Скачать 4.26 Mb.
|
![]() ![]() УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Управление качеством», «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации» ПРОСПЕКТ Москва 2006 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() УДК 005.6 ББК 65.290-2 М64 Миронов М. Г. М64 Управление качеством: учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 288 с. ISBN 5-482-00340-Х В пособии рассмотрены основные вопросы курса «Управление качеством», его ключевые термины и понятия: качество как экономическая категория, методы его анализа, оценки и измерения, методологические основы управления качеством, планирование и контроль качества, квалиметрия и способы ее практического использования. Обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт по управлению качеством в условиях рыночных отношений как у нас в стране, так и за рубежом. Пособие соответствует требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования и может быть использовано как при дневной, так и при заочной и дистанционной формах обучения. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также руководителей предприятий и менеджеров по качеству. УДК 005.6 ББК 65.290-2 Учебное издание Миронов Максим Георгиевич УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Учебное пособие Подписано в печать 01.09.05. Формат 60Х90'/,6. Бумага Авеста. Печать офсетная. Печ. л. 18,0. Тираж 3000 экз. Заказ №0510260. ООО «ТК Велби» 107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97 ими* © М. Г. Миронов, 2006 О ООО «Издательство Проспект», 2006 Глава 1 ^ 1.1. Понятие и показатели качества продукции Проблема обеспечения качества является очень важной для любого промышленного предприятия. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции путем разработки и осуществления системы управления качеством продукции. Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распределения ответственности за качество и контроль качества работ. Качество — это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем еще в III в. до н. э., который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей. Джуран Дж. рассматривал понятие качества с двух сторон: с объективной стороны качество — пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной стороны — качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям). ГОСТ 15467—79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. 4 • Глава 1. Качество как экономическая категория 1.1. Понятие и показатели качества продукции • 5 ![]() В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям. Таким образом, мы видим, что в литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. Так, в командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя, в то время как в рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целое, охватывая его полностью, и неотделимо от него. Качество продукции имеет внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты качества — это характеристики, внутренне присущие выпускаемому изделию: срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, дизайн. Внешние компоненты — соответствие изделия вкусам потребителя, конкурентоспособность. В последнее время широкое распространение получили нестандартизованные (рекламные) термины «качества», связанные с понятием «хорошо — плохо», «лучше — хуже», «выше — ниже». Как правило, для выражения превосходной степени и количественных характеристик при проведении технических оценок термин «качество» не используется изолированно; чтобы выразить эти значения, должно применяться качественное прилагательное или обобщенная мера потребительской стоимости. Например, могут использоваться следующие термины:
Голландскими учеными Дж. ван Эттингером и Дж. Ситтигом была разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. ван Эттингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество — величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги. Известно, что в современной квалиметрии было стандартизировано 13 свойств 5 групп промышленной продукции. В соответствии с данной классификацией можно выделить следующие показатели качества продукции:
6 • Глава 1. Качество как экономическая категория 1.2. Качество как объект управления • 7 ![]() ![]() ность технических решений, используемых при разработке и изготов лении продукции. Данная группа подразделяется на показатели:
6) ресурсопотребление;
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством). Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Создание эффективной системы качества невозможно без знания этапов формирования системного подхода к управлению качеством продукции как в отечественной практике, так и за рубежом. ^ До середины 1960-х гг. основное внимание уделялось обеспечению качества продукции, где главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Контроль и отбраковка в производственной практике реализовывались различными методами. В организационном плане система контроля качества соответствовала структуре производственного процесса. Так, если весь производственный процесс от закупки сырья до изготовления готовой продукции осуществлялся на одном предприятии, то осуществлялся приемочный контроль качества перед отправкой его потребителю. Если технология изготовления продукции состояла из большого числа операций и отличалась значительной сложностью, то в этом случае приемочный контроль сочетался с операционным. Таким образом, на данном этапе развития система контроля качества строилась по принципу «обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должно быть как можно раньше». Применение данного принципа обусловлено тем, что последующая обработка дефектного продукта приводила к серьезным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции. Одним из недостатков такого подхода к управлению качеством стала необходимость наличия большого количества квалифицированных контролеров. В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом. Поэтому значительную помощь в контроле качества оказали методы математической статистики. Они способствовали сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля. Впоследствии новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества. В начале 1960-х гг. появилась концепция управления качеством, одним из основоположников которой был американский ученый А. В. Фейгенбаум, предложивший рассматривать каждый этап в процессе создания изделия, а не только его конечный результат, как было ранее. Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявить и проанализировать причины его возникновения и разработать меры по стабилизации уровня качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством. Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. 8 • Глава 1. Качество как экономическая категория 1.2. Качество как объект управления • 9 При рассмотрении понятия качества как объекта управления необходимо оперировать такими понятиями, как:
а) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санк ции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализа цию ему некачественной продукции; б) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой — взыскание за причи ненный ущерб от ее некачественности; в) организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указа- ний руководителей. К числу организационно-распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации; г) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.; — стиль управления—это конкретное исполнение метода управления;
В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества: — система качества (Quality System); — система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
10 • Глава 1. Качество как экономическая категория 1.2. Качество как объект управления • 11
Следует заметить, что мы привели лишь часть концепций менеджмента качества, знание которых необходимо для понимания качества как объекта управления. Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями (такими, как «Эйвон», «Дженерал Моторс», «Хьюлетт-Паккард», «Полароид» и др.) по программам консультантов по управлению качеством. В 1980-е гг. на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. Джурана. В результате в центре внимания этих фирм стали следующие направления улучшения работы в области качества:
— обеспечение качества функционирования систем управления;
Рассмотрим более подробно вышеперечисленные направления. 1. Заинтересованность руководства высшего звена. Полная уве ренность высшего руководства в том, что предприятие, организация способны на большее по сравнению с прошлым, абсолютно необходи мо для начала процесса улучшения работы. Этот процесс начинается с высшего руководства, развивается по мере появления им заинтересо ванности и прекращается по мере падения к нему интереса со стороны руководства. 2. ^ (создание коллегиального руководства улучшением деятельности). Коллегиаль ное руководство осуществляется советом или комиссией по улучше нию деятельности. Руководящий совет или комиссия представляет собой группу из высших руководителей или их представителей, а также служащих и рабочих. Совет изучает процесс совершенство вания деятельности и приспосабливает его к условиям организации. Как правило, руководящий совет по улучшению работы играет роль разработчика процесса улучшения деятельности, подготавливает предприятие к его внедрению и направляет реализацию этого про цесса. 3. ^ Все члены руководящего состава несут ответственность за реализацию процесса улучшения деятельности, что, в свою очередь, требует активного практического участия каждого управленца и ру ководителя среднего звена в рамках организационной структуры. Кроме этого, каждый из руководителей должен иметь соответствую щие знания в исследуемой области для понимания новых требований к стандартам деятельности и связанных с ними методов улучшения деятельности. 4. ^ По мере вовлечения в процесс улучшения деятельности всего руководящего состава наступает пора привлечения служащих и рабочих. Данное вовлече ние осуществляется начальником каждого подразделения, формирую щим «группу улучшения работы» в составе подразделения. Началь ник такой группы отвечает за обучение ее членов применению тех методов улучшения работы, которым он уже обучен. Задачи группы 12 • Глава 1. Качество как экономическая категория 1.3. Подходы к управлению качеством • 13 ![]() ![]()
8. ^ В течение многих лет на предприятиях, в организациях действовали подразделения, которые занимались тем, что измеряли показатели ка чества и составляли отчеты о состоянии обеспечения качества в про цессе производства. Службы по управлению качеством и надежностью направляли свои ресурсы на выявление проблем и исправление оши бок, в результате чего сформировалась система управления по откло нениям. Данная система реагировала на возникшие ошибки и недооце нивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений, не связанных с процессом производства. В результате был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управ- ления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм. 9. ^ Возникает необходимость в разработ ке долгосрочной стратегии повышения качества. При этом следует убедиться в том, что все руководители на различных условиях понима ют эту стратегию в той мере, которая необходима для разработки поэтап ных краткосрочных планов, удовлетворяющих целям долгосрочной стратегии. Краткосрочные планы должны быть включены в годовой план реализации общей стратегии. В течение года должно проверять ся выполнение требований этих планов каждой группой сотрудников точно так же, как проверяют сроки выполнения работ, издержки произ водства и объемы реализации. 10. ^ На важность системы поощрения одним из первых обратил внимание Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству. В 1951 г. было разработано Положение о премии Деминга, которая легла в основу модели Всеобщего (тотального) управления качест вом (TQC). Позднее в США была учреждена премия имени Малколь ма Балдриджа (1987 г.). Развитием модели премии М. Балдриджа ста ла модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. В современных условиях признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного ме неджмента качества. |
![]() | Учебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции... Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | ![]() | Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического... Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного... |
![]() | Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального... Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,... | ![]() | Яковлев Е. Г. Я47 Эстетика: Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |
![]() | Учебник нового века Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования... | ![]() | Учебник нового века Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования... |
![]() | Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального... Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук автор колл и отв ред. Е. В. Попов. М.: Гуманит изд центр владос, 1997. 320 с | ![]() | Учебное пособие для вузов Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших... |
![]() | Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением... Н63 Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — Спб.: «Детство-пресс», 2005. 128 с. Isbn 5-89814-324-6 | ![]() | Юдина Т. Н. Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб пособие Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов... |