Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт


НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт
страница1/7
Дата публикации22.03.2013
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт


СТАТИСТИКА

Методические рекомендации к выполнению статистических

расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ
Часть I. Комплексное использование статистических методов

при проведении анализа данных
Для студентов всех специальностей

(первое и второе высшее образование)


МОСКВА 2007

«Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ Часть I. Комплексное использование методов при проведении статистического анализа данных» разработали:

^

доктор физико-математических наук, профессор Кожевникова Г.П.,


кандидат технических наук, доцент Голикова А.В.,

кандидат экономических наук, профессор. Каманина А.М.,

ст. преподаватель Лысенко С.Н.,

ст. преподаватель Дмитриева И.А.

Ответственный редактор Г.П. Кожевникова

«Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ Часть I. Комплексное использование методов при проведении статистического анализа данных» одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор ^ Д.М. Дайитбегов

Статистика. Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ. Часть I. Комплексное использование методов при проведении статистического анализа данных. Для студентов всех специальностей (первое и второе высшее образование). – М.: ВЗФЭИ, 2007. – с.
© Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2007
Введение

В процессе изучения курса статистики студенты института всех специальностей выполняют курсовую работу, составной частью которой является расчетная часть, имеющая своей целью освоение студентами методики и технологии проведения статистических расчетов. Студенты специальностей «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающиеся по программе II-го высшего образования, выполняют по курсу статистики контрольную работу, структура которой целиком аналогична структуре расчетной части курсовых работ.

Настоящие «Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов» предназначены для использования студентами при решении задач расчетных заданий курсовых и контрольных работ.

Учебно-методический материал «Рекомендаций» может быть использован при подготовке студентами выпускных квалификационных работ, а также в ряде учебных курсов, связанных с применением методов анализа данных.

Структура расчетных заданий курсовых и контрольных работ основана на использовании методического приема, известного как «сквозная задача».

Сквозная задача (СЗ) базируется на единой исходной информации и требует для своего решения последовательного применения комплекса изучаемых методов, что дает возможность охватить при решении СЗ большую часть статистической методологии. Преимущество применения такого методического подхода в курсовых и контрольных работах заключается в отказе от традиционного для изучения курса статистики решения отдельных, не связанных между собой задач (иллюстрирующих, в основном, изолированное применение одного из статистических методов) в пользу освоения студентом последовательных этапов комплексного статистического исследования.

Содержание сквозной статистической задачи курсовых и контрольных работ включает в себя:

  • исследование структуры изучаемой совокупности, в процессе которого осуществляется построение статистического ряда распределения, его графическое изображение и расчет различных статических характеристик ряда (Задание 1);

  • выявление наличия и направления корреляционной связи между изучаемыми признаками путем построения и анализа аналитической группировки и корреляционной таблицы, а также оценка тесноты связи (Задание 2);

  • применение в решении финансово-экономических задач метода выборочных наблюдений, расчет ошибок выборки и распространение полученных результатов на генеральную совокупность (Задание 3).

На примере решения сквозной статистической задачи студент, по сути, самостоятельно проводит в курсовых и контрольных работах своего рода мини-исследование, начиная от постановки задачи и заканчивая экономической интерпретацией статистических характеристик, полученных в результате проведенных расчетов. Проходя по этапам такого мини-исследования, студент тем самым постигает суть статистической методологии.

Настоящие учебно-методические материалы включают два раздела:

  1. Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов.

  2. Образец выполнения Заданий 1-3 курсовых и контрольных работ.

Раздел I содержит конспективное изложение теоретического материала в объеме, достаточном для выполнения расчетных заданий, а также пример, демонстрирующий комплексное применение статистических методов при поэтапном решении сквозной задачи. Методическими рекомендациями, изложенными в данном разделе, студенту следует руководствоваться при выполнении своего варианта расчетных заданий.

Раздел II выполняет двоякую функцию:

  • предоставляет студентам второй демонстрационный пример выполнения статистических расчетов в соответствии с методическими рекомендациями I-го раздела;

  • выступает в качестве наглядного образца, которым должен руководствоваться студент при оформлении курсовых и контрольных работах результатов выполнения Заданий 1-3.

Учебно-методический материал, изложенный в двух разделах, обеспечивает студентов методикой проведения статистического анализа данных самого разнообразного социально-экономического характера. Это позволяет студентам использовать данную методику в изучении различных учебных курсов – демографии, маркетинге, менеджменте, экономике, финансовом анализе и др.

Для студентов выпускных курсов учебно-методический материал может быть полезен как руководство к проведению комплексного статистического анализа данных, исследуемых в выпускной квалификационной работе.
Раздел I

Методические рекомендации к выполнению статистических расчётов

Курсовые и контрольные работы по статистике включают три типовых расчетных задания.

Задание 1. Исследование структуры совокупности.

Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.

Задание 3. Применение метода выборочных наблюдений.

Методика комплексного применения статистических методов при выполнении расчетных заданий излагается в данном разделе с использованием демонстрационного примера.

^ Демонстрационный пример

При проведении статистического наблюдения за деятельностью коммерческих банков одного из регионов РФ за исследуемый период получены выборочные данные об объеме кредитных вложений и сумме прибыли по 30-ти банкам (выборка 20%-ная, механическая).

В проводимом статистическом исследовании эти банки выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все коммерческие банки региона. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Объем кредитных вложений и Сумма прибыли банка.

Выборочные данные представлены в табл.1.


Таблица 1

Исходные данные

Номер

банка

п/п

Объем кредитных вложений,

млн руб.

Сумма прибыли,

млн руб.

Номер

банка

п/п

Объем кредитных вложений,

млн руб.

Сумма прибыли, млн руб.

1

150,0

45,1

16

167,1

58,0

2

40,0

6,2

17

130,0

47,0

3

180,0

67,0

18

171,0

64,7

4

88,3

27,3

19

148,3

46,2

5

170,0

62,5

20

150,0

53,7

6

169,0

60,0

21

180,0

67,0

7

70,0

16,9

22

198,1

68,0

8

112,0

20.9

23

200,0

70,0

9

170,0

65,0

24

211,0

80,1

10

93,3

16,0

25

190,0

67,7

11

136,4

69,0

26

205,0

72,0

12

120,0

35,0

27

225,0

84,0

13

135,4

53,4

28

230,0

87,0

14

173,0

66,2

29

240,0

90,2

15

160,0

56,0

30

230,0

85,0

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения банков по Объему кредитных вложений, образовав четыре группы с равными интервалами.

  2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.

  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1.1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

Выполнение Задания 1

^ Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности банков путем построения и анализа статистического ряда распределения банков по признаку Объем кредитных вложений.

^ 1.Построение интервального ряда распределения банков по объему кредитных вложений

Для построения интервального вариационного ряда, характеризующего распределение банков по объему кредитных вложений, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.

При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле

, (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.

Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса

k=1+3,322 lg n, (2)

где n - число единиц совокупности.

Определение величины интервала по формуле (1) при заданных k = 4, xmax = 240 млн руб., xmin = 40 млн руб.:



При h = 50 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

40

90

2

90

140

3

140

190

4

190

240

Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число банков, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (для демонстрационного примера – это 90, 140, 190 млн руб.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по признаку Объем кредитных вложений представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconНовая история японии
Федеральное агентство по образованию гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Председатель нмс «Материаловедение и технология конструкционных материалов» при Минобрнауке, доктор технических наук, профессор гоу...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию институт...
На смену «прекрасному» приходят «шок-ценности»2: новизна, необычность, абсурд, жестокость. Это привело к расширению предмета эстетики,...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconСборник задач красноярск 2009 федеральное агентство по образованию...
Экономика торгового предприятия: сб задач / Краснояр гос торг экон ин-т; сост. А. М. Смирнова А. М., Е. В. Белоногова Е. А., Ю. Ю....
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Магнитогорский...
Отечественная история: вопросы и ответы: Учеб пособие. Магнитогорск: мгту, 2006. – 114 с
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт icon«Клиническая фармакология антимикробных лекарственных средств» на...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской...
Волкова Т. И. Организация, нормирование и оплата труда : Курс лекций / Т. И. Волкова, М. Л. Ершова. – Ч – Кострома : кгту, 2005....
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт iconМетодические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница