Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве


НазваниеВклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве
Дата публикации16.07.2013
Размер65 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы

Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о

предпринимательстве



В трудах ученых-экономистов новоавстрийской школы изложены важнейшие идеи о сущности предпринимательства, личных качествах предпринимателей, мотивах их деятельности. По их мнению, предприниматели относятся к особому типу людей, специфика их деятельности связана с созданием чего-то нового в условиях, когда социальная среда часто противодействует попыткам тех, кто намерен внести новое в социально-экономическую среду.

На соединение в предпринимательской функции несения риска и осуществления инновационной деятельности обратил внимание Й. фон Тюнен. В соответствии с этим представлением доход предпринимателя складывался из дохода от рисковой деятельности и вознаграждения, получаемого в результате достижения экономического эффекта от применения нововведения.

Обоснование представлений об инновационной деятельности как основной функциональной характеристики предпринимательства принадлежит Й. Шумпетеру, согласно взглядам которого предприниматель выступает ключевой фигурой прогресса производительных сил, осуществляющей «реорганизацию экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности».1

В отличие от предшественников, основывающих свои взгляды на предпринимательство на концепции рыночного равновесия, Й. Шумпетер обосновал метод динамического равновесия, происходящего в результате замены существующей комбинации факторов производства новой, соответствующей более высокому уровню развития производительных сил. Обоснованные Й. Шумпетером теоретические основы предпринимательской деятельности опирались на представления Ж.-Б. Сэя, которому принадлежит определение предпринимателя как лица, соединяющего и комбинирующего факторы производства. В качестве назначения комбинирования Й. Шумпетер выделяет следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, то есть для данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использование соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал это источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения… или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Описанные Й. Шумпетером случаи комбинации факторов производства характеризуют инновационную деятельность, а сам предприниматель определяется эти автором как естественный фактор экономического роста, постоянно играющий центральную роль в социально-экономическом прогрессе. Поэтому предпринимателю присущи особый взгляд на вещи, воля и способности выделить определенные моменты действительности и не боятся неопределенности и возможного сопротивления других людей, умение заставить их служить делу предпринимателя. Предприниматель должен быть инициативным, обладать авторитетом и даром предвидения.

Следовательно, по мнению Й. Шумпетера, сущность предпринимательской функции состоит в реформировании производства, тогда как содержанием предпринимательской деятельности выступает реализация новых факторов производства и обращения благодаря открытию и практическому использованию новых возможностей изготовления новой продукции, применения новой технологии, новых источников сырья и нахождения новых рынков сбыта, реорганизации производства и др. Отрицая обязательность для предпринимателя статуса собственника, автор утверждал, что предпринимательская функция присуща различным категориям работников, и ее правомерно считать общеэкономической функцией любой общественной формации. Так, предпринимателем может стать инженер, технический руководитель предприятия, агент по закупкам и продажам, начальник канцелярии или отдела кадров или изобретатель. В то же время функции изобретателя или технического специалиста не совпадают с функциями предпринимателя. Последний изменяет производство посредством использования изобретений или открытия новых возможностей для выпуска новых или прежних (но новым способом) продуктов и т.п.

Для развития предпринимательства необходимо такое состояние социально-экономической среды, которое приветствует организационно-хозяйственное новаторство и обеспечивает условия для свободы хозяйствования. Социально-экономическая среда определяет формы и мотивы предпринимательской деятельности, различающиеся, например, для рыночно-конкурентной и административно-командной хозяйственно-политических систем.

Й. Шумпетер создал теорию предпринимательской прибыли, которая предстает как часть средств, остающаяся после покрытия всех издержек, прямо или косвенно связанных с производством. В число этих издержек Й. Шумпетер включает и соответствующие вознаграждения собственникам факторов производства – плата за труд, рента за использование земельного участка и премия за риск. Прибыль от нововведений составляет основу предпринимательской прибыли, но общая сумма прибыли может показать динамику, не зависимую только от движения предпринимательской прибыли.

Последователи Й. Шумпетера рассматривают предпринимательской доход как форму монопольного дохода, возникающего в результате координации нового спроса и нового предложения. Конкуренция порождает предпринимателя, и в то же время приводит к уничтожению его монопольного дохода. Привлекаемые прибылью, предприниматели создают новые предприятия, осваивают новое оборудование, что приводит не только к вытеснению устаревших предприятий и росту производства, базирующегося на новых комбинациях факторов производства.

Предпринимательская прибыль возникает как временное превышение дохода над издержками производства у нового предприятия, поэтому она составляет основную часть так называемой учредительской прибыли. Стремление к получению предпринимательской прибыли на основе реализации инноваций и новой комбинации факторов производства само выступает важным фактором экономического развития национальной экономики и ее хозяйственных структур.

В качестве критерия оценки деятельности предпринимателя, по мнению Й. Шумпетера, выступает величина капитала, который выпускает предприниматель в оборот, чтобы получить в свое распоряжение нужные ему конкретные блага для достижения новых целей или преобразования производства в новом направлении.

Й. Шумпетер выделил три группы мотивов предпринимателя. Первая группа связана с волей к реализации мечты о своей частной «империи», позволяющей реализовать потенциал развития личности, обеспечить предпринимателя «сферой влияния». Вторая группа мотивов связана с желанием борьбы, стремлением к успеху. Величина прибыли при этом выступает лишь в виде символа успеха, как его показатель. К этой группе мотивов относится также стремление подняться вверх по социальной лестнице. Третья группа мотивов связана с радостью творчества (удовольствие от работы, радость от достижения задуманного результата), которая только в предпринимательской деятельности становится определяющим мотивом поведения человека.

Близкими к представлениям Й. Шумпетера являются взгляды другого видного представителя новоавстрийской школы – Ф.фон Хайека, рассматривающего предпринимательство как поиск и исследование новых экономических возможностей, причем потенциальным предпринимателем выступает любой индивид, деятельность которого носит поисковый характер.

Вслед за Й. Шумпетером представители новоавстрийской школы не связывают предпринимательскую деятельность с определенной формой собственности, отрицая причинную связь между ними, в отличие от последователей теории К. Маркса. Предпринимательская деятельность может реализовываться при и акционерной, и групповой, и частной (индивидуальной) формах собственности. Однако предпринимательство в рамках акционерной групповой собственности осуществляется лишь в той мере, в какой удается предоставить работникам и менеджерам возможности частного собственника в вопросах инициативы, принятия решения и ответственности за их деятельность.

Таким образом, в трудах ученых новоавстрийской школы наиболее характерной чертой предпринимательства признается инновационная деятельность.

Новоавстрийская экономическая школа в лице Л. Мизеса и Ф.фон Хаека расширила понимание предпринимательских функций в рыночном процессе, связав их не с конкретным субъектом определенной социальной группы, а со всей деятельностью экономических субъектов, реализуемой ими всеми.

Само предпринимательство выступает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне крупных организаций и проявляется в явном и неявном качестве в виде принятия решений и несения риска, новых комбинациях производственных факторов или нововведений, распределении ресурсов в перспективных направлениях, управлении, организации и выполнении принятых решений. Следовательно, предпринимательство, по мнению представителей новоавстрийской школы, представляет собой созидательную деятельность по реализации новых возможностей удовлетворения потенциала платежеспособного спроса в условиях неравновесного состояния экономической системы.

Отличием исследований ученых этой школы от марксизма явилось то, что они рассматривали предпринимательство не как социально-экономический и политический (что невозможно при признании принадлежности предпринимательской функции любому члену общества), а как функционально-экономический и социально-культурный феномен, обращая внимание на организационно-творческую сторону предпринимательской деятельности.


1 Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. с. 159.

Похожие:

Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве icon1. Основные положения клеточной теории. Вклад Пуркине, Шванна, Вихрова...
Основные положения клеточной теории. Вклад Пуркине, Шванна, Вихрова и др в учение о клетке. Определение клетки. Биологические мембраны...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве icon1: История политической мысли
Значительный вклад в правовое обоснование западничества внесли основоположники «государственной школы», историки права …
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconЭволюция теории кадрового менеджмента
Основные школы и подходы научного менеджмента и их вклад в сокровищницу идей об управлении персоналом
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconВопрос ы к экзамену по общему курсу Иммунология
Определение иммунологии. Краткая историческая справка о развитии науки. Вклад в становление и развитие иммунологии Э. Дженнера, Л....
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconСтивен роузен
Многие поколения учёных и исследователей, обращавшихся к проблеме религии и питания, внесли в её гораздо больший вклад, чем я. В...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconПрограмма мероприятий, посвященных закрытию «Дней российской науки»
Награждение победителей конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа 2012 года», сотрудников юфу за работу со школьниками в Донской...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconИмени их создателей, а также философской или психолого-педагогической...
Корчака), так и новые идеи (например, идея школы диалога культур, идея школы-парка, идея школы-клуба, идея школы обучения детей без...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconКлассической теории  
В развитие классической теории организации внесли вклад много ученых и практиков. Одну из первых попыток проанализировать управление...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconЛ. И. Анцыферова Обсуждается способ введения Б. Г. Ананьевым в психологию...
Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. / Психологический...
Вклад ученых Новоавстрийской школы в учение о предпринимательстве iconМосква «мысль» 1991   isbn 5-244-00552-9
Начала философского мышления Учение джайнизма и буддизма Учение материалистов Философские системы индуизма
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница