Скачать 45 Kb.
|
Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955 (стр.1-5) К. МАРКС ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ 1 Главный недостаток всего предшествующего материализма, — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как че¬ловеческая чувственная деятельность, практика, не субъек¬тивно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в про-тивоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейер-бах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рассматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязноторгашеской форме её проявления. Он не понимает поэтому| значения «революционной», «практически-критической» деятельности. 2 Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3 Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспи¬тания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (на¬пример, у Роберта Оуэна). Совпадение изменения обстоятельств и человеческой дея¬тельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика. 4 Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельной царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута тео¬ретической критике и практически революционно преобра¬зована. 5 Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность. 6 Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой дей¬ствительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать рели¬гиозное чувство [Gemüt] обособленно и предположить абстракт¬ного — изолированного — человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассма¬триваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщ¬ность, связующая множество индивидов только природными узами. 7 Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чувство» само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к опре¬делённой общественной форме. 8 Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9 Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это — созерцание им отдельных индивидов в «гражданском обществе». 10 Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. 11 Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Написано К. Марксом ценой 184! Впервые опубликовано Ф. Энгельсом В1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Печатается по тексту издания 1888 г., сверенному с рукописью К. Маркса Перевод с немецкого 11 Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verändern ОДИННАДЦАТЫЙ ТЕЗИС о ФЕЙЕРБАХЕ из ЗАПИСНОЙ книжки К. МАРКСА ПРИМЕЧАНИЯ 1 «Тезисы о Фейербахе написаны К. Марксом в Брюсселе весной 1845 г. и находятся в его «Записной книжке» 1844—1847 годов. Впервые они были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немец¬кой философии»; там же указаны место и время написания тезисов. Заглавие «Тезисы о Фейербахе» дано Институтом Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина в соответствии с предисловием Энгельса к его работе «Людвиг Фейербах». В приложении к той же работе они были озаглавлены: «Маркс о Фейербахе». В «Записной книжке» Маркса имеется заголовок: «К Фейербаху». Издавая «Тезисы» в 1888 г., Энгельс внёс в них некоторые редак¬ционные изменения, чтобы сделать этот документ, не предназначав¬шийся Марксом для печати, более понятным для читателя. В настоя¬щем издании «Тезисы» даются в том виде, как они были опубликованы Энгельсом, с добавлением, на основании рукописи Маркса, тех курси¬вов и кавычек, которые отсутствуют в издании 1888 года — 1. |
![]() | К. маркс тезисы о фейербахе Маркс К., Ф. Энгельс Сочинения/М.: Государственное издательство политической литературы; 1955 | ![]() | Требования к оформлению тезисов Тезисы доклада не должны превышать объем 1 страницы в ms word (тезисы подаются в виде текстового файла) |
![]() | Тезисы IV международного симпозиума 7-9 октября 2003 г., Москва Под... Рефлексивные процессы и управление Тезисы IV международного симпозиума 79 октября 2003 г | ![]() | Тезисы докладов научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2005 г Шаг в историческую науку: Тезисы докладов межвузовской научной конференции студентов исторического факультета Ургпу 21 апреля 2004... |
![]() | А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности | ![]() | Тезисы должны Гбоу впо российский национальный исследовательский медицинский университ имени Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России |
![]() | А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности | ![]() | А. П. Косоротов 16 сентября 2011 г Тезисы лекции для курсантов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности |
![]() | Тезисы докладов V всесоюзной конференции скандинавистов (тд V cк). М., 1971 (0,1 а л.) Археологические памятники Древней Руси IX-XI вв. (в соавт.). Л., Изд-во лгу, 1978 (10 а л.) | ![]() | Проблема патриотизма. Тезисы Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов) |