Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие


НазваниеВладимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие
страница1/51
Дата публикации20.07.2013
Размер7.64 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Владимир Александрович Спивак 
Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие


Введение




В настоящее время прослеживается четкая тенденция к внедрению в сознание менеджеров организаций человековедческих знаний и навыков как основы компетенции. Этот вывод легко сделать, просмотрев хотя бы содержание отечественных и зарубежных учебников по менеджменту: львиная доля материалов посвящена управлению персоналом организации, объяснению сущности человека, его психики, мотивации, особенностей поведения в группе, а также коммуникативным и лидерским концепциям. Можно считать, что менеджмент как профессионально-квалификационная группа воспитывается в гуманистическом духе. Причиной этого, на наш взгляд, являются радикальные изменения в политической (глобализация, однополюсный мир), экономической (мировые рынки, глобальная конкуренция), социальной (гражданское общество) и научно-технической (информационные технологии) сферах, которые предоставляют каждому работнику огромные возможности влияния на успех или неудачу бизнеса. Действительно, любые действия (или бездействие) в любой сфере деятельности организации – следствие решений, принимаемых людьми, которые занимают разные должностные позиции и обладают различными квалификацией и потенциалом. И только качество персонала организации на всех уровнях и во всех сферах способно обеспечить ее выживание, процветание, конкурентоспособность. С другой стороны, одно неграмотное решение может привести солидную фирму к катастрофе и даже гибели.

«Дрейф» менеджмента в область управления преимущественно живым трудом в условиях, когда материальные факторы производства достаточно доступны и, как правило, понятны (в отличие от поведения людей), приводит ко все большему пересечению менеджмента организаций и менеджмента персонала по объекту и предмету исследования. Но если менеджер организации работает со всеми факторами производства (ключевым из которых является живой труд), интегрируя их ради достижения целей возглавляемого им коллектива, то профессионалы в области управления персоналом (УП) работают в более узкой области поведения людей и групп в организации; и в этой части их навыки должны быть более глубокими и основательными, опираться на фундаментальные науки в области человековедения.

Менеджер организации и специалист по персоналу должны работать рука об руку как функционер и специалист-консультант. Грамотная же консультация возможна лишь при условии, что эксперт понимает специфику проблем заказчика, разговаривает с ним на его языке и хорошо представляет себе объект управления (организацию). Более того, современный менеджмент располагает собственными подходами и методами, зародившимися в недрах науки управления, делового администрирования, теории организаций, организационного поведения и других, которые целесообразно включить в управление персоналом. Поэтому и управленцам, и специалистам по персоналу необходимо знать современную организацию и менеджмент. Собственно, отечественный образовательный стандарт подготовки менеджеров по персоналу предусматривает усвоение всех необходимых общеменеджерских дисциплин.

Данная книга – попытка представить «в общей упаковке» современные концепции управления организациями и персоналом в виде общего поля деятельности и общего набора методов, которыми должны владеть и менеджеры организации, и менеджеры по персоналу в целях интеграции усилий по достижению нужного поведения персонала, развития самих менеджеров и каждого работника и на этой основе – развития организации. Менеджеры организаций получают возможность освежить знания из области общего менеджмента и узнать много полезного относительно специфики работы с персоналом. Менеджеры по персоналу и специалисты по персоналу могут обновить знания в области управления персоналом и получают возможность лучше понять, чем и как занимаются менеджеры организации.

Наша задача – продемонстрировать современные подходы к пониманию и моделированию управляемого субъекта – сотрудника, рабочей группы или коллектива всей организации – и показать совокупность методов, инструментов влияния на его поведение. Если у вас неблагополучно в коллективе или вы затеваете новацию, то решающую роль в этом играют люди, их поведение, их потенциал, и нужно уметь диагностировать причину неурядиц, определять степень готовности и способности людей к переменам, а затем назначать «лечение» и следить за его ходом. Ведь чем больше методов известно врачам, тем выше их квалификация, тем более искусно и адекватно протеканию болезни и состоянию организма будет проводиться лечение.

Понимая преходящий характер каждого из инструментов или методов, мы тем не менее считаем, что, в отличие от старых вещей, методы, представляющиеся устаревшими, не стоит выбрасывать из своего «ящика инструментов»: часто старый «бабушкин» рецепт, к месту примененный, оказывается эффективнее и дешевле самого новомодного лекарства.

Логика подбора материала и структура данной книги основаны на следующих посылках:

• управление персоналом – одна из ключевых функций менеджеров организации, которые исполняют ее в контексте, определяемом внешней и внутренней средой организации, тенденциями их развития, а следовательно, средовые факторы следует постоянно принимать во внимание;

• функции менеджмента, основными из которых считаются планирование (в том числе стратегическое), организация деятельности, лидерство (руководство) и контроль исполняются посредством труда подчиненных, поэтому большое место отведено рассмотрению роли и места персонала в реализации этих функций;

• развитие – имманентное свойство живых систем, и именно этот аспект выступает тем общим полем, где совпадают интересы организации и ее персонала. Проблема заключается в правильности определения наиболее предпочтительных направлений, создании условий и стимулов для увязки перспектив развития людей и организации, поэтому за основу принята авторская концепция развивающего управления персоналом;

• менеджер должен обладать концептуальными, гуманитарными и техническими навыками, позволяющими ему современно мыслить и эффективно использовать факторы производства в достижении целей организации, коллектива, поэтому в книге уделяется внимание основным концептуальным и гуманитарным аспектам как общего менеджмента, так и особенностей взаимодействия менеджера с персоналом;

• решение буквально всех проблем концептуального, гуманитарного, технического характера, политических и экономических вопросов, преодоление конфликтов и т. п. требует прохождения таких шагов, как осознание наличия проблемы, диагностика причин и факторов ее возникновения, формулирование проблемы, выдвижение и оценка альтернатив решения, выбор варианта, реализация решения, анализ результатов и, в зависимости от них, реализация других альтернатив или переход к решению другой проблемы;

• автор считает, что работу менеджеров организации и специалистов по персоналу логично воспринимать через призму уважаемой всеми науки медицины, исцеляющей человеческий организм и душу. Организация – это и социальный организм, и экономическая система, и техническая система, и именно социально-психологические аспекты управления ею являются сейчас предметом пристального внимания менеджмента как науки и практики. Клинический («медицинский») подход к рассмотрению и решению проблем позволяет возвести на подобающий высокий пьедестал, установить адекватно высокий статус менеджеров организации как специалистов общего профиля, своего рода «терапевтов» в области социально-психологической терапии, а менеджеров по персоналу – как экспертов, консультантов, более узких, но при этом и более глубоких специалистов в той же области.

Условия внешней среды рассматриваются в данной книге там, где это необходимо по контексту.

Автор отдает себе отчет, что правомерны и другие точки зрения и подходы к проблемам управления персоналом и что рамки одной книги не позволяют подробно осветить не только все существующие концепции и методы, но даже те, которые названы в этой книге. Поэтому читателю следует обратить внимание на указанную литературу и не забывать о необходимости постоянного обновления и совершенствования знаний, умений и навыков для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда и выживаемости организации. Это достигается за счет приобретения опыта, постоянного повышения квалификации, образования и самообразования.


Глава 1 
Очерки современного менеджмента



Природа управления и факторы производства




Труд – процесс сознательной деятельности человека, воздействия его на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ для удовлетворения личных и общественных потребностей. Труд – важнейшая форма бытия, главная сфера жизнедеятельности, способ преобразования себя и общества через отношения с другими.

Факторами производства (то есть элементами, необходимыми для производства продукции), по К. Марксу[1], являются средства труда, предметы труда, собственно труд; по Ж.-Б. Cею[2] такими факторами являются земля (природные ресурсы), капитал и собственно труд (рис. 1.1). И в «социалистический», и в «капиталистический» набор факторов производства входит живой труд – единственный активный фактор, воздействующий на все остальные. Для производства простой продукции достаточно умения осуществлять некоторые виды работ – так, ремесленник в состоянии сшить пару обуви, крестьянин может вырастить урожай, – однако, если процесс производства и/или продукт сложен, а участников производства много, возникает необходимость в разделении, координации, кооперации труда и реализации его специфической формы – управления. Даже в крестьянской семье в условиях натурального хозяйства требовались планирование работ, распределение обязанностей, координация и коррекция трудового поведения, стимулирование. Все виды и аспекты совместной работы людей требуют организации и управления деятельностью.



Рис. 1.1. Факторы производства, по К. Марксу и Ж.-Б. Сею

По сути управление является формой живого труда, направленной на удовлетворение потребностей людей в такой организации совместного труда, чтобы достигать целей скорейшим образом и минимизировать затраты всех видов ресурсов. По мнению И. Бурдянского, первого директора Казанского института научной организации труда, управление воспринимается как самостоятельный, четвертый фактор производства.


Понятие и законы управления


Смыслы, вкладываемые в понятие «управление» выдающимися учеными, достаточно различаются.

К. Маркс выделял и рассматривал две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), то есть «производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства», и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), то есть часть регламента или правопорядка на производстве, что зависит от формы собственности на средства производства.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу (по Питеру Друкеру)1. Эту деятельность осуществляют управленцы различных уровней, то есть менеджеры.

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат пересечения различных сил, массы случайных единичных фактов, исознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.

^ Управление организацией – целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.)2. По Анри Файолю, «управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»3.

Выделяют также понятие «наука управления». ^ Предмет науки управления – законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

Важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона4.

Закон – необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Выделяют три основные группы законов: специфические, или частные (например закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Теории менеджмента скорее спорны, чем окончательно определены, и, хотя их развитие не вызывает сомнений, никто не даст гарантии, что теория, появившаяся на свет последней, – непременно лучшая. Нет единства даже в области терминологии. Например, Ф. Тейлор считал, что он создал «научный менеджмент», а в это же время А. Файоль говорил о «принципах менеджмента». В какой-то момент одна из научных школ может господствовать, затем ее место занимает другая, и это отражает естественный ход вещей, закон жизненного цикла, которому подчиняются не только живые системы, но также идеи и теории.

^ Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Системы, считающиеся неуправляемыми, управляются пока неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов.

Есть еще один всеобщий закон управления, или принцип: необходимость научности в управлении. (Правда, существует точка зрения, что следование нравственным законам, высшему предназначению человека как наделенного душой богоподобного существа имеет большее значение для прогресса человечества, чем научный подход к познанию.) Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется управляемая система.

Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы, сущности и специфики объекта управления, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления: с точки зрения систем управления он является большой и сложной живой социально-психологической и биологической объект-субъектной системой, воздействие на которую, по сути, представляет собой взаимодействие.

^ Общие законы управления следующие:

• управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

• закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности, свойствам, ожиданиям системы;

• закон жизненного цикла: любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, медленного роста или стабильности, кризиса, упадка; понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства и приоритеты;

• закон «объективности субъективизма» в управлении и науке: исследователи, познавая некий объект, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений о нем, на свою эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают свою, не лишенную субъективности, модель объекта. Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на субъективное представление об объекте, субъекты пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи, особенности развития, местоположение в системе других объектов, определяющие свойства и признаки, общеродовое (филогенетическое) и индивидуальное (онтогенетическое) в объекте. Отсюда неизбежность некоторого субъективизма и ограниченности любой теории, законов развития, прогнозов поведения объекта, выводимых ученым или научной школой. Опираясь на предыдущие знания, можно и не подозревать о наличии еще непознанных качеств объекта, обусловливающих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, объективно не мог учитывать его личные особенности, поскольку в период разработки им концепции научного менеджмента психология, и психология личности в том числе, еще не сложилась как наука. Кстати, приводимые здесь законы управления представлены в соответствии с субъективной точкой зрения автора данной книги.

Можно сформулировать закон эффективного управления:

эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь, качество управления есть результат компетентности управленца.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Похожие:

Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconПланирование • двенадцать необходимых шагов • рабочая тетрадь учебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки менеджеров и экономис-тов. Умение составлять бизнес-план и реализовывать его на практике...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconУчебное пособие для студентов очного и заочного факультетов специальности...
Учебное пособие подготовлено на кафедре "Экономики и менеджмента" проф., к т н. Барлиани И. Я., утверждено на заседании методической...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconМаслов Е. В. М 316 Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П. В. Шеметова
Книга предназначена для студентов, специализирующихся в области менеджмента, экономики и социологии труда, а также для тех, кто избрал...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconТемы курсовых работ по дисциплине «управление персоналом»
Анализ соотношений понятий “управление человеческими ресурсами” и “управление персоналом”
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconТема История развития науки о персонале
Концепции управления персоналом: использование трудовых ресурсов; управление персоналом; управление человеческими ресурсами; управление...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 061500...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconУчебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», 080111...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие icon«Управление персоналом»
Учебно-методический комплекс по курсу «Управление персоналом» содержит программу курса, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях,...
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconТ. Ю. Базаров управление персоналом
Управление персоналом на стадии стабильного функционирования организации
Владимир Александрович Спивак  Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие iconУчебное пособие по математике Датировано: июнь 2012 Важная информация...
Это учебное пособие создано для подготовки студентов к академическому квалификационному тесту по математике. Ответы прилагаются в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница