимо учитывать:

1) отношение долга к ВВП: чем богаче страна, тем больший размер ГД она может себе позволить.

2) размер процентов за заем: чем лучше репутация государства, тем меньше процент по кредитам.

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ – погашение долговых облигаций за счет выпуска новых долговых облигаций ( одним отдаем за счет новых заемщиков).

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА – согласование с кредиторами новых условий и сроков возврата займов и кредитов: обмен долговых обязательств на акции, землю, недвижимость и другие реальные активы должников.
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ

( ^ МОНЕТАРНАЯ – ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕНЕЖНУЮ МАССУ)

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

1. Регулирование кредита:

  • С целью сдержать рост денежной массы – борьба с инфляцией. Поэтому Центробанк ПОВЫШАЕТ % ставки для кредитов коммерческим банкам, а это значит, что кредиты становятся более дорогими и фирмы берут меньше кредитов, что приводит к уменьшению денежной массы.

  • С целью стимулирования экономической активности предпринимателей Центробанк ПОНИЖАЕТ % ставки для кредитов. Следовательно, кредиты становятся дешевле, берут больше, денежная масса увеличивается.

  1. ^ Изменение нормы резервирования банковских средств:

Средства коммерческого банка состоят из резервов, которые находятся в ЦБ и из денег, которые банк может выдавать в качестве кредитов.

  • Норма резервирования УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, что ведет к уменьшению кредитных денег, и соответственно, к уменьшению денежной массы.

  • Норма резервирования УМЕНЬШАЕТСЯ, что ведет к увеличению кредитных возможностей, а значит денежная масса увеличивается.


^ ФИСКАЛЬНАЯ (БЮДЖЕТНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Регулирование налогообложения:

1. Если инфляция растет, то государство увеличивает налоги, поэтому количество денег уменьшается в обращении.

2. Если государство стремится стимулировать платежеспособный спрос, преодолеть спад производства и потребления, оно идет на УМЕНЬШЕНИЕ ставок налогов. После чего фирмы вкладывают больше средств в увеличение выпуска товаров, а потребительская активность население возрастает, что в сумме ведет к оживлению в экономике.

^ Регулирование государственных расходов:

1. Увеличение расходов для активизации предпринимательской деятельности (субсидирование, инвестирование).

2. Уменьшение государственных расходов при большом бюджетном дефиците.

Внешняя экономическая политика:

1. регулирование валютного курса (чтобы увеличить импорт, государство повышает курс рубля и наоборот);

2. таможенные пошлины – налоги на импорт товаров: повышение тарифов увеличивает доходы бюджета и сдерживает приток иностранных товаров в страну, а снижение способствует насыщению рынка необходимыми товарами;

3. импортные и экспортные квоты – ограничение на количество или стоимость конкретных товаров, ввозимых из-за рубежа или вывозимых на внешние рынки.

ПРОТЕКЦИОНИЗМ – политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
ДЕНЬГИ

Особый товар, который выполняет на рынке роль всеобщего эквивалента (измерителя) всех товаров.
^ ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:

  • Мера стоимости или счетная единица (цена – денежное выражение стоимости товара)

  • Средство обращения (деньги – посредник в обмене товаров; без денег – бартер)

  • Средство платежа (налоги государству, пенсии и т.п.)

  • Мировые деньги (средство товарного обмена между странами, конвертируемость – свободный обмен валюты одной страны на валюту другой страны)


^ НАТУРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ:

  1. наличность – металлические и бумажные деньги;

  2. деньги безналичного расчета – кредитные карты, чековые вклады, платежные поручения.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ – денежный документ, удостоверяющий право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ:

  1. акция – ценная бумага, удостоверяющая вложение капитала в акционерное общество и гарантирующая получение части его прибыли в виде дивиденда:

  • именная акция – четкая регистрация, низкая подвижность;

  • акция на предъявителя – свободная купля-продажа;

  • обычная (простая) акция – право голоса на собрании акционеров, доход зависит от результатов работы АО, но нет гарантий при банкротстве или ликвидации АО;

  • привилегированная акция – нет права голоса, но гарантированный доход вне зависимости от результатов работы АО и первоочередные выплаты стоимости акций при ликвидации АО.

  1. вексель – письменное долговое обязательство в строго установленной законом форме, дающее его владельцу безусловное право требовать с должника уплаты к определенному сроку суммы денег, указанных в ценной бумаге. Казначейский вексель – краткосрочные обязательства государства со сроком погашения выплат 3, 6, 12 месяцев.

  2. облигация - долговое обязательство (чаще государства), которое гарантирует владельцу выплату ежегодного фиксированного дохода и определенной суммы по истечении какого-то срока.

Деньги обладают АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНОСТЬЮ – способность рыночных благ превращаться в средства платежа.
ИНФЛЯЦИЯ (вздутие) –

Длительное повышение общего уровня цен как на потребительские товары и услуги, так и на факторы производства. Она предполагает снижение покупательной способности денег.

Причины инфляции:

  1. чрезмерный выпуск бумажных денег (эмиссия) государством для покрытия дефицита своего бюджета;

  2. инфляция спроса – избыточный спрос, который превышает доходы, а значит потребитель пользуется кредитом, что вызывает рост цен на потребительские товары;

  3. инфляция издержек – цены растут, если производитель несет дополнительные расходы в связи с ростом тарифов на электроэнергию, перевозки и пр. (монополии), а также необоснованным ростом зарплаты.

^ ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ:

  • естественная – до 5% в год;

  • умеренная - 6-10 % в год;

  • галопирующая – 20-50 (200) % в год;

  • гиперинфляция - 50- 500-1000 % в год (распад кредитно-денежной системы, спад производства)


ДЕФЛЯЦИЯ (сдувание) – повышение ценности или покупательной силы денег, которая выражается в общем снижении уровня цен. Причины: изъятие из обращения части избыточной массы денег или существенное увеличение товарной массы.

ДЕЗИНФЛЯЦИЯ – замедление темпов инфляции.

ВАЛЮТА – 1) национальные денежные знаки, законное платежное средство страны;

2) платежное средство в системе международных отношений.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС – цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК – сложная система взаимодействия между банками, брокерскими фирмами, компаниями, населением и государственными органами всех стран мира по поводу купли-продажи валют.

ФИКСИРОВАННЫЙ КУРС – наличие устойчивого соотношения между валютами.

ПЛАВАЮЩИЙ валютный курс: курс фиксируется привязкой к наиболее значимым, общепризнанным валютам. Может быть независимым (изменяется в любых пределах под воздействием рыночных сил) и управляемым (влияние Центробанка).

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ – политика Центробанка по поддержанию курса национальной валюты путем продажи или покупки иностранной валюты.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ – официальное снижение курса валюты относительно других валют.

РЕВАЛЬВАЦИЯ – повышение курса валюты относительно других валют


БАНКИ

Коммерческие предприятия (учреждения), которые аккумулируют (накапливают) денежные средства, производят взаиморасчеты с клиентами, предоставляют займы (кредиты), инвестируют в акции и облигации фирм, в государственные ценные бумаги.

Банки привлекают деньги вкладчиков (депозиты) и за счет своей деятельности зарабатывают для себя (доходы по операциям за вычетом % по депозитам) и для вкладчиков.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (норма процента) – отношение % к сумме вклада.

Уровни банковской системы:

^ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (государственный или акционерный, но с контрольным пакетом государства).

ЦЕЛИ:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;

  2. содействие развитию и укреплению банковской системы (банк банков).

ФУНКЦИИ:

  • монопольное право осуществлять эмиссию наличных денег. Чрезмерная эмиссия ведет к обесцениванию денег, отсюда инфляция. Недостаточная эмиссия ведет к подрыву банковской системы, так как из-за нехватки денег вкладчики будут изымать их из банков.

  • ^ Надзор за деятельностью коммерческих банков и ее регулирование: выдает лицензии, устанавливает нормы резервирования и правила проведения банковских операций.
^

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ


ЦЕЛИ:

  1. получение коммерческой прибыли;

  2. способствуют росту инвестиций в производство товаров и в сферу услуг;

  3. кредитование населения и т.д.

ВИДЫ коммерческих банков.

  • Депозитные – обслуживают клиентов по вкладам и ссудам

  • Инвестиционные – финансируют капитальные вложения в производство на длительный срок через акции или реально. Разновидность – инновационные банки – финансирование нововведений.

  • Ипотечные – предоставление долгосрочных денежных займов под залог недвижимого имущества физическим и юридическим лицам.

  • Сберегательные – обслуживание широких слоев населения по привлечению потребительских кредитов

  • ^ Страховые и пенсионные фонды – своего рода банки, которые за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц формирует денежные фонды специального назначения (возмещать ущерб в имуществе от стихийных бедствий и т.п.)

  • Могут быть региональными, отраслевыми, межотраслевыми.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и другие.
^ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (ЭКОНОМИКА) –

Страны мира вместе с комплексом связей между ними, касающихся обмена товарами и услугами, межгосударственного перемещения факторов производства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – специализация стран на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим обменом на другие товары и услуги. Основа – различия в природно-климатических условиях и неравенстве ресурсов.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – это высочайшая степень взаимопереплетения и взаимозависимости национальных хозяйств на основе развития рыночных отношений в масштабах всей планеты:

«+» – эффективное использование всех видов ресурсов различных стран и высокая степень удовлетворения потребностей людей во всем мире;

«- « - угроза национальной экономической безопасности, мировые финансовые и экологические кризисы.

Государства мира делятся на страны с развитой рыночной экономикой, развивающиеся страны и государства с переходной экономикой (Россия).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства:

  • Зоны свободной торговли;

  • Таможенные союзы;

  • Экономические союзы (Европейский экономический союз), где происходит унификация экономической, социальной, международной политики.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ : абсолютное и сравнительное преимущество (что производить выгодно?), экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров. Таможенные тарифы и квоты.

^ Внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта.

Торговый баланс – соотношение стоимости экспорта и импорта: 1) положительный, если экспорт больше импорта; 2) отрицательный, если импорт больше экспорта.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ – это специальные территории с льготными валютно-финансовым и налоговым режимами, в которых поощряется совместная с иностранным капиталом деятельность.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (экспорт капитала):

  1. портфельные – покупка ценных бумаг данной страны;

  2. прямые – строительство предприятий или покупка контрольного пакета акций, что ведет к появлению межнациональных корпораций.

МИГРАЦИЯ ТРУДА – экспорт труда и импорт труда ( на тех работах, которые не являются привлекательными для местного населения). Экспортеры труда – страны с более низким доходом на душу населения или более высоким уровнем безработицы.
КОНКУРЕНЦИЯ

борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг. Присуща рыночной экономике.

РЕЗУЛЬТАТ:

  1. повышение эффективности деятельности производителей продукции (снижение затрат на ее выпуск);

  2. снижение цен;

  3. предоставление покупателям права выбора продавца;

  4. повышение качества продукции;

  5. расширение ассортимента товаров.


СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – это тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию; при этом производители лишены возможности контролировать цены на нее. Это идеальный (чистый) рынок, который в реальности практически не существует.

^ Характерные признаки:

  1. равновесная рыночная цена;

  2. отраслевое равновесие может быть временно нарушено из-за применения достижений НТП, но затем восстанавливается, так как инновация распространяется по всей отрасли;

  3. если в какой-либо ситуации в какой-то отрасли более высокая прибыль, то конкуренция приводит к переливу ресурсов из других отраслей, что ведет к увеличению количества товара, а значит и к уменьшению цены.


НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНУКУРЕНЦИЯ – это рыночные структуры, при которых фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами.
^ I МОНОПОЛИЯ – тип рыночной структуры, при котором на рынке присутствует единственный продавец продукта, не имеющего заменителей.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ – это фирмы, удовлетворяющие спрос потребителей с издержками меньшими, чем если бы его обеспечивали несколько производителей: электрические, газовые, телефонные компании, метрополитен и др. Государство, предоставляя исключительные права, оставляет за собой контроль за ценами на их продукцию (антимонопольное законодательство).

Монополии предпочитают увеличивать свою прибыль, продавая меньший, чем в условиях конкурентной отрасли объем продукции по более высоким ценам.

Характерные признаки:

  1. более высокая цена за марку (имя);

  2. не всегда заинтересованы в повышении качества, так как у потребителя нет свободы выбора;

  3. исчезают стимулы к снижению издержек, а если происходит, то это не снижает цену, а увеличивает прибыль монополии;

  4. противоречие в использовании НТП: часто финансируют научные исследования, но могут препятствовать распространению инноваций, так как они быстро копируются и выгода теряется.

^ II ОЛИГОПОЛИЯ – рыночная структура, при которой большая часть отраслевого рынка принадлежит нескольким крупным фирмам.

Характерные черты:

  1. коммерческая тайна и промышленный шпионаж;

  2. часто есть доминирующая фирма;

  3. взаимозависимость – необходимость учета реакции фирм-конкурентов на поведение данной фирмы (например, снижение цен на 5% одной фирмой может привести к «ценовой войне»). С другой стороны, возможно появление картеля - тайный сговор или легальное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен и объемов продаж (ОПЭК).


^ III МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – это рыночная структура, при которой много относительно небольших фирм производят дифференцированную взаимозаменяемую продукцию (виды порошка, зубной пасты и пр.), что приводит к агрессивным рекламным кампаниям.

КОНКУРЕНЦИЯ может быть:

  1. ценовая – снизить цену на свою продукцию, что увеличить долю рынка товара или услуги;

  2. неценовая – обновление выпускаемой продукции. Борьба за качество. Выгодные условия продажи, система скидок, качество обслуживания. Реклама.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – монополист может устанавливать цены на один и тот же продукт для разных покупателей: билеты в музей для школьников стоят меньше, телефонный звонок ночью дешевле и т.п.

^ ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

СПРОС – зависимость между величиной спроса и ценами товара. ВЕЛИЧИНА СПРОСА – это количество товара, которые покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.
ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены данного товара.

Рост доходов покупателей приводит к росту спроса НЕ на все товары. Люди с высокими доходами сокращают потребление НИЗШИХ товаров и услуг (крупы, хлеб, ремонт обуви и пр.) и, напротив, увеличивают потребление НОРМАЛЬНЫХ товаров (ценные продовольственные товары, автомобили, мебель и др.)

На ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА, кроме цены и изменения доходов влияет также:

  • изменение цены на замещающие товары или дополняющие;

  • изменение вкусов и предпочтений;

  • ожидание изменения цен и доходов (рост спроса);

  • изменение числа покупателей.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести, от цен на этот товар.

ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного периода времени.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменения его цены.

На ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ влияют:

  • изменение цены на ресурсы;

  • изменение в технологии производства (рост предложения);

  • налоги и субсидии;

  • ожидание изменения цен (уменьшение предложения);

  • рост числа производителей.


РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения товара на данном рынке.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – это степень реакции величины спроса на изменение цены товара (цена на товар изменилась на 1%, а величина спроса более чем на 1%). Если спрос на товар неэластичен, то при увеличении цены товара выручка возрастет. При эластичном спросе выгоднее снижать цену для увеличения продаж.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – при изменении цены товара величина предложения изменяется в большей степени, чем изменяется его цена.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственностью и новаторством деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемую собственниками капитала или арендаторами с ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

^ Организационно-правовые формы предпринимательства:

  1. индивидуальный предприниматель несет полную ответственность за свое дело;

  2. хозяйственные товарищества – предприятия, находящиеся в совместной собственности двух и более лиц: А) полное товарищество; Б) товарищество на вере.

  3. производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на их ЛИЧНОМ ТРУДОВОМ УЧАСТИИ и на объединении ПАЕВЫХ ВЗНОСОВ;

  4. хозяйственное общество – коммерческая организация с ограниченной ответственностью, капитал которой разделен между участниками на принадлежащие им доли:

  • ООО – общества с ограниченной ответственностью

  • ОДО – общества с дополнительной ответственностью

  • АО – акционерное общество (открытого и закрытого типа).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК – вероятность (опасность) потери предпринимателями части дохода или имущества в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности:

  1. производственный риск – сокращение объемов производства продукции и ухудшение ее качества и т.п.;

  2. коммерческий – в процессе реализации товаров и услуг;

  3. финансовый – неплатежеспособность должников, изменение условий кредита, колебания валютного курса и пр.

^ Способствуют или препятствуют предпринимательству:

ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние) факторы ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)

1) уровень квалификации персонала 1) общая экономическая и политическая

2) техническая оснащенность фирмы обстановка в стране;

3) психологический климат в коллективе 2) правовая база;

3) НТП;

4) географические, природные условия.

БИЗНЕС – любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг, осуществляемая частными лицами или организациями к взаимной выгоде ее участников, получению прибыли
^ РЫНОК ТРУДА

отношения между наемными работниками и предпринимателями (работодателями), которым необходимы трудовые ресурсы для производства товаров и услуг.

^ ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ предложения:

  • демографический: величина экономически активного населения – люди, работающие по найму, работающие не по найму и безработные, ищущие работу;

  • численность людей, обладающих необходимым образованием и квалификацией;

  • условия труда, престижность, творческий характер;

  • размеры доходов, не связанных с трудом – пенсии, пособия. (Если низкие, то пенсионеры и др. стремятся работать);

  • ценовой: уровень заработной платы.


^ ЗАКОН СПРОСА:

Факторы, влияющие на ВЕЛИЧИНУ СПРОСА:

  • ценовой, когда фирмы увеличивают спрос на труд при понижении цены труда;

  • технический прогресс, который снижает спрос;

  • изменение цен на другие ресурсы (посудомоечные машины дешевеют, поэтому уменьшается спрос на посудомоек и т. д.);

  • структурные сдвиги в экономике (компьютеры вытесняют машинисток, типографских рабочих, а нужны программисты и т.п.)

  • фазы экономического цикла (растущий спрос в годы подъема и наоборот).

^ Спрос на определенный вид труда является ПРОИЗВОДНЫМ от спроса на товары и услуги, производимые при помощи данного вида труда.

ЗАРПЛАТА – это цена услуг труда в единицу времени.

Классификация зарплаты:

  1. номинальная (денежная) и реальная (сколько можно купить товаров и услуг);

  2. повременная (часы) и сдельная (объем работы);

  3. минимальная зарплата (устанавливается государством) – вознаграждение за неквалифицированный труд, выполняемый в нормальных условиях.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ зарплаты определяется квалификацией, условиями труда (за вредность), межотраслевыми и региональными различиями.
ИНДЕКСАЦИЯ заплаты – увеличение ее по мере роста цен.

ЗАНЯТОСТЬ

^ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ:

  1. работающие по найму;

  2. самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, индивидуальная трудовая деятельность);

  3. военные;

  4. учащиеся.


БЕЗРАБОТИЦА – явление, состоящее в том, что часть экономически активного населения не имеет работы, желает работать и ищет работу, а также количество безработных.

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ – доля безработных в экономически активном населении.

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ безработицы – промежуток времени, в течение которого нынешние безработные ищут работу.

^ ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ:
ФРИКЦИОННАЯ, возникающая по личным причинам: миграция рабочей силы из-за условий труда, смена профессии, места жительства и пр.
СЕЗОННАЯ (сельское хозяйство, курорты и т. п.)
СТРУКТУРНАЯ вызвана изменениями в экономике: закрытие нерентабельных шахт, автоматизация и компьютеризация производства т. п. Носит длительный, стойкий характер.
ЦИКЛИЧЕСКАЯ связана с экономическими циклами. Во время экономического спада фирмы увольняют рабочих или сокращают оплачиваемое рабочее время. Когда начинается оживление, то циклическая безработица исчезает.

^ ФРИКЦИОННАЯ + СЕЗОННАЯ + СТРУКТУРНАЯ = ЕСТЕСТВЕННАЯ БЕЗРАБОТИЦА (5-6%)

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ достигается тогда, когда в стране существует только естественная безработица.

Экономическая политика государства должна быть направлена на сокращение циклической безработицы и других ее видов + социальные программы помощи безработным.
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ - уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно-обоснованного

минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности.

Похожие:

Экономика 1 icon1. Сущность понятий «экономика» и «экономика предприятия» Экономика
Экономика (греч.) искусство ведения домашнего хоз-ва (Ксенофонд). В настоящее время это слово использ в следующих значениях
Экономика 1 iconСборник задач для проведения практических занятий по дисциплинам: «Экономика предприятий»
«Экономика предприятий», «Экономика организаций», «Экономика фирмы» для студентов всех форм обучения
Экономика 1 icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика 1 icon1. Экономика: наука и хозяйство
Термин «экономика» (от гр oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл. Экономика — это
Экономика 1 iconЛекция рыночная экономика
Рыночная экономика характеризуется определённым набором плюсов и минусов. Чем сложнее система, тем больше и того и другого. Поэтому...
Экономика 1 icon1. Экономика, экономические отношения Экономика
Экономика- обычно понимают систему общественного производства, т е процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому...
Экономика 1 iconТема: Экономика и экономические системы
Экономика. Тема 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
Экономика 1 iconСтроительный комплекс
Как совокупность производственных отношений общества («Экономика капитализма, Экономика социализма»)
Экономика 1 iconЭкономика
Экономика – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми
Экономика 1 iconТема: экономика и ее роль в жизни общества
Сущность понятия «экономика». Экономическая наука и ее структура. Функции экономики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница