Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров


Скачать 392.83 Kb.
НазваниеМировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров
страница1/4
Дата публикации19.07.2013
Размер392.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4
МЭО лекции. Миронова Валентина Николаевна.

Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров.

  1. сущность мирового рынка

  2. конъюнктура мирового рынка. Конъюнктурообразующие факторы. Прогнозирование.

  3. Ценообразование на мировых рынках.

1)мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и факторах производства.

Формирование мирового рынка: внутренний рынок – производимые товары продаются внутри страны. ^ Национальный рынок – внутренний рынок и часть рынка, ориентированная на иностранных потребителей.

ВВП – услуги 75 проц, товары 25.

Мировая торговля – 80 проц товары, 20-услуги.

Международный рынок – часть национальных рынков, связанная с зарубежными рынками.

^ Мировой рынок – совокупность национальных рынков всех стран мира.

Функции: регулирующая, информационная (о продавцах, покупателях, спросе), балансирующая (объем спроса и предложения, цены, предпринимательскую деятельность), санирующая (эффективное ли производство, очистка рынка)

^ Структура мирового рынка – товары, услуги, капитал, ИКТ, сырье, сх продукция, трудовые ресурсы.

Отличие мирового рынка от национального: 1) на мировом рынке представлены интересы государства; 2) на мировой рынок выходят только отдельные субъекты, которые способны конкурировать; 3) малые и средние предприятия выходят через ТНК (субподрядчики); 4) контакты – через биржу; 5) на мировом рынке государство поддерживает своих производителей: субсидии, снижение налогов.

2)коньюктура – состояние на данном рынке в конкретное время, условиях, месте.

^ Уровни коньюктуры: общеэкономическая, региональная, отдельных стран, отдельных сегментов мирового рынка и отраслей, отдельных товаров.

По времени – текущая, кратко и среднесрочная, долгосрочная.

Очень важна для правильной оценки коммерческой деятельности, для конкурентной способности компании и товаров, корректировать свои действия.

!!!!Объяснить, в чем выражаются характерные черты конъюнктуры: непостоянство, противоречивость, неравномерность.

Конъюнктурообразующие факторы: экономические, политические, научно-технические, социальные, природные.

Делятся на:

  1. постоянные и переменные

  2. циклические и нециклические

  3. стимулирующие развитие рынка и сдерживающие

прогнозирование конъюнктуры мирового рынка:

  1. экстраполяция (сохранение текущей динамики и тенденций развития)-основана на свойствах…

  2. экспертные оценки (прогнозы экспертов)-индивидуальные, коллективные

  3. экономико-математическое моделирование-очень популярное. На основе данных делаются заключения

  4. плюсы и недостатки этих методов

3) ^ Ценообразующие факторы в международной торговле: 1)общеэкономические: формируются под влиянием общей экономической среды, не принимают во внимание саму продукцию-в каких условиях она производится-стадия экономического цикла(подъем, кризис), состояние спроса и предложения, динамика инфляции, 2)конкретно-экономические: влияние особенностей данной конкретной продукции, условий ее производства и условий ее реализации (издержки, уровень прибыли, налоги и сборы, соотношение спроса и предложения, потребительские свойства товара),3)специфические: будут действовать в отношении НЕКОТОРЫХ товаров (сезонность производства-сх, гарантии поставки и сервиса, расходы на эксплуатацию, гарантийный ремонт, туризм), 4)специальные: связаны с действием особых механизмов или институтов – действия государства во внешнеэкономических ситуациях (регулирование тарифной политики), 5)внеэкономические : политические, военные, религиозные, природные,террор.

^ Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен:

  1. множественность цен в международной торговле (на одни и те же товары существуют различные цены)

  2. многообразие условий купли и продажи товаров: платежи в СКВ, в неконвертируемой валюте, бартер, программа гос. помощи и тд.

^ Мировая цена – цены крупных экспертно-импортных сделок, на мировых товарных рынках в основных центрах мировой торговли.

Условия операции – регулярная основа, несвязанный характер, свободный рынок, платежи в С(свободно)К(конвертируемая)В(валюта).

^ Примеры: 1)база мировой цены на нефть определяется странами-членами ОПЕК; 2) на каменный уголь – цены крупнейших экспортеров (США, Австралия) и импортеров (З.Европа, Япония); 3) продовольственные товары – Австралия (пшеница), Бразилия (кофе) и тд.

^ Внешнеторговые цены:

  1. контрактные цены – согласованные между продавцом и покупателем. Твердая фиксированная цена, твердая фиксированная цена с возможностью корректировки, цена с последующей фиксацией, скользящая, смешанная- основная базисная цена+можно добавить в процессе.

  2. ^ Справочные цены – цены продавца, публикуемые в спец.изделиях.

  3. Биржевые цены – устанавливаются на товары, которые торгуются на бирже (сырье, полуфабрикаты). Биржевые товары – животного происхождение, сырье, металлы, товары растительного происхождения.

  4. Цены аукционов (пушнина, чай)

  5. Цены статистики внешней торговли – усредненные цены. Публикуются в справочниках и характеризуют общую динамику цен. Являются ориентиром в торговле.

Базисные условия поставки:

  1. обязанности продавца и покупателя с точки зрения выполнения: погрузки-разгрузки; перевозки товара; документация на экспорт и импорт; оплата сборов и пошлин; страхование товара

Термины Инкотермс – 2010 11 терминов: E,F,C,D
Лекция№2. Международнаяторговлятоварами.

Международная торговля – выгодная форма международного бизнеса.

Факторы развития международной торговли:

  1. развитие рыночных отношений

  2. международное разделение труда

  3. вывод капитала

  4. интернационализация- устанавливаются взаимовыгодные отношения между странами; и глобализация мирового хозяйства-тесно взаимозависимость, страна не может существовать в своей экономике, нужна опора

  5. совершенствование транспорта, связи

  6. НТП, новые технологии

^ География международной торговли

Изменение соотношение сил: доминирующая роль США в международной торговле стала падать после 2мв рост Японии и З.Европы; НовыеИндустриальныеСтраны – Латинская Америка, Индия, Юго-Восточная Азия, Сингапур, Тайвань; Китая.

Значение торговли Север-Север-развитые страны(60%) остается большим, но увеличивается торговля между Юг-Юг и Север-Юг- 34%. Страны переходной экономикой 6% межд. Торговли.

Стоимость мирового экспорта около 20 трлн.дол.

Особенности развития международной торговли – темпы роста экспорта превышают рост промышленного производства и МВП. Это говорит об уровне интернационализации и взаимозависимости стран.

Состояние международной торговли в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

На 2010 год место в мировом экспорте: США, КНР, Германия, Япония, Франция, Англия. В мировом экспорте: Китай, США, Германия, Япония, Нидерланды, Франция.

^ Товарная структура и издержки в международной торговле.

Основная тенденция – снижение удельного веса сырья, топлива, продовольствия и рост мирового экспорта годовых изделий в 37 раз.

^ Издержки в международной торговле – затраты на преодоление торговых барьеров, транспортировку, использование средств связи и инфо, в стране-импортере (местные налоги, оформление документов, лицензия). Все включается в цену товара.

^ Внешняя торговая политика.

Протекционизм – за – причины: низкая ксп отечественных товаров, безработица, развитие перспективных отраслей, структурная перестройка экономики, экономический кризис. Против – потеря стимула к развитию, подавление конкуренции. Видыпротекционизма: двухсторонний, многосторонний, селективный (в отношении страны или компании, определенные товары) , отраслевой-СХ, мутный

Либерализация (свобода торговли). Минимальное вмешательство государства во ВЭД.

^ Показатели международной торговли.

  • Экспорт, импорт, реэкспорт-продажа с вывозом заграницу ранее импортированного и не подвергшегося обработки товара, реимпорт. – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортируемого или подвергшегося там переработки товара.

  • Внешнеторговыйоборот- сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный период времени, мировойтоварооборот- сумма стоимостей экспорта всех стран мира

  • Внешнеторговаяквота- стоимость внешнеторгового оборота к стоимости ВВП умноженное на 100%, экспортная квота- стоимость экспорта на стоимость ввп в процентахна сколько зависит страна от экспорта, импортная квота, торговый баланс, условия торговли.

^ Условия торговли -

Тарифные и нетарифные методы регулирования.

Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении границы^ Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Имеет три функции – фискальная- по налогам, бюджет, протекционистская-защищать, открывать, балансировочная- внутренние в внешние цены принимаются в соотношение. Виды пошлин – адвалорная (начисляется в процентном отношении к стоимости товара), специфическая (в установленном размере за единицу товара), комбинированная.

Размерпошлины зависит от определения страны происхождения товара и предоставления режима наибольшего благоприятствования

Национальный и преференциальный режимы.

^ Найти: что такое режим наибольшего благоприятствования- если для одной страны пошлины снижаются, значит и для всех они снижаются, национальныйрежим – страна предоставляет товарам, юр лицам те же самые права, что и отечественным производителям и компаниям, преференциальный режим- предоставляет развивающимся странам, не имеют права требовать взаимности.

^ Нетарифные методы регулирования.

Направлены на прямое ограничение импорта или экспорта с целью защиты национальных отраслей производства (лицензирование, квотирование, антидемпинговые, компенсационные пошли). Самый многочисленный вид ограничений.

Могут быть прямо не направлены на ограничение внешней торговли, но их действие по существу ограничивает торговлю.

^ К нетарифному регулированию относится: таможенные формальности, технические стандарты, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке.

^ Всемирная торговая организация.

ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Проведено 8 раундов торговых переговоров.

На уругвайском раунде 1986-1994гг создание на базе ГАТТ-ВТО.

Цели создания ВТО: правила поведения государств в международной торговле, форум для торговых переговоров, разрешение споров

^ Бюджет-небольшой, формируется за счет взноса стран-членов.

режим наибольшего благоприятствования- если для одной страны пошлины снижаются, значит и для всех они снижаются.

^ Принцип консенсуса – решение не принимается голосованием, принимается на основе договоренности, согласование своих интересов с чужими.

Основные принципы ВТО:

  1. осуществление торговли без дискриминации

  2. защита отечественных производителей через установление таможенных пошлин, а не количественных ограничений

  3. льготный режим для развивающихся стран

  4. постепенное сокращение пошлин

  5. возможность региональных торговых соглашений

  6. разрешение споров

система соглашений ВТО:

  1. ГАТТ-94

  2. ГАТС (генеральное соглашение по торговле услугами)

  3. ТРИПС (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности)

  4. ТРИМС (соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер)


Лекция №3.Внешняя торговля России. Основные направления ее регулирования.

  1. эволюция внешнеторговой политики России

  2. динамика, товарная и географическая структура внешней торговли России

  3. тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

  4. вступление России в ВТО.

Значение внешней торговли для экономики (противоречиво)

  1. стало меняться в 1990-е гг (рост экспорта, обеспечение устойчивости валютного курса рубля, накопления валютных резервов, доходов бюджета, роста занятости)

  2. новая модель экономического развития с сильной зависимостью по экспорту и импорту товаров

  3. коэффициент опережения внешней торговлей роста ВВП в мире за 1997-2008 составил 1,5 раза, а в России 3 раза

  4. ориентация на внешний рынок привела к недоразвитию внутреннего рынка и росту уязвимости экономики страны.

  5. Слабая географическая ориентация

Основные проблемы

  • Усиление внешнеторговой зависимости (доля внешней торговли в ВВП- 40%)

  • Рост экспорта природных ресурсов и сырья

  • Низкая дифференциация экспорта

  • Участие во внешней торговле ограниченного числа регионов страны

  • Зависимость от импорта (за 2010 году импорт вырос на 80%, а экспорт на 15%, торговое сальдо уменьшилось на 25%)

Динамика (неравномерна)

  • Снижение внешнеторгового оборота в результате распада СССР, отрицательное сальдо торгового баланса-одна из причин роста внешнего долга страны

  • 1992-1997 – рост внешней торговли. 1998-падение цен на нефть привело к спаду экспорта и импорта

  • с 2000 г-рост цен на нефть и внешнюю торговлю. 2009-внешний торговый оборот упал в 2 раза, а в 2010г-вырос 625 млрд дол. Сальдо (разница между экспортом и импортом) положительное 167,5 млрд д

Товарная структура внешней торговли на 2010 год (Росстат) по экспорту 13 место

Экспорт (доля в мировом экспорте 2,6%)

  • топливно-энергетические товары (нефть, газ, нефтепродукты) – 70,8%

  • металлы + драг камни- 16,5%, 4 часть добычи алмазов в мире!

  • химическая продукция – 5,6%

  • целлюлозно-бумажная – 2,3%

  • лес – 8,5%

  • машины, оборудование – 4,3%

  • продовольствие – 1,8%

  • зерно-з-е место в мире – 1,2% (после США и ЕС). По экспорту пшеницы – 4-ое место.

  • Вооружение – 2-е место в мире после США (около 50%)

Не являемся ценообразующей площадкой!

Импорт (доля в мировом импорте 1,6%)-18-ое место в мире

  • Ориентирован на удовлетворение потребительского рынка (40% от общего объема импорта)-выше, чем в других развитых странах

  • Машины и оборудование – 48%

  • Химические товары - >17%

  • Продовольственные товары – 14%

  • Медикаменты – 10%

  • Целлюлозно-бумажные товары – 4%

Очень большой процент серого импорта (неорганизованный импорт) 10 млрд дол, уходят от пошлин, контрабанда!

География внешней торговли

  1. слабая географическая дифференциация внешней торговли России

  2. дальнее зарубежье в общем объеме товарооборота – более 80% на долю ЕС-49% объем товарооборота (асимметрия- продаем сырье, покупаем услуги, мы от них зависим, а они от нас нет). На долю ЕС приходится 63% общего экспорта нефти и 65% импорта газа из России

  3. АТЭС – 23%. Регион недооценен

  4. СНГ – 14,5% наблюдается небольшой рост торговли.

Виртуальная вода – на производство которых требуется большое количество воды

Основные торговые партнеры 2011.

  1. Китай объем внешней торговли вырос на 40%, составляет 10% внешнеторгового баланса РФ

  2. Германия, Нидерланды, Украина, Италия, Белоруссия, Турция, США, Япония, Франция, Польша

  3. На 6 торговых партнеров России – Китай, Германия, Нидерланды, Италия, Украина, Белоруссия- около 40% внешнеторгового оборота страны.

  4. Казахстан – 14-ый партнер России

  5. Снижение торговли в Таджикистаном

  6. В 2011 г темпы роста импорта товаров в Россию превысили темпы роста экспорта

  7. Но объем экспорта по стоимости больше объема импорта 516 млрд дол и 304 млрд дол

Объем внешней торговли – 800 млрд дол!!!!Сумма экспорта и импорта

Методы гос регулирования внешней торговли

  1. таможенно-тарифные (ввозные и вывозные таможенные пошлины) средневзвешенная таможенная пошлина – 11%

  2. нетарифное регулирование: квотирование, лицензирование, антидемпинговые, компенсационные и др.

  3. Административные меры (фитосанитарные и технические барьеры)

  4. Ставки импортных таможенных пошлин систематизированы в импортном таможенном тарифе в соответствии с ТНВЭД. Преобладают адвалорные. (Таможенная стоимость определяется 6 методами). Размер пошлины зависит от страны происхождения товара.

  5. Экспортные пошлины (нефть, лес)

  6. НДС, акциз, таможенные сборы.

Нетарифные методы

  1. количественные ограничения сейчас применяются редко.

  2. Лицензирование-применяется при введении ограничений экспорта или импорта, безопасность государства, граждан, предоставление исключительных прав на экспорт или импорт.

  3. Технические барьеры.

Законы по регулированию внешнеторговой деятельности. О либерализации внешнеторговой политики

  1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. (новая редакция 2011-2012 гг) определяет основы гос регулирования внешней торговли

  2. ^ Таможенный кодекс таможенного Союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) – 2010г. Об основах таможенного регулирования в Таможенный Союз.

Таможенная территория и таможенная граница, основные термины, задачи таможенных органов

  1. ^ Закон о таможенном тарифе-2003 ( новая редакция 2011). Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин в соответствии с ГСОКТ. Импортный таможенный тариф Государство субсидировало импорт!

  2. Закон об экспортном контроле 2003 ( новая редакция 2012). Основные понятия, цели, сфера применения.

Вступление России в ВТО

  1. история вопроса (попытки присоединиться к ГАТТ)

  2. переговоры по вступлению в ВТО: тарифные проблемы, доступ иностранных услуг, субсидирование сх, системный вопрос-законодательство

  3. возможные выгоды и потери от вступления России в ВТО: для потребителей, производителей, государства

  4. точки зрения.

8 915 264 58 21

ДЗ! Начать читать про Россию. Глава 11
Реферат!!!! К концу ноября!

1 лист. Название учреждения (бюджетное), название кафедры, название факультета ( мировая экономика и международный бизнес), тема, студентка, научный руководитель.

2 страница: содержание:

  1. введение (1,5 страницы) обоснование выбора темы, источники отметить

  1   2   3   4

Похожие:

Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconМировая экономика & мэо
Лекция Мировой рынок. Структура. Конъюнктура. Ценообразование на мировых рынках товаров
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconМировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на мрт и факторах производства
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconМировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на мрт и факторах производства
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconЛекция Мировой рынок. Структура. Конъюнктура. Ценообразование на мировых рынках товаров
Физические лица, деят-ть которых оказывает влияние на протекающие в мир хоз-ве процессы
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconМировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего...
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconЦенообразование на факторы производства Вопросы: Особенности ценообразования на рынках ресурсов
...
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров icon«Рынок как особый институт»
«рынок» представляет собой более сложное понятие. Предполагающее взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате...
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconРынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров...
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconВопросы к экзамену по «Мировой экономике»
Сущность международного обмена научно-практическими знаниями. Мировой рынок технологий
Мировой рынок, структура, конъюнктура, ценообразование на мировых рынках товаров iconСтруктура цен опционов на неполных рынках и рынках с ограничениями....
Как можно было убедиться в предыдущем параграфе, если в модели -рынка доходности (соответственно, цены ) принимают более двух значений,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница