Иностранные инвестиции в России


Скачать 368.46 Kb.
НазваниеИностранные инвестиции в России
страница1/3
Дата публикации15.07.2013
Размер368.46 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Иностранные инвестиции в России

  1. Иностранные инвестиции до 1917 г.

  2. Иностранные инвестиции после октября 1917 до 1991 г.

  3. Современный этап

1.

Интерес к иностранному капиталу возникал в России неоднократно. Можно выделить следующие периоды в истории страны, когда Россия открывала свою экономику для иностранных инвесторов:

  • царская Россия (до октябрьского переворота 1917 г.)

  • 20-30 гг 20-го века (Период НЭПа)

  • период СССР до 1991 г

  • современный этап.

Первым предложил вкладывать технологии и капитал в Россию Петр I (первая четверть 18 века). Вскоре в Петербурге, Новгороде, Ярославле были заложены первые заводы.

Если говорить о формах привлечения иностранного капитала, то Россия прошла тот же путь, что и другие страны. Мировая практика свидетельствует, что обращение к иностранному капиталу начиналось с государственных займов, получаемых у иностранных банков. Первый крупный внешний заем был получен в период царствования Екатерины II в 1769 г. у голландских банкиров на сумму 4,3 млн руб. серебром под 5% годовых на десять лет. В дальнейшем Россия регулярно пользовалась услугами иностранных денежных рынков.

В результате в 70-80 гг. 19 века общая сумма государственных, гарантированных правительством займов составила примерно 4 млрд руб. Это были железнодорожные займы. Именно они обеспечили подъем и создание в стране таких отраслей, как горно-металлургическая, машиностроительная, электротехническая и химическая. Российские ценные бумаги были размещены в Голландии, Германии, Англии и Франции. Займы способствовали развитию экономики страны. С их помощью решались проблемы бюджетного дефицита. Но по займам нужно было выплачивать большие проценты, и, чтобы расплатиться по старым долгам, приходилось делать новые заимствования. В результате к 80-м гг. 19 в. платежи по старым займам превышали поступления по новым. Но в начале 20 в. Россия резко выделялась среди стран-должников по масштабам своих внутренних накоплений. Например, средняя прибыль предпринимателей (% к обороту) была в несколько раз выше, чем в странах Западной Европы. Именно они (внутренние накопления) и стали основным фактором роста экономики страны.

Учитывая ситуацию, граф СЮ. Витте (министр финансов в 1893-1903 гг. и глава правительства в 1905-1906 гг.) предложил политику прямых иностранных инвестиций в конкретные отрасли и региональные банки вместо чистых займов. Для предлагаемой С.Ю.Витте политики необходимо было создать соответствующие юридические и экономические условия: в частности, снизить таможенные пошлины на иностранные технологии, урезать права военного ведомства на закрытые сферы экономики, а главное – разрешить иностранцам покупать в частную собственность недвижимость, т.е. здания и землю, как гарантию на вложенный капитал. Предложения по привлечению иностранных инвестиций, по словам С.Ю. Витте, ставили целью для России «такое же промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные штаты Северной Америки». Однако, не имея поддержки, многие предложения С.Ю.Витте не были реализованы.

Но иностранные инвестиции сыграли положительную роль в становлении и развитии многих новых производств в России. Иностранные инвесторы, вкладывая деньги, не вывозили прибыль из страны, а реинвестировали её в российскую экономику. Иностранные компании, работая на российский рынок, были тесно связаны с местными предпринимателями и постепенно ассимилировали в Россию. Такой же процесс шел и в США.

К 1913 г. рост внешней задолженности прекратился, несколько уменьшился государственный долг, сократилась доля платежей по размещенным за границей государственным займам в расходной части бюджета. Главной формой привлечения иностранных инвестиций стали прямые иностранные инвестиции в действующие в России акционерные общества, т.е. шел процесс органического слияния иностранных капиталов с русским бизнесом. С 1904 по 1914 г. иностранные акционерные общества составляли только 12% их общего количества и 16% по объему капитала. Таким образом, основная масса иностранного капитала направлялась непосредственно в русские фирмы и компании.

Общий объем иностранных инвестиций достиг к 1913 г. 1,3 млрд рублей, из них приходилось на капиталы учрежденных в России иностранных компаний 40% и 60% было вложено в акции российских промышленных компаний. По страновой принадлежности: 46% капитала было франко-бельгийского происхождения, 27% – германского и 17% - английского. К этому времени определились сферы функционирования иностранного капитала: горнодобывающая и электротехническая отрасли, машиностроение, металлообработка. По географическому признаку иностранный капитал направлялся в северо-западный, центральный и южные районы России.

Всего из-за рубежа к 1913 г. в Россию было вложено более 40% общей суммы инвестированного в стране капитала. Именно во многом благодаря иностранным инвестициям за 1890-1913 гг. промышленное производство увеличилось в 4 раза.

Такие успехи привлечения иностранного капитала объяснялись тем, что в стране действовало достаточно развитое законодательство, которое обеспечивало условия функционирования иностранных инвесторов и защиту национальных инвесторов. Законы, принятые в январе 1863 г. и феврале 1865 г., коренным образом изменили государственную политику по отношению к предпринимательству вообще и иностранному в частности. Законы провозгласили принцип бессословности и равенства русских и иностранных предпринимателей. Правда, на практике эти важные принципы бизнеса не были реализованы сразу. Так, например, сословное начало окончательно было отвергнуто лишь в 1898 г. с принятием Положения о промысловом налоге. Учитывая ход развития реформ, правительство в 80-е гг. 19 в. пересмотрело ряд законов о предпринимательстве. Были существенно изменены торговое и фабрично-заводское законодательство. В результате иностранные инвесторы получили те же права, что и русские купцы и предприниматели, и практически полную экономическую свободу на территории России.

Основным сводом законов, который регламентировал коммерческую деятельность иностранных предпринимателей, было так называемое «Общее законодательство». Оно объединило законы «О состояниях», уставы «Горный», «Торговый» и «О промышленности». Указанные акты определяли права иностранных инвесторов на владение движимым и недвижимым имуществом, а также на занятие промысловой деятельностью. Они зафиксировали принцип равенства русских и иностранных подданных в предпринимательской деятельности. Законодательство отличалось либеральностью. Так, например, устав «О промышленности» содержал лишь одно ограничение: иностранцам запрещалось содержать пороховые заводы и управлять ими. «Торговый устав» ущемлял права иностранцев только в морской торговле. «Закон о состояниях» разрешал иностранцам владеть движимым и недвижимым имуществом и, что важно, землей. Однако действие этого закона не распространялось на пограничные районы. Для пограничных районов существовали особые «Положения об управлении».

Русское законодательство, которое разрешало владение землей, не зафиксировало право владения недрами. Таким образом, владение землей не означало владения недрами. Частные инвесторы могли получить право заниматься горным, золотым, нефтяным и другими промыслами на основании приобретения концессии.

Иностранные инвесторы платили те же налоги, что и отечественные. Россия с 1863 по 1904 г. заключила ряд международных конвенций и соглашений о взаимном признании и ограждении прав АО с десятью странами, такими как Франция, Бельгия, Германия, Североамериканские штаты и некоторые другие. В результате иностранные компании в России и русские за рубежом стали пользоваться правом судебной защиты. Однако эти соглашения не давали права на занятие предпринимательской деятельностью без особого разрешения русского правительства. Создавая нормальные условия для функционирования в России иностранных инвесторов, государство вместе с тем опекало национальные предприятия. Подзаконные акты (Указы императора, Положения правительства, Мнения Госсовета) выделили некоторые сферы бизнеса, отдав их на откуп отечественным предпринимателям. Иностранцам было запрещено заниматься горным промыслом и покупать земли в Амурской и Приморской областях, в Туркестане и прилегающих к Китаю местностях Сибири.

В 1910 г. был принят закон, который ограничивал права китайских и корейских переселенцев. Это было связано со значительным притоком с конца 90-х гг. 19 в. иммигрантов, выходцев из Китая. В целях защиты интересов своих граждан правительство запретило сдавать казенные земли для поселения иностранных подданных в Приамурье, в Иркутском крае и Забайкальской области.

Ставя заслон для привлечения англичан в восточные районы России, Госсовет установил новый порядок приобретения АО недвижимого имущества, в соответствии с которым ограничивались права иностранцев в пользу местного населения.

То же самое имело место и в отношении немецких колонистов в западных областях Империи. Правительство запретило им покупать и использовать недвижимость вне городских и портовых поселений в 10 губерниях в составе Царства Польского и 11 западных губерниях России.

В Кавказском крае иностранцы пользовались более широкими правами, чем в Приморье и пограничных районах Сибири. С разрешения министра государственного имущества и по согласованию с ключевыми министрами и местным начальством им предоставлялось право покупать на Кавказе нефтеносные земли.

В целом ограничения прав иностранцев затрагивали только отдельные территории и не сдерживали предпринимательскую деятельность в целом.

Порядок учреждения АО в России был одинаков как для российских, так и для иностранных подданных. Практиковалась разрешительная система их основания. Условия деятельности каждого иностранного АО регулировались так называемым сепаратным законодательством (это серия однотипных по содержанию документов). Обычно, для того чтобы открыть свою деятельность в России, иностранным предпринимателям требовалось в начале 20 в. около двух лет. Исследователи отмечают излишнюю заформализованность сепаратного законодательства.

Война 1914 г. изменила отношение правительства к подданным неприятельских стран. Появилась целая серия постановлений, которые были объединены под общим названием – «Чрезвычайное законодательство». Под флагом защиты национальных интересов государства правительство стало проводить политику против германских, австрийских, венгерских и турецких подданных. С 1915 г. эти категории подданных были лишены права владения и приобретения в собственность недвижимости в пределах Империи. Они не допускались также к ответственным постам в правлениях акционерных обществ и товариществах на паях. Более того, иностранные подданные неприятельских стран были обязаны в принудительном порядке продать свою недвижимость русским предпринимателям. В западных и южных пограничных районах, в Кавказском крае и Приамурье недвижимое имущество подлежало отчуждению и продавалось с публичных торгов.

Такая политика была направлена, прежде всего, против германских капиталов и встретила поддержку в определенных слоях российского общества. Объективно говоря, результаты этой политики были незначительны. Из сотен АО, в которых в той или иной степени участвовал германский и австрийский капитал, было ликвидировано только несколько десятков.

2.

После октября 1917 г. положение иностранных компаний в России существенно изменилось. В промышленности была проведена тотальная национализация, акции национализированных компаний были аннулированы. Правда, советское правительство допускало возможность компенсации иностранным гражданам понесенных убытков. Однако решение вопроса о выплате долгов было осложнено интервенцией и Гражданской войной.

В 1922 г. на Генуэзской и Гаагской конференциях была подтверждена готовность вернуть долги. Предлагалось даже выплатить деньги бывшим иностранным собственникам в России, которые отказались от компенсации в форме концессий и участия в смешанных предприятиях на территории России. Возмещение указанных сумм предполагалось производить из средств, предоставленных России в форме кредита. Но это предложение РФ не было принято.

В принципе интерес к иностранному капиталу правительство большевиков проявило сразу после захвата власти. Уже через два месяца после революции В.И. Ленин сделал первое предложение о концессиях американскому представителю в России. Считают, что именно из этого предложения возник проект организации крупных трестов со смешанным капиталом на Урале, в Южной и Центральной России. Именно на технологическое сотрудничество с США возлагались большие надежды. Поэтому при конфискации иностранной собственности было сделано исключение для собственности американских компаний «Зингер», «Вестингауз» и некоторых других.

В 1918 г. Совнаркомом и съездом совнархозов был рассмотрен вопрос о концессиях. В результате появились так называемые тезисы об условиях привлечения иностранного капитала. Но гражданская война, военный коммунизм и концессии были несовместимы. Снова к этой проблеме вернулись после Гражданской войны. В 1920 г. был подписан декрет «Общие экономические и юридические условия концессий». В 1921 г. 10-й съезд ВКП(б) принимает НЭП, одним из условий которой было привлечение иностранного капитала. Практически иностранные капиталовложения стали привлекаться после принятия указанного выше декрета.

Иностранный капитал в этот период выступал в России в следующих организационных формах:

  • чистая концессия (подразумевала использование 100% иностранного капитала);

  • смешанные общества;

  • приобретение иностранцами акций советских предприятий.

На практике советский капитал участвовал как в чистых концессиях, так и в смешанных обществах. Эти формы были преимущественными и получили наибольшее развитие. Приобретение иностранцами акций советских предприятий оказалось практически нереальным. Имел место только один случай, когда американский капитал принял участие на паях в швейном синдикате.

В концессию передавались территории и хозяйственные объекты без национализации.

Были разработаны основные положения типового концессионного договора, утвержденные декретом Совнаркома от 28 марта 1921 г. Концессии, предоставляемые государством иностранной фирме или частному лицу, регулируются законодательством данного государства.

Поэтому в договоре оговаривалась обязанность концессионера соблюдать советские законы и нормы, относящиеся к производственной деятельности, найму рабочей силы, правовая защита экономических и социальных интересов страны и работников концессионных предприятий, а также коммерческих интересов концессионеров. В договоре предусматривались, в частности: срок действия соглашения (так как речь шла об аренде государственного имущества), номенклатура и объем производимой продукции; размеры и сроки ввоза в страну капитала, необходимого для организации соответствующего производства; порядок и размер налогообложения прибыли; порядок реализации готовой продукции; обязанности концессионера поддерживать в исправности и технически совершенствовать производства; право правительства осуществлять финансовый и другой контроль за деятельностью концессий, а также право досрочного выкупа их по истечении установленного договорами сроков.

Все имущество концессионной компании, кроме её оборотного капитала и прибыли, оставалось собственностью государства. Концессионер должен был выплачивать правительству долевое отчисление от оборота или чистой прибыли в денежной форме или продукцией по заранее определенным ценам. Концессионеру разрешалось вывозить прибыль в иностранной валюте.

По истечении срока договора основной капитал концессии безвозмездно переходил государству. Это распространялось на все патенты и товарные знаки, которыми пользовались концессионеры.

В СССР концессии должны были способствовать развитию таких важных отраслей экономики (например, нефтяной промышленности), которые государство не могло обеспечить собственными средствами. Главное требование, которое предъявлялось иностранным концессионерам, было оснащение предприятия новейшей техникой и внедрение передовых технологий. Использование опыта концессий должно было способствовать подготовке необходимых стране кадров организаторов производства.

Основное количество концессионных соглашений было подписано с компаниями США, Англии, Франции, Германии, Австрии, Японии, Польши, Швеции и Ирана. В качестве концессионеров выступали главным образом мелкие и средние предприятия. Но среди них были и такие крупнейшие компании и ФПГ, как Юнкерс, Форд, Дженерал Моторс, Крупп и некоторые другие.

В центре интересов иностранных концессионеров находились металлообрабатывающая, горнодобывающая, лесная, легкая и пищевая промышленность, торговля.

Интерес к горнодобывающей и лесной промышленности объяснялся тем, что продукция этих отраслей (цветные металлы, золото, марганец, лес и др.) могла найти легкий и выгодный сбыт на мировом рынке. Легкая, пищевая промышленность и торговля – благодаря низкому минимально допустимому инвестируемому капиталу и быстрому его обороту – представляли особый интерес для мелких и средних иностранных инвесторов.

В свою очередь государство поощряло иностранные капиталовложения в горнодобывающую и лесную промышленность, имея в виду её капиталоемкость и безвалютный механизм вывоза прибыли за границу (экспортировалась продукция), а также собственные потребности в сырье. Но при этом концессионная деятельность направлялась преимущественно на разведку и разработку новых месторождений.

В легкой же промышленности размеры концессионной деятельности государство жестко ограничивало, так как, реализуя продукцию этих отраслей на внутреннем рынке в условиях высоких цен на промышленные товары, вывоз прибыли иностранные инвесторы осуществляли в основном в денежной форме.

Наибольшего развития концессионное дело достигло в 1928-1929 гг., когда в народное хозяйство было вложено 70 млн руб. концессионного капитала, из них 28 млн руб. (40%) – в горнодобывающую промышленность, прежде всего в добычу цветных металлов.

Доход государства о концессий в 1929 г. по разным подсчетам составлял от 4 до 20 млн руб. при этом собственно концессионные платежи составляли обычно 60% всей суммы. Остальное приходилось на сборы, налоги и пошлины.

Относительные показатели выглядели скромнее. В частности, доля концессий в совокупном объеме инвестиций в народное хозяйство не превышала 1%, а в производство промышленной продукции – 0,6%. Вместе с тем в ряде отраслей, имевших важное значение, удельный вес концессионных предприятий был весьма значителен. К ним относились золотодобывающая промышленность, добыча серебросвинцовых и марганцевых руд, лесная промышленность, цветная металлургия, производство искусственной шерсти, бумаги, одежды и др. В большинстве отраслей, где действовали концессионные предприятия, они оправдывали себя.

Другая форма привлечения иностранных инвестиций – создание смешанных АО. В них иностранный капитал принимал участие на паевых началах, но преобладающая часть средств принадлежала государству. Система смешанных обществ должна была ускорить овладение организационным, хозяйственным опытом, накопленным зарубежными странами. Смешанные общества были созданы в промышленности (производство сжатых газов, эмалированной посуды), в лесной и горной отраслях, сельском хозяйстве, торговле (главным образом внешней) и на транспорте.

В 1923 г. в стране существовало 24 смешанных общества. Их доля в экспорте составляла 5,5%, в импорте – 1,3%. На начало 1925 г. в стране насчитывалось уже 52-54 смешанных общества, их доля в экспорте возросла до 10%, а в импорте до 5%.

Развивая указанные формы иностранного инвестирования в СССР, государство отдавало предпочтение чистой концессии. Это объяснялось:
  1   2   3

Похожие:

Иностранные инвестиции в России iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «иностранные инвестиции»
Классификация биржевых индексов (по размерности выборки, по представительности, по методу расчёта)
Иностранные инвестиции в России iconТема Иностранные инвестиции. Общая характеристика. Тенде
Транснациональные корпорации (тнк): понятие, сущность, роль в мировом хозяйстве и движении капитала
Иностранные инвестиции в России icon1 Оценка эффективности инвестиционных проектов. Инвестиции и их виды
Будем рассматривать только такие инвестиции, цели которых выражаются в денежной форме (максимизация дохода, состояния, прибыли и...
Иностранные инвестиции в России iconДоклад взять Иностранные инвестиции: общая характеристика
...
Иностранные инвестиции в России iconДоклад взять Иностранные инвестиции: общая характеристика
...
Иностранные инвестиции в России iconДоклад взять Иностранные инвестиции: общая характеристика
...
Иностранные инвестиции в России iconГосударственное регулирование иностранных инвестиций
Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 года n 384, где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками...
Иностранные инвестиции в России iconЗадача: Инвестиции зависят от дохода, предельная склонность к инвестированию...
Инвестиции зависят от дохода, предельная склонность к инвестированию в экономике составляет 0,2; автономные инвестиции 200. Предельная...
Иностранные инвестиции в России iconБизнес план интернет магазина
Инвестиции в разработку торгового сайта — это лишь «вершина айсберга» предстоящих затрат по запуску самостоятельного интернетмагазина....
Иностранные инвестиции в России iconМетодические указания к разработке бизнес-плана по дисциплине «Инвестиции»
«Инвестиции» для студентов экономического и заочного факультетов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит» / составитель...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница