Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план


НазваниеСборник лекций сущность государственного регулирования экономики план
страница1/7
Дата публикации05.03.2013
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Лекция: Государственное регулирование экономики


Сборник лекций

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

План.

1. Понятие и взаимосвязь категорий общество, экономика, государство.

2. Функции государства в рыночной экономике.

3. Механизм реализации государственной экономической политики.

1. Понятие и взаимосвязь категорий

общество, экономика, государство

Общество - исторически сложившиеся отношения между людьми в процессе их

совместной деятельности, отношения социальные, политические, культурные,

хозяйственные. Общество - это сложно структурированный организм, отдельные

элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг

на друга.

Экономика представляет собой здесь часть целого, включает в себя как

отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную

структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на

более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты,

экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы суть

основополагающие элементы экономической системы.

История человечества знала различные типы экономических систем, каждая из

которых проходила ряд стадий, в ходе которых шел процесс существенной

трансформации как в сфере экономических отношений, так и в механизме

регулирования экономической жизни, менялась социальная структура, виды и

формы хозяйствующих субъектов. В пределах той или иной экономической системы

можно выделить многообразные модели экономического развития отдельных стран и

регионов.

Предметом нашего исследования станет современная рыночная экономика и модель

переходной экономики (Россия и страны бывшего социалистического лагеря).

Выделяют следующие хозяйствующие субъекты: домашние хозяйства, бизнес

(фирмы), государство.

Домашние хозяйства и частный сектор не в состоянии охарактеризовать все

многообразие экономической жизни. На современном уровне общественного

развития это под силу только государству.

Государство - определенная форма организации жизни общества, основанная на

функционировании публичной власти, осуществляющая функции по поддержанию и

защите его экономической и политической системы и опирающейся в случае

необходимости на силу принуждения.

Основные признаки:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих механизм государства;

2) наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых или

санкционированных государством и образующих правовую систему общества;

3) наличие определенной территории, пределами которой ограничена власть

данного государства.

Существуют различные типы государства, отличающиеся формами правления,

особенностями взаимоотношения общества и государства, устройством основных

институтов власти и т.д. Смена исторических форм государственной власти -

объективный и закономерный процесс, отражающий зависимость от уровня

социально-политического и экономического развития общества.

Долгое время в отечественной экономической теории господствовало определение

государства как аппарата диктатуры правящего класса. Не отрицая в конечном

счете влияния, которое оказывает на принятие государственных решений наиболее

экономически и политически сильные социальные группы, приходится признать

относительную самостоятельность современного государства. Эта

самостоятельность обусловлена наличием потребности со стороны всего общества

в целом ряде функций, которые могут быть представлены только государством.

Ограничивая возможность реализации особыми интересами того или иного

социального слоя, вырабатывая механизм формирования компромисса, государство

может выступать как выразитель общенациональных интересов. Естественно, это

предполагает возможность и готовность со стороны различных социальных групп

отстаивать свои интересы при попытке их ущемления, т.е. наличие гражданского

общества.

^ 2. Функции государства в рыночной экономике

1. Создание правовой основы для стабильного функционирования хозяйственной

системы, разработка и принятие законов, определяющих право собственности и

регулирующих экономическую деятельность. Для контроля за соблюдением законов

создаются специальные государственные органы.

2. Осуществление эмиссии денег и создание для этого необходимых экономических

структур.

3. Политика по макроэкономической стабилизации экономики. Используя различные

рычаги, государство старается не допустить возникновения различных кризисных

явлений, а при их проявлении стремится в как можно более короткие сроки

добиться ситуации экономического равновесия.

4. Организация производства товаров и услуг, которым не заинтересован

заниматься частный сектор.

5. Управление государственным имуществом и государственным предпринимательством.

6. Насыщение рынка информацией, макроэкономическое и социальное планирование.

7. Реализация долгосрочных экономических программ в области НТП, структурной

и инвестиционной политики.

8. Участие в решении региональных проблем, разрабатывая для этого

региональную государственную политику.

9. Путем перераспределения доходов, обеспечение минимума социальных гарантий.

10. Регулирование во внешнеэкономической сфере: внешнеторговая политика,

контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы

и т.п.

11. Налоговая и бюджетная политика.

^ 3. Механизм реализации государственной экономической политики

Экономическая политика есть совокупность государственных мероприятий по

воздействию на хозяйственный процесс с целью решения определенных задач.

С одной стороны экономическая политика отражает процесс изменения

хозяйственной ситуации, с другой - перемены экономического решения.

Экономическая политика должна сочетать методы решения как перспективных, так

и текущих задач.

Т.к. макроэкономическое регулирование народного хозяйства реализуется через

систему органов государственной власти и управления, необходимо четко

определить субъектов государственного регулирования и зоны их

ответственности:

1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление

экономических и социальных процессов, определяет границы и формы

вмешательства государства в экономику. Основной рычаг влияния - рассмотрение

и принятие государственного бюджета.

2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное

регулирование народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы

социально-экономического развития.

3. Относительно самостоятельный субъект рыночной экономики - Центральный

Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка.

4. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение

хозяйственных споров.

Рычаги государственной экономической политики.

Различают методы прямого и косвенного воздействия государственного

регулирования.

Прямые методы: административно-юридические методы, государственное

предпринимательство, социальная политика.

Косвенные методы: финансовая политика (политика государственных расходов,

политика государственных доходов, политика оптимизации государственного

бюджета); кредитно-денежные рычаги (учетная ставка Центрального Банка,

политика банковских резервов, эмиссия и реализация государственных ценных

бумаг); индикативное планирование.

^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

План

1. Капитализм свободной конкуренции и классическая экономическая теория.

2. Государство "всеобщего благосостояния" и кейнсианство. Государственный

дирижизм.

3. Современное рыночное хозяйство и неоконсерватизм.

^ 1. Капитализм свободной конкуренции и

классическая экономическая теория.

Классическая экономическая теория зародилась в период интенсивного развития

рыночных отношений в производственной сфере. Господствовавшая до этого первая

рыночная доктрина - меркантилизм - отражая интересы торгового капитализма,

соответствовала периоду первоначального накопления капитала. Богатство страны

для меркантилизма - золото и серебро, которые можно получить через

неэквивалентный обмен во внешней торговле. Роль государства в регулировании

внешней торговли и осуществление протекционистских мер была высока. Первые

представители классической школы (У. Петти) также выступали за активную

протекционистскую роль государства, но в производственной сфере.

Однако основным лозунгом классиков стало требование экономического

либерализма. Отражая интересы нового экономического уклада, они выступали

против ограничения рыночного механизма со стороны государства и остатков

институтов средневекового общества (торговые монополии, ремесленные цеха,

феодальные землевладения). Они требовали невмешательства в экономику и

неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Теоретическое обоснование этой концепции дали английские экономисты А.Смит и

Д.Рикардо. Они исходили из той точки зрения, что механизм свободной

конкуренции обеспечивает равенство спроса и предложения в условиях высокой

взаимозависимости и гибкости цены, заработной платы и процента.

Продолжительное и глубокое нарушение этого процесса невозможно. Такие

нарушение имеют место только в результате внеэкономических факторов (войн,

неурожаев, политических катаклизмов). Следовательно, отрицалось и какое-либо

вмешательство государства (кроме правовых и фискальных функций) в рыночный

механизм.

Однако к концу XIX - началу XX вв. начинают проявляться недостатки данной

хозяйственной системы. Реальностью стали глубокие экономические кризисы,

быстро шел процесс концентрации капитала и производства, формирование

монополистических объединений, ослабление конкурентных механизмов, нарастание

классовых противоречий. Шел процесс созревания теоретических предпосылок

преодоления классической экономической теории (институционализм, марксизм).

Первый серьезный удар был нанесен Первой Мировой Войной с ее механизмом

государственного монопольного военного регулирования. Однако большинство

экономистов и политиков рассматривало эти действия государства, как случайные

и вынужденные, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, а не как тенденцию,

обусловленную объективными причинами, Поэтому после окончания войны произошел

возврат с небольшой корректировкой к прежней экономической системе. Усиление

же экономической роли государства в Советской России рассматривалось как

отклонение от общего вектора развития. Но великая депрессия 1929-1933 гг.

окончательно ввергла в кризис систему капитализма свободной конкуренции и

разрушила основы классической школы, построенной на идее саморегулирования

рынка и невмешательства государства.

^ 2. Государство "всеобщего благосостояния" и кейнсианство.

Государственный дирижизм.

Кризис капитализма свободной конкуренции привел к различным моделям

вмешательства государства в экономику с целью стабилизации хозяйственной и

политической системы. Ряд стран перешли к открытой диктатуре с сильным

огосударствлением и милитаризацией экономики, хотя и с сохранением

частнокапиталистических элементов (Германия, Италия, Япония). Однако данная

модель оказалась недолговечной, и после Второй Мировой Войны прекратила свое

существование.

Гораздо более социально и экономически эффективной показала себя система

“социального” рыночного хозяйства или “государства всеобщего благосостояния”.

Начало этому процессу положил опыт президента США Рузвельта по выводу страны

из кризиса 1929-30 гг. (Новый курс). Первоначально этот опыт не был связан с

какими-либо теоретическими концепциями, но после опубликования в 1936 году

книги английского экономиста Кейнса “Общая теория занятости, процента и

денег” и распространения этих идей среди экономистов, близких к правительству

США, данная политика получила свое теоретическое и обоснование. С этого

момента идеи Кейнса и его последователей стали господствующими в

экономической теории и практике на протяжении последующих 40-ка лет -

кейнсианская революция.

В основу данной концепции положено признание того факта, что рыночное

хозяйство не способно к саморегуляции при существенном нарушении

макроэкономического равновесия и поэтому необходима активная государственная

политика регулирования политики в эти периоды. Центральный пункт концепции -

понятие эффективного спроса. Задача государства состоит в том, чтобы,

используя определенные рычаги, добиться увеличения платежеспособного спроса,

что должно послужить основой экономического развития.

После окончания Второй Мировой войны кейнсианская модель антикризисного

регулирования была дополнена неокейнсианской концепцией экономического роста.

Однако на рубеже 70-80-х гг. кейнсианская теория и основанная на ней практика

макроэкономического регулирования оказалась в кризисе.

Причины:

1) Возникшая как реакция на кризис 30-х гг. кейнсианство абсолютизировало

проблему антициклического регулирования на технологически стабильной

производственной базе и не выработало механизма структурной перестройки

экономики, что стало актуальным в 70-80 гг. Попытка использовать механизм

эффективного спроса привела к нарастанию инфляционных процессов.

2) Интернационализация производства перешла на качественно новый уровень, что

послужило основой конфликта с традиционно-национальным механизмом

регулирования экономики.

3) Произошло накопление отрицательных последствий забюрократизированности и

зарегулированности хозяйственной жизни, снижение эффективности

функционирования государственных структур и рост расходов на их содержание.

В результате, кейнсианство и как теоретическая система и как экономическая

политика оказалось оттеснено с былых позиций и находится сейчас в оппозиции к

господствующей сегодня неоконсервативной доктрине. Однако достоинством

кейнсианской школы является выработка основ теории макроэкономического

регулирования и создание на этой основе социально-экономической системы

государства “всеобщего благосостояния”, что выражалось в достаточно

стабильном экономическом росте, отсутствии серьезных экономических кризисов,

постоянном повышении уровня жизни основной части населения, создания системы

всеобъемлющих социальных гарантий.

Потребность структурной перестройки экономики и повышение

конкурентоспособности национального капитала в условиях отсталой

экономической структуры вызвал к жизни так называемый государственный

дирижизм (Франция, Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии). Теоретик

данного направления - Франсуа Перру. Основные рычаги: индикативное

планирование, государственная собственность, бюджетный и денежно-кредитный

механизм.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconМетоды государственного регулирования экономики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план icon лекция правовое регулирование экономической деятельности
...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconТ. В. Мартыненко теория и практика государственного регулирования экономики в современной россии
Теория и практика государственного регулирования экономики в современной России. Монография. — Ростов н/Д: Изд-во скагс, 2011. —...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconГосударственное регулирование национальной экономики
Учебное пособие предназначено для студентов-экономистов, изучающих основы государственного управления экономикой. Оно будет также...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconСД. 04 Государственное регулирование национальной экономики
Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconПлан сущность, предмет и метод административного права место административного...
Это отрасль публичного права, изучающая сферу государственного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconДенежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений...
Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляет Центральный банк с помощью специфических инструментов регулирования....
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план iconСборник лекций по курсу биологии Астана -2011
Данный сборник лекций предназначен для учащихся небиологических специальностей. В данном пособии изложен полный материал по строению...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план icon3. Структура государственного регулирования вэд в РФ
...
Сборник лекций сущность государственного регулирования экономики план icon01 Теоретические основы государственного регулирования экономики
Что более всего подходит для конкретизации понятия институты в рыночном хозяйстве
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница