Скачать 228.3 Kb.
|
Содержание Генерального соглашения о тарифах и торговле |
Тема 5 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1.Теоретические концепции международной торговли 2.Тенденции развития мировой торговли 3 Развитие торгово- экономических блоков 4 Регулирование международной торговли 1. Теоретические концепции международной торговли Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений, оказывающих доминирующее воздействие на развитие мирового хозяйства, является внешняя торговля. На ее долю приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. Международная торговля выступает действенной формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, определяющая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Многообразная внешнеторговая деятельность, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров, подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Выбор политики свободной торговли (фритредерства) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте характерен для прошлых столетий. В современный период эти два направления взаимосвязаны и переплетаются, однако в этом противоречивом единстве проявляется ведущая роль принципа свободной торговли. Исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли, стала "теория сравнительных преимуществ" Адама Смита: "обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит нем абсолютное преимущество". Давид Рикардо в работе "Начала политической экономии и налогообложения" (1817) показал, в каких пределах возможен и желателен обмен между странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Его рассуждения нашли свое выражение в принципе или теории сравнительных преимуществ. Рикардо показал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого. Джон Стюарт Милль в своей работе "Основания политической экономии" (1848) раскрыл принцип ценового осуществления обмена, определил закон международной стоимости или теорию международной стоимости. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, оптимизирующая обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения. Развивая теорию классиков буржуазной политэкономии, Готфрид Хаберлер конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда. Шведские ученые-экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин выдвинули теорему "выравнивания цен на факторы производства". Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства — трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. В 1948 г. американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера—Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами. Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева "Парадокс Леонтьева", где теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие. Она стала включать понятие технического прогресса и неравномерности его распределения, внефирменной экономики средств, разницы между странами в заработной плате и др. В западных исследованиях проблем международной торговли широкое распространение получила теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента — мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. 2. Тенденции развития мировой торговли Со второй половины XX в., когда международный обмен приобретает взрывной характер, мировая торговля развивается высокими темпами. В период с 50-х до середины 90-х гг. мировой торговый оборот вырос в 15 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 гг. можно охарактеризовать как "золотой век" в развитии международной торговли. Именно в этот период достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е гг. он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е гг. В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х гг. в середине 90-х гг. он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы. На стабильный, устойчивый рост международной торговли повлиял ряд факторов:
4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ^ (ГАТТ) сейчас ВТО
Заметно проявившаяся со второй половины XX в. неравномерность динамики внешней торговли повлияла на соотношение сил между странами на мировом рынке. США стали постепенно терять свое доминирующее положение. В 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, тогда как в 1990 г. — только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е гг. Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превысил экспорт США. В 80-е гг. значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. В 1983 г. она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования. Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х гг. Япония стала лидировать по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились "новые индустриальные страны" Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако с середины 90-х гг. и по настоящее время США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Канада, Австралия, Исландия, Гонконг, Финляндия. Япония, занимавшая в начале 90-х годов лидирующие позиции, в 2003 году оказалась на 23-м месте, Китай — на 24-м. В самом конце списка — Венесуэла, Аргентина, Индонезия, Польша, Мексика, Турция. Россия — на 50-м месте из 60 стран. Конкурентоспособность в представленном анализе — это способность конкретного государства создавать пропорционально больше богатств, чем его соперники на мировых рынках. По прогнозам специалистов, в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагаются три государства — США, Япония и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария. Развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Относительное снижение спроса на сырье и продовольствие на мировом рынке к началу 90-х гг. означало уменьшение возможностей развивающихся стран для расширения экспорта. К тому же промышленно развитые страны увеличили свою долю в мировом экспорте продовольствия и сырья (за исключением нефти). Доля развивающихся стран в мировом экспорте этих товаров (без нефти) сократилась с 40 (1960 г.) до 28% (в начале 90-х гг.). Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачастую встречает в той или иной форме противодействие промышленно развитых стран. Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего "новые индустриальные страны", сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в его общем мировом объеме в начале 90-х гг. составила 16,3%. В целом экспорт развивающихся стран (за исключением "новых индустриальных стран") растет неравномерно как по группам стран, так и по отраслям. В отличие от большинства развивающихся стран, "новые индустриальные страны", в особенности четыре "малых дракона" Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в середине 90-х гг. составляла 10,5%. Набирающая экономические обороты в условиях глобализации КНР достигла 6,3 % в 2003 г. (было менее 1%). США в мировом экспорте занимают 11,4%; Западная Европа — 43% (в том числе на долю Германии приходится 10,7%); Япония — 6,8%. Последняя четверть XX в. свидетельствует о возрастании роли Азиатско-Тихоокеанского региона в системе мирового хозяйства, в том числе в области международного товарообмена. На его долю в настоящее время приходится более 40% всего объема мировой торговли Характеризуя основные тенденции в географической направленности международной торговли, подчеркнем тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами увеличивает их взаимную торговлю и уменьшает доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках "большой триады": США — Западная Европа — Япония. В экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, поэтому развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману. Отличительная тенденция современной международной. торговли — увеличение объемов торговли между развивающимися странами, особенно заметна экспортная экспансия "новых индустриальных стран". 3.Развитие торгово- экономических блоков Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 900 млрд долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 50% в экспорте промышленно развитых стран. Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Важная тенденция — расширение торговли этой группой товаров между промышленно развитыми странами. В связи с ростом такой торговли резко вырос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила новые услуги: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги. За период с 1980 по 1992 г. экспорт машин и оборудования из промышленно развитых стран вырос в 3 раза. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования; на его долю приходится более 35% всего экспорта машинотехнической продукции. Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией. Отметим тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обусловливается выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки. В мировой торговле продовольствием отмечается относительное уменьшение спроса на него. В определенной степени это связано с расширением производства продовольствия в промышленно развитых странах. В структуре мировой торговли в первой половине XX в. (до Второй мировой войны) и в последующие годы произошли существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х гг. — это торговля машинами и оборудованием. Согласно данным международных организаций (ООН, МВФ), в период с 1981 по 1992 г. международная торговля росла ежегодно в среднем по 5,2%. Однако начиная с 1990 г. ее рост был весьма неравномерным, с тенденцией к замедлению. Если в 1989 г. он составил 8,2%, то в 1993 г. снизился до 4%. Основная причина спада — экономический кризис в промышленно развитых странах. В то же время темпы роста внешней торговли азиатских "новых индустриальных стран" превышали 10%-ный рубеж. Быстрый рост мировой торговли в середине 90-х гг. связан в основном с резким ростом импорта США, Италии, Канады, Испании, а также улучшением хозяйственной конъюнктуры в промышленно развитых странах (кроме Японии) на Дальнем Востоке и в Латинской Америке. Если ликвидация торговых барьеров успешно продолжится, емкость рынка товаров в ближайшие годы будет расти на 6% ежегодно. Это самый высокий показатель начиная с 60-х гг. Торговля же в сфере услуг будет увеличиваться еще более высокими темпами, чему немало способствуют успехи информатики и связи. Самым крупным экспортером и импортером являются СШ Внешнеторговый оборот страны превысил 1,2 трлн долл., составляет 28% общего объема мировой торговли. Вслед за СЩ идут Германия и Япония (соответственно 802 млрд долл. 18,8% и 672 млрд долл. — 15,8%). В первую десятку крупнее ших торговых держав мира вошли Франция, Великобрита! Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия (вместе с Лю~ сембургом). Россия, по данным Всемирной торговой организа ции (ВТО), занимает 20-е место по экспорту и 25-е место п импорту. Россия вышла на 16-е место по общему объему внещ ней торговли. Наиболее динамично развивается экспорт Ки тая, а также экспорт Сингапура, Чили и Финляндии. Цен: ральная и Восточная Европа, как регион в целом, занимав 2-е место после Азии по темпам роста экспорта. Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отмененные многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли. Согласно оценке Мирового банка, на рубеже 90-х гг. в рамках таких зон осуществлялось около 42% мировой торговли. Среди наиболее известных зон — Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС и др. Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее препятствия, свойственные любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом. Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. В них принимается решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в "торговые войны" (тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами — членами ЕС). 4. Регулирование международной торговли. ГАТТ/ВТО Страны — участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий. В 1996 г. генеральный директор ВТО Р. Руджеро призвал правительства стран — участниц ВТО содействовать в развитии многосторонней торговой системы, поскольку это не менее важно, чем налаживание региональных систем. Предполагается, что создание глобальной зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 г. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода — ГАТТ. Договор о создании ГАТТ подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли. Правовой механизм ГАТТ основывался на следующих принципах и нормах:
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ проведено восемь раундов, результаты которых привели к 10-кратному сокращению средней таможенной пошлины. После Второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х гг. — около 4%. К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран; 31 декабря 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование модифицировавшись во ВТО с января 1996 г. Ее членами- основателями стала 81 страна, а к 1999 г. численность стране участниц составила 132. Соглашению о создании ВТО предшествовал семилетний период переговоров в рамках Уругвайского раунда. ВТО, помимо принципов ГАТТ, включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Новая организация будет регулировать международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью и контролировать защиту инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн долл. Деятельность ВТ0 приносит мировой экономике около 250 млрд долл дополнительного дохода ежегодно. Во время действия соглашения ГАТТ государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. На Уругвайском раунде ГАТТ подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопрос теперь решает ВТО. Проблемы присоединения России к ВТО В настоящее время Россия, имея статус наблюдателя ВТО, стремится стать полноправным членом этой организации. Не являясь членом ВТО, страна ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет 1,5 млрд долл. Россия в 1993 г. впервые обратилась в ГАТТ с просьбой о присоединении. Год спустя, в 1994 г., Правительство РФ передало странам-участницам Меморандум о внешнеторговом режиме России. На его обсуждение было потрачено 4 года. С особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные с ней отрасли хозяйства. В результате достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса. Столь затянувшаяся начальная фаза присоединения вполне объяснима. Сказались непоследовательность проводимого реформистского курса, отставание законодательной базы реформ, частое изменение таможенно-тарифной системы, внутриполитическая нестабильность. К тому же начало процесса присоединения России совпало по времени с преобразованием ГАТТ во ВТО. Одним из следствий этого стало резкое ужесточение требований, предъявляемым к странам-кандидатам на вхождение во ВТО. И все же Россия сумела пройти треть пути к вступлению во ВТО, что само по себе немало. Дав согласие на двусторонние переговоры с Российской Федерацией в рамках ВТО, ведущие страны Запада тем самым признали де-факто переход России в новое качество — из страны с автаркической экономикой в государство с достаточно открытой внешнему миру рыночной системой хозяйства. Более конкретно это значит, что торговый режим России и ее экономическая система в целом ныне сопоставимы с обязательствами ВТО. С этим фактом вынуждены считаться государства — члены ВТО. Свершившаяся акция — своеобразный промежуточный итог внутриполитической борьбы внутри страны между сторонниками участия во ВТО и теми, кто считает, что подобные меры могут подорвать конкурентоспособность и без того ослабленной отечественной экономики настоящее время предпочтение отдано курсу на активное включение России в мировое хозяйство. Сейчас идет стадия сложных переговоров с каждым и торговых партнеров. Российскому правительству предстоит отстаивать свою позицию по мерам защиты отечественного рынка и доступа на рынки партнеров по более чем десяти тысячам наименований промышленных, а также сельскохозяйственных товаров. Конкретные предложения на этот счет переданы во ВТО. Впереди и третий, наиболее трудный этап переговоров по выработке взаимных обязательств в области торговли услугами. И лишь по завершении всех трех стадий переговорного процесса может быть подписан общий протокол ВТО о присоединении (со списками согласованных тарифных уступок по торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами и обязательств по торговле услугами). Протокол должен быть одобрен Генеральным советом ВТО. Принятые обязательства распространяются на все страны — члены ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования. Такова в общих чертах техническая сторона дела. Но за процедурной схемой скрывается огромный масштаб проблем, которые предстоит решать России. Присоединение России к ВТО затрагивает предприятия отечественной промышленности. Во-первых, потому, что регулирование мировой торговли промышленными товарами — наиболее развитая, тщательно отработанная, проверенная полувековым опытом система. Во-вторых, потому, что промышленные предприятия России более, чем все другие предпринимательские структуры страны, связаны с мировым рынком и испытывают на себе его воздействие. Одни из них, прежде всего предприятия топливно-энергетического комплекса, ряда сырьевых отраслей, глубоко вовлечены в международное разделение труда. Другие широко используют импорт недостающих видов сырья — материалов, оборудования, комплектующих. Третьи ориентируются на импорт иностранных инвестиций и новых технологий. Четвертые — и таких большое число, особенно в машиностроении, производстве потребительских товаров, — испытывают острую иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Отечественная промышленность — это комплекс отраслей, работающих в жестких условиях рынка, чье состояние и развитие прямо или косвенно зависят уже не только от внутренней среды, но и от внешней, а следовательно, и от условий вхождения в мировую торговую систему. Процесс адаптации предприятий к нормам ВТО не будет легким. Многие из них все еще находятся в состоянии упадка либо депрессии. Конкуренция на внутреннем рынке сильно деформирована сохраняющейся в ряде отраслей монополией мощных финансово-промышленных групп, крупных государственных и полугосударственных предприятий. И главное, промышленность находится в преддверии радикальной структурной перестройки. Отсюда, казалось бы, самый простой путь — отгородиться хотя бы на время от внешней конкуренции. Но это означает перевод значительной части промышленности на импортозамещающий путь развития. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на опыт развивающихся стран, а также Японии первых послевоенные десятилетий. Стратегии импортозамещения и самообеспеченности промышленными товарами придерживались отнюдь не все развивающиеся страны, а лишь группа государств в период их индустриализации (преимущественно страны Латинской Америки, Индия, Пакистан и др.). Другая же группа стран (прежде всего Юго-Восточной Азии, а затем и Китай) избрала экспортоориентированную модель развития, рассчитанную на активное включение в международное промышленное разделение труда. Сравнительный анализ итогов экономического развития, проведенный международными организациями, а также отечественными специалистами, показывает: страны второй группы значительно опередили по темпам индустриализации все другие развивающиеся страны и в сравнительно короткие сроки достигли уровня промышленно развитых государств. Что касается Японии, то модель ее "экономического чуда" заключалась в проведении отнюдь не тотальной, как принято считать, а строго селективной протекционистской политики при одновременной широкой ориентации на развитее эффективных экспортных производств. Японский рынок с самого начала был свободен для импорта не только топливно, сырьевых ресурсов, что естественно для этой страны, но и новых технологий, ноу-хау, патентов-лицензий, особенно в производстве наукоемких изделий, пока страна не создав собственную фундаментальную и прикладную науку. Последнюю четверть века Япония придерживается стратегии передовых рубежей. Суть ее — в создании на базе собственных и частично импортных новых и новейших технологий высококонкурентоспособных отраслей, работающих на внутренние и зарубежные рынки. Сравнительно закрытый от внешней экспансии японский рынок объясняется не только протекционистскими барьерами, но и более высоким по сравнению с международным уровнем качества японских товаров, продаваемых в собственной стране. Применительно к российскому выбору промышленной стратегии речь идет отнюдь не о перенесении зарубежного опыта, так как слишком велика специфика самой России. Обращаясь к мировому опыту последней половины XX столетия, важно понять главное — время промышленных стратегий "самообеспечения любой ценой" давно миновало. Ныне практически не осталось стран, которые бы не стремились всеми силами и средствами к расширению своего присутствия на мировом рынке, завоеванию соответствующих ниш в международном разделении труда. Это превратилось в одно из важнейших условий выживания нации, обеспечения национальных интересов и безопасности любой страны. Россия приступила к переговорам по уступкам в области торговли промышленными товарами, разделив их на три группы К первой отнесены товары (13—15% от общего числа), для которых связывание тарифов исключено. Очевидно, это продукция военных отраслей, не подпадающая под регламентацию ВТО. Но в эту же группу включены и товары, производство которых требует действенной поддержки государства в долгосрочной перспективе. Вторую группу образуют товары (около 35%), по которым предлагается связывание тарифов на более высоком по сравнению с текущими ставками уровне. Это чувствительные к импорту товары, производство которых требует поддержки государства. Именно здесь разворачивается основная торгово-политическая борьба с нашими партнерами по переговорам. Третью группу образуют остальные товары (около 50%), по которым связывание тарифов предполагается на уровне текущих ставок таможенного тарифа. Это малочувствительные к импорту товары, производство которых, тем не менее, нуждается в поддержке государства. Переданные российской стороной предложения исходят из значительно более высокого уровня таможенной защиты, Чем существует сегодня и чем это следует из правительственного проекта промышленной политики. И хотя при любом торге более высокий запрос — дело обычное, в данном случае его уровень намного превосходит реальные потребности промышленности в таможенной защите. Предполагается, что снижение ставок российского таможенного тарифа будет происходить двумя этапами. Первый — через 4—7 лет, в течение которых будут реформироваться отрасли со сравнительно низкой капиталоемкостью, второй — за пределами 10-летнего периода, необходимого для структурной перестройки всей экономики. Однако такого рода расчеты не укладываются в нормы ВТО относительно сроков переходного периода и, видимо, потребуют серьезной корректировки. Строго дифференцированный подход к оценке конкурентоспособности каждого товара необходим и потому, что протекционистская защита от импорта далеко не ограничивается мерами таможенной политики. Существует большой арсенал других, часто более эффективных средств торговой защиты — количественные ограничения импорта, субсидии и компенсационные меры, антидемпинговые пошлины, технические и другие барьеры. Использование всех этих мер строго регламентируется правилами ВТО, десятками его многосторонних соглашений. Однако умелое и своевременное использование этих средств применительно к конкретному товару возможно лишь при наличии постоянною штата, высококвалифицированных специалистов, способных не только отслеживать ситуацию на конкретных российском и международном рынках, но и грамотно и оперативно применять в случае необходимости различные методы протекционизма. Предстоит сложная процедура адаптации способов поддержки сельского хозяйства, а также санитарных и фитосанитарных мер к требованиям и стандартам ВТО. Необходима стратегия развития российского сельского хозяйства, основанная на учете новых реалий, новых принципов и прежде всего потребностей в резком повышении конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечении ее прорыва на зарубежные рынки. Россия может и должна использовать многообразные меры защиты и поддержки сельского хозяйства, легализованные ВТО. Она с полным правом может ориентироваться на опыт государственной защиты аграрного рынка в странах ЕС. Присоединение к ВТО затрагивает и отношения России со странами СНГ. Сегодня ни один из создаваемых с участием России таможенных союзов не отвечает критериям ВТО. В силу этого страны СНГ вступают во ВТО самостоятельно. Поскольку же координация переговорной позиции между ними практически отсутствует, это может крайне отрицательно сказаться как на наших торгово- политических интересах, так и на судьбе таможенных союзов в целом. ВОПРОСЫ:
|
![]() | Тема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике... | ![]() | Кафедра международных экономических отношений леонтьев игорь олегович Состояние и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений |
![]() | 4. становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических... Тема становление и развитие мирового хозяйства и международных экономических отношений | ![]() | Доклад на конференции «Религия в современной системе международных... Доклад на конференции «Религия в современной системе международных отношений: либерализм и традиционное сознание», факультет международных... |
![]() | Институт истории и международных отношений Кафедра международных... | ![]() | Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего... |
![]() | 34. Законы рф, регулирующие внешнюю торговлю РФ. 22 Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы. 3 | ![]() | 6. Международные валютные отношения Важнейшей составной частью международных экономических отношений являются валютные отношения, через них осуществляются платежные... |
![]() | V1: Представление о финансах и финансовой системе Трактовка финансов как совокупности экономических отношений появилась в экономической литературе | ![]() | Конкурс кандидатов заявленная ими ниже информация будет проверяться Обратите внимание, что участвовать в программе могут только студенты 3-5 курсов факультета финансово-кредитных и международных экономических... |