Интеграционные процессы в мировом хозяйстве


Скачать 124.76 Kb.
НазваниеИнтеграционные процессы в мировом хозяйстве
Дата публикации23.07.2013
Размер124.76 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
Тема № 10 2 час.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

10.1. Теории мировых интеграционных процессов

Во второй половине XX в. происходит образование об­ширных зон влияния той или иной державы или группы наи­более развитых стран, которые становятся интеграционны­ми центрами, группируя вокруг себя другие государства. Этому процессу способствовала интернационализация хозяйственной жизни — ведущая тенденция развития мирового хозяйства. Ряд зарубежных ученых еще в 50—60-е гг. (Ж. Руэфф, Р. Шу­ман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Ж. Монне, П. Робсон и др.) пытались теоретически осмыслить развитие интегра­ционных процессов.

* Традиционная теория основывается на экономических посылках в рамках Таможенного союза (что подразумевает ликвидацию торговых барьеров, внедрение определенного координирующего регламента и т. д.). Так называемые стати­ческие эффекты интеграции подразумевают создание товар­ах потоков в связи с расширяющимся рынком как на территории стран Таможенного союза, так и в других странах. В рамках данной теории введены понятия "разработка принципов торговли, создание новых товарных потоков (trade creation)" и "диверсификация торговли, диверсификации товарных по­лков (trade diversion)". Согласно данной теории в процессе интеграции создаются новые товарные потоки между стра­нами -— членами интеграционной группировки, которые устраняют производство более дорогих аналогичных товаров внутри данной страны.

Затем постепенно товары, производящиеся внутри группировки, замещают товары, импортируемые из третьих стран.

"Чистым результатом" создания новых товарных потоков в рамках интеграции является рост производства, следовательно, благосостояния в странах — участницах группировки, возрастает уровень специализации. Все это, вместе взятое, позволяет широко пользоваться данными преимуществами для повышения эффективности производства.

Этой теорией, однако, объясняются лишь стандартные ситуации, в действительности же возможны ситуации, когда одна отдельно взятая страна добивается таких же показате­лей, а по некоторым аспектам даже лучших, чем "интегри­рованная", если применяет односторонние меры по либера­лизации внешнеторговой политики. Например, страна ликви­дирует торговые барьеры, принимая тем самым "trade crea­tion" и избегая или регулируя только на свой лад, "trade diversion". Тем самым страна получает преимущества "интег­рированной страны, хотя остается вне наднационального регламентирования.

*Представители другой школы (Л. Кеохане, П. Робсон, М. Дюватрипон и др.) предприняли попытку выделить в каче­стве доминирующих факторы неэкономического характера. Интеграционные группировки позволяют странам обеспечить более надежную обороноспособность.

*Известен и другой подход, сторонники которого счита­ют, что создание интегрированной системы позволяет ста­вить общую цель и совместно ее достигать (рост занятости, производства, социальная стабильность и т. д.). Увеличение роли государства в решении общих проблем в рамках интег­рированной системы, когда именно усилиями государств-чле­нов создается общий рынок, способствует тому, что прини­маются наиболее оптимальные решения, производство това­ров становится эффективнее.

Таким образом, делается попытка доказать, что преимущества Таможенного союза для государства выше, чем про­шение этим государством политики свободной торговли, поверяемая государствами производственная политика позво­лит производить общественно полезные товары и обеспечи­ть ими население. Критики этого направления отмечали, что в ходе развития данного сценария неизбежно возникновение межгосударственных противоречий из-за "погони государств за достижением национального эффекта", хотя воз­можность возникновения достаточно высокого уровня коопе­рации не отрицается.

*Позднее выдвинута теория, согласно которой страны стре­мятся к интеграции своих экономик для преодоления "фактора ограниченности" (имеются в виду сырье, другие факторы про­изводства). Этот "фактор" способствовал росту масштабов про­изводства, развитию товарной дифференциации и развитию новых технологий. Аргументируя данные посылки, некоторые специалисты (П. Робсон, А. Рюгман) отмечают, что рост масш­табов производства, как прямое следствие интеграции, есть результат статистических (размеры производственных пред­приятий) и динамических факторов ("учиться-производить"), позволяющих экономическим субъектам широко использовать возможности более объемного рынка, в том числе путем бо­лее эффективной организации производства.

Это утверждение в общем легко иллюстрируется извест­ными данными о росте торговли внутри ЕС, в том числе меж­фирменной торговли. Другое преимущество интеграции вы­ражается в технологии. Многократное возрастание важности технологического фактора заставляет страны резко увели­чивать затраты на НИОКР. Однако в относительном выраже­нии затраты стран на НИОКР можно существенно снизить только при условии подхода с позиций интеграции, т. е. при создании новых разработок совместными усилиями и совместном их использовании. Наконец, еще одно преимущество интеграции, по мнению авторов данной теории, тот факт, что интеграция ведет к росту конкуренции, а это мощный стимул для развития производства, качества и т. д.

Несмотря на обилие разного рода концепций, единой теории интеграции нет. Исследователи не нашли однозначного ответа на вопрос: в чем конкретные преимущества страны, входящей в интеграционную группировку, над страной находящейся вне ее. Принимая во внимание временной фактор, думается, что в различные периоды развития национальных экономик странами двигают разные по своему со держанию мотивы и аргументы "за" интеграцию.

^ 10.2. Условия и предпосылки

международной экономической

интеграции

Существующие теоретические концепции позволяют в целом объяснить интеграционные явления. В качестве усло­вий и предпосылок международной интеграции выступают следующие.

1. Примерно равный уровень экономического развития стран.


Это желательно, но не обязательно. Требуется доста­точно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направ­лять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов. В ЕС созданы специаль­ные фонды регионального развития. Тем не менее Греция все-таки не смогла на первом этапе выполнить Маастрихтс­кие критерии и не попала в зону "евро". Определенные сложности имеют место и в НАФТА (США и Мексика). ЕС обозна­чил очень четкие критерии для принятия новых членов, причем наиболее строгие подходы сформулированы в экономической сфере. В Германии до сих пор в статсборниках выводятся показатели для восточных и западных земель, что дает достаточно достоверную информацию о приспособлении более слабой экономики к сильной.

2. Интеграция развивается успешнее, когда экономика стран находится на подъеме.

История уже доказала, что страны в кризисной ситуации крайне тяжело интегрируются друг с другом. В период кризиса в странах, как правило, внутреннее законодатель­но отдает предпочтение внутренней ситуации, принима­лся антикризисные меры, законы, ограничения и т. д., на­пример вводятся ограничения на вывоз капитала. Для интег­рации, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг. Пока история не свидетельствует об устойчивых интеграционных группировках, возникших между странами, находящимися в кризисе.

3. Географическая близость стран-участниц.

Тезис правильный, но возможны и исключения. Для вы­полнения основных целей интеграции, например для сниже­ния издержек производства, конечной цены на товар, необ­ходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транс­портные расходы, что возможно при географической близо­сти стран и наличии транспортных коммуникаций.

4. Политическая воля руководства интегрирующихся стран.

Несомненно, толчком для создания всех крупных на се­годняшний день интеграционных группировок — ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР — стали инициативы политических руководите­лей заинтересованных стран. Роль политического руководства в том, чтобы изначально выяснить и поставить перед своей страной цели, которые могут быть достигнуты с помощью интеграции; четко спрогнозировать все политико- экономическиe последствия для страны, просчитать затраты, которые понесет страна на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет пожинать действительно крупные плоды интеграции. Политическое руководство должно знать, что интеграция идет эффективно в условиях рыночной системы хозяйствования. Это должно укладываться в стратегию развития страны-претендента. Кроме того, руководство должно четко представлять, какие полномочия предстоит делегировать в "общую корзину", а какие следует передавать в более поздний период. Если страна не готова к созданию наднациональных структур, то развития интеграции не произойдет.

5. Создание уже на первых порах структур (наднациональных институтов), которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления.

Неизвестные западные экономисты (Олсон, Ойе, Крас-нер) указывают, что интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллек­тивных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных дей­ствий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимопри­емлемых решений.

Исследователи теоретически доказали (в ЕС это подтвер­ждается на практике), что система принятия децентрализо­ванных решений, как это бывает в случае проведения пре­имущественно национальных политик, не дает оптимальных результатов. Выбор коллективного решения будет зависеть от того, каким образом эти решения принимаются. Для созда­ния оптимального режима принятия решений требуется при­нятие общих правил, норм, регламентов и создание инсти­тутов руководства процессом. Роль таких институтов во вза­имозависимой системе — наиважнейшая. Необходимо деле­гирование государством своих определенных полномочий та­кому институту, причем строго подходить к делегированию полномочий и контролировать, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами.

6. Создание инициирующего центра из одного -двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры.

Формирование коллективного выбора зависит от распределения экономической мощи, силы между странами-парами. Всегда есть и будут страны более сильные и менее сильные. Необходимо создание таких институтов и таких норм, чтобы в рамках интеграционной группировки не возникало случаев (или их надо минимизировать) ущемления националь­ного достоинства и т. д.

Следует добиваться такого положения, когда более силь­ные страны не будут ущемлять менее сильные, а те в свою очередь должны четко представлять роль более сильных. Необходимо определиться в том, что асимметрия в распре­делении "экономической мощи" со временем будет преодолена в чем, собственно, и состоит существенный смысл интег­рации.

Согласно одной из гипотез развития интеграционных про­цессов наиболее сильная в группировке страна, если она еще и сравнима по силе с остальными партнерами, вместе взя­тыми, должна взять на себя и пропорционально большую часть бремени по издержкам.

В этой связи разработана теория гегемонистской стабиль­ности (Ч. Киндлбергер, Краснер, Л. Кеохане, Де Грове, П. Фраттиани), согласно которой в качестве гегемона высту­пает наиболее мощная страна.

Роль гегемона могут выполнять и две страны. Главное — наличие мощной инициирующей силы, что важный плюс для экономической группировки. При решении вступать или не вступать в интеграционную группировку стране необхо­димо определить свое возможное и реальное место в мировой экономике после вступления в такую группировку, noдумать о возможностях своей экономики включиться в новую экономическую структуру. Цель вступления страны в интеграционную группировку — создать условия для высо­ких темпов роста в течение длительного временного периода с преодолением по возможности негативного внешнего

воздействия (со стороны финансовых, сырьевых факторов других сил), "закрываясь" силой и мощью экономической интеграционной группировки

^ 10.3. Этапы развития интеграционных процессов

Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных связей осуществляется через ряд стадий международной экономической интеграции (МЭИ), обусловленных количественными и качественными показателями их развития.

В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процес­сов:

  1. Зона свободной торговли (ЗСТ).

  2. Таможенный союз (ТС).

  3. Единый или общий рынок (ЕР).

  4. Экономический союз (ЭС).

  5. Экономический и валютный союз (ЭВС).

ЗСТ — это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами.

ТС — договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллек­тивного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предпо­лагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Создание ЕР и ЭС предусматривает разработку общей политики развития отдельных секторов и отраслей экономи­ки, создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющее беспре­пятственное перемещение товаров. Формируются специаль­ные, в том числе наднациональные механизмы управления и контроля. Завершение строительства ЕР завершается созданием единого экономического, правового и информационного пространства, приводит к качественно новой ступени — эконо­мическому союзу.

^ 10.4. Основные интеграционные объединения

Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуще­ствляется плавный переход от единого рынка через экономи­ческий союз к экономическому и валютному союзу, основан­ному на единой валютно-финансовой политике стран с выхо­дом на единую европейскую валюту евро.

История образования ЕС начинается с подписания в 1951 г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957 г. подписан договор о созда­нии Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евро­пейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середи­не 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Ве­ликобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран — уча­стниц Сообщества. В соответствии с положением Единого ев­ропейского акта с 1 января 1993 г. введено свободное передви­жение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соот­ветствии с Маастрихтским договором (февраль 1992 г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-Участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Территория ЕС — 3232,0 тыс. кв. км. Население — 372,55 млн чел.

ВВП — 7250,0 млрд долл. Доля в мировом ВВП — 20,5%.

Доля в мировой торговле — 22,8% (данные к середине 90-х гг.).

Введение единой валюты "евро" 1 января 2002 г. и при­соединение к ЕС 1 мая 2004 года десяти стран (Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Словения, Мальта, Кипр, Венгрия) характеризует новый этап развития западно- европейской интеграции.

Интеграционные процессы активизируются во всех регионах мира, но все существующие региональные экономические объединения (за исключением ЕС, прошедшей четыре этапа развития) находятся на первом или частично на втором этапе экономической интеграции.

В настоящее время из них можно выделить наиболее перспективные и важные:

  • Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Создана в 1960 г. Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн

  • Центральноевропейское соглашение о свободной тор­говле (ЦЕФТА). Создано в 1992 г. Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Румыния (1997 г.), Словения (1996 г.), Болгария (1998 г.). Население — около 100 млн чел.;

  • Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Создано в 1994 г. США, Канада, Мексика. Терри­тория — 13 522, 0 тыс. кв. м. Население — 378,0 млн чел. ВВП — 8500,0 млрд долл. Доля в мировой торговле — 7,3%;

  • Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Создан в 1995 г. Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. Населе­ние — свыше 200 млн чел. ВВП — свыше 1 трлн долл.;

  • Сообщество развития Юга Африки (САДК). Создано в 1992 г. Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Мав­рикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве;

  • Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА). Создан в 1994 г. Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Ни­герия, Того, Сенегал, Бенин, Мали;

  • Андский пакт. Создан в 1969 г. Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия;

  • Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК). Создана в 1985 г. Индия, Пакистан, Шри- Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал;

  • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Создана в 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос;

  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Создано в 1989 г. Австралия, Бруней, Малай­зия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Вьет­нам, Перу, Россия (1997 г.). Население — 38,2% населения мира- Доля в мировом ВВП — 55,7%. Объем мировой торговли услугами — 32,9%. Объем мировой торговли товарами — 43,9%. Экспорт технологий — 64,1%.

Проблему интеграции России в мировое экономическое сообщество помогло бы решить ускоренное прохождение Россией основных ступеней развития и экономическая интег­рация в рамках стран СНГ. Необходима дальнейшая выработ­ка механизма взаимодействия с промышленно развитыми и развивающимися странами, международными экономически­ми блоками и группировками. Особое значение имеет пробле­ма повышения конкурентоспособности национальной эконо­мики.

Вопросы к теме 10:

  1. Обоснуйте теоретические концепции международной экономической интеграции.

  2. Назовите условия и предпосылки формирования ин­теграционных объединений.

  3. Каковы этапы и формы развития интеграции?

4. Дайте характеристику основным интеграционным объе­динениям.

Похожие:

Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconТема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные...
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве icon8. Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Тема Интеграционные процессы в мировой экономике, основные интеграционные группировки
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве icon4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная...
Тема Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconТема Иностранные инвестиции. Общая характеристика. Тенде
Транснациональные корпорации (тнк): понятие, сущность, роль в мировом хозяйстве и движении капитала
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconВопросы к экзамену мировая экономика для факультета гму
Международная конкуренция в системе мирового рынка и ее формы. Конкурентоспособность экономик в мировом хозяйстве
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconТемы докладов по курсу "Интеграционные процессы в современном глобальном...
Кейнсианская концепция международной экономической интеграции и ее последователи
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconА. И. Салицкий китай в мировом хозяйстве
Кнр. Сама же политика Китая в области внешней торговли, иностранного предпринимательства и валютного регулирования сочетает шаги...
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconАноо впо вэпи
Международные валютные отношения совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве...
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconТема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве
Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике...
Интеграционные процессы в мировом хозяйстве iconМетодические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения
Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов твердых теоретических знаний о мировом хозяйстве, существующих в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница