Скачать 84.7 Kb.
|
Содержание Лексика и грамматикаСинтаксис и пунктуация Человек и его язык (речь) Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности Что такое язык и речь (чем они отличаются) |
ПРИЛОЖЕНИЕ В 2013 году в третьей части экзаменационной работы предполагается только одно сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Предлагаем вам рассмотреть примерные темы-цитаты"', которые мы сгруппировали по следующим разделам:
Лексика и фразеология «Слово — великое оружие жизни» (В. О. Ключевский). «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти» (Л.Н. Толстой). «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К. А. Федин). «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов). «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К.Г. Паустовский). «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русского языка). «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» (Л.Н. Толстой). «Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» (М. А. Шолохов). «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В. Г. Короленко). ^ «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают» (Г.В. Степанов). «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский). «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение » (Л. В. Успенский). «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» (И.И. Постникова). «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни» (Н. Г. Чернышевский). «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский). Морфология «Имя существительное — хлеб языка » (Л. В. Успенский). «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (A.A. Потебня). «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено”» (A.A. Реформатский). «Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой). «Движение и его выражение — глагол — является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой). ^ «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» (М.Е. Салтыков-Щедрин). «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи» (A.C. Пушкин). «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (A.B. Успенский). «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» (И. И. Постникова). «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис» (A.A. Реформатский). «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса» (Б.В. Шергин). «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”» (С.И. Львова). «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Н.С. Валгина). «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл» (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко). «Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства » (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко). «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский). «С какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя» (К.Г. Паустовский). ^ «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» (И. А. Гончаров). «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (Георг фон Габеленц). «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» (Д. С. Лихачёв). «Язык — это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» (Поль Рикёр). «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращают?: свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык... он также как бы пронизывается этим способом выражения» (А.Н. Толстой). Язык и речь «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения» (В.Г. Короленко). «Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой • (Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко). «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (A.C. Пушкин). «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Б.Н. Головин). «Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что человек умеет» (A.A. Мирошниченко). «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» (М.В. Панов). «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко). Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» (A.A. Мирошниченко). «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н. Толстой). ^ «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» (М.Н. Кожина). «Автор идёт от мысли к словам, а читатель •— от слов к мысли» (Н. Шамфор). «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» (Е. В. Джанджакова). «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я. Солганик). «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (A.A. Зеленецкий). «Выразительность — это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А. И. Горшков). Лексические явления для аргументации
тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.). Грамматические явления для аргументации . слова указанных в цитате частей речи;
^ риторические вопросы; ^ риторические восклицания; ^ синтаксический параллелизм; ^ анафора; ^ инверсия; ^ парцелляция; ^ многосоюзие/бессоюзие, ^ градация; . знаки препинания, абзац. ^
|
![]() | Сочинение пишите Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012) | ![]() | Памятка. Написание сочинения на лингвистическую тему Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует,... |
![]() | Как писать сочинение на лингвистическую тему? Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат lingua — язык) — наука, изучающая языки | ![]() | Сочинение-рассуждение на тему «Востребованы ли качества благородного... |
![]() | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Находим в тексте одно лексическое и одно грамматическое явление (учитывая задания-подсказки). Теоретически (обобщенно) формулируем... | ![]() | Сочинение. Информационная обработка текста Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе шаблоны к сочинениям егэ и... |
![]() | Образцы сочинений-рассуждений на лингвистическую тему ( 1) Текст... «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» | ![]() | Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Ий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный При выполнении задания части 1 обведите кружком... |
![]() | Рыжий дьявол Колыме, на пятьсот третьей стройке и в „Краслаге. Освободились из заключения в тысяча девятьсот пятьдесят втором году. И после освобождения... | ![]() | Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение |