5. Средневековая философия и основные её проблемы


Скачать 115.72 Kb.
Название5. Средневековая философия и основные её проблемы
Дата публикации04.04.2013
Размер115.72 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы


Тема 5.Средневековая философия и основные её проблемы.

План

1)ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА

2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

В исторической науке понятием «средние века» охватывается эпоха с V по XV века. Но в философии начало средних веков отнесено к более раннему времени — I веку, когда начали разрабатываться догматы христианства. Такой подход к установлению начала средневековой философии объясняется тем обстоятельством, что основные её проблемы сопряжены с разработкой, утверждением, распространением христианского учения, которое стало оформляться именно в это время.

Средневековую философию принято периодизировать в соответствии с основными этапами развития религиозного учения.

Патристика (от слова «патер» — отец) — I этап в развитии средневековой философии (I-VI вв.). Основным содержанием данного этапа явились разработка и защита христианского учения «отцами церкви». «Отцами церкви» считаются мыслители, внёсшие определяющий вклад в доктринальное оформление христианского учения. Как правило, разработчики и апологеты догматов христианства одновременно являлись известными философами (Аврелий Августин, Григорий Нисский, Тертуллиан и др.).

Схоластика — II этап в развитии средневековой философии (IX — XV в.в.), во время которого происходит дальнейшее уточнение, конкретизация христианского учения с привлечением возможностей философии. Традиционно схоластическую философию называют школьной философией (лат. Scholastics — школьный ), поскольку она, во-первых, изучалась и развивалась в школах при монастырях, во- вторых, изложение в ней христианской философии доводилось до уровня, доступного как для популярного её усвоения, так и для широкого распространения.

Проблемы, которые волновали средневековых философов, были многообразны. Но все они сходились в одном смысловом эпицентре — прямом или косвенном размышлении о Боге. Если для верующего сознания Бог как проблема не существует, ибо Бог для верующего — данность, то для философского средневекового сознания Бог представлялся актуальной проблемой, которую нужно было решать.

Главными аспектами обсуждения данной темы в средние века были: 1) проблема существования Бога; 2) проблема постижения Бога; 3) проблема исторического общественного и личного пути к Богу.

Проблема существования Бога. По сути, по проблеме существования Бога велась средневековая дискуссия о природе универсалий (общих понятий) между номиналистами и реалистами. Реалисты утверждали: универсалии существуют реально, причем ещё до конкретных вещей. Из их рассуждений следовало, что Бог реален. Номиналисты полагали, что универсалии своим существованием «обязаны» вещам. Реально существуют вещи. Универсалии возникают позже, когда возникает потребность давать вещам имена. Отсюда общее — это всего лишь имя для обозначения реальных конкретных вещей, а значит, общее существует номинально. Согласно номиналистам. Бог существует номинально (nomen — имя), это всего лишь имя для обозначения совокупности идеалов человечества.

Великими мыслителями средневековья неоднократно выдвигались доказательства существования Бога. Фома Аквипский (1225-1274) — видный философ- схоласт приводил пять доказательств существования Бога. Все они основаны на том, что каждое явление мира имеет свою первопричину:

1) все, что двигается, должно иметь перводвигатель. Таким перводвигателем является Бог;

2) всё в мире имеет свою причину, но и у всех причин, следовательно, должна быть первопричина — Бог;

3) возникновение и гибель вещей осуществляется по необходимости, значит в мире должна быть всеобщая сущность, олицетворяющая абсолютную необходимость происходящего, это тоже Бог;

4) все вещи мира представляют собой различные степени совершенства в отношении к эталону совершенства, а им является Бог;

5) все в мире подчиняется целесообразности, следовательно, есть некто, полагающий цели развития.

Итак, если реалисты стремились обосновать существование Бога посредством доказательства существования универсалий, то Ф. Аквинский пытался доказать существование Бога как верховной причины всего происходящего в земном мире. В его доказательстве существование мира используется для утверждения существования Бога: существование мира как творения Бога есть свидетельство реальности Бога.

В средневековой философии идея творения мира Богом рассматривается, исходя из принципа креационизма, соответствующего, по сути, христианскому догмату творения мира из ничего.

Проблема постижения Бога обсуждалась в средневековой философии с самых различных сторон, но на основе единого исходного принципа — откровения, то есть передачи Богом людям истины и смысла их жизни в Священном Писании (Библии). Божественное откровение в содержательном плане представляет собой, как это принято считать в религии, абсолютное знание о мире и человеке, их судьбах, не нуждающееся в обосновании и предполагающее веру как главный путь к принятию христианства.

Однако философский разум не соглашался слепо принимать на веру религиозные догматы и осуществлял поиск рациональных путей утверждения христианства. Это привело к возникновению проблемы соотношения знания (разума) и веры. В решении данной проблемы обнаружились различные подходы. Согласно одной позиции, верить нужно только в то, что можно понять. Выражая её, французский философ Пьер Абеляр (1079-1142) отмечал, что веровать можно лишь той истине, которая стала понятна для разума. В работе «Введение в теологию» он пишет: «Ведь чем более трудными вопросами… кажется наполненной наша христианская вера и чем дальше она от человеческого разума, тем более надёжными подпорами разума следует её укреплять».

Другая, противоположная, позиция кратко выражена Тертуллианом: «Верую потому, что абсурдно».

Гармонии разума и веры при приоритете веры стремился достичь Ф. Аквинский.

Проблема соотношения знания и веры была связана ещё с одной важной проблемой, обсуждавшейся в средневековой философии — проблемой соотношения религиозной истины (истины веры) с истиной науки и философии (истиной разума). Некоторое время в средневековье считалось, что существуют два класса истин: 1) истина религиозная (истина веры); 2) истина научная, философская (истина разума).

Религиозная истина иррациональна: а) по своему происхождению, ибо высказана Богом; б) по своему существованию — она не требует рациональных обоснований: нужно поверить в неё, и только тогда перед тобой откроется интеллектуальная мощь этой истины. Сущностным признаком религиозной истины является также то, что она выступает не столько истиной познания, сколько экзистенциальной истиной — истиной бытия. Человек в неё верует, чтобы истинно обустроить свою жизнь.

Научная и философская истины — это истины, нуждающиеся в рациональном обосновании и практической проверке. Они во многом — истины познания, а не экзистенциальные истины. Можно открыть философскую истину, а жить в соответствии с другими идеями, как это удачно получилось, например, у известного мыслителя древности Сенеки.

Принципиальные различия и связь двух классов названных истин нашли отражение в учении о «двойственной истине». Согласно данному учению сферы влияния религиозной и философской истин различны. Теология ответственна за понимание божественного откровения. В этой области её авторитет непререкаем. Философские идеи могут не соответствовать истине богословия, но в данной области они не настолько ценны, как теологические.

Таким образом, с одной стороны, в учении о «двух истинах» осуществлялось принижение философской истины в угоду религии; с другой стороны, философия вне данной жёстко очерченной сферы получала право на свободомыслие, на возможность высказывать идеи по важнейшим вопросам познания и бытия, противоположные теологическим.

Проблема исторического и личного пути к Богу решается в средневековье на основе принципа провиденциализма. В соответствии с ним история понимается как осуществление заранее предусмотренного Богом проекта развития общества. Известный средневековый мыслитель Аврелий Августин (354-430) в своём произведении «О граде Божием» описал логику исторического развитая человечества как движение от «града земного», в котором жизнь изобилует греховными страстями, к граду Божьему — где происходит очищение от греха и спасение человека. Церковь является связующим звеном между двумя градами: она физически находится на земле земного града, но осуществляет духовную связь с Божьим градом. Отсюда значение церкви как общественного и духовного института: только через церковь пролегает путь к граду Божьему. Но Церковь сама по себе приблизить человека к Богу не может. Пуп, личного спасения предполагает внутреннюю решимость человека жить по-христиански. Поэтому, отмечает Августин, «многие, по видимости, стоящие вне (церкви), на деле находятся внутри, и многие, по видимости, стоящие внутри, на деле находятся вне».

Средневековая философия теоцентрична. Она стремилась осмыслить Бога как единственную реальность, определяющую все существующее в мире. Устраивающее религию решение философией проблемы Бога объективно обусловливало место философии в социальной и духовной жизни средневекового общества: она, по меткому выражению Иоанна Дамаскина. стала служанкой теологии. Однако в понимании этой роли до сих пор ещё остаётся открытым вопрос: несёт ли эта служанка перед госпожой факел или — шлейф позади неё.

Эпоха Возрождения (с XIV по XVII) занимает промежуточное положение между Средневековьем и Новым временем. Философия эпохи Возрождения отличается от средневековой прежде всего тем, что возвращает в духовную жизнь идеалы античного свободомыслия.

Мыслителями данной эпохи развивается диалектическое мышление. Н. Кузанский (1401-1464) своим представлением о Едином (Боге), в котором сходятся все противоположности существующего мира, высказывает важное для понимания источника развития положение: противоположности должны находиться в единстве друг с другом (к примеру, общество и природа — противоположности, и обществу для развития необходимо постоянное взаимодействие с природой). Согласно Кузанскому, Единое «по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи». Это означает, что Бог присутствует в природе, во всех ее проявлениях. Отождествление Бога с природой, обожествление природы есть отличительная черта пантеизма.

Эпоха Возрождения показала, насколько может быть плодотворным союз философии и искусства. Искусство позволяет отобразить прекрасное Единого (Бога) в самых разнообразных красках природы, в красоте человеческого лица (портрет Моны Лизы, или так называемая «Джоконда» Леонардо да Винчи (1452-1519), в рыцарском поступке («Дон Кихот» Сервантеса (1547-1616), в высоте человеческой драмы и трагедии (бессмертные произведения Шекспира (1564 -1616).

В философии эпохи Возрождения снова появляется интерес к человеку как самостоятельной философской проблеме. В решении этой проблемы философия ориентируется уже не на религию, а на выводы науки. Научные открытия Н. Коперника (1473-1543), Дж. Бруно (1548-1600) имели революционное значение для изменения философского мировоззрения. Н. Коперник выступает против геоцентрической системы Птолемея, в которой Земля неподвижна и находится в центре Вселенной. Он разрабатывает гелиоцентрическую систему, в которой Земля лишена ее центрального положения: она вращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной. Дж. Бруно идет в своих выводах еще дальше: Солнце не является центром Вселенной. Вселенная бесконечна, в ней много таких звезд, как Солнце, вокруг которых вращаются планеты, быть может, очень похожие на Землю.

Признание за Землей рядового положения во Вселенной было ударом по религиозному воззрению на мир и на человека. В средние века считалось: Бог сотворил человека по своему образу и подобию; этим и определяется привилегированное место человека среди земных существ и в целом в мироздании.

Против антропоцентризма и его главного тезиса о том, что все в мире создано для человека выступил французский мыслитель М. Монтень (1533-1592). «Пусть он (человек — авт.), — пишет Монтень в своем знаменитом труде «Опыты», — покажет мне с помощью своего разума, на чем покоятся те огромные преимущества над остальными созданиями, которые он приписывает себе». В другом месте своей книги он скептически замечает: «Когда я играю с кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она мною, нежели я ею».

Сомнение Монтеня конструктивно: оно нацелено на получение нового достоверного знания о человеке, о мире. К этому устремлены и слова Монтеня, ставшие его девизом: «Что я знаю?».

Монтень оказал большое влияние на творчество философов Нового времени. Английский философ Ф. Бэкон воспринял от него установку на ценность истинного знания. Именно Бэкону принадлежит известное выражение «Знание — сила». Французский мыслитель Р. Декарт использовал для создания своей философской системы идею Монтеня о конструктивной роли сомнения.
^ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов. (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название : креационизм.

2) Проблема веры и разума религии и философии (наука) это проблема актуальна и в настоящее время соотношение науки и религии. Вера - убежденность, доверие; понятие вера шире понятие вера в бога. Разум - это способность человека к логическим аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в результате логических рассуждений. Тем не менее религия тоже использует логику в своих теоретических построениях, а философия (наука) принимает некие изначальные положения (аксиомы) на веру. => Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно.

1) Тертуллиан (160-220г) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту - теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно. Он писал - "Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес, это верно потому, что это невозможно." Одним словом Тертуллиан провозглашает несовместимость разума и веры.

2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.

3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.

3) Проблема гносеологии - теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:

- Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.

- Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия : чувственное( познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение ( суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин - библия.)

4) Проблема Теодицеи.(оправдания бога). Перед хрестьянскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире как такого не существует, существует лишь добро, а зло лишь недостаток добра.

5) Проблема доказательства существования бога.

Существует множество доказательств существования бога. Согласно Августину все народы мира имеют представления о боге, как неком совершенстве. Стало быть бог существует. В основе такого доказательства лежит принцип тождества мышления и бытия. Такое доказательство получило название онтологического - онтология учение о бытие Согласно Фоме о существовании бога можно говорить лишь на основе результатов его деятельности., т.е. следствий бога, которые были взяты им у Аристотеля.

1) Понятие движение. Аристотель провозгласил: "Все движущееся движимо чем либо." Одна вещь движется под действием второй вещи, вторая под действием третьей и.т.д; последняя, поскольку Аристотель отрицает бесконечность, приводится в движением перводвигателем - богом. Такое доказательство называется космологическим.

2) Действующая причина - один объект возникает в результате действия одной действующей причины; второй объект возникает под действием другой причины; последняя действующая причина есть бог.

3) О существовании бога свидетельствует существование целесообразности в природе (общ). Фома при этом опирается на учение Аристотеля о целях- целевых причинах. Вся вещь для чего то сделана. Такое доказательство получило название - телеологическое. - телео - цель. В данном случаи о проблеме существования бога имеем дело с моделями. В настоящее время ни наука ни религия не могут дать доказать существование бога, как и не могут опровергнуть существование.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А.А. Философия права. – М.: Норма, 1997. – 336с.

  2. Бачинін В.А., Журавський В.С., Панов М.І. Філософія права: Підруч. – К.: Ін Юр, 2003. – 472 с.

  3. В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. Философия: учебник.

  4. В.А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс[Текст]: учебник для вузов. 4-е издание. - М.: «ЛОГОС» 2002 г. – 344 с.

  5. Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

  6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. [Текст]: учебник / В.Ф. Шаповалов. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002. – 412 с.

Похожие:

5. Средневековая философия и основные её проблемы iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Эпоха Средневековья обычно условно определяется как время от захвата Рима варварами в 476 г до начала эпохи Возрождения, т е в Италии...
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconЭкзаменационные вопросы предмет философии и ее роль в культуре
Средневековая западная философия: этапы и характерные черты. Патристика и схоластика
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconПлан: Особенности философского знания. Основные проблемы философии. Основные типы мировоззрения
Философия греческого происхождения. «Фия» любовь, «софия»- мудрость, т е любовь к мудрости. Пифагор укрепил это понятие
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconФилософия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского...
Древнегреческая философия, ее периодизация. Космоцентризм в понимании мира и человека
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconЛекция установочная по дисциплине «Философия права»
Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2009
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconЭкзаменационные вопросы по философии для студентов дневного и заочного отделения
Неклассическая философия и ее основные направления. Постнеклассическая философия
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...
5. Средневековая философия и основные её проблемы iconФилософия преступности проблемы криминализации российского общества издательский дом «Ява»
Дубнов А. П., Дубовцев В. А. Философия преступности: проблемы криминализации российского общества. Екатеринбург, Издательский дом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница