Скачать 0.81 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» Кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Для всех специальностей и направлений подготовки Санкт-Петербург 2005 Печатается по решению редакционного Совета Института управления и экономики Учебно-методический комплекс содержит материалы, определяющие содержание и порядок изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студентами следующих специальностей и направлений: 060400 «Финансы и кредит», 050500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 «Менеджмент», 061500 «Маркетинг», 351000 (062000) «Антикризисное управление», 521500 «Менеждмент», 521600 «Экономика», 522000 «Коммерция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 350400 (022000) «Связи с общественностью», 020400 «Психология», 350500 (022100) «Социальная работа», 061200 «Менеджмент в социальной сфере», 350800 (061300) «Документоведение и документационное обеспечение управления», 521100 «Социальная работа», 521000 «Психология», 021100 «Юриспруденция». Автор: д-р технических наук, доцент В.А.Матвеев Рецензенты: д-р технических наук, профессор Н.Т. Астапов (Институт управления и экономики) к-т технических наук, доцент С.Э.Черный (ВКА им. А.Ф. Можайского) Институт управления и экономики, 2005 Содержание стр Введение…………………………………………………………….. 4 Рабочая программа учебной дисциплины………………………… 7 Методические указания по изучению дисциплины, подготовке к семинарским занятиям и выполнению рефератов ………………28 Контрольные задания………………………………………………...85 Вопросы к экзамену (зачету)…………………………………………97 Заключение 102 Введение Настоящий учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по дисциплине «Концепции современного естествознания», содержание которой отражено в государственных образовательных стандартах. Эта общеобразовательная дисциплина предназначена для подготовки бакалавров и специалистов по гуманитарным направлениям. Ее основное назначение - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. При изучении дисциплины не делается излишний акцент на будущей специальности выпускника. В ней дается панорама наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, демонстрируется специфика рационального метода познания окружающего мира. Изучение дисциплины “Концепции современного естествознания” преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, потому что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины. Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины подразумевается как целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Таким образом, курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании. Для этого требуется строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук. Методология курса состоит в восхождении по уровням организации эволюционизирующего материального мира к человеку как биопсихосоциальному существу, затем - к взаимодействиям биосферы и цивилизации. Практической целью является освоение не только естественнонаучной культуры мышления, но и грамотного отношения к природе и живым существам, которое можно назвать бытовой экологической культурой. Данная дисциплина является продуктом междисциплинарного синтеза. Поэтому ее эффективное освоение возможно на основе применения единой эволюционно-синергетической парадигмы, способной объединить оба компонента культуры. Таким образом, возможно осознать объективную закономерность развития научного знания, неизбежность смены типов научной рациональности и парадигм естествознания, объяснить потребность в целостной культуре, необходимой современному специалисту. ^ учебной дисциплины концепции современного естествознанияДля всех направлений (специальностей), по которым ведется обучение Гуманитарный факультет Кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин
|
![]() | Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных... Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание... | ![]() | Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал... |
![]() | Задания и методические указания Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей... | ![]() | Методические указания и рекомендации по изучению дисциплины «статистика»... Вашему вниманию предлагается руководство по изучению дисциплины «Статистика» и подготовке к сдаче экзамена по этому предмету |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей... | ![]() | Методические указания к семинарским и практическим занятиям Методические рекомендации предназначены для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, где дисциплина... |
![]() | Методические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля... Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой... | ![]() | Методические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ Ф 59 Финансовое право: метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция/... |