В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства


Скачать 462.2 Kb.
НазваниеВ. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства
страница1/5
Дата публикации27.07.2013
Размер462.2 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

КАФЕДРА: МАШИНЫ И АППАРАТЫ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В. В. Жуков, А.В. Шумилин

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

И

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Учебно-методическое пособие

Текст лекций

Утверждено в качестве методического пособия

редакционно-издательским советом МГУДТ
МГУДТ 2007
УДК 658.3 – 05

Ж – 86

Куратор РИС Жихарев А.П.

Работа рассмотрена на заседании кафедры МАЛП, рекомендована к печати.

Зав. Кафедрой Сторожев В.В.

Авторы В. В. Жуков, к.т.н., доцент

А. В. Шумилин

Рецензент В. А. Семенякин, к.т.н., доцент

Ж – 86 Жуков В.В.

Основы менеджмента и организация производства. Методическое пособие к лекционным занятиям. Москва, МГУДТ, 2007, страниц

В методическом пособии представлен материал лекций по курсу “Основы менеджмента и организация производства”, раскрывающий методы и принципы дисциплины. Изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях организации производства с позиции менеджмента, с учетом реалий современности. Рассмотрены методология формирования системы управления предприятием, коллективом, принятия решений в условиях риска, стратегия и тактика совершенствования управления с изменением социально-экономической ситуации.
© МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

^ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ, 2007

Содержание
Введение……………………….…………………………………………………..4

1. Основные понятия и определения…………………………………….…..5

1.1. Сущность и содержание менеджмента……………………………..7

1.2. Современная система взглядов на менеджмент……………………..8

1.3. Общие функции, цели и задачи менеджмента…………………..…10

^ 2. Закономерности и принципы менеджмента……………………………..12

2.1. Закономерности управления различными системами……………….12

2.2. Характеристики закономерностей управления………………….…13

2.3. Принципы управления…………………………………………….....17

^ 3. Структура управления предприятиями…………………………….……18

3.1. Типы структур и факторы их совершенствования в современных условиях………………………………………………………………..….18

3.2. Понятие и классификация организационных структур …………..18

3.3. Организационные структуры механистического типа…………….18

3.4. Организационные структуры органического типа………………..20

^ 4.Методы управления………………………………………………………….22

4.1 Методы управления и их совершенствование в условиях рыночной экономики…………………………………………………………….…...22

4.2 Сущность и содержание методов управления………………….…..22

4.3. Виды методов управления…………………………………………..23

^ 5.Понятие, значение и этапы принятия управленческих решений……..25

5.1. Типы управленческих решений и требования к ним………………25

5.2. Методика и этапы принятия управленческого решения……..........25

^ 6. Принятие решений в условиях риска…………………………………….27

6.1. Основные условия принятия решений………………………….…..28

6.2. Источники определяющие риск………………………………..……29

^ 7. Понятие и сущность авторитета руководителя в менеджменте………30

7.1. Концепции руководства в менеджменте……………………………30

7.2. Лидерство в организации……………………………………….……30

7.3. Стили руководства в менеджменте…………………………...……..32

^ 8. Управление конфликтами и конфликтными ситуациями…………….33

8.1. Причины и виды конфликтов………………………………………..33

8.2. Методы управления конфликтами, последствия конфликтов…….35

^ 9. Эффективность менеджмента. Содержание и методы определения эффективности……………………………………………………………….…36

9.1. Понятие эффективности в менеджменте…………………………..36

9.2. Критерии оценки эффективности менеджмента…………………..37

^ 10. Информационное обеспечение управления…………………………….38

10.1. Классификация информации……………………………………….38

10.2. Коммуникационный процесс в менеджменте………………….…39

^ 11. Организационная культура……………………………………………….41

11.1. Сущность организационной культуры…………………………..41

11.2. Основные факторы организационной культуры…………….….41

^ 12. Управление качеством…………………………………………………….43

12.1. Характеристика уровня качества…………………………………..43

12.2. Методы управления качеством…………………………………….46

Литература………………………………………………………………………48


^ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;

  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

  3. людские ресурсы;

  4. информационные ресурсы;

  5. временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.

^ Дерево иерархии:

Высшее звено управления

Среднее звено управления



Низшее звено управления


Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

Объект управления
Цели, задачи

Ресурсы Результаты




Анализ результатов

Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
^ 1.1. Сущность и содержание менеджмента

В рыночной экономике, где ведущим критерием выступает конечный результат – прибыль, широко распространены такие понятия и соответственно им виды деятельности, как бизнес, предпринимательство и менеджмент. Они сходны между собой и в тоже время имеют существенные различия и неодинаковое сущностное содержание.

Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. В развитой рыночной экономике ведущее место занимают малый и средний бизнес.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени.

Менеджмент – как процесс, это такое управление людьми и использование материальных ценностей при котором цели предприятия достигаются наиболее гуманными, экономичными и рациональными путями.

Менеджмент выступает в качестве наиболее эффективного, рационального управления организацией, целью деятельности которой является производство прибыли, однако не любым способом, а наиболее гуманным, экономичным и рациональным. Менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов. Менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению на основе найма руководителей, которая предполагает специальное образование и опыт руководства. Чаще всего менеджеры не являются собственниками предприятия.

Соответственно, менеджер - это управленец, профессионал, способный решать любые задачи, имеющие решения.
^ 1.2. Современная система взглядов на менеджмент

Сегодня в мире можно выделить две модели общественного развития с различными их модификациями.
1. Неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства.

2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977), в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль, в России Путин В.В.
Производство материальных и духовных благ, а также связанные с этим отрасли называется глобальным производством.

Глобальное производство должно удовлетворять позициям:

1) принцип постоянно повышающейся потребительной стоимости;

2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;

3) достижение конкурентного преимущества в производстве товаров и услуг;

4) экологичность процесса производства.

Сравнение положений старой и новой концепций управления применительно к организации приведено в таблице 1
Таблица 1

^ Основные положения старой и новой концепции управления

Старая концепция

(Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.)

^ Новая концепция

(И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.)

1. Организация – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды

1. Организация – это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска

3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс ресурсов

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления. Рационализация производства становится второстепенной при акценте на стратегическое управление

4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда

4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов, нормах стандартах и правилах исполнения

5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства


^ 1.3. Общие функции, цели и задачи менеджмента

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управ­ления, представляющий собой часть процесса управления, выделен­ную по определенному признаку.

^ Задача управления - совокупность организационно взаимосвязан­ных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых яв­ляется принятие управленческого решения - например, расчет потреб­ности в персонале на год по организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как пра­вило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

^ Операция управления - совокупность трудовых действий, направ­ленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств.

Классификация функций управления являлась предметом изуче­ния работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отрас­лей народного хозяйства.
  1   2   3   4   5

Похожие:

В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconВ. В. Жуков Основы менеджмента
Утверждено в качестве методического пособия редакционно-издательским советом мгудт
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconМетодические указания для курсового проектирования по дисциплине «основы менеджмента»
Тема совершенствование организации производственного менеджмента
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconКурсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством...
Выполнение курсовой работы по дисциплинам «Менеджмент» и «Основы менеджмента» является важным этапом управленческой подготовки студентов,...
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconКурсовая работа на тему: Совершенствование организации производства...
Теоретические основы организации производства продукции растениеводства
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»
В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconПлан Роль и развитие строительного производства. Предмет изучения...
Курс «Основы строительного производства» является одной из дисциплин, формирующей инженера – строителя
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconЛитература Основная
Сущность, объект и субъект менеджмента. Базовые принципы менеджмента. Базовые принципы менеджмента и этика служебно-деловых отношений....
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства icon7. Организация основного производства
В зависимости от особенностей производственных процессов и типа производства на рабочих местах, участках, в цехах применяется определенный...
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства icon1: основы организации финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного...
В. В. Жуков, А. В. Шумилин основы менеджмента и организации производства iconЛитература по инновационному менеджменту основы инновационного менеджмента:...
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб пособие/Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: Оао «нпо «Издательство «Экономика»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница