Тема: бюджетный процесс


Скачать 211.19 Kb.
НазваниеТема: бюджетный процесс
Дата публикации26.07.2013
Размер211.19 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы


ЛЕКЦИЯ 19,20
Количество часов 4

ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.

2. Процесс формирования бюджета.

3. Рассмотрение и утверждение бюджета.

4. Исполнение бюджета: основные положения.

5. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

1. Содержание и макроэкономическая основа составления бюджета.
Бюджетный процесс представляет собой регламенти­рованную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполне­нию федерального и региональных (местных) бюджетов.

Его содержание определяется государственным и бюджет­ным устройством страны.

В РФ бюджетный процесс регламентируется: (1) Бюджетным кодексом РФ; (2) соответствующим законом субъекта Федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 г. № 155-26 «Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»); (3) соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:

  1. составление проектов бюджетов;

  2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

  3. исполнение бюджетов;

  4. подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть со­блюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом. При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям — более года; по третьей — 1 год (с 1 января по 31 декабря); по четвертой — более полугода.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.

Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регули­рования (Банк России), органы государственного (муници­пального) финансового контроля (Счетная палата Российс­кой Федерации, контрольные и финансовые органы испол­нительной власти, контрольные органы региональных и ме­стных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;

  • органы законодательной (представительной) власти;

  • органы исполнительной власти (высшие должност­ные лица субъектов РФ, главы местно­го самоуправления, финансовые органы, органы, осуще­ствляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномочен­ные органы);

  • органы денежно-кредитного регулирования;

  • органы государственного и муниципального финан­сового контроля;

  • государственные внебюджетные фонды;

  • главные распорядители бюджетных средств;

  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возло­жены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

  • бюджетные учреждения, государственные и муни­ципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осу­ществляющие операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено ^ Министерство финансов РФ, которое:

• составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проек­тов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

• разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних и внешних заимствований РФ;

• проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджет­ных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федераль­ных казенных предприятий;

• осуществляет управление государственным долгом РФ;

• составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

• открывает лицевые счета и приостанавливает операции главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;
Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на ^ Федеральное казначей­ство. Оно несет ответственность, прежде всего за правильное исполнение федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;

2. Составление проектов бюджетов. Бюджетное планирование.
Составление бюджета основывается на:

  1. Бюджетном послании Президента РФ;

  2. прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

  3. ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики соответст­вующей территории на очередной финансовый год;

  4. прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

  5. плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей террито­рии на очередной финансовый год.


В настоящее время в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.

Президент РФ не позднее марта года, предшествую­щего очередному финансовому году, направляет Федераль­ному Собранию ^ Бюджетное послание, в котором определя­ет бюджетную политику государства на очередной финан­совый год.

После этого Министерство экономического развития и торговли РФ (бывшее Министерство экономики) и Мини­стерство финансов РФ организуют разработку прогноза со­циально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансо­вый год. При этом перед указанными ведомствами стоит за­дача обеспечения последовательности и преемственности социально-экономической политики государства.Для решения данной задачи оба министерства совмест­но с другими федеральными органами исполнительной вла­сти (отраслевыми министерствами и ведомствами) и Цент­ральным банком РФ разрабатывают и представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному финансовому году, в Правительство РФ сценарные условия функциони­рования экономики страны на очередной финансовый год, включающие в себя макропрогнозную оценку основных по­казателей, характеризующих состояние экономики, целе­вые параметры, основные решения и меры в области фи­нансовой и экономической стабилизации, социальной, инвестиционной, структурной, внешне­эк-ой и региональной политики.

Одновременно с этим Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ представляет в Правительство РФ предложения по формированию основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год, совершенствованию налоговой системы и бюджетного федерализма. Кроме того, ЦБ РФ представляет Правительству РФ информацию о кассовом ис­полнении федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса РФ, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.

После принятия (одобрения) Правительством РФ пред­ставленных основных направлений бюджетной политики Министерство финансов РФ должно обеспечить все органы исполнительной власти (включая и органы субъектов Федерации) методическими материалами по составлению заявок на финансирование в очередном финансовом году из федерального бюджета, в том числе федеральных целе­вых программ и мероприятий по развитию регионов.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации на основании заявок на финансирование регионов из федерального бюджета и собственных аналитических разработок составляют предварительные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов, а также планы развития государственного сектора экономики.

Министерство экономики РФ представляет в Минфин РФ перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, и проект сводной бюджетной заявки.

До конца мая года, предшествующего очередному фи­нансовому году, все предварительные прогнозы представ­ляются в Министерство финансов РФ. Органы исполнитель­ной власти для составления прогноза консолидированного бюджета дополнительно представляют данные об утверж­денных бюджетах на текущий год и отчеты об исполнении своих бюджетов за истекший период года по показателям единой бюджетной классификации

С этого момента начи­нается непосредственная работа по определению доходных и расходных показателей проекта федерального бюджета, в процессе которой все органы исполнительной власти мо­гут представлять уточненные показатели прогнозов и проектировок бюджетных ассигнований

Окончательный проект федерального закона о феде­ральном бюджете Правительство РФ представляет в Фе­деральное Собрание РФ (одновременно в Государственную Думу и в Совет Федерации) и в Счетную палату в первой половине сентября. /по БК 26 августа/

Описанный выше порядок составления проекта феде­рального бюджета является во многом лишь теоретичес­ким сценарием. На практике же все происходит гораздо более сумбурно, потому что алгоритм составления проек­та бюджета во многом еще несовершенен.

^ Минимальные государственные социальные стандарты — это госу­дарственные услуги, предоставление которых гарантируется государ­ством гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на определен­ном минимально допустимом уровне на всей территории России.

^ Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается мини­мально допустимая стоимость государственных и муниципальных ус­луг в денежном выражении, предоставляемых органами государст­венной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
В Государственной Думе создан Комитет Государствен­ной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Феде­рации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, ва­лютному и кредитному регулированию. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Феде­рального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рас­смотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заклю­чение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль­ном бюджете в четырех чтениях. Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде­рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых Комитет готовит заключение по проекту бюдже­та и представляет его на рассмотрение Думы.

^ В первом чтении /30 дней/ депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ­ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин­ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов.

Комитеты Государ­ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю­чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо­проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ­ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра­вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра­вительству РФ.

В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра­боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже­те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен­ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде­ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора­ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо­танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ­ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про­екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави­тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе­деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы феде­рального бюджета по разделам функциональной классификации рас­ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже­та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель­ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас­пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета­ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде­рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе­дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Рассматривается распределе­ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д.

25 дней со дня принятия указанно­го законопроекта во втором чтении.
Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде­ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня­тия указанного законопроекта в третьем чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера­ции в течение пяти дней после его принятия. После голосования в чет­вертом чтении в Думе проект закона о бюджете становится законом.

^ Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете

в Совете Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече­ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен­ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис­сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас­сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за­крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо­вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис­сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри­нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе­дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво­дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвер­жденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполни­тельной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

  1. Исполнение бюджета


Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке /для федерального бюджета- после подписания Президентом РФ/

Исполнить бюджет значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспе­чить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В РФ с ^ 1998г. установлено казначейское исполнение бюджетов /раньше действовала банковская система кассового исполнения бюджета, имевшая массу недостатков - бюджетные средства часто ис­пользовались коммерческими банками в собственных интересах/

Законодательной базой для создания, организации и функционирования системы органов Федерального казначейства являются

  • Указ Президента РФ "О федеральном каз­начействе" от 8 декабря 1992 г. № 1556,

  • постановление Со­вета Министров — Правительства РФ "О федеральном каз­начействе Российской Федерации" от 27 августа 1993 г № 864,

  • статьи Бюджетного кодекса РФ.

Федеральное казначейство РФ со­стоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ и подчиненных ему территори­альных органов на местах.

Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и про­ведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществля­ют контроль за исполнением федерального бюджета. По существу, органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюд­жетных учреждений.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисле­ние всех поступающих доходов и поступлений из источников финан­сирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществ­ление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

^ В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осу­ществление операций минуя систему балансовых счетов Федерально­го казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казна­чейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Феде­рального казначейства) находится в Банке России. Обслуживание счетов органов Федерального казначейства, а также юридических лиц, финансируемых непосредственно из федерального бюджета осуществляется учреждениями ЦБ и только в случае отсутствия в регионе таких учреждений – кредитными учреждениями, уполномоченными Правительством РФ. Счета Федерального казначейства в банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров

^ Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

(а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюдже­та;

(б) распределение в соответствии с утвержденным бюджетом феде­ральных регулирующих налогов;

(в) возврат излишне уплаченных сумм доходов;

(г) учет доходов федерального бюджета и составление отчет­ности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюд­жет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за ис­ключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

За исполнением доходной части бюджета отвечает Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах)

В процессе исполнения бюджета возможно снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному появлению с утвержденным бюджетом финансированию расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов:

1) не более чем на 5% годовых назначений, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять ре­шение о введении режима сокращения расходов бюджета;

2) более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назначений, то Правительство РФ, орган исполнительной власти субъектов РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов;

3) более чем на 10% годовых назначений, то орган исполни­тельной власти направляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в за­кон о бюджете. Если такой закон не принимается, то ор­ган исполнительной власти имеет право на пропорцио­нальное сокращение расходов бюджета впредь до приня­тия законодательного решения по данному вопросу.

^ По расходам бюджет исполняется специальными субъекта­ми — участниками бюджетных правоотношений: глав­ным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета —это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и полу­чателям бюджетных средств, определенный ведомственной классифи­кацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

^ Распоряди­тель бюджетных средств —это орган государственной власти или ор­ган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджет­ные средства по получателям бюджетных средств.

^ Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномочен­ными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись- документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией.

На основе утвержденного федерального бюджета главными распорядителями бюджетных средств РФ составляется бюджетная роспись по их распорядителям и получателям в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за со­ставление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона составляется сводная бюджетная роспись федераль­ного бюджета. Она предусматривает поступление и расходование бюджетных средств поквартально таким образом, чтобы поступающие доходы /в определенное время/ смогли покрыть предстоящие /в данные промежутки времени/ расходы.

Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение федеральному казначейству и направляется для сведения в Феде­ральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись является обязательным документом для прак­тического исполнения бюджета как для субъектов Федерации, так и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением в феде­ральный бюджет доходов и поступлений из источников финансиро­вания дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани­ем и финансированием расходов федерального бюджета.

В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.

Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа испол­нения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Глав­ной книге казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.


Отчет об исполнении бюджета.

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета /важная форма контроля за его исполнением/

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

В субъектах Федерации и муниципальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые его в установленный срок представляют его представительным органам власти.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряже­ния все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам, где отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об ис­пользовании государственного или муниципального имущества, за­крепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений. Государственные заказчики готовят сводный отчет об использова­нии средств федерального бюджета, выделенных им по государствен­ным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а также отчеты об исполнении бюдже­тов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет сопровождается следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервного фонда Правительст­ва РФ и резервного фонда Президента РФ;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

• отчетом Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;

• реестром федеральной государственной собственности на пер­вый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении фе­дерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 ме­сяца после представления отчета в Гос. Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий и готовит заключение по отчету. Государственная Дума рас­сматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.


Похожие:

Тема: бюджетный процесс iconВопросы в билеты на госэкзамен
Бюджетный процесс, организация бюджетных процедур. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации
Тема: бюджетный процесс iconБюджетное устройство и бюджетный процесс
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов функционирования бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
Тема: бюджетный процесс iconЛекция: Бюджетный процесс в РФ
В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до утверждения отчета об его исполнении, порядок...
Тема: бюджетный процесс iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность» для студентов 4 курса очной формы обучения
Тема: бюджетный процесс iconТема: Инфекционный процесс, его виды и условия возникновения
Актуальность темы: Под понятием «инфекция» (заражение) и «инфекционный процесс» понимают совокупность биологических процессов, происходящие...
Тема: бюджетный процесс iconДомашняя студия. Бюджетный вариант: 45. 500 руб

Тема: бюджетный процесс iconМетодика профессионального обучения: дидактическое проектирование тема 1
«учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным...
Тема: бюджетный процесс iconФинансисит Дисциплина «Бюджетный учет»
Организация бухгалтерского учета исполнения местного бюджета в местных уполномоченных органах
Тема: бюджетный процесс iconТема маркетинговые исследования и планирование сбыта продукции 20...
Процесс планирования и выбор решений. Методы и инструмент плановых расчетов. Нормативная база планирования
Тема: бюджетный процесс iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Конституционное право, Административное право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс, Уголовный процесс, Прокурорский надзор,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница