4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами


Скачать 373.91 Kb.
Название4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер373.91 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4




Тема 4. Основные формы современных МЭО в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами.

1. Понятие и формы МЭО.

2. Международная торговля как основная форма МЭО

3. Классические теории международной торговли.

4. Регулирование международной торговли
1 вопрос. Понятие и формы МЭО
Мировое (всемирное) хозяйство - это совокупность национальных хозяйств (национально-государственных экономических комплексов) и негосударственных комплексов, связанных между собой международными экономическими отношениями (МЭО) на основе международного разделения труда (МРТ).
Таблица4.1. Структурные элементы мирового хозяйства

Международное разделение труда

Международная кооперация труда

Международные экономические отношения

Мировой рынок

Товарные рынки

Рынки услуг

Рынки факторов производства

Финансовые рынки


Международные экономические отношения характеризуют способ и характер взаимодействия всех стран мира в сфере хозяйственного общения.

В основе функционирования мирового хозяйства с его МЭО лежит международное разделение труда, т.е. специализация стран на определенных видах товаров и услуг, которая предполагает их устойчивый международный обмен или кооперацию.

Таким образом, МЭО представляют собой мирохозяйственные связи, в которые вступают различные субъекты мировой экономики с целью исполнения своей деятельности.
МЭО выступают в следу­ющих формах.

1. Международная торговля товарами — это сфера международ­ных товарно-денежных отношений, или совокупность внешней торгов­ли всех стран мира. Она, в свою очередь, делится на торговлю: а) сырье­выми товарами, б) машинами и оборудованием, в) потребительскими товарами.

2. Торговля услугами — это торговля потребительскими товарами, которые преимущественно не имеют вещественной формы. Она охва­тывает: транспорт; торговлю лицензиями, знаниями; туризм; посреднические услуги в международной торговле; финансовые услуги; информационные, рекламные и другие услуги.. Темпы роста торговли услугами выше, чем торговли товарами.

3. Вывоз капитала — движение капитала через национальные границы. Капитал существует в ссудной и предпринимательской фор­ме. Он может быть частным, государственным и капиталом международных организаций. Важнейшую роль в данной сфере играют транс­национальные корпорации и банки.

4. Международная миграция рабочей силы — перемещение, пе­реселение трудоспособного населения по причинам экономическогохарактера. Основные потоки миграции:

малоквалифицированная рабочая сила из развивающихся стран;

высококвалифицированные специалисты («утечка мозгов»)в развитые регионы из государств с переходной экономикой и некоторых развивающихся стран.

5. Экономическая интеграция — качественно новый этап сбли­жения, переплетения отдельных национальных хозяйств, который в перспективе ведет к созданию единого интернационального хозяйства (например, Европейский Союз). В наивысшей своей фазе предполагает свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, со­здание единой валюты и политическую интеграцию.

6. Международные валютно-кредитные отношения — опосре­дуют прочие формы МЭО.



Рис. 4.1. Формы международных экономических отношений

МЭО основаны на перемещении между странами, прежде всего факторов производства. В виду немобильности некоторых факторов производства (например, земельные ресурсы) они перемещаются между странами опосредованно, через готовую продукцию.

Некоторые факторы производства перемещаются только вместе (например, предпринимательская способность зачастую перемещается вместе с капиталом и технологиями).
МЭО строятся на МРТ. Имеются три его основные формы:

1). Специализация по отраслям и сферам экономики называется общим МРТ;

2.) Специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг называется частным МРТ, или предметной специализацией;

3) Специализация на производстве отдельных узлов, на стадиях технологических процессов называется единичным МРТ.

За последние 25-30 лет МРТ полностью преобразилось. Старая двухступенчатая модель МРТ, при которой страны делились на две группы - индустриаль­ные и аграрно-сырьевые, перестала устраивать не только развиваю­щиеся страны, но и развитые.

Причины: развитые страны оказались зависимы от поставщиков сырья (нефтяной кризис 1974-1975 гг). ТНК массово сменили технологии. Развивающиеся страны уменьшили борьбу с иностранным капиталом в обмен на перемещение обрабатывающей и сборочной промышленности на свои территории. В результате произошла дальнейшая транснационализация мировой экономики.

К 90-м годам 20 века окончательно сложилась трехступенчатая мо­дель МРТ. Промышленно развитые стра­ны, находящиеся на вершине мировой пирамиды МРТ, монополизировали прогрессивные технологии. Ряд развивающихся стран по прежнему выполняют традиционную роль по­ставщиков минерального сырья. Возникла и особая группа стран, которые в результате «сброса» традиционных индустриальных технологий получили сборочные, материало-и трудоемкие производства, а также экологически вредные «грязные» технологии.
Эпоха глобализации характеризуется стремительным развитием процессов транснационализации производства и капитала. Ши­рокомасштабный выход производства за национальные границы, создание сети зарубежных филиалов, дочерних компаний, вы­воз капитала, установление международных долговременных контрактных связей продиктованы крупными технико-экономи­ческими сдвигами в производственной базе, в характере разде­ления труда на мировой арене.

Совершенствование средств связи и информации привело к сти­ранию пространственных и временных барьеров между странами и ре­гионами мира. Транспортные и коммуникационные издержки, а также затраты на координацию производственных процессов снизились до та­кой степени, что во многих случаях наиболее эффективным методом организации производства становится размещение отдельных его фаз в различных странах мира

При этом стратегический контроль в международной организованной сети компаний не утрачивает своего национального характера. Постоянно меняющиеся экономические границы не совпадают с наци­онально-государственными.

Это модифицирует традиционное международное разделение тру­да. Возникает новая его форма - межанклавное (межкорпоративное) разделение труда, которое характеризует специализацию хозяйствующих субъектов, сформировавшихся на транснациональной основе.

^ 2 вопрос. Международная торговля как основная форма МЭО
Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVIXVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».
Международная торговля выполняет две основных функции:

1) выступает как одна из форм международных экономических отношений;

2) является формой реализации результатов других международных экономических отношений, т.е. международный обмен опосредует результаты сотрудничества в области материального производства, предоставления услуг, движения факторов производства между странами, науки и техники, в кредитной и денежно-финансовой сфере и проч.
Международная торговля осуществляется на мировом рынке. Хотя мировой рынок и является логическим продолжением национальных рынков, торговля на нем осуществляется с некоторыми отличительными особенностями:

1. На мировом рынке конкурентная борьба является более жестким, т.к. в ней участвует большое число крупных компаний из различных государств;

2. Мировой рынок имеет более сложную структуру, по сравнению с национальными рынками, т.к. отличается большим разнообразием товаров, представленных на нем;

3. Для условий международной торговли характерно наличие мировых цен, которые иногда на порядок отличаются от национальных;

4. На мировом рынке выше степень монополизации, при этом основной организационной формой мировых рынков являются олигополистические структуры.

В настоящее время международная торговля функционирует на основе взаимодействия отдельных товарных рынков, т.е. можно сказать, что мировой рынок сегментирован по продуктовому принципу. Причем каждый из товарных рынков действует как олигополистическая структура, где господствует несколько крупнейших фирм-производителей. Управление этими структурами осуществляется на основе международных товарных соглашений (соглашение по олову, соглашение по кофе, соглашение по какао и т.д.).
Формы международной торговли:

1) экспорт – вывоз за границу национальных товаров.

2) импорт – ввоз зарубежных товаров в страну.

3) реэкспорт – вывоз ранее ввезённых товаров.

4) реимпорт – ввоз ранее вывезенных товаров.

Участие страны в международной торговле обусловлено:

1) уровнем её экономического развития;

2) размерами территории;

3) численностью населения;

4) степенью обеспеченности природными ресурсами;

5) ёмкостью внутреннего рынка;

6) задачами и целями экономической политики и проч.

Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:

1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2) научно-технический прогресс;

3) деятельность транснациональных компаний.
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, поскольку:

1) внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;

2) зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Преимущества участия в международной торговле:

1) интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

2) увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

3) международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

4) экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.
В настоящее время структура международной торговли выглядит следующим образом:

1) первичный сектор производства (добывающая промышленность) – 10%

2) вторичный сектор производства (обрабатывающая промышленность) – 24%

3) третичный сектор производства (услуги, в т.ч. информационные) – 60%.
Основные тенденции развития международной торговли:

1. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами.

Так, по некоторым оценкам, за период 50–90-х годов ХХ века ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт – не менее чем в 11 раз. Соответственно, если в 2000 году ВВП мира оценивался в 30 трлн долл., то объем международной торговли – экспорт плюс импорт – в 12 трлн долл.

2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности (до 75%), из которой более 40% – машиностроительная продукция. Лишь 14% составляет топливо и другое сырье, доля сельскохозяйственной продукции – около 9%, одежда и текстиль – 3%.

3. Среди изменений в географическом направлении потоков международной торговли наблюдается повышение роли развитых стран и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвижения из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной ориентацией) удалось существенно усилить свое влияние в этой сфере. В 1950 году на них приходилось только 16% мирового товарооборота, а к 2001 году – уже 41,2%.

Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 1960-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 1980-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 1990-х годов США выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80%, а услуг - 20% от общего объема торговли в мире.

4. Важнейшим направлением развития внешней торговли является внутрифирменная торговля в рамках ТНК. По некоторым данным, на внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли, 80–90% продаж лицензий и патентов. Так как ТНК – важнейшее звено мировой экономики, мировая торговля является в то же время торговлей в рамках ТНК.

5. Расширяется торговля услугами, причем несколькими способами. Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное обучение. Другой способ поставки услуг – потребление за рубежом – предполагает передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в туристической поездке. Третий способ – коммерческое присутствие, например деятельность в стране иностранного банка или ресторана. И четвертый способ – перемещение физических лиц, являющихся поставщиками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лидером в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.
^ 3 вопрос. Классические теории международной торговли.
Меркантилизм — система взглядов экономистов XVXVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы.

Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы.

Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.
Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

- у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

- развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

- существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. Другими словами, эмпирически полученный В.Леонтьевым исследовательский результат противоречил тому, что предполагала тео­рия Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтье­ва».

Последующие исследования подтвердили наличие этого парадок­са в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.). Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили раз­вить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди ко­торых можно отметить следующие:

1) Неоднородность факторов производства, прежде всего, труда, ко­торый может существенно различаться по уровню квалификации. В ре­зультате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность не вообще труда, а труда высококвалифицированного, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных трудовых затрат неквалифициро­ванных работников. Можно сказать, что в случае парадокса Леонтьева, из США экспортировались весьма своеобразные «трудоемкие» товары, в производстве которых использовался труд, впитавший в себя большие затраты «человеческого капитала».

2) Значительная роль природных ресурсов, которые часто могут уча­ствовать в производственных процессах только в ассоциации с боль­шим количеством капитала (например, в отраслях добывающей про­мышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, являет­ся капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относи­тельно избыточным фактором производства.

3) Влияние на международную специализацию политики, проводимой государством, которое может ограничивать импорт и стимулировать про­изводство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсив­но используются относительно дефицитные факторы производства.
Дальнейшим развитием теории Хекшера - Олина можно счи­тать теорию технологического разрыва. Если в той или иной от­расли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Произво­дя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может полу­чить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экс­портеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпирова­ны той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными.

Тем не менее пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использова­ны новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие эконо­мики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная «технологическая рента», во втором - приобретается более совершенная в техническом отношении продукция, применение которой позво­ляет повысить эффективность экономики.

На практике торговля сохраняется и в случае вы­равнивания технологического потенциала двух стран. Поэтому поле применения этой теории оказывается суженным.
Теория жизненного цикла товаров.

В 60-е годы широкое распространение получила теория жизнен­ного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским эконо­мистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл.

На первом этапе (внедрении) издержки производства нового то­вара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.

На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экс­порт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетво­ряется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает произ­водиться и в других странах (созда­ются филиалы, совместные предприятия, продавать ли­цензии).

На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Рынок уже на­сыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом за­рубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке.

Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых то­варов, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на пер­воначальный товар снижается, что приводит к сокращению его про­изводства.
Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

воздействие правительства на факторные условия;

воздействие правительства на условия спроса;

воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли
Теория Самуэльсона и Столпера

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера - Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
  1   2   3   4

Похожие:

4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconВопросы к экзамену мировая экономика для факультета гму
Международная конкуренция в системе мирового рынка и ее формы. Конкурентоспособность экономик в мировом хозяйстве
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconТема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве
Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике...
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconТема Сущность, формы, условия развития вэд
В настоящее время, в условиях глобализации хозяйственной жизни, характеризующейся растущей экономической взаимозависимостью стран...
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconТема 1: внешняя политика государства. Формы, методы реализации
Вопрос 2: международные отношения – содержание, основные системы мэо в 20-ом веке
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconТема 1: внешняя политика государства. Формы, методы реализации
Вопрос 2: международные отношения – содержание, основные системы мэо в 20-ом веке
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами iconТема 1: внешняя политика государства. Формы, методы реализации
Вопрос 2: международные отношения – содержание, основные системы мэо в 20-ом веке
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами icon1 Операции с товарами и услугами (продуктами)
Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами icon1. 3 Понятие инноваций в ресторанном бизнесе
Современный российский покупатель постепенно привыкает к тому, что он делает выбор на заполненном товарами и разнообразными услугами...
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами icon5. Международное перемещение капитала
Страны-участники мировой торговли обмениваются между собой как товарами и услугами, так и ресурсами, необходимыми для их производства,...
4. Основные формы современных мэо в мировом хозяйстве. Международная торговля (МТ) товарами и услугами icon№1 (окончание)
Экономическое развитие в эпоху феодализма. Основные хозяйственные формы эпохи феодализма в сельском хозяйстве. Средневековый город...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница