Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,


НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
страница1/26
Дата публикации02.04.2013
Размер2.92 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»


Л. Ю. Фуксон
Ч т е н и е

учебное пособие


Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031001 – «Филология»


Кемерово 2007
ВВЕДЕНИЕ
Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь …

А.Пушкин



Реальная наша жизнь представляет собой постоянную разорванность уже налично действительного и ещё возможного. Настоящее осуществление каких-то возможностей, то есть переход их в статус действительности, не устраняет этого разрыва, так как продолжение жизни означает возникновение новых возможностей. Следует говорить в связи с этим о постоянно меняющемся смысловом жизненном горизонте и о напряжённом несовпадении наличного бытия и смысла. Это обстоятельство заставляет в очередной раз вспомнить аристотелевскую мысль о назначении поэзии. Если, по Аристотелю, поэт, в отличие от историка, говорит не о «том, что было», а «о том, что могло бы быть» (см.: Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М.,1984. С.655), то это вовсе не означает, будто поэзия – сфера лишь возможного, а не действительного. В аристотелевской формулировке важно понятие бытия, то есть момент осуществлённости возможности как сбывшегося смысла. Поэзия (и искусство вообще) как раз преодолевает указанный разрыв благодаря созданию другой – параллельной, вымышленной – реальности, где то, что «могло бы быть», дано именно как сбывшееся, но сбывшееся в жизни другого – героя. Эта вымышленная реальность может существовать, как известно, лишь благодаря усилиям воображения читателя (зрителя, слушателя).

Известные строки Пушкина, взятые нами в качестве эпиграфа, точно схватывают ситуацию чтения художественного произведения, в которой соединяются «вымысел» и самые что ни на есть настоящие, «всамделишные» слёзы, то есть возможность и действительность, взятые уже по отношению не к герою, а к читателю. Причём «слёзы» вовсе не обязательно указывают на печальный характер «вымысла». Это знак того, что искусство - нечто захватывающее, трогательное в широком смысле слова, прорывающееся в сферу бытия. Уместно здесь вспомнить, как Печорин накануне дуэли, открыв «Пуритан» В.Скотта, «читал сначала с усилием», но потом «забылся, увлечённый волшебным вымыслом». В преодолении обычного жизненного разрыва идеального и реального, игры и действительности как раз и состоит художественная «гармония», которой «упивается» читатель.

Чрезвычайно существенно то, что чтение (и художественное восприятие вообще) – это не «простое» переживание воображаемого, а понимающее, толкующее: ведь предмет его – вы-мысел - смысл.

Одно из фундаментальных положений современной герменев­тики состоит в том, что понимание укоренено в предшествующем опыте, никогда не начинаясь, «с нуля», так сказать. По мысли Гадамера, «...проблеск смысла (...) появляется лишь благодаря тому, что текст читают с извест­ными ожиданиями, в направлении того или иного смысла» (Г.-Г.Гадамер. Актуальность прекрасного. М.,1991. С.75). В своих «Лекциях по структуральной поэтике» Ю.М.Лотман употребляет очень точное выражение: «априорно заданная структура ожида­ния», описывая ситуацию похода в кино и тех «контуров ожидания», которые «складываются из внешнего вида афиши, названия студии, фамилий режиссёра и ведущих артистов, определения жанра, оценочных свиде­тельств ваших знакомых, уже посмотревших фильм, и т.д.» (Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.,1994. С.221). Это очень близко понятию читательского «горизонта ожиданий», введённому в литерату­роведение Х.Р.Яуссом (См.: Х.Р.Яусс. История литературы как прово­ка­ция литературоведения // Новое литературное обозрение, 1995, № 12. С.60). Степень определённости этой структуры смыслоожи­дания может быть различной. Можно предста­вить себе ситуацию, когда мы ничего не знаем о книге, кроме того, что она художественная. Определяет ли это хоть как-то читательский настрой? На этот вопрос мы бы ответили утвердительно. По-видимому, имеются более общие, априорно заданные аспекты структуры предпони­мания, связанные с ожиданием не какого-то определённого произведения искусства, а искусства как такового. Понятие a priori означает здесь не некую теоретическую «приправу» к восприятию художественных произведений, а лишь то, что любое из них дано нам именно как художественное и тем самым в горизонте непреложных «правил», определяющих саму возможность художественного восприятия. Нами имеется в виду некая обнаруженность-до разнообразных сужде­ний о литературе и вос­при­ятия текстов эстетических установок, которые присутствуют как сами собой подразумевающиеся.

Как писал Л.Витгенштейн, понимание - это не «душевный процесс», а действие по правилу (См.: Л.Витгенштейн. Философские работы. Ч.1. М.,1994. С.141-170). Близко этому тезису замечание Э.Д.Хирша: «Процесс понимания есть сам по себе процесс легитимации, придания законной силы». См.: E.D.Hirsch. The aims of interpretation. Chicago & London,1976. P.33). Представление о необходи­мости неких правил истолкования текстов постоянно сопро­вождает герменевтику - от предписаний Аристарха Самофра­кийского и августиновских правил толкования Священного Писания до Э.Бетти с его четырьмя канонами интерпретации (см.: В.Кузнецов. Герме­нев­тика и её путь от конкретной методики до философского направления //Логос # (1999) 20. С.71-72). У Э.Бетти акцент сделан на сознательной установке понимания. Нас же здесь интересуют те условия чтения художественных произведе­ний, которые чаще всего непроизвольно, «анонимно» содержатся в толковании как «очевидные». Поэтому слово «правила» означает не то, посредством чего мы у-прав-ляем своим пониманием художественных текстов, а то, что им управляет независимо от нас.

Априорные аксиоматические принципы могут быть сформулированы лишь в общем виде, так как чтение и истолкование по своей природе не может иметь чёткого набора процедур – универсальных «отмычек», ибо имеет дело не с объектом (как анализ), а с уникальным смыслом.

Работу толкования, которая осуществляется в чтении худо­жественных текстов, нельзя путать с научным анали­зом. О строгом различении “понимания и научного изуче­ния” писал М.М.Бахтин (М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.,1979. С.349). Это не исключает возможности интеграции анализа и истолкования, но - как принципи­ально различных акций, целью одной из которых является объяснение “устройства” структуры произведения, а с другой - понимание его смысла. Известное определение Ю.М.Лотманом стихотворения как «сложно построенного смысла» (Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.,1994. С.88) совершенно справедливо утверждает единство смысла художест­венного произведения и его структуры. Однако это неправильно было бы понимать как тождество. Поэтому анализ, направленный на «построенность» произведения, сам по себе не открывает смысл. Смысл обнаруживает только интерпретация. Часто сам анализ понимается расшири­тельно - с включением в него и истолкования. Но это затушёвывает специфику герменевтических процедур и правил, а также - специфику самого анализа в точном смысле этого слова. Вопросы научно-специального анализа проецируют общие понятия на текст. Вопросы понимания обращены к тексту непосредственно: сам текст опрашивается. Научный анализ – это прежде всего разложение целостного художественного впечатления на объективную действи­тельность с её различными аспектами и субъективную исследо­вательскую установку, регистриру­ющую эти аспекты и их взаимосвязи. Сама аналити­ческая акция осу­ществляется при молчании произведения. Чтение же – это как раз акт звучания произведения.

Данный учебник написан не в противовес имеющимся пособиям, а в дополнение к ним, и предназначен для старших школьников, студентов, а также всех тех, кто учится читать художественные книги и учит читать других. Такая «размытость» адресата имеет принципиальное значение, так как мы акцентируем внимание именно на том, что объединяет профессионального филолога и обычного читателя перед лицом художественного произведения.

Следует сделать оговорку относительно заголовка. Так названные учебники обычно предназначены младшим школьникам. Однако мы исходим из того, что учиться читать следует продолжать и в более позднем возрасте. Слово «учебное» ни в коем случае не означает претензии автора на роль учителя. Речь идёт об особой «ученической» установке по отношению к художественным текстам, об усилиях преодоления своего рода герменевтической беспомощности, присущей любому читателю, о том, чтобы почувствовать насущную необходимость самого безумного и бесполезного, самого немодного занятия – чтения художественных произведений.

1. УДИВЛЕНИЕ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Советом по психологии умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconТеория организации
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconО. М. Рой система государственного и муниципального управления
Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconКурс сравнительного правоведения
Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации в качестве учебного пособия...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconЮдина Т. Н. Ю16 Миграция: словарь основных терминов: Учеб пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconФилология
Допущено умо по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconУчебное пособие рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический...
М64 Управление качеством: учеб пособие. М. Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 288 с
Учебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, iconЯковлев Е. Г. Я47 Эстетика: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница