Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe)


НазваниеАналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe)
страница1/12
Дата публикации07.03.2013
Размер1.2 Mb.
ТипОтчет
userdocs.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


«ТЕНЕВОЙ СЕКТОР В СТРАНАХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ДЕМОКРАТИИ»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии,

руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки

Центр международного частного предпринимательства (CIPE)
Подготовлено для семинара «Проблемы участия в легальной экономической и политической деятельности: теневой сектор экономики
стран с развивающейся демократией»
Всемирное движение за демократию

Вторая всемирная ассамблея: борьба с препятствиями на пути к демократии в XXI веке.
Сан-Паулу, Бразилия

13 ноября 2000 г.

Сотрудники CIPE:
Джон Д. Салливан, доктор философии,

исполнительный директор
Джон Земко,

старший руководитель отдела стран Латинской Америки и

директор по связям
Катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии,

руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки для стран Латинской Америки
Основная задача Центра международного частного предпринимательства (CIPE) – содействие в построении демократического общества во всех странах мира путем развития частного предпринимательства и рыночных реформ в экономике. CIPE был создан в 1983 году на базе Торговой палаты США. Основным спонсором является Национальный фонд за демократию (National Endowment for Democracy), но CIPE также пользуется поддержкой со стороны частных организаций и Агентства международного развития США. За 17 лет своей работы CIPE осуществил около 700 проектов в более чем 70 странах мира, привлекая к своей работе политических деятелей, ведущих представителей промышленных кругов и журналистов в целях содействия в организации государственных правовых и политических институтов, необходимых для построения демократического общества. Совместно с Информационным агентством США (ЮСИА) CIPE публикует ежеквартальный журнал «Экономическая реформа сегодня», предназначенный для политических деятелей, руководителей крупных промышленных предприятий, представителей СМИ. Журнал регулярно выходит на английском и испанском языках почти в 90 странах мира и раз в год публикуется на арабском, китайском, французском и русском языках. Электронную версию журнала «Экономическая реформа сегодня» и других материалов можно получить на веб-сайте CIPE по адресу: http://www.cipe.org^ (САЙТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ - www.cipe.ru )
© 2000 г. Центр международного частного предпринимательства (CIPE)
СОДЕРЖАНИЕ:

(щелкните мышью на заголовок, чтобы перейти к выбранной главе)


ВВЕДЕНИЕ

4







^ ГЛ.2 ЧТО ТАКОЕ "ТЕНЕВОЙ СЕКТОР"?

7







Гл.3 ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

10







Гл.4 ПОСЛЕДСТВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА

12







Гл.5 ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ТЕНЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20







^ Гл.6 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ

31







Гл.7 ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА

46







^ ГЛ.8 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫСКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА CIPE

51







Гл.9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТРАНЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ ЛЕГАЛЬНОГО БИЗНЕСА

53







^ ПРИЛОЖЕНИЕ A: КОНФЕРЕНЦИЯ СТРАН, ВСТАВШИХ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

53







^ ПРИЛОЖЕНИЕ Б: ПОВЕСТКА ДНЯ СЕМИНАРА И СПИСОК УЧАСТНИКОВ

58







^ ПРИЛОЖЕНИЕ В: ВСЕОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ («ПРИНЦИПЫ САЛЛИВАНА»)

60







БИБЛИОГРАФИЯ

61









  1. ВВЕДЕНИЕ


Наблюдающаяся в последние время тенденция к демократическим преобразованиям и переходу к рыночной экономике изменила к лучшему жизнь миллионов людей по всему миру. Во многих странах расширилось участие населения в политической жизни, стабилизировались макроэкономические показатели, возобновился экономический рост. Однако, наряду с этими позитивными изменениями, миллионы людей, проживающих в странах развивающейся демократии, не принимают участия в политической и экономической жизни государства и живут в бедности. Самым заметным признаком этого является растущее число предпринимателей, занимающихся малодоходными и малоперспективным бизнесом, который находится за рамками легальной экономической системы. Эти люди считают, что демократия и рыночная экономика не принесла им тех благ, которых они ждали1. В результате, все большее число граждан, проживающих в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, испытывают разочарование и чувство безнадежности.

Чтобы поддержать демократические и рыночные преобразования нужно понять, корни этого явления, и выработать пути практического решения этой проблемы. Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности. Иными словами, существуют препятствия, затрудняющие участие этих слоев населения в политической жизни или экономике страны.

Эти препятствия существуют, несмотря на систему демократических выборов руководителей государства. Регулярное проведение свободных и открытых выборов является первым шагом на пути к созданию политической системы, предполагающей широкое привлечение населения к формированию политики страны. Следующий шаг, устранение препятствий к постоянному, повседневному участию общества в принятии решений на государственном и местном уровне, привлекает все большее внимание по всему миру и является необходимым условием совершенствования демократической системы управления. Ряд политических рекомендаций, касающихся обеспечения широкого доступа населения к участию в руководстве страной, дан в Декларации, подписанной в Сане 30 государствами с развивающейся демократией2. До тех пор, пока эти препятствия не устранены, они будут мешать развитию демократии и росту экономики страны.

В настоящем докладе обсуждается один из факторов, препятствующих широкому вовлечению населения в политическою и экономическую жизнь государства, а именно, затраты, связанные с организацией легального бизнеса, и то, какую опасность представляет этот фактор для укрепления демократии и осуществления экономических реформ. Примеры затрат, связанных с организацией легальной предпринимательской деятельности, включают:


  • получение лицензии на предпринимательскую деятельность;

  • покупка права на владение или аренду земли;

  • наем рабочей силы;

  • знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;

  • получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;

  • получение кредита;

  • покупка сырья и материалов;

  • подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;

  • оплата налогов;

  • система контроля за выполнением условий договоров и т.д.


Эти расходы часто называют операционными издержками.3
Ключевым фактором, определяющим операционные издержки в каждой отдельной стране, является правовая система, т.е., правила и нормативы, которые регулируют экономическую деятельность. Хорошо разработанная государственная правовая система дает предпринимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдать обременительные требования и нормативы, заставляет его обращаться в неэффективные, коррумпированные учреждения, и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает операционные издержки, мало стимулирует предпринимателей к соблюдению установленных правил и препятствует их вовлечению в политическую и экономическую деятельность.4

Одним из важнейших прав, определяющих успех капиталистической системы, является система официально признанного права частной собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, посредством которых собственность можно превращать в капитал и использовать для получения добавочной стоимости, повышения производительности и развития производства (см. De Soto 2000). Хотя, по существу, в каждой стране существует система официально признанного права собственности и ей отводится важная роль, в развивающихся странах мира широкие слои населения ничего не выигрывают от существования этого института по двум причинам. Во-первых, официальные законы часто разрабатываются правящей верхушкой, составляющей меньшинство (и в ее интересах), и поэтому не отражают интересы и потребности широких слоев населения. Вторая причина в том, что огромные затраты времени и денег, необходимые для официального приобретения прав собственности, в развивающихся странах часто не окупают полученной в результате прибыли. У предпринимателей со средними доходами, которые не имеют политической поддержки, просто нет достаточных ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостоящих законов и требований, включая приобретение законных прав собственности, получение разрешения на предпринимательскую деятельность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности. Будучи исключены из системы, позволяющей обогащаться законным путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельности, либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны.

Кроме того, такие предприниматели часто исключаются из процесса принятия политических решений и законотворческого процесса. В результате, правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе.5 «Поскольку чрезмерно жесткие правила создаются в целях получения прибылей конкретными заинтересованными группами, а не на благо общества в целом, наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики» (Loayza 1997:2). Кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере и ограничивает возможности государства использовать преимущества глобализации.

Подытоживая сказанное, плохо организованная система государственных институтов (правовая система) не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности. Поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики. Это может иметь тяжелые последствия для будущих политических и экономических реформ в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, и поэтому этим вопросом следует заняться всерьез.

По этой причине CIPE начал уделять все большее внимание реформе основных политических и экономических институтов в целях создания стимулов и привлечения предпринимателей, работающих в теневом секторе стран с развивающейся демократией, к активному участию в легальной экономической деятельности на базе рыночных отношений и в процессе приятия политических решений. В этой связи CIPE провел семинар по проблемам теневого сектора экономики в рамках Второй всемирной ассамблеи движения за демократию, организованной Национальным фондом за демократию в Сан-Паулу, Бразилия, в ноябре 2000 года (см. www.wmd.org ).В ходе подготовки к этому мероприятию сотрудники CIPE до начала работы ассамблеи подготовили и разослали будущим участникам семинара первую редакцию настоящего доклада. В семинаре приняли участие представители различных слоев населения двадцати четырех стран всех регионов мира (41 человек), включая специалистов по теневой экономике и представителей различных областей гражданского общества, например, предпринимательских ассоциаций, «мозговых центров», университетов, профсоюзов, а также правозащитных групп и групп, выступающих в поддержку демократии (см. список участников в Приложении B). Эта статья была подготовлена с целью анализа проблем, возникших в связи с растущим теневым сектором экономики и препятствующих экономическим и политическим преобразованиям в странах с развивающейся демократией с тем, чтобы в ходе семинара стимулировать целенаправленное обсуждение конкретных причин и действенных подходов к устранению препятствий и «легализации» теневого бизнеса. В ходе оживленной дискуссии, развернувшейся между участниками семинара в Сан-Паулу, были высказанные ценные идеи, касающиеся причин возникновения теневых видов деятельности, сделаны полезные замечания, предложены стратегии и политические инициативы, направленные на устранение препятствий на пути к легальной экономической деятельности. Результаты этой дискуссии были включены в предлагаемый вариант статьи.

В начале статьи дано определение понятия «теневой сектор» (раздел 2.0) и обсуждаются его размеры (раздел 3.0). Затем дано описание политических, социальных и экономических последствий существования крупного и развивающегося теневых секторов (раздел 4.0). В разделе 5.0 проводится анализ различных причин, вызывающих высокие операционные издержки и усугубляющих проблему теневого бизнеса. В разделе 6.0 предложен план действий с некоторыми рекомендациями по снижению операционных издержек, направленному на то, чтобы у предпринимателей появились стимулы и возможность перейти в легальный сектор экономики. В разделе 7.0 изложена стратегия реформы частного сектора. В разделе 8.0 излагаются четыре конкретных политических инициативы, сформулированные участниками семинара в Сан-Паулу. В заключении статьи перечислены преимущества устранения препятствий к привлечению предпринимателей в легальную сферу экономики (раздел 9.0).
^ 2.0. ЧТО ТАКОЕ «ТЕНЕВОЙ СЕКТОР»?
Термин «теневой сектор» впервые был использован в докладах Международной организации труда (МОТ) по ситуации в Гане и Кении в начале 70-х годов. По результатам проведенных исследований основной проблемой этих двух стран была не безработица, а огромное число работающей бедноты, «которая стремилась производить товары и услуги на нелегальной основе»6 (МОТ 1999:4). Вообще говоря, лица, работающие в теневом секторе, это независимые, работающие на себя производители, проживающие в городских районах, одни из них нанимают членов своей семьи, другие нанимают посторонних или подмастерьев. Деятельность в теневом секторе обычно не требует капитала или требует лишь небольших средств, дает низкий доход и нестабильную занятость, часто осуществляется без соблюдения правил безопасности условий труда.

Из-за неоднородности теневого сектора в смысле видов деятельности и занятий, в исследованиях используют различные термины, определения и классификации. Для обозначения этого сектора употребляют различные названия: теневой, нелегальный, третий, подпольный, закулисный, тайный, «из-под полы», параллельный (см. Thomas 1992, глава 6.) «Традиционное» определение классифицирует теневой сектор в зависимости от масштабов бизнеса, профессии работников и типа используемых технологий (Cole and Fayissa 1991). Это определение в настоящее время устарело, поскольку в современной экономике многие легальные формы деятельности относятся к категории малого бизнеса. На сегодняшний день существует два подхода к определению деятельности в теневом секторе: по факту регистрации и по отношению к закону (Farrell, Roman and Fleming 2000:389). В соответствии с первым определением, неформальный сектор – это экономическая деятельность, которая не отражена в официальной статистике, например, не учитывается при расчетах валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП) и(или) счетах национального дохода. Определение с точки зрения отношения к закону (иногда такой подход называют определение на основе степени легальности) основано на том, соответствует или не соответствует деятельность юридическим, законодательным и иным официально установленным нормам (Feige 1990:990; Portes et al. 1989:12; Loayza 1997:1; Saavedra and Chong 1999:99). При таком подходе не делается различий между, например, торговлей в продуктовом киоске без разрешения и нелегальной или криминальной деятельностью, например, сбытом наркотиков.7
В данной статье под теневым сектором понимают деятельность предпринимателей, производящих разрешенную продукцию без оформления лицензии и без регистрации своего юридического статуса по причине отсутствия необходимых средств или заинтересованности в соблюдении чрезмерно обременительных и многочисленных правил и требований к осуществлению (легальной) коммерческой деятельности. В результате эти лица работают вне сферы официальной государственной экономки. Деятельность в теневом секторе связана с несоблюдением установленных правил, но не связана с криминальной сферой.
Предприниматели, работающие в теневом секторе («теневики») не только занимаются различными видами деятельности, но в разной степени либо обходят, либо соблюдают правила, требования и законы. Для включения в официальную экономическую деятельность требуется две вещи: 1) зарегистрировать свое предприятие и 2) затем соблюдать установленные требования (по налогам, найму рабочей силы и т.д.). Предприниматели анализируют ситуацию и решают, какие правила они будут соблюдать или не соблюдать, исходя из того, что они могут позволить себе и одновременно продолжить заниматься своим делом, что они рассчитывают получить взамен и возможные расходы, связанные с нарушением закона. Так, например, если процесс получения лицензии на предпринимательскую деятельность достаточно прост, не требует больших затрат, строго контролируется и обеспечивает возможность пользоваться государственными услугами, большинство предпринимателей, скорее всего, зарегистрируется8. Если соблюдение правил безопасности и требований по бухгалтерскому учету приводит к обременительным расходам, плохо контролируется и приносит мало пользы, предприниматели, вероятнее всего, не будут соблюдать эти правила.

В одних случаях деятельность ведется нелегально не потому, что предприниматели не хотят соблюдать законы или нормативы, а потому что у них не хватает средств на их соблюдение. В этой ситуации затраты, связанные с выполнением установленных требований, препятствуют получению прибыли и не дают предпринимателю свести концы с концами. Поэтому у многих предпринимателей не остается выбора, и они работают в нарушение закона. В других случаях выгоднее не соблюдать правила и требования, чем выплачивать предусмотренные законом суммы. Поэтому, работая в нарушение закона, предприниматели могут снизить издержки и избежать больших выплат.

Теневой сектор наблюдается не только в странах с переходной или развивающейся экономикой, но и в развитых странах тоже. Фактически, теневой сектор во многих развитых странах вырос во время экономического спада и реорганизации экономики в 70-х и 80-х годах и продолжает существовать по сей день, как, например, печально известные предприятия с «потогонной системой», процветающие в Нью-Йорке (см. Tanzi 1982 and Portes et al. 1989).

Не всегда можно отличить легальный сектор экономики от теневого. Часто предприниматели работают в обоих секторах, либо между этими секторами существует взаимосвязь. Например, в Непале большой процент теневой торговли с Индией составляют товары, которые были легально ввезены в Непал (Taneja and Pohit 2000).

Характеристики и объем теневого сектора различны в зависимости от страны и региона. Ниже дан краткий обзор некоторых черт, характеризующих теневой сектор стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза, в которых в прошлом существовала экономика центрального планирования, развивающихся стран Латинской Америки и развитых стран, таких как Гонконг, Италия и Испания.

В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза теневой сектор не ограничивается подпольным бизнесом и уличными торговцами; крупные государственные и частные компании осуществляют явно незаконные сделки9. Часто государственные служащие и управленцы связаны с теневым бизнесом и используют государственные активы, либо контролируют доступ к таким активам в целях получения большей свободы при проведении операций или извлечения прибыли в личных целях. Из-за двойственной природы такой деятельности, которая одновременно и легальна, и нелегальна (а также уцелевшей социалистической системы распределения), эти субъекты продолжают использовать государственные ресурсы, а служащие и руководители продолжают пользоваться государственными социальными льготами. Хотя в странах ЦВЕ и бывшего Советского Союза существует нелегальный, криминальный бизнес, большая часть теневого сектора складывается за счет несоблюдения установленных требований и не носит глубоко скрытого характера. Иными словами, поскольку деятельность в теневом секторе тесно связана с деятельностью государственных предприятий и вызвана чрезмерным контролем со стороны государства, она часто носит то легальный, то нелегальный характер, и не имеет признаков глубоко укоренившегося теневого бизнеса.

В странах Латинской Америки большинство лиц, вовлеченных в неформальный сектор экономики, являются предпринимателями, имеющими собственное дело. В Латинской Америке традиционно существует чрезмерно жесткий, обходящийся предпринимателю слишком дорого, государственный контроль. Предприниматели средней руки стремятся уменьшить свои расходы, не соблюдая установленные правила и работая нелегально. В отличие от стран ЦВЕ и бывшего СССР, в Латинской Америке теневая деятельность не затрагивает государственных предприятий. Она также меньше связана с официальной экономической деятельностью, чем в Италии или Гонконге.

В Гонконге и Италии неформальный сектор является важной составляющей экономического роста. Эффективно работающая экономика Гонконга, ориентированная на экспорт, получает прибыль за счет работы сети малых, нелегальных предприятий-производителей, которые продают свой товар через специализированные экспортно-импортные фирмы. Хотя «теневики», занятые в теневом секторе, имеют низкую заработную плату, они пользуются бесплатными или недорогими услугами государственных учреждений. В результате в Гонконге лица, занятые в теневом секторе, не отличаются крайней бедностью, низкой социальной защищенностью и не подвергаются эксплуатации, как в других странах. Кроме того, динамично развивающийся сектор экспортной торговли дает возможность «неформалам» иметь собственное дело (см. Portes et al. 1989:302; Castells 1984; Sit, Wong, and Kiang 1979).

В Италии 60-х годах процесс децентрализации экономики привел к росту теневого сектора и повышению общего объема экспортной торговли в центральных провинциях страны. Предприниматели, занимающиеся легальной экономической деятельностью, передавали субподряды на производство сырья лицам, занятым в теневом секторе, которые работали по принципу потогонной системы. Аналогичный процесс децентрализации прошел в Испании в начале 70-х годов при одновременном увеличении экспортной торговли, благодаря деятельности теневого сектора. Неспособность воспользоваться преимуществами новых технологий привело в Испании к снижению производительности в теневом секторе и живучести потогонных условий труда на легальных предприятиях (Portes et al. 1989: 25).
^ 3.0. ОБЪЕМ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ.

Ученые и практики в основном согласны с тем, что неформальный сектор быстро расширяется, особенно в развивающихся странах10, но расходятся во мнениях о том, как измерить теневой сектор и его объем. Различные методы измерения дают огромные расхождения по одной и той же стране в один и тот же период времени11. Методы сбора качественных показателей включают статистическое наблюдение за изучаемой совокупностью, официальный или полуофициальный опрос, данные обычно получают либо по одному предприятию, либо проводят обследование 12.

Количественные показатели определяют двумя методами: непрямым методом и методом моделирования. Непрямой метод основан на определении расхождения между ожидаемым уровнем спроса или оплаченных счетов (например, пользование электроэнергией, валюта, налоговые выплаты, расходы, занятость, операции) и уровнем фактического использования товаров и услуг. Для таких расчетов при определении объема теневого сектора используют один показатель; модель множественных показателей множественных причин (МИМИК) использует несколько таких показателей. Каждый метод, как количественный, так и качественный, позволяет получить ценную информацию о теневом секторе, но имеет недостатки, которые ставят под сомнение достоверность и надежность данных13. Это, а также огромные расхождения результатов осложняет разработку методов измерения, проверку гипотез и выработку концепций, касающихся причин возникновения и путей решения проблемы теневой экономики.

По данным Инста и Шнейдера (Enste and Schneider) (1998), ВВП всех стран мира недосчитывается примерно 9 триллионов долларов из-за деятельности теневого сектора. В странах с развивающейся рыночной экономикой эта сумма составляет одну треть общего объема производства. В следующей таблице показаны данные по занятости в теневом секторе.
Таблица 1. Занятость в теневом секторе в городах (по отдельным странам)

Страна

Год

Процент от общей занятости







Все-го




Муж-чины

Женщины

Боливия

1996

57




53

62

Чили

1997

30




32

27

Колумбия

1996

53




54

53

Берег Слоновой Кости

1996

53




37

73

Эквадор

1997

40




39

42

Эфиопия

1996

33




19

53

Гамбия

1993

72




66

83

Мадагаскар

1994

43




43

43

Мексика

1996

35




36

34

Перу

1996

51




50

52

Филиппины

1995

17




16

19

Южная Африка

1995

17




11

26

Объединенная Республика Танзания

1995

67




60

85

Уганда

1993

84




68

81

Источник: МОТ (1999: 6-7).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconГовор Вячеслав Николаевич, доктор философии”, руководитель направления...
Говор Вячеслав Николаевич, доктор философии”, руководитель направления «Музыкальное искусство и Педагогика» Международного клуба...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconЭкзаменационные вопросы по международному частному праву Понятие...
Место международного частного права в правовой системе. Международное частное и международное публичное право
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) icon§ Понятие международного частного права и его место в системе права...
Мчп является одним из сложнейших, поскольку его усвоение требует знаний в области гражданского, финансового, трудового, международного...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconПонятие международного частного права. Виды отношений, регулируемых международным частным правом
Ентом (то есть отношения международного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов. Таким образом,...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «международное право»
Понятие международного права как особой системы права. Отличие международного права от внутригосударственного права и международного...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconКультурные факторы продвижения территории
Экспресс-конкурс научно-исследовательских, культурно-просветительских, медиа проектов
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconВ начале 20-х годов в США насчитывалось около 30 тыс банков. В их...
В результате банкротства банков приняли массовый характер. Сыграл свою негативную роль дефолт ряд стран Латинской Америки и Азии....
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) icon«Малая война»
К числу малых войн современной эпохи можно отнести сопротивление афганских моджахедов советской армии, вооруженные конфликты в бывшем...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) icon"Прагмагические паттерны", основанные на моделировании магических...
Латинской Америке вывезенными из Африки рабами-неграми) и гнава (негритянская этническая группа на территории Марокко, их религия...
Аналитический отчет катрин Кучта-Хелблинг, доктор философии, руководитель исследовательских и просветительских программ для стран Латинской Америки Центр международного частного предпринимательства (cipe) iconАно икц псковского района
Тренер – Дрямкин Андрей Александрович – индивидуальный предприниматель, бизнес-тренер, генеральный директор Группы исследовательских...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница