Как написать


НазваниеКак написать
страница1/20
Дата публикации28.05.2013
Размер4.19 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


УМБЕРТО ЭКО
КАК НАПИСАТЬ

дипломную

РАБОТУ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Перевод с итальянского Елены Костюкович



УДК 009(075)

ББК 74.200а7

Э 40

Umberto Eco

Come si fa una tesi di laurea

Le materie umanistiche


Эко Умберто

Э 40 Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки:

Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. —

М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 2 изд. — 240 с.
ISBN 5-8013-0166-6
Писатель с мировой славой, профессор нескольких университетов Умберто ЭКО в этой книге обращается к своей излюбленной публике — к преподавателям и студентам. Все, что требуется знать научному работнику, особенно когда он берется за диплом, диссертацию или одну из первых научных статей, изложено в этой книге с умом и тактом, с чисто художественной выразительностью и с великолепной техничностью. Любой научный руководитель, дав эту книгу дип­ломнику или аспиранту, избавится от хлопот. Любой молодой уче­ный, проработав эту книгу, избавится от сомнений. Любой культурный человек, прочитав эту книгу, получит интеллектуальную радость.
УДК 009(075)

ББК 74.200а7
© R.C.S. Libri S.p.A. - Milan Bompiani, 1977

© Книжный дом «Университет», 2003

© E. Костюкович, перевод, 2003

ISBN 5-8013-0166-6 © М. Орлова-Петрушина, обложка, 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 6

^ I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА 10

1.1. Зачем пишут диплом и что он такое 10

I.2. Кому адресована эта книга 13

I.3. Чем дипломная работа может пригодиться после

университета 15

I.4. Четыре простейших правила 16

^ П. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА 18

. Монографическая или обзорная? 18

II.2. Историческая или теоретическая? 23

II.3. На классическом материале или на современном? 26

II.4. Сколько времени отвести на диплом? 28

II.5. Надо ли знать иностранные языки? 33

II.6. Научная или политическая тема? 38

II.6.1. Что значит «научная»? 38

II.6.2. Историко-теоретические темы или злоба дня? 44

II.6.3. Как превратить журналистскую тему в научную? 48

II.7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею? 56

^ III. СБОР МАТЕРИАЛА 59

Доступность источников. 59

III. 1.1. Что является источником для научной работы? 59

III.1.2. Первоисточники и вторичные источники 64

III.2. Составление библиографии 69

III.2.1. Как работать в библиотеке 69

III.2.2. Предварительная библиография. Карточки 74

III.2.3. Библиографическая запись 78

Таблица № 1 — Библиографическая ссылка 96

Таблица № 2 — Библиографическая карточка 97

III.2.4. Опыт поиска в городской библиотеке 98

Таблица № 3 — Общие труды по итальянскому барокко,

подобранные на основании трех статей из энциклопедий

и справочников 108

Таблица № 4 — Труды по итальянским литературным

трактатам семнадцатого века, подобранные на основании

трех статей из энциклопедий и справочников. 110

III.2.5. А книги-то все-таки надо читать? И в каком

порядке? 122

^ IV. ПЛАН РАБОТЫ, РАЗМЕТКА И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ 125

IV. 1. Содержание, оно же рабочая гипотеза 125

IV.2. Карточки и конспекты 134

IV.2.1. Разные виды карточек: для чего они применяются ... 134

Таблица № 5 — Карточки на цитаты 140

Таблица № 6 — Карточка на отсылку 143

IV.2.2. Разметка первостепенных источников 144

IV.2.3. Конспектирование второстепенных источников 147

Таблица № 7-14 — Карточки-конспекты 150

IV.2.4. О научном смирении 163


^ V. КАК НАПИСАТЬ ТЕКСТ 166

V.l. К кому вы обращаетесь 166

V.2. Интонация 168

V.3. Цитирование 177

V.3.1. Когда и как цитируют: десять правил 177

Таблица № 15 — Пример продолжающегося цитирования

в тексте 187

V.3.2. Цитата-парафраз-плагиат. 188

V.4. Подстрочные примечания 191

V.4.1. Зачем нужны примечания 191

V.4.2. Принцип цитата-примечание 193

Таблица № 16 — Применение принципа цитата­ примечание 196

Таблица Na 17 — Пример соответствующей затекстовой

библиографии 197

V.4.3. Принцип автор-дата 198

Таблица № 18 — Та же страница, что в таблице № 16,

переделанная по принципу автор-дата 201

Таблица №19 — Пример соответствующей затекстовой

библиографии 202

V.5. Предосторожности, ловушки, обычаи 204

V.6. О научном достоинстве. 208


^ VI. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМА 211

VI. 1. Выбор принципа 211

VI.1.1. Поля и интервалы 211

VI. 1.2. Подчеркивания и прописные буквы 212

VI.1.3. Графическое оформление подраздела 215

VI. 1.4. Кавычки и иные знаки 216

VI.1.5. Диакритические знаки и транслитерация 219

Таблица № 20 — Транслитерация кириллических букв

латинскими 220

Таблица № 21 — Транслитерация древнегреческих букв

латинскими 221

VI. 1.6. Пунктуация, ударения, аббревиатуры 222

Таблица № 22 — Список сокращений, обычно приме­ няемых в тексте, примечаниях, библиографии на любых

языках 222

VI.1.7. Беспорядочные советы 223

V 1.2. Затекстовая библиография 226

VI.3. Приложения 230

VI.-1. Оглавление. 232

Таблица № 22 — Примеры оглавления 234

^ VII. ВЫВОДЫ 237

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. В былое время университеты были элитарными. Туда по­ступали дети тех, кто сам кончал университет. За редкими исклю­чениями, студенты, кроме учебы, ничего не делали. Учеба шла

неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так

называемых голиардических развлечений вперемежку с членством

во всяких клубах.

Каждая лекция была событием. После лекций активные сту­денты подходили к профессору, после занятий заходили на ка­федру, в семинарах у аспирантов бывало по десять — пятнадцать

человек, не более.

Сегодня во многих университетах Америки группы также не

превышают десяти, максимум двадцати студентов: те заплатили

за курс столько денег, что вправе «использовать» преподавателя

на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы

студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их

научной работой, и у него может быть только один или два подо­печных за весь академический год. Тьютор ежедневно проверяет,

как идет у них работа.

Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публи­ковать эту книгу... хотя, наверно, какие-то советы могли бы при­годиться и вышеописанному учащемуся-счастливцу. Но у нас выс­шее образование носит массовый характер. В университеты идет

молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ,

так что на факультете философии или на отделении классической

филологии оказываются люди, не учившие в школе/лицее ни гре­ческого, ни даже, бывает, латыни. Есть мнение, что без латыни

можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но бесспор­но, что философам и литературоведам она все-таки необходима.

Есть факультеты, где студентов на курсе по нескольку тысяч.

Профессор узнает в лицо тридцать из них, самых активных. При

помощи аспирантов, младших преподавателей и стажеров ему

удается кое-как обучать в общем и целом сотню. В этой сотне

большинство — обеспеченные дети, выросшие в культурной сре­де, они ходят на выставки, фестивали, путешествуют за границу.

А за пределами сотни — остальные. Те, кто учится и работает

и, возможно, с утра до вечера пишет бумажки в домоуправлении

в таком дремучем городишке, где на десять тысяч жителей нет

даже книжного ларька. Те, кто в науке разочаровались и стали

политическими активистами, но и они для высшего образования

должны как-то написать диплом. Те, у кого так мало денег, что

покупка учебников к экзамену — проблема, те, кто прикидывает,

сколько надо заплатить за книги к каждому семинару, и выбирает

тот курс, который дешевле.

Студенты приходят на лекцию, э. в аудитории сесть негде. Они

хотят поговорить с профессором, но к нему очередь двадцать че­ловек, а им надо не опоздать на последнюю электричку, потому

что о ночи в гостинице нет и речи. Им никогда никто не объяснял,

как искать в библиотеке книгу и в какую идти библиотеку. Часто

они не знают, что книги можно выписать по межбиблиотечному

обмену или что существует выдача книг на дом.

Мои советы предназначены в основном им. Или выпускникам

школ и лицеев, готовящимся к университету и желающим хоть

как-то уразуметь, что кроется под загадочным словом «защита».

Всем этим читателям сообщу по крайней мере две вещи:

— можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых

позиций;

— можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы уче­бы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удо­вольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без

разбору, а приобретая опыт критического подхода, и вырабо­тать способность (которая пригодится вам в будущем) точно

определять проблемы, методично их решать и грамотно изла­гать свои выводы.

2. При этом хочу подчеркнуть, что в моей книге нет ни сове­тов, как заниматься наукой, ни стремления убедить кого-то в

ценности этого дела. Здесь просто прочерчивается путь, по кото­рому следует идти, чтобы в определенный день и час перед опре­деленной комиссией вы могли положить пачку листов в перепле­те, соответствующую нормативам, состоящую из нужного числа отпечатанных страниц, и чтоб этот диплом предположительно как­то соотносился с вашей специальностью, и чтобы он не поверг оппонентов в состояние грустной задумчивости.

Подчеркиваю снова: никто не может сказать вам, что именно

писать в дипломе. Это остается вашей личной проблемой. Я могу

вам сказать: 1) что называется дипломной работой; 2) как выбрать

тему и рассчитать сроки по этапам; 3) как организовать литерату­ру; 4) как организовать собранный материал; 5) как закрепить на

бумаге результат. Имейте в виду, что самая трудная часть — по­следняя. Та, что кажется самой неважной. Между тем она един­ственная, где следует соблюсти довольно жесткие нормы.

3. Диплом, описываемый в этой книге, — работа для гумани­тарного факультета. Поскольку мой собственный опыт ограничи­вается факультетами философии и филологии, естественно, боль­шинство примеров взято из этих наук. Но в указанных выше рам­ках предлагаемые мною критерии подходят и для стандартного диплома по политологии, педагогике, юриспруденции. Если про­блемы ставятся в историческом или общетеоретическом плане (но не в экспериментальном и не в прикладном), моя модель скорее всего сможет работать и в случае таких факультетов, как архитек­турные, экономические, коммерческие и некоторые технические (зависит от темы). Но все-таки необходима осторожность.

4. Идут разговоры о реформе университетской системы. По­хоже, скоро будет два или даже три уровня высшего образования.

Встает вопрос, не утратят ли смысла мои советы.

Я думаю, что если будет несколько уровней защит, по типу, существующему во многих зарубежных странах, создастся ситу­ация наподобие той, которую я описываю в разделе Будут за­щищаться сперва, на первом уровне, дипломные работы на аттес­тат о высшем образовании (собственно дипломы), а потом, на вто­ром уровне, работы на докторскую степень (диссертации).

Некоторые технические советы, которые даны в этой книге, мо­гут пригодиться также для оформления кандидатской диссертации.

5. Мой коллега Чезаре Сегре прочел эту книгу и сделал ряд

ценных поправок. Поскольку многими из них я с наслаждением

воспользовался, а многие другие в своем упрямстве отверг, он не

в ответе за конечный продукт. Разумеется, я всей душой ему бла­годарен.

6. Последняя оговорка: обращаясь к читателям, я, конечно,

имел в виду как студентов, так и студенток, как профессоров, так

и профессорш. Поскольку в нашем языке не принято выражаться

двусмысленно в духе английского «person», я не стал писать «уча­щаяся особа» или «дипломосочиняющее лицо».

^ I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

И ЗАЧЕМ ОНА
Зачем пишут диплом и что он такое

Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот

страниц, на которых студент исследует проблему по своей специ­альности. Дипломная работа, по закону, необходима для получе­ния свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные

экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее

на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает

характеристику руководителя (который курировал дипломника)

и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, за­дают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то

говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппо­нента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной рабо­ты, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный

текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв

во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ста­вит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли дипло­му «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней

мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитар­ных вузов.

Все сказанное дает представление о формальных требовани­ях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути

этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз,

надо писать диплом?

Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют

этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных

уровнях можно и без написания дипломной работы. В других стра­нах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в об­щем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным

Зачем пишут диплом и что он такое

высшим образованием и для нее просто надо сдать определен­ный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более

скромного масштаба, типа курсовой.

В других странах есть несколько ступеней высшего образова­ния и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным со­чинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется

«диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в ас­пирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных

странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее

на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD

(Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кан­дидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до пре­подавателей греческого языка. Для других областей применяют­ся другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.

Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо

написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем

образовании надо написать дипломную работу.

Дипломная работа — профессиональная проверка, это не дис­сертация, которая — проверка академическая. Диссертация дол­жна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что

как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой

намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два

года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок

или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые дис­сертанты. Почему требуется так много времени на раскачку?

Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для кото­рой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на

эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то

свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «от­крытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вро­де деления атомного ядра, теории относительности или лечения

рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности,

«научным» результатом считается и новое прочтение и истолко­вание классического текста, и находка рукописи, проливающей

дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация

^ I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

И ЗАЧЕМ ОНА
Зачем пишут диплом и что он такое

Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот

страниц, на которых студент исследует проблему по своей специ­альности. Дипломная работа, по закону, необходима для получе­ния свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные

экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее

на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает

характеристику руководителя (который курировал дипломника)

и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, за­дают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то

говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппо­нента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной рабо­ты, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный

текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв

во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ста­вит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли дипло­му «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней

мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитар­ных вузов.

Все сказанное дает представление о формальных требовани­ях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути

этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз,

надо писать диплом?

Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют

этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных

уровнях можно и без написания дипломной работы. В других стра­нах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в об­щем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным

Зачем пишут диплом и что он такое

высшим образованием и для нее просто надо сдать определен­ный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более

скромного масштаба, типа курсовой.

В других странах есть несколько ступеней высшего образова­ния и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным со­чинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется

«диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в ас­пирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных

странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее

на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD

(Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кан­дидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до пре­подавателей греческого языка. Для других областей применяют­ся другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.

Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо

написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем

образовании надо написать дипломную работу.

Дипломная работа — профессиональная проверка, это не дис­сертация, которая — проверка академическая. Диссертация дол­жна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что

как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой

намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два

года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок

или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые дис­сертанты. Почему требуется так много времени на раскачку?

Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для кото­рой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на

эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то

свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «от­крытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вро­де деления атомного ядра, теории относительности или лечения

рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности,

«научным» результатом считается и новое прочтение и истолко­вание классического текста, и находка рукописи, проливающей

дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация

I. Что есть дипломная работа и зачем она

материала по какому-либо вопросу, придающая единство набору

идей, раскиданных всюду понемножку).

В любом случае, диссертант создает труд, с которым, хотя бы

по идее, другим специалистам необходимо быть знакомыми, по­скольку в нем содержится что-то новое (см. раздел II, 6, 1).

Похоже ли положение с дипломной работой? Не похоже. Дип­лом пишется в двадцать два года, когда человек сдает выпускные

университетские экзамены, диплом не является завершением дол­гого продуманного труда, свидетельством окончательной зрелос­ти. Дипломы лучших студентов, бывает, не уступают диссертаци­ям, но вообще диплом — вещь более скромная. Университет не

требует новаторства любой ценой. Правомерны и дипломы-ком­пиляции.

В компилятивной дипломной работе студент просто демонст­рирует, что сумел критически переработать большую часть суще­ствующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме

диплома) и внятно изложить прочитанное, соотнося различные

точки зрения, предлагая таким путем толковый обзор, не исклю­чено, что полезный в качестве информации для серьезных специ­алистов, которые не занимались этим частным вопросом.

Из этого вытекает первый совет: понять, какую работу вы

намечаете, компилятивную или исследовательскую. Исследова­тельская будет более долгой и трудоемкой. Компилятивная тоже

может оказаться долгой и трудоемкой (существуют компиляции,

на которые ушли годы) но, как правило, с компиляцией меньше

хлопот и меньше риска.

Выбрать диплом-компиляцию не значит отрезать себе путь в

науку. Компиляция вполне может быть проявлением особой серь­езности молодого научного работника, который, прежде чем на­чать изобретать, изучает материал дотошно, досконально, по до­кументам.

Противоположным типом являются дипломы с претензией на

исследование, носящие, однако, следы поспешности, и это пло­хие дипломы, они раздражают читающего и никак не обогащают

писавшего.

I.2. Кому адресована эта книга

В общем, выбор между дипломом-компиляцией и дипломом­исследованием зависит от зрелости и работоспособности студен­та. Часто, увы, на этот выбор влияют и материальные причины.

Несомненно, у студента-заочника или вечерника меньше време­ни, меньше сил и часто меньше средств, а следовательно, меньше

возможностей для длительного научного разыскания (в частно­сти, связанного и с покупкой дорогих редких книг, и с поездками

в далекие архивы и библиотеки, на конференции и так далее).

Увы, я не могу посоветовать, как решить эту проблему. Во всем

мире и во все времена наука была привилегией богатых. В наше

время появились стипендии, гранты на поездки, обмен с иност­ранными вузами. Нельзя сказать, чтобы это решало все пробле­мы и для всех студентов. В идеале, конечно, хорошо бы государ­ство оплачивало учебу, как работу, поддерживало талантливых уче­ных, и хорошо бы перестали требоваться «корочки» «для профор­мы» при поступлении на службу, продвижении по службе, про­хождении по конкурсу.

Однако наши университеты отражают наше общественное ус­тройство, и такова жизнь, и мы можем только мечтать, чтобы сту­денты любого происхождения имели равные перспективы. А пока

я могу посоветовать, как успешнее решать проблему дипломной

работы при том времени, каким вы располагаете, с теми сред­ствами, которые имеются в наличии, и исходя из индивидуаль­ных наклонностей каждого.


^ I.2. Кому адресована эта книга

При подобной системе, естественно, многие учащиеся пишут

дипломную работу из-под палки, потому что иначе им не дадут

диплом о высшем образовании, и они не получат тех привилегий,

ради которых шли в университет. Это могут быть и студенты: лет

сорока. Если они думают найти у меня рекомендацию, как им спра­виться с дипломом за месяц, получить любую отметку и покон­чить с этим делом, ответ простой: эту книгу им читать не надо.

I. Что есть дипломная работа и зачем она

Они — жертвы дурацкой бюрократической машины, они вынуж­дены защищать диплом ради проформы, и для них я предлагаю

два решения: (1) либо потратить определенную сумму и заказать

текст умелому человеку, (2) либо взять чужой диплом, защищен­ный где-то далеко и давно. Лучше не списывать с опубликован­ных текстов, даже с иностранных, потому что мало-мальски све­дущему преподавателю они, возможно, попадались. Но, в общем,

не так уж невозможно защитить в Милане диплом, некогда про­шедший комиссию в Катании; конечно, следует заранее навести

справки о руководителе и оппоненте, не работали ли они прежде

в Катанийском университете. Так что, как видим, и вариант с пла­гиатом содержит элемент исследовательской работы!

Понятно, что вышеприведенные советы противозаконны. Это

все равно что наущать: «Если тебя привезли на "скорой помощи",

а врач отказывается тебя осмотреть, души его за глотку». В обоих

случаях речь идет о реакциях отчаяния. Я даю парадоксальные

советы именно чтобы подчеркнуть, что в задачу автора не входит

упорядочение социального устройства и существующего законо­дательства.

Вернемся к книге. Она адресована тем, кто, не будучи миллионером и не имея в распоряжении десяти лет для университет­ских штудий после кругосветного круиза, намерен посвящать дип­лому разумное время, несколько часов каждый день, и хочет

написать такую работу, которая даст ему определенную интел­лектуальную радость и будет в какой-то степени полезна даже

после университета; тому, кто, определив сам для себя границы

(пусть даже скромные) намеченной задачи, желал бы выполнить

работу с серьезностью. Серьезно можно подходить и к собиранию

фантиков, были бы фантики рассортированы по темам, периодам,

стилям. Если решили не заходить раньше 1990 года, прекрасно;

лишь бы с 1990-го и дальше было собрано все, что возможно.

Конечно, останется некоторая разница между вашей коллекцией

и Лувром, но хорошая коллекция фантиков лучше, чем плохая кар­тинная галерея. То же относится и к диплому.

I.3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета
^ I.3.Чем дипломная работа может пригодиться

после университета

Есть два способа сделать так, чтоб диплом был полезен и пос­ле защиты. Во-первых, конечно, избрать такую тему, которая впос­ледствии перейдет в более обширное исследование, на много лет

вперед, при наличии желания и способностей.

Но даже и не научному работнику, а, скажем, директору тур­агентства сгодится опыт работы над дипломом «От первого к окон­чательному варианту "Обрученных" Мандзони». Ведь для сочи­нения диплома ему придется: (1) четко сформулировать тему; (2) собрать материал по истории вопроса; (3) привести материал в систему; (4) осмыслить собранный материал; (5) придать матери­алу органичную форму; (6) позаботиться, чтоб читающий, во-пер­вых, понимал, о чем речь, а во-вторых, мог самостоятельно обра­титься к цитируемым документам и судить о них.

Это значит, что работа над дипломом учит рассудительности и систематичности. Приобретается метод. Человек учится созда­вать годный для употребления текст. Следовательно, не так важ­на тема работы, как опыт ее создания. Кто способен основа­тельно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского

романа, сумеет и правильно организовать базу данных своего ту­ристического агентства. Автор этого руководства опубликовал уже

не один десяток книг, и все на разные темы, но именно опыт пер­вой книги дал возможность появиться всем последующим, а пер­вая, кстати, была развернутой публикацией диплома. Могу ска­зать, что и достоинства и недостатки моих последующих книг вытекают из того, как была написана та самая первая. С годами вырабатывается набор приемов, накапливаются знания, но под­ход к этим новым накопленным знаниям обычно определяется именно тем, каким путем человек в самом начале шел к знаниям, которых еще не имел.

Короче, написание диплома — как тренировка памяти. У кого на склоне лет хорошая память, те держали свою память в порядке с юности. И неважно, чем они ее подпитывали: перечислением первого-второго-запасного составов команд высшей и первой

I. Что есть дипломная работа и зачем она

лиги, или стихами Гомера, или династиями японских императо­ров. Ясно, что приятнее тренировать память на материале, кото­рый человеку или интересен, или полезен. Но и запоминание бес­полезных вещей является замечательной гимнастикой. А следо­вательно: хотя и веселее писать диплом по привлекательной теме,

все же тема менее существенна, нежели метод обработки и опыт

отражения результатов.

В частности, если браться за дело с умом, ни одна тема не

выглядит глупо. При правильном отношении можно выжать по­лезные выводы даже из чего-то предельно далекого или второ­степенного. Маркс писал диплом не по политэкономии, а по двум

греческим философам: Эпикуру и Демокриту. И это не случайный

казус. Весьма вероятно, что Маркс поставил и решил проблемы

истории и экономики с такой теоретической глубиной именно

потому, что как следует освоился со своими философами. Насмот­ревшись на выпускников, которые сперва защищали дипломы по

Марксу, а потом пошли работать в капиталистические концерны,

трудно согласиться с расхожим мнением о том, что выбор темы

так уж сильно определяет жизнь.

^ I.4. Четыре простейших правила

Довольно часто выбор темы навязывается студенту научным

руководителем. Старайтесь отбиться.

Разумеется, не в том случае, если руководитель дает вам доб­рый и желанный совет! Неприемлемыми я считаю ситуации, опи­санные в параграфе II.7 («Как не дать научному руководителю

сесть вам на шею») — это когда нехорош преподаватель; заранее

исключим и другие случаи, когда нехорош сам студент, когда он

ничем не интересуется и готов делать что угодно с любой темой,

только бы сбросить с себя поскорее этот груз.

Мои герои — студент, имеющий интересы, и преподаватель,

готовый эти интересы развивать.

В таком случае выбор темы должен отвечать четырем требо­ваниям:

I.4. Четыре простейших правила

1)^ Тема должна соответствовать склонностям конкретного

студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочи­танным книгам, а также политической, идейной, духовной

культуре выпускника).

2) ^ Основные тексты должны быть достижимы (то есть физи­чески доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интел­лектуально посильны для конкретного студента).

4) ^ Избранная методология должна реально соответствовать

возможностям конкретного студента.
Записанные в столбик, эти четыре условия кажутся супер-яв­ными и при обобщении выглядят примерно так: «Кто берется за

диплом, должен браться за такой диплом, за который ему при­стало браться». Что ж, прекрасно, пусть это жуткая банальность,

но я видел, сколько дипломов потерпело фиаско из-за того, что с

самого начала проблему не поставили именно так тривиально1.

В следующих главах будет сказано, с чего студенту, наметив­шему работу, надлежит начать и чем кончить.

1 Можно было бы добавить пятое правило: студент должен правильно выб­рать руководителя. Бывает, что просят (по дружбе или по лени) преподавателя

специальности А взять дипломника по специальности Б. Преподаватель согла­шается (по дружбе, по тщеславию или по наплевательству), а потом не в состоя­нии руководить работой.

^ II. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМА
ILL Монографическая или обзорная?

Первый импульс у любого студента — написать такой дип­лом, где говорилось бы сразу о многом. Если студент интересует­ся литературой, первый импульс у него — написать диплом «Ли­тература Нового времени». Если уж не сузить нельзя, так и быть,

он согласен на «Литературу Италии послевоенного периода».

Такой подход губителен. Эти масштабы устрашают и мате­рых ученых. Для двадцатилетнего молодого человека подобный

подвиг нереален. Молодой человек либо составит банальный

список имен и прибавит подборку обиходных цитат, или выдаст

нечто новаторское и будет заклеймен за преступные пробелы.

Знаменитый литературовед Джанфранко Контини опублико­вал в 1957 году том «Итальянская литература девятнадцатого и

двадцатого веков» (издательство Sansoni Accademia); так вот, будь

это дипломная работа, его бы прокатили, хотя в книге 472 пе­чатных страницы. Его бы обвинили, что по незнанию или не­брежению он не привел ряд имен, которые кому-то кажутся весь­ма значительными, в то же время посвятил полные главы «вто­ростепенным» авторам, а некоторых «основополагающих» от­правил в примечания под строку.

Понятно, это был знаменитый ученый, эрудированный исто­рик, авторитетный критик, никто не сомневался, что и опущение

имен, и изменение оценок суть части продуманной концепции;

так что отсутствие разбора какого-то автора воспринималось силь­нее, чем несколько страниц разноса. Но отколол бы такую штуку

двадцатидвухлетний выпускник!

Кто будет искать за его молчанием — полемику? За пробела­ми — отсылки к сотням откликов и рецензий, опубликованных

автором в печати, или ко множеству откликов, которые автор мог

бы при желании опубликовать?

Дипломники глобального размаха всегда обижены на комис­сию, которая ничего не поняла, но беда в том, что комиссия и не

смогла бы ничего понять. Обзорный диплом — демонстрация за­носчивости. Вообще-то интеллектуальная заносчивость, приме­нительно к диплому, в принципе не возбраняется. Доказывайте,

что Данте плохой поэт. Но доказывайте путем трехсотстранично­го грамотного разбора дантовского текста. Беда, что такие разбо­ры в обзорные дипломы не влезают. Вот почему крайне желатель­но, чтобы студенты вместо «Литературы Италии послевоенного

периода» брались за нечто гораздо более узкое.

Могу сразу сказать, что, по-моему, является идеалом. Даже не

«Рассказы Моравиа», а «Сравнение нескольких редакций "Рим­ских рассказов"». Скучно? Поскучайте... Лично мне такая задача

кажется поазартнее остальных.

К тому же если вникнуть, такой выбор — это довольно хит­рый поступок. Делая обзор за сорок лет, студент подставляется

для любых нападок. Как удержаться оппонентам или даже про­стым обыкновенным членам совета, как не показать, что они зна­ют такие имена, которые студентом, к сожалению, упущены? Каж­дый из членов, полиставши в четырех местах, выловит три упу­щенные персоналии, и вот уже наш студент кругом раскритико­ван, как будто в его дипломе одни ошибки, ничего хорошего.

Если же дипломник, совсем наоборот, серьезно проработал

узкую тему, он вынесет на комиссию материал, этой комиссии

почти неизвестный. И учтите, что я не предлагаю вам дешевый

трюк. Это трюк, но не дешевый, ради него стоит потрудиться. Да,

защищающийся заранее ставит себя в выигрышное положение.

Он заведомо будет знать вопрос глубже, чем его слушатели. Но

так как для этого ему пришлось как следует попотеть — вполне

законно, если он будет за свою работу вознагражден.

Между двумя крайностями: а) обзор всего на свете за сорок

лет либо б) история ранних и поздних редакций одного короткого

текста — имеется масса промежуточных степеней. Такими явля­ются темы «Литературный авангард в Италии в первой половине

шестидесятых годов», или «Образ Рима в "Римских рассказах"
Моравиа», или «Сходства и различия в фантастике Альберто Са­винио, Дино Буццати, Томмазо Ландольфи».

Применительно к негуманитарным специальностям в одном

руководстве содержится общий рецепт:

Тема «Геология», безусловно, абсолютно необозрима. «Вулканология», как

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Как написать iconВ целях более глубокого и творческого изучения предмета мировой экономики...
Вам предлагается написать научное эссе на одну из проблемных тем мировой экономики, исследуя хозяйственное поведение одной из стран...
Как написать iconТренинга
Позвонить по телефонам или написать электронное письмо и записаться как участник (места ограничены), а также выяснить номер аудитории,...
Как написать iconТренинга
Позвонить по телефонам или написать электронное письмо и записаться как участник (места ограничены), а также выяснить номер аудитории,...
Как написать iconКнига «Как написать гениальный детектив»
Почему люди читают детективы и другие полезные сведения для авторов, взявшихся писать детектив 12
Как написать iconЗадачи: написать группу предметов с учетом освещения взаимодействия...
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать группу предметов с учетом освещения и взаимовлияния цветов. Практически изучить приемы...
Как написать iconИз предложенного списка нужно выбрать одну тему и написать сочинение (эссе)
«Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала, иным, небиологическим» (Э. Н. Ильенков)
Как написать iconКак написать интригующее начало
Подавляющее большинство рукописей отвергается после того, как редактор прочитает первую страницу. Если автору не удается сразу захватить...
Как написать iconКак написать сочинение (егэ)
Над этими вопросами размышляет автор. Прочитав текст, я задумался над вопросом: что такое настоящая культура человека
Как написать iconЮрий Васильевич, расскажите, как родилась идея написать пьесу?
Баку и Персидские мотивы”. Вот как-то после этого я и решился на пьесу, но непременно антрепризную (От ред.: форма организации театрального...
Как написать iconКак я учился писать. Горький     Товарищи!
Многие предлагали мне «написать книгу о том, как иадо сочинять художественные рассказы», «выработать теорию литературы», «издать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница