Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху


Скачать 303.6 Kb.
НазваниеИслам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху
страница1/3
Дата публикации03.06.2013
Размер303.6 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
ПОСРЕДНИЧЕСТВО.

Шейх уль Ислам Ибн Таймийа

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Определение ат-тавассуля

2. Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху

3. Дозволенный ат-тавассуль

первый вид

второй вид

третий вид

четвертый вид

пятый вид

шестой вид

седьмой вид

4. Запрещенный ат-тавассуль

первый вид

второй вид

Определение ат-тавассуля

Арабское слово "ат-тавассуль" происходит от слова "аль-василя" (с буквой «син»), что значит "средство, способ". Слова "аль-василя" и "ат-тавассуль" с буквой «син», а также слова "аль-василя" и "ат-тавассуль" с буквой «сад» очень похожи друг на друга по смыслу, так как буквы «син» и «сад» в арабском языке взаимозаменяемы. То есть буква «син» может занимать место буквы «сад» и наоборот. Поэтому слово "ас-Сират" (стезя, путь) в суре "аль-Фатиха", можно читать как через букву «син», так и через букву «сад». Оба варианта чтения являются правильными.

Такова характеристика понятия «ат-тавассуль» в языковом аспекте. Что же касается исламской терминологии, то здесь ат-тавассуль в широком смысле понимается как поклонение, с помощью которого человек приближается к благосклонности Аллаха и Его раю. Из этого следует, что все виды поклонения Всевышнему являются средством спасения души от Огня и служат  причиной  входа в рай.

Аллах говорит в Коране: «^ Ведь те, к кому они (многобожники) взывают, желают сами обрести заветный доступ (аль-василя) к своему Владыке» (17:57. Пер. В. Пороховой).

Если ты, к примеру, постился в месяце Рамадан, то об этом твоем посте можно сказать, что он служит способом приближения к Аллаху и достижения Его благосклонности. Точно так же этим способом может быть и твоя молитва в месяце Рамадан, и твое поклонение Всевышнему в ночь Предопределения. Но надо заметить, что твой пост и твоя молитва непременно должны сочетаться с верой и искренностью.

Итак, всякое праведное дело - средство приближения к Аллаху. Конечная же цель этих деяний четко обозначена в словах Всевышнего «И только тот, кого минует огонь Ада и примут Райские сады, воистину познает вкус успеха» (3:185. Пер. В. Пороховой).

Поэтому Пророк, да благословит его  Аллах и приветствует, очень часто обращался к Аллаху с просьбой защитить его от Огня. В хадисе сказано: «Горе обитателям Огня» (хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа, имам Ахмад).

Ат-тавассуль бывает двух видов.

Первый вид: дозволенный  ат-тавассуль.

Второй вид: запрещенный ат-тавассуль.

^ Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху

Ат-тавассуль в мольбе - это использование человеком в своей мольбе к Аллаху того, что явится причиной удовлетворения Аллахом его просьбы. При этом  необходимо иметь доказательство того, что те или иные слова или дела, используемые для приближения к Господу, действительно являются дозволенными. Узнать о дозволенности или недозволенности того или иного средства приближения к Аллаху можно только из Шариата. Поэтому тот, кто использует в ат-тавассуле  слова или дела, не обоснованные Шариатом, считается лжецом, рассуждающим о  религии, не имея при этом достаточных знаний. На каком основании такой человек решает, что избранное им средство приближения к Аллаху угодно Аллаху  и явится причиной удовлетворения его просьбы? Ведь просьба к Аллаху, мольба - это поклонение, а все виды поклонения устанавливаются не иначе, как Шариатом.

Всевышний Аллах выразил Свое недовольство всяким, кто следует предписаниям, не установленным Им. Всевышний счел это ширком, сказав: «Разве есть у них другие боги, кто учредил для них в религии (законы), которые Аллах не дозволял?» (42:21. Пер. В.Пороховой).

Аллах сказал также: «^ Они себе, помимо Бога, раввинов и монахов за Господов берут» (9:31.  Пер. В. Пороховой.)

Как уже было сказано, ат-тавассуль (достижение расположения Аллаха) делится на две разновидности: дозволенный ат-тавассуль и запрещенный ат-тавассуль.

Дозволенный вид ат-тавассуля, в котором средство приближения к Аллаху почерпнуто из Шариата, в свою очередь, делится на несколько видов:

^ Первый вид:  приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе Его имен.

Второй вид: приближение к Аллаху посредством  упоминания в мольбе Его атрибутов.

^ Третий вид: приближение к Аллаху посредством упоминания Его действий.

Четвертый вид:  приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе о вере в Него.

^ Пятый вид: приближение к Аллаху посредством выражения взывающим своего состояния.

Шестой вид: попытка добиться расположения Аллаха посредством мольбы праведного человека.

^ Седьмой вид:  приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе  своих праведных дел.

Запрещенный ат-тавассуль делится на два вида.

Первый из них тот, в котором средством приближения к Аллаху избирается то, что не упомянуто в Шариате.

Второй вид  - это ат-тавассуль язычников, заключающийся в использовании ими своих идолов в качестве средства приближения к Аллаху, а также ат-тавассуль невежд, которые пытаются приблизиться к Аллаху через своих покровителей (авлия).

Ниже мы, с помощью Аллаха, подробно разберем все упомянутые виды достижения расположения Аллаха, приводя  доказательства на каждый из них.

Дозволенный ат-тавассуль

Как мы уже говорили, дозволенный ат-тавассуль - это достижение просящим расположения Аллаха узаконенными Шариатом способами. Он делится на семь видов.

^ ПЕРВЫЙ ВИД: приближение к Всевышнему посредством упоминания Его имен. Происходит это двумя способами.

1. Упоминание имен Аллаха в общем. В виде примера приведем достоверный хадис, который передал в своем сборнике имам Ахмад от Абдуллы ибн Мас’уда. В нем приводится мольба, произносимая при тревожном состоянии души или в часы грусти. «О, Аллах, поистине, я Твой раб, сын Твоего раба и Твоей рабыни. Мой чуб в Твоей длани. Решения Твои неизбежны для меня, а предопределение Твое в отношении меня справедливо. Заклинаю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты назвал себя, или обучил ему кого-нибудь из Твоих созданий, или ниспослал его в Своей книге,  или сокрыл его ото всех в Твоем сокровенном знании, сделать Коран светом моей груди и причиной ухода моей грусти и исчезновения моего беспокойства».

Указанием на упоминание в мольбе имен Аллаха в целом служат в данном хадисе слова «заклинаю Тебя каждым  твоим именем».

Доказательством дозволенности такого ат-тавассуля являются слова Аллаха, приведенные в суре «аль-А’раф» («Преграды»): «У Аллаха прекрасные имена, так взывайте к Нему, называя Его этими именами " (7:180).

2. Упоминание конкретных имен Всевышнего. Например, обращающийся с мольбой говорит: «О Прощающий (Аль-Гафур), прости мне! О Милосердный (Ар-Рахман), осени меня Своей милостью! О Аллах, поистине Ты Прощающий, Милостивый (Аль-Гафуру-р-Рахим), прости мения и помилуй!».

Следует заметить, что имя, упоминаемое в мольбе, должно соответствовать смыслу просьбы. Так, если человек обращается к Господу с просьбой об улучшении материального благосостояния, то упоминает в мольбе такое имя Аллаха, как «Податель» (Ар-Раззакъ), при просьбе о прощении он называет Аллаха «Прощающим» (Аль-Гафур), при просьбе о милости обращается к Нему по имени «Милостивый» (Ар-Рахман) и так далее. Если же человек, обращаясь к Аллаху, скажет: «О Властитель тяжкого наказания! Смилуйся надо мной», то это будет неуместно. Да и как можно просить Аллаха о милости, упоминая при этом имя, указывающее на Его кару!?

Другим примером такого вида ат-тавассуля является мольба, которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда тот попросил  обучить его молитве, с которой он мог бы обращаться к Аллаху в намазе. Пророк, да благословит его  Аллах и приветствует, сказал: «(О Абу Бакр!) Говори: "О Аллах, поистине я был несправедлив к себе. И не прощает грехи никто, кроме Тебя. Прости мне прощением, исходящим от Тебя, и смилуйся надо мной, поистине, Ты  - Прощающий, Милостивый!» (хадис привели Аль-Бухари и Муслим).

В данном случае упоминание имен «Прощающий» и «Милостивый» полностью соответствуют смыслу просьбы, коим является прощение Аллаха и Его милость.

Данный подвид ат-тавассуля, как и предыдущий, входит в смысл слов Всевышнего: «У Аллаха прекрасные имена, так обращайтесь к Нему с мольбой (ду’а), называя Его этими именами»  (7:180). Мольба (ду’а) в этом аяте подразумевает как мольбу-просьбу, так и мольбу-поклонение.

^ ВТОРОЙ ВИД: приближение к Всевышнему посредством упоминания Его атрибутов.

Этот вид, как и первый, делится на два подвида:

1.         Приближение к Аллаху путем упоминания Его атрибутов в общем. Так, человек может, к примеру, говорить:  «О Аллах, заклинаю Тебя Твоими прекраснейшими именами  и Твоими высочайшими атрибутами…», упоминая после этого предмет своей просьбы.

2.         Приближение к Господу путем упоминания какого-либо конкретного Божественного атрибута.

Пример этому - слова Посланника Аллаха, да благословит его  Аллах и приветствует, «Прибегаю к величию Аллаха  и Его силе от зла, которое чувствую и опасаюсь». Здесь мы видим приближение к Всевышнему посредством упоминания такого Его атрибута, как величие (аль-‘изза).

В другом хадисе приведена следующая мольба: «О Аллах, прошу Тебя Твоим знанием сокровенного и Твоей мощью в созидании (вещей), оставь меня в живых, если жизнь лучше для меня, чем смерть, и умертви меня, если смерть для меня лучше, чем жизнь».

В этом хадис ат-тавассуль происходит путем упоминания двух конкретных атрибутов Всевышнего - Знания и Мощи, что полностью сообразуется со смыслом просьбы.

^ ТРЕТИЙ ВИД: приближение к Аллаху посредством упоминания Его деяний. Выглядит  это следующим образом: человек просит Аллаха о чем-то, упоминая  о том, что Он  уже даровал подобное другому.

Примером подобного ат-тавассуля служит мольба о благословении Посланника Аллаха, где сказано: «О Аллах, благослови Мухаммада и его семью, как Ты благословил Ибрахима и его семью" (хадис с этой мольбой передан Аль-Бухари).

Благословение Аллахом Ибрахима и его семьи является деянием Всевышнего, поэтому, прося у Аллаха благословения для Мухаммада и его семьи, просящий упоминает о ниспослании Аллахом подобного благословения Ибрахиму и его семье.

Сравнительная частица "кя" (как) в этой мольбе употреблена для выражения мотивации, а не для сравнения, как это бывает обычно. Такое ее употребление встречается в арабском языке. Известный филолог Ибн Малик в своей поэме «Аль-Альфийя» пишет: «Частицей «кя» сравнивают и ею же мотивируют, а также используют для подтверждения смысла».

«О Аллах, благослови Мухаммада и его семью, как Ты благословил…». Слова «как Ты благословил» означают здесь «потому что Ты благословил». То есть смысл данной мольбы – «О Аллах, добиваюсь Твоей благосклонности, упоминая о Твоей милости, которую Ты оказал Своему рабу и другу Ибрахиму, благословив его, и прошу Тебя благословить Твоего друга Мухаммада и его семью».

Примером употребления частицы «кя» с целью мотивации служат слова Всевышнего в 198 аяте суры «Аль-Бакъара». Господь говорит: «Вспомните же Его, как (кя) Он наставил вас (на путь истины)», то есть: «потому что он наставил вас».

Так или иначе, употребление частицы «кя» как союза мотивации широко известно в ученом мире.

Кроме того, утверждая, что частица «кя» в данном хадисе использована для мотивации, мы избавляемся тем самым от известного сомнения. Оно выражается в следующем: если мы предположим, что частица «кя» в данном хадисе использована для сравнения и уподобления, то получится, что благословение, которое мы просим у Аллаха для Мухаммада и его семьи, меньше благословения, оказанного Ибрахиму (!), потому что в арабском языке уподобляемое уступает тому, чему его уподобляют. Например, если ты скажешь: «Тот человек щедр, как море», то это будет означать, что он все-таки менее щедр, чем море (в образном смысле, конечно).  Говоря же, что частица «кя» использована в данной мольбе для мотивации, мы избавляемся от сомнения, и именно таким образом развеивали данное сомнение ученые.

Под благословением (саляват) в этой мольбе подразумевается похвала. То есть, говоря «благослови Мухаммада и Его семью», мы просим Аллаха отозваться о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, похвалой в высшем сонме (среди ангелов) и помянуть его там красивым словом. Толкование же «благословения» как милости ошибочно, даже если учесть, что и некоторые ученые склонялись к подобному толкованию. На ошибочность этого мнения указывают слова Всевышнего в 157 аяте суры «Аль-Бакара» («Корова»), где говорится: «Они  - те, на коих снизойдет благословение и милость Бога». В аяте слова благословение (саляват) и милость (рахма) выступают как однородные члены, а, как известно сочленение слов в арабском языке указывает на их смысловое различие. В связи с этим можно утверждать, что толкование благословения как милости неправильно.

Примером приближения к Аллаху посредством упоминания Его деяний могут быть слова: «О Аллах, Ты ниспослал нам этот дождь, сделай его благодатным для нас". Здесь ты приблизился к Господу посредством упоминания о ниспослании дождя, которое является одним из деяний Аллаха.

^ ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД: приближение к Аллаху посредством упоминания в мольбе веры в него.

Данный вид ат-тавассуля состоит в том, что человек  добивается благосклонности Аллаха и ответа на свою мольбу путем упоминания в мольбе о своей вере в Аллаха и Его Пророка. Человек говорит: «О Аллах, верой в Тебя и в твоего Посланника прошу Тебя  о том-то и том-то…».  Подобный вид приближения к Аллаху является дозволенным. Доказательством этому служат слова мольбы, упомянутой Всевышним в 193 аяте суры «Аль Имран», где сказано: «Господи наш, мы услышали Твоего посланника, призывающего к  вере в Аллаха. Мы повиновались ему и уверовали. Господи наш! Прости же нам наши великие грехи, и очисти нас от наших скверных деяний, и упокой нас с твоими верными рабами и праведниками!».

То есть здесь взывающие к Аллаху как бы говорят: «Господи! По причине нашей веры в Тебя и твоего Посланника, прости нам грехи наши!».

Вера, в данном случае, служит причиной, средством достижения (аль-василя) прощения грехов.

Другим доказательством дозволенности этого вида ат-тавассуля являются слова Всевышнего в 109 аяте суры «Аль-Муминун» («Верующие»): «Поистине из Моих рабов есть такие, которые говорят: «О наш Господь! Мы уверовали в Тебя, прости нам и смилуйся над нами». Еще одно доказательство - аят в суре «Аль-Имран», где приводятся слова апостолов Исы: «О наш Господь, уверовали мы в то, что ты ниспослал, и последовали за Посланником (Твоим), прими же нас в свидетели (единобожия уммы Мухаммада)». Одним словом, достижение благосклонности Аллаха и ответа Им на мольбу путем упоминания молящимся о своей вере в Аллаха и о своей любви к Нему является дозволенным и установлено в Шариате, ибо вера во Всевышнего и любовь к Нему суть причины, приводящие к отпущению грехов.

^ ПЯТЫЙ ВИД: приближение взывающим к Аллаху посредством упоминания о своем состоянии.

Здесь подразумевается достижение взывающим расположения Аллаха путем выражения в мольбе к Нему своего состояния, упоминания о своей нужде в Нем, без упоминания о чем-либо другом.

Примером могут служить слова взывающего «О Аллах, поистине я нуждаюсь в Тебе» или «О Аллах, поистине я пленник в Твоих руках» и т.д.

Доказательством дозволенности данного вида ат-тавассуля служит история, упомянутая в Священном Коране. Она повествует о пророке Мусе, мир ему, который, напоив домашний скот для двух незнакомых женщин, а после, укрывшись в тени, сказал: «Господь мой! Поистине я нуждаюсь в том благе, что Ты мне ниспослал» (28:24).

При этом Муса не упомянул ничего, кроме своего состояния. Аят указывает на то, что описание просящим своего состояния приводит к милости того, кого он просит, вызывая сочувствие и благосклонность. Особенно если просьба обращена к Тому, кто есть  Милостивейший из милосердных.

Любой, в ком есть немного щедрости, непременно поможет человеку, который, желая добиться содействия и благосклонности, жалуется ему на свое положение, говоря, к примеру: «Я беден, у меня большая семья, но я не могу заработать на жизнь. К тому же, я чужестранец!...и т.д.».

Другой пример подобного ат-тавассуля в Коране - слова Закарии, приведенные в суре «Марьям»: «Господь мой, кости мои уже ослабли, а голова засверкала сединой, но я в своих молитвах к Тебе, Господи, никогда не оставался лишенным твоего благоволенья» (19:4).

  1   2   3

Похожие:

Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху icon-
Имам, Муваххид, Мухаддис, Факих, Муджахид, Шахид, Шейх уль Ислам, Сулейман Ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн АбдульВаххаб Да помилует...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconЭкономические взгляды Ибн Таймийи
Таки ад-дин Ахмад Ибн Таймийа (1263–1328), как и другие его предшественники, не является, строго говоря, экономистом в современном...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconИбн Таймийа привел единогласное мнение всех имамов и разъяснил, что...
А тот, кто скажет: «Я не буду совершать ни пятничную, ни общественную молитву, кроме как за тем, чью акыду я знаю по настоящему»,...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху icon«Кто не делает такфир мушрикам или сомневается в их куфре или считает правиьным их мазхаб»
Шейх-уль-Ислам Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб сказал в рисаля: «Науакидуль-Ислам ашара`»
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconДорогой брат, остановись! Шейх ‘Абдуллах ибн ‘Абдур-Рахман ибн Джибрин
Аллаху, Всемогущему и Великому, все в ней восхваляет Его, превозносит Его и поклоняется Ему. Аллах Всевышний сказал: {Нет ничего,...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху icon-
Автор: Шейх Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са'д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин, известный как Ибн Кайим...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху icon-
Автор: Шейх Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са'д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин, известный как Ибн Кайим...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconВо имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного!
Это послание написал великий мусульманский имам, шейхуль-ислам, муфтий Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр, известный как Ибн Кайим...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconВо имя Аллаха Милостивого, Милосердного! И у Него мы испрашиваем помощь
Это послание великий мусульманский ученый, имам, шейх-уль-ислам, муфтий мусульман Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр, известный как...
Ислам Ибн Таймийа содержание: Определение ат-тавассуля Ат-тавассуль в мольбе (ду’а) к Аллаху iconНауакъиду ислам” или ”То, что делает ислам недействительным”
Разъясните терминологическое значение слова «науакъидуль-ислам» с доказательствами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница