Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии»


Скачать 177.15 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии»
Дата публикации15.06.2013
Размер177.15 Kb.
ТипМетодическая разработка
userdocs.ru > Философия > Методическая разработка




ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград».

Учебно-методическая разработка

для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии», для 2 курса, специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень, квалификация «Фельдшер».

2012


ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград».

Кабинет морфологических дисциплин.

Зав. кабинетом Трошина Н.В.

Дисциплина: Основы патологии.

2 курс, повышенный, специальность – 060101 «Лечебное дело».

Уважаемые студенты, 2 курса, ЛД, базовый уровень. Вам предстоит изучение одной морфологической дисциплины – основы патологии. Вы будете изучать её в течении одного семестра. Изучение будет проходить «активным» методом: Вы получите этот диск, на котором имеется краткое изложение теоретического материала и, вместе с материалом учебника, по каждой теме Вы будете самостоятельно выполнять домашнее задание, которое прописано после каждой темы. Виды заданий могут быть: первого, второго, третьего типа ВСРС.

Таким образом, Вашим заданием на каждое занятие, будет краткий конспект и выполнение заданий по конкретному занятию.

ДЛЯ ЭТОГО, Вы должны завести рабочую тетрадь объёмом 48 листов, где и выполните соответствующее задание.

^ КАЖДОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРЕДЪЯВЛЯЕТЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ И ПОЛУЧИТЕ ЗА НЕГО ОЦЕНКУ.

Критерии оценки.

Оценка «5» ставится студентам:

◄ за четкое, логическое, обоснованное изложение материала по теме ВСР;

◄ за умение правильно изобразить электронограмму; схему.

◄за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.

^ Оценка «4» ставится студентам:

◄ за четкое, грамотное, но не всегда обоснованное изложение материала по теме ВСР;

◄ за стремление к правильному выполнению всех этапов по установленному алгоритму, но допускаются отдельные неточности;

◄за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.

^ Оценка «3» ставится студентам:

◄за неглубокое, непоследовательное, поверхностное изложение материала;

◄за нарушение последовательности и наличие ошибок при выполнении ВСР;

◄за неэстетичное оформление задание.

На практических занятиях Вам предстоит также выполнение самостоятельных заданий, которые называются АУДИТОРНЫЕ, но разработку по ним Вы получите у преподавателя в ходе занятия.

Итак, для качественного занятия Вам понадобятся две папки с материалами: первая- это материал диска. Вторая уже готова и ждёт Вас у преподавателя в кабинете. Учебник и тетрадь на 48 листов.

^ Помните, главным условием Вашего успешного обучения, является посещение практических занятий. Желаю успехов! Трошина Наталья Викторовна.
Общие рекомендации по работе с материалом пособия.
1. Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием.

2. Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы. В библиотеке возьмите недостающие Вам книги.

3.Прочтите учебник по нужной теме.

4. Прочтите дополнительный материал /электронная версия/, предоставленный преподавателем по нужной теме.

5.Откройте рабочую тетрадь по дисциплине. Запишите в нее название темы и цели, которых Вы должны достигнуть в процессе работы по предложенной теме.

6. Выполнение заданий, предложенных в данном пособии, не должно занять Вас более двух часов.

7. Работа по каждой теме должна быть выполнена к практическому занятию по данной теме.

8. Если у Вас возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю./тел: 89176435196/. troshina_2009@mail.ru
Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

  • овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями;

  • формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности как качества личности;

  • развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ ЗАНЯТИЙ.

Основная

Струков А.Н. Пауков В.А. – Патология, учебник для средних специальных учебных заведений. М. 1990.

Дополнительная:

Авцын А.П., Шахламов В.А. Ультраструктурные основы патологии клетки. М.: Медицина, 1979.

Адо А.Д. Вопросы общей нозологии. М.: Медицина, 1985.

Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз, 1962.

Давыдовский И.В. Общая патология человека. 2-е изд. М.: Медицина, 1969.

Казначеев В.П. Субботин М.Я. Этюды к теории общей патологии. Новосибирск, 1971.

Клиническая иммунология и аллергология: В 3 т. / Под ред. Л. Йегера. М.: Медицина, 1986.

Маянский А.Н. Микробиология для врачей. (Очерки патогенетической микробиологии). Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1999.

Маянский А.Н., Маянский Д.Н. Часовые здоровья. Новосибирск: Наука, 1987.

Маянский Д.Н. Хроническое воспаление. М.: Медицина, 1991.

Маянский Д.Н., Висе Э., Декер К. Новые рубежи гепатологии. Новосибирск: Наука, 1992.

Маянский Д.Н, Урсов И.Г. Лекции по клинической патологии, Новосибирск, 1997.

Петров Р.В. Иммунология: Учебник для мединститутов. М.: Медицина, 1983.

Ройт А., Бростоф Дж., Мейл Д. Иммунология. М. «Мир», 2000.
Внеаудиторная обязательная самостоятельная работа к теме № 1.

Форма СРС: овладение знаниями, систематизация и закрепление знаний.
Расчетное время для организации СРС:

1. организуйте рабочее место, которое позволит Вам сосредоточиться на выполнении СРС.

10 мин.




Задание №1. Составить краткие ответы на вопросы темы «Некроз. Апоптоз».

Инструкция к выполнению данного задания.

◊ прочитать материал учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить краткие ответы на следующие вопросы:

^ 1. характеристика клинико-анатомических форм некроза,

2. характеристика морфологического процесса апоптоза,

ОБРАЗЕЦ:

Краткая характеристика проводящей системы сердца:

Проводящая система состоит из предсердно - желудочкового узла, прово-дящей системы Гиса, и волокон Пуркинье. Соответственно эти образования относятся к нервной ткани и нервным волокнам. Значение данной системы заключается в том, чтобы обеспечивать содружественное распространение нервного импульса на мышечные клетки, для их сократительной функции.

Расчетное время выполнения данного задания:

1. характеристика клинико-анатомических форм некроза,

2. характеристика морфологического процесса апоптоза.

20 мин.
20 мин.

Задание №2. Нарисуйте Рис.1. Схема апоптоза. /из материала диска/
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с электронными схемами и фотографиями материала учебника и лекции,

◊ осмыслить просмотренное,

◊ изобразить в тетради формы эпителиев цветным или «простым» карандашом.

Расчетное время выполнения данного задания:

1. схема апоптоза.

30 мин.


Задание №3. Решить типовую задачу.

^ ЗАДАЧА № 1.Наряду с сохранившейся тканью селезенки выявлены зоны безъядерной бесструктурной массы с сохранившимися контурами сосудов и трабекул, окрашенной эозином однородно в розовый цвет. Ваше предположение о данной патологии?

^ ЗАДАЧА № 2. При микроскопическом исследовании ткани, обнаружено: на фоне сохранившейся структуры клеток выявлен пикноз и фрагментация ядер, клеточные мембраны имеют вздутия. Ядерные красители слабо - положительные. Исследуемая ткань, предположительно, была взята у человека, страдающего аутоиммунной атрофией щитовидной железы и принимающего гормонзаместительные средства. Ваше предположение о данной патологии?
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и электронной версии,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ выполнить манипуляцию по образцу.

◊ оформить задание в тетради.
^ Образец решения задачи.

Задача. При гистологическом изучении ткани головного мозга видны расширенные капилляры, заполненные эритроцитами, за пределами отдельных капилляров видны свободно лежащие эритроциты. Ваше мнение о патологическом процессе?

Решение. На основании условия задачи, считаю, что расширенные сосуды, заполненные эритроцитами, свидетельствуют о полнокровии. Свободнолежащие эритроциты в ткани мозга, свидетельствуют о их миграции за пределы сосудистой стенки путём диапедеза. Таким образом, данная патология называется капиллярное полнокровие с диапедезным кровоизлиянием.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. решение задачи

30 мин.

Внеаудиторная обязательная самостоятельная работа к теме № 2.

Форма СРС: овладение знаниями, систематизация и закрепление знаний.
Расчетное время для организации СРС:

1. организуйте рабочее место, которое позволит Вам сосредоточиться на выполнении СРС.

10 мин.




Задание №1. Составить краткие ответы на вопросы темы «Лихорадки. Классификация. Клиническое значение».
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ прочитать материал учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить краткие ответы на следующие вопросы:

1. характеристика патофизиологических аспектов лихорадки,

2. клинические виды лихорадок.

ОБРАЗЕЦ:

Краткая характеристика проводящей системы сердца:

Проводящая система состоит из предсердно - желудочкового узла, проводящей системы Гиса, и волокон Пуркинье. Соответственно эти образования относятся к нервной ткани и нервным волокнам. Значение данной системы заключается в том, чтобы обеспечивать содружественное распространение нервного импульса на мышечные клетки, для их сократительной функции.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. характеристика пато-физиологических аспектов лихорадки,

2. клинические виды лихорадок.

20 мин.
20 мин.


Задание №2. Составьте глоссарий по материалам учебника и электронной версии./ не менее 10 терминов/.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить глоссарий, оформить его эстетично в тетради.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. глоссарий.

30 мин.


ОБРАЗЕЦ:

Глоссарий по теме № 2: «Лихорадки. Классификация. Клиническое значение».

1. литическое …/лизис/ - постепенное снижение температуры тела, позволяющее организму адаптироваться к изменяющимся температурным условиям.
Задание №3. Решить типовую задачу.

^ ЗАДАЧА № 1. В ходе операции на почке у больного, 45 лет, находящегося по наркозом, внезапно стала повышаться tо тела, составила 39,5о, начались судороги, сужение зрачков, резкая гиперемия кожи. Ваше мнение о патологическом процессе?
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и электронной версии,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ выполнить манипуляцию по образцу.

◊ оформить задание в тетради.

^ Образец решения задачи.

Задача. При гистологическом изучении ткани головного мозга видны расширенные капилляры, заполненные эритроцитами, за пределами отдельных капилляров видны свободно лежащие эритроциты. Ваше мнение о патологическом процессе?

Решение. На основании условия задачи, считаю, что расширенные сосуды, заполненные эритроцитами, свидетельствуют о полнокровии. Свободнолежащие эритроциты в ткани мозга, свидетельствуют о их миграции за пределы сосудистой стенки путём диапедеза. Таким образом, данная патология называется капиллярное полнокровие с диапедезным кровоизлиянием

Расчетное время выполнения данного задания:

1. решение задачи

30 мин.


Внеаудиторная обязательная самостоятельная работа к теме № 3.

Форма СРС: овладение знаниями, систематизация и закрепление знаний.
Расчетное время для организации СРС:

1. организуйте рабочее место, которое позволит Вам сосредоточиться на выполнении СРС.

10 мин.




Задание №1. Составить краткие ответы на вопросы темы «Клинические признаки воспаления».
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ прочитать материал учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить краткие ответы на следующие вопросы:
^ 1. характеристика патофизиологических аспектов воспаления,

2. клинико – анатомические признаки воспалительного процесса.

ОБРАЗЕЦ:

Краткая характеристика проводящей системы сердца:

Проводящая система состоит из предсердно - желудочкового узла, прово-дящей системы Гиса, и волокон Пуркинье. Соответственно эти образования относятся к нервной ткани и нервным волокнам. Значение данной системы заключается в том, чтобы обеспечивать содружественное распространение нервного импульса на мышечные клетки, для их сократительной функции.

Расчетное время выполнения данного задания:

1. характеристика патофизиологических аспектов воспаления,

2. клинико – анатомические признаки воспалительного процесса..

20 мин.
20 мин.


Задание №2. Составьте глоссарий по материалам учебника и электронной версии./ не менее 10 терминов/.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить глоссарий, оформить его эстетично в тетради.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. глоссарий.

30 мин.

ОБРАЗЕЦ:

Глоссарий по теме № 3: «Клинические признаки воспаления».

1. ихорозное – гнилостный вид экссудативного воспаления, обусловленный распадом поражённых тканей.
Задание №3. Решить типовую задачу.

^ ЗАДАЧА № 1. На поверхности разрезов легких и под висцеральной плеврой обнаруживаются множественные просовидные узелки величиной 1—2 мм, плотные на ощупь, серовато-белого цвета. При гистологическом изучении центральная часть узелков состоит из тканевого детрита, окруженного клеточным валом из лимфоцитов, эпителиоидных и гигантских клеток Пирогова — Лангханса. Ваше предположение о патологическом процессе.

^ ЗАДАЧА № 2. Макроскопически слизистая оболочка трахеи набухшая, утолщена, покрыта вязкой слизью, сосуды ее полнокровны. Ваше предположение о патологическом процессе.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и электронной версии,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ выполнить манипуляцию по образцу.

◊ оформить задание в тетради.

^ Образец решения задачи.

Задача. При гистологическом изучении ткани головного мозга видны расширенные капилляры, заполненные эритроцитами, за пределами отдельных капилляров видны свободно лежащие эритроциты. Ваше мнение о патологическом процессе?

Решение. На основании условия задачи, считаю, что расширенные сосуды, заполненные эритроцитами, свидетельствуют о полнокровии. Свободнолежащие эритроциты в ткани мозга, свидетельствуют о их миграции за пределы сосудистой стенки путём диапедеза. Таким образом, данная патология называется капиллярное полнокровие с диапедезным кровоизлиянием

Расчетное время выполнения данного задания:

1. решение задачи

30 мин.


Внеаудиторная обязательная самостоятельная работа к теме № 4.

Форма СРС: овладение знаниями, систематизация и закрепление знаний.
Расчетное время для организации СРС:

1. организуйте рабочее место, которое позволит Вам сосредоточиться на выполнении СРС.

10 мин.



Задание №1. Составить краткие ответы на вопросы темы «Общая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей».
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ прочитать материал учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить краткие ответы на следующие вопросы:
^ 1. Характеристика теорий возникновения опухолевого процесса,

2. Клинико – анатомические признаки доброкачественных и злокачественных опухолей.
ОБРАЗЕЦ:

Краткая характеристика проводящей системы сердца:

Проводящая система состоит из предсердно - желудочкового узла, прово-дящей системы Гиса, и волокон Пуркинье. Соответственно эти образования относятся к нервной ткани и нервным волокнам. Значение данной системы заключается в том, чтобы обеспечивать содружественное распространение нервного импульса на мышечные клетки, для их сократительной функции.
Расчетное время выполнения данного задания:

^ 1. Характеристика теорий возникновения опухолевого процесса,

2. Клинико – анатомические признаки доброкачественных и злокачественных опухолей.

20 мин.
20 мин.


Задание №2. Составьте глоссарий по материалам учебника и электронной версии./ не менее 10 терминов/.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить глоссарий, оформить его эстетично в тетради.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. глоссарий.

30 мин.


ОБРАЗЕЦ:

Глоссарий по теме № 4: «Общая характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей».

1. дисплазия – нарушение созревания на клеточном, тканевом, органном уровне.
Задание №3. Решить типовую задачу.

^ ЗАДАЧА № 1. При гистологическом исследовании опухоли кожи выявлено, что она представлена зрелыми клетками соединительной ткани: фибробластами, фиброцитами и большим числом коллагеновых волокон. Ядра клеток располагаются параллельно друг другу. Пучки коллагеновых волокон неравномерной величины, то переплетаются, то располагаются параллельно. Сосуды распределены неравномерно. ●Ваше предположение о данной патологии?
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и электронной версии,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ выполнить манипуляцию по образцу.

◊ оформить задание в тетради.

^ Образец решения задачи.

Задача. При гистологическом изучении ткани головного мозга видны расширенные капилляры, заполненные эритроцитами, за пределами отдельных капилляров видны свободно лежащие эритроциты. Ваше мнение о патологическом процессе?

Решение. На основании условия задачи, считаю, что расширенные сосуды, заполненные эритроцитами, свидетельствуют о полнокровии. Свободнолежащие эритроциты в ткани мозга, свидетельствуют о их миграции за пределы сосудистой стенки путём диапедеза. Таким образом, данная патология называется капиллярное полнокровие с диапедезным кровоизлиянием

Расчетное время выполнения данного задания:

1. решение задачи

30 мин.


Внеаудиторная обязательная самостоятельная работа к теме № 5.

Форма СРС: овладение знаниями, систематизация и закрепление знаний.
Расчетное время для организации СРС:

1. организуйте рабочее место, которое позволит Вам сосредоточиться на выполнении СРС.

10 мин.




Задание №1. Составить краткие ответы на вопросы темы «Экстремальные состояния».
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ прочитать материал учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить краткие ответы на следующие вопросы:
^ 1. Патофизиологическая характеристика шока,

2. Патофизиологическая характеристика комы.

.

ОБРАЗЕЦ:

Краткая характеристика проводящей системы сердца:

Проводящая система состоит из предсердно - желудочкового узла, прово-дящей системы Гиса, и волокон Пуркинье. Соответственно эти образования относятся к нервной ткани и нервным волокнам. Значение данной системы заключается в том, чтобы обеспечивать содружественное распространение нервного импульса на мышечные клетки, для их сократительной функции.

Расчетное время выполнения данного задания:

^ 1. Патофизиологическая характеристика шока,

2. Патофизиологическая характеристика комы.

20 мин.
20 мин.


Задание №2. Составьте глоссарий по материалам учебника и электронной версии./ не менее 10 терминов/.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и лекции,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ составить глоссарий, оформить его эстетично в тетради.
Расчетное время выполнения данного задания:

1. глоссарий.

30 мин.


ОБРАЗЕЦ:

Глоссарий по теме № 5: «Экстремальные состояния».

1. терминальное состояние – Это последнее (граничащий со смертью) этап жизни организма.

Задание №3. Решить типовую задачу.

^ ЗАДАЧА № 1. У больного 20 лет, наблюдалось повышение tо тела от 39,4 –40,9, в течении суток, продолжительностью около 2 дней. Затем появились судороги верхних и нижних конечностей. Дыхание затруднено, небольшое головокружение. Вызванная карета СП гопитализировала молодого человека, в стационаре обнаружены признаки газового алкалоза. Как называется экстремальное состояние такого типа? Объясните механизм.
Инструкция к выполнению данного задания.

◊ ознакомиться с материалом учебника и электронной версии,

◊ осмыслить прочитанное,

◊ выполнить манипуляцию по образцу.

◊ оформить задание в тетради.

^ Образец решения задачи.

Задача. При гистологическом изучении ткани головного мозга видны расширенные капилляры, заполненные эритроцитами, за пределами отдельных капилляров видны свободно лежащие эритроциты. Ваше мнение о патологическом процессе?

Решение. На основании условия задачи, считаю, что расширенные сосуды, заполненные эритроцитами, свидетельствуют о полнокровии. Свободнолежащие эритроциты в ткани мозга, свидетельствуют о их миграции за пределы сосудистой стенки путём диапедеза. Таким образом, данная патология называется капиллярное полнокровие с диапедезным кровоизлияниемРасчетное время выполнения данного задания:

1. решение задачи

30 мин.

Похожие:

Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы...
«Основы патологии», для 2 курса, специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень, квалификация «Фельдшер»
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной...
Согласно требований фгос нпо и плана учебного процесса обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем...
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconПеречень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Криминология»

Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconПеречень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Криминология»

Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодическая разработка содержит учебный план курса «Основы экономической теории»
Основы экономической теории: методическая разработка для студентов гуманитарных специальностей / Ред. – Н. Новгород: ннгу, 2002....
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной...
Тема: «Элементы теории вероятностей»
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» icon«нейротропные средства. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию»
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы права» (составитель ст преподаватель Н. У. Сариева...
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconМетодические указания по подготовке и защите курсовой работы по дисциплинам...
Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся экономическим специальностям и для их научных руководителей
Методическая разработка для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине: «Основы патологии» iconГомельский государственный медицинский университет
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница