Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло


Скачать 255.83 Kb.
НазваниеМы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло
страница1/3
Дата публикации05.04.2013
Размер255.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
. Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего (Поскольку христианство возникло позднее греческой философии и вудуизма, его нередко считают более совершенным в сравнении с ними. Это типичный пример голословного утверждения. Оно основывается на ничем не доказанной идее прогресса, т. е., того, что все новое более совершенно, чем старое (причем предполагается, что "являющееся результатом развития" и "более совершенное" - синонимы). Другим примером недоказуемой идеи является дарвиновская "приспособляемость". Биологи-дарвинисты утверждают, что выживают лишь наиболее приспособившиеся особи. Это заявление не только тавтологично, но и, в сущности, недоказуемо. Оно основывается на двух произвольных допущениях: что будущее всегда "лучше" прошлого и что "высшее" возникает из "низшего". Но каждый живой вид совершенно самостоятелен. Мы ничем не "лучше" собак или рыб. Мы просто не такие, как они. Легко заметить, что обе эти ошибки основываются на произвольной посылке о существовании во времени некой единой абсолютной начальной точки и единой абсолютной конечной точки. Между тем, цикличная (или спиральная) модель времени приводит нас к совершенно иным выводам). Некоторые даже считают, что из христианства возникла вся современная цивилизация и что упадок этой цивилизации - результат ослабления контроля христианства над человечеством.
Эта картина мира не может обойтись без Сатаны, Люцифера, Дьявола - мерзких слуг Антихриста. Естественным образом в круг недостойных включаются евреи и практически все остальное нехристианское человечество. Католики причисляют к слугам Дьявола протестантов, а те, в свою очередь, считают самим Дьяволом Папу Римского.
Грязь, тьма, черный цвет, а также волосы, половые органы и вообще все, что имеет отношение к человеческому телу (особенно к сексу) - с христианской точки зрения, все это мерзко и принадлежит миру Дьявола.
Какие же ассоциации могли вызывать у христианских рабовладельцев черные африканцы со своими религиями? Естественно, все это была чистейшая дьявольщина!
Вудуизм был атрибутом сатанинской расы; его следовало вытравить из рабов при помощи пыток. Африканцы не могли открыто практиковать свои религиозные культы - и они стали делать это "в подполье".
Интересно также вспомнить, что христиане считали рок-н-ролл одновременно порождением Дьявола и результатом влияния африканской культуры.
В большинстве стран Запада христианство укрепилось настолько успешно, что человеку, кем бы он себя ни считал, до сих пор приходится следовать христианским законам. А христианский закон всегда поддерживался "огнем и мечом". Недавно я смотрел телевизионную передачу, которая была посвящена "миру во всем мире"; так вот, там музыкальный ансамбль исполнял некое произведение "Вперед, христово воинство!". Очевидно, они совершенно не ведали, что творят. Очень важно не забывать о том, что у христианства нет ничего общего ни с Богом, ни с понятием "достоинства". В действительности главная цель христианства состоит в том, чтобы захватить мир и поработить его. Никакая другая религия не беспокоился так об обращении всего мира в свою веру.
Те, кто озабочен идеей "достоинства", зачастую думают о себе как о моралистах либо гуманистах. Но каждый, кто осмеливается хоть немного думать, знает, что у христианства нет ничего общего с человеческим достоинством - наоборот, христианство стало одной из первых религий, которые решили отомстить сразу всему миру, всей жизни. Для этого нужно было только провозгласить, что человек и весь этот мир изначально порочны. Христианство учило, что тело ничто в сравнении с душой. И христианство якобы имело доказательство этого своего утверждения! Какое доказательство? То, что в мире были скорбь и нищета? Но ведь этот факт никак не подтверждает справедливость вердикта "Виновен!", который апостол Павел вынес всему миру! Что действительно продемонстрировал этот "судебный процесс", так это сущность и характер самого судьи.
Будда, например, видел ту же нищету - но он не объявлял по этому поводу, что мир и человечество суть зла. Его решение было куда более здравым: лечить болезнь.
Так по-разному подходят к одной и той же проблеме сильный и уверенный в себе прагматик и "нищий духом" неудачник. У кого же из них больше достоинства? Кто из них более милосерден? Более щедр?


Первый христианин мстит жизни

В словаре понятие мести определено кратко: "Нанесение или причинение ущерба в ответ на причинение ущерба или оскорбление". В чем же заключался тот ущерб, который жизнь причинила Павлу? Чем она его оскорбила? Почему у него развилась такая ненависть к ней? Думается, этим ущербом был сам факт рождения Павла, а оскорблением - его, Павла, слабость. Как в то же время Павел отомстил жизни? Он начал учить людей ненавидеть их собственные тело и разум. И еще он безумно ненавидел женщин.
Кому проповедовал Павел? Тем, кто был слаб. Тем, кто не принадлежал к элите (но к его проповеди прислушивались и те представители элиты, которые были не прочь укрепить свою власть нездоровыми методами). Он проповедовал ненависть и отмщение перед изгоями, преступниками, трусами и теми, кто чувствовал себя слишком слабым, чтобы жить в одном мире со смертью. И они слушали его.
Он обещал им новый мир - "тот" мир после этого, земного, - в котором избранные будут сидеть рядом с Богом и наблюдать за страданиями их врагов. Итак, чему же фактически учил Павел? Отмщению в будущей жизни в обмен на покорность в жизни этой!


Магия веры

Для многих людей настоящий ужас, связанный с упадком христианской религии, заключается в утрате надежды рая и бессмертия. Сам страх потерять рай и вечную жизнь вполне понятен, ибо большинство из нас боится жить с постоянными мыслями о смерти.
Но еще хуже страх вечных адовых мук, основанный на христианской космологии, которая создает непреодолимую пропасть между человеком и Богом. И в создании этой пропасти самое непосредственное участие принимают священники. Человек чувствует себя одиноким, изолированным от своего Бог (Христианская космология во многом основывается на идее точек Абсолютного Начала н Абсолютного конца. Линейное определение времени открывает простор для противопоставления таких абсолютных категорий, как Рай н Ад, Добро н Зло). Чувство одиночества и изоляции требует действия, а результат этого действия (будь хоть оно пугливым поклонением, хоть насилием, направленным против воображаемых недругов) один - опустошенность.
Свою лепту в возникновение страха вносят и понятия абсолютного Добра и Зла. Существует лишь один Добрый Бог и один Злой. У древних греков подобного разделения не существовало. Жизнь была сложной, не менее сложным был и сонм богов. Каждый из них мог вершить добро или зло. Боги не только были способными на все, они были непосредственно существующими - живыми среди живых. Иногда они были настроены дружественно, а порой становились мучителями.
Эллинское мировосприятие не враждовало с реальностью. Жизнь - это континуум, а не набор дискретных категорий. Вместе с тем, монотеизм (особенно в христианском понимании) требует не просто одного Бога, но Бога изолированного от всего и вся. Для монотеиста проблема зла оказывается сложной, "разрешимой" только с помощью веры - то есть в метафизической болтовне.
Монотеизм требует существования не только одного-единственного, изолированного Бога, но и одного типа духа, который "равен в глазах Бога". Греки не считали своих богов равными один другому, как не считали равными всех людей. Существовало множество богов, которому сопутствовало многообразие духа. Люди различались между собой: философ, воин, торговец, земледелец, урод, красавец, благородный гражданин, раб. Переход из одной группы в другую был возможен, но требовал исключительных способностей и активных действий.
Христианская религия разрешила (как ей кажется) проблему неравенства между Божьими тварями, сведя все стандарты к самому низкому общему знаменателю. Каждому верующему втолковывают, что для обретения положения и веса в обществе вполне достаточно тяжкого труда и настойчивости. Но это соответствует истине лишь до определенного предела. Коммунисты поняли это, когда безуспешно попытались создать христианский рай на земле.


Переполнение радостью

Когда я ощущаю радость, окружающие обычно воспринимают меня как доброго человека. Я переполняюсь этим чувством и хочу проявить его вовне. Я даже могу сделать для людей то, чего обычно не соглашаюсь делать. И такие действия воспринимаются другими как доброта. Сама по себе идея переполнения сходна с идеей излучения созидательной энергии Бога, которую провозглашают многие мистики. Иногда, с житейской точки зрения, такое переполнение может быть вредным - например, человек, получивший неожиданный подарок и не имеющий возможности отплатить тем же, может почувствовать себя униженным, - однако это не имеет никакого отношения к самой природе этого явления. Идея переполнения жизнью, энергией и радостью близка и понятна магическому мировоззрению, которое отражается в церемониях вуду. С другой стороны, христианские обряды и церемонии явно излишне обусловлены и изобилуют ограничениями, т. е., лишены переполнения. Они негибки и предполагают сдержанность, что прямо противоречит самой идее Бога, сотворившего мир по своему желанию, посредством своей бурной созидающей энергии. Бог - неиссякаемый источник света и силы. Он всегда сияет, всегда изливается наружу, и его Сила вечно возвращается к нему. Боязливым и мягкотелым последователям современного христианского культа подобные мистические видения кажутся неуместными. Вудуистские же ритуалы основаны в то же время на мистическом мироощущении.
Иногда я совершаю добро из страха - таким образом я надеюсь избежать неудач; в других случаях у меня бывают другие побудительные мотивы. Но независимо от моей мотивации меня воспринимают как доброго человека, а доброта - это то, чего желает практически каждый.
Приведу несколько примеров того, как люди апеллировали к понятию "порядочности", в действительности желая мести.
Случай 1
Один мой коллега доверил свои деньги брокеру, обещавшему вложить их под семнадцать процентов, в то время как большинство вкладчиков в то время получало всего восемь. Мой коллега был человеком жадным и считал, что он заслуживает награды (обычно люди предпочитают это отрицать), поэтому он поспешил ухватиться за представившуюся возможность.
Итак, мой коллега вложил свои деньги, два или три раза получил причитавшиеся дивиденды - и прогорел. Огорченный и расстроенный, он начал жаловаться на свое неумение разбираться в людях. Я с улыбкой согласился, заметив, что в себе он разбирается и того хуже. Но он продолжал расписывать, как он обманулся в брокере, который вроде бы имел соответствующую лицензию, семью и великолепный офис. По его словам, брокер оказался "человеком непорядочным".
В данном контексте "порядочность" подразумевала не доброту, а выполнение обязательств. Брокер был обязан сделать так, чтобы жадность и невежество моего коллеги были вознаграждены. Коллега поверил брокеру и был жестоко разочарован. В этом суть дела. Коллега считал, что его жадность в сочетании с чувством собственной исключительности смогут изменить объективную реальность - и был посрамлен.
Реальность сказала свое веское слово, разочарование сменилось гневом, а гнев породил жажду мести; поскольку месть была невозможна, пришло чувство слабости и бессилия, причем бессилие вылилось в морализаторство - и наконец наступило разочарование, самобичевание, к которым присоединился еще больший гнев. Затем коллега принялся говорить о карме и других абстрактных формах наказания - к нему начали возвращаться силы. Я с изумлением наблюдал за всем этим. Сначала мне казалось, что я выше всего этого, но потом я вспомнил, что в свое время и сам переживал нечто подобное.
В данном случае следует заметить следующее: мораль - заместитель силы. Мой коллега вспомнил о морали ("порядочности") только тогда, когда оказался бессилен отомстить.
Нечто подобное произошло и с другим моим знакомым. На этот раз я предложил отомстить врагу, прибегнув к соответствующему колдовству.
Случай 2
Поначалу приятель пришел в крайнее возбуждение; потом он объявил, что этого делать ни в коем случае нельзя. Под моим напором он признал, что боится еще больше пострадать в результате мести своему врагу. Я поинтересовался, как в то же время он может пострадать, и приятель ответил, что все проклятия, посланные врагу, обязательно вернутся к нему самому (понятно, почему моралисты обожают "творить добро"!).
Затем он заявил, что все равно колдовство не сработало бы. Я сказал, что вполне может сработать, да и в любом случае он ничего не теряет - зато ощущение силы на пару часов обязательно приобретет.
Я предложил рассматривать заклинание как терапевтическое или катартическое средство. Он было согласился, но, как только мы начали колдовать, снова испугался. "Чего ты боишься? Ведь это все равно не сработает" - сказал я. Он ответил, что не надо этого делать и ему будет гораздо лучше, если мы прекратим. Я согласился, но предупредил, что закончу магическую операцию позже, когда останусь один. Приятель огорчился, однако не потребовал, чтобы я отказался от этой затеи.
Итак, вот вам образованный человек (между прочим, доктор философии!), который втайне верит в магию, но на словах отрицает ее и морализирует о насилии, потому что боится возмездия в загробной жизни (отрицая, что верит в нее). Он позволяет мне проделать колдовство - ведь в этом случае врагу будет нанесен ущерб (чему доктор только порадуется). Но мой приятель избежит наказания, поскольку вина будет лежать целиком на мне. Что и говорить, умный парень! Таков современный человек.
В качестве эксперимента я таки выполнил это заклинание от имени моего приятеля. Я надеялся, что он поинтересуется, как все прошло. Как бы не так - он не заговаривал об этом много лет! Однажды он позвонил мне и сообщил, что его недруг попал в автомобильную аварию и получил тяжелые увечья. Я с волнением ждал вопроса о колдовстве - и напрасно. Вместо этого он заявил, что испытывает жалость к своему врагу и что ему крайне тяжело вспоминать, какие ужасные вещи он замышлял когда-то против этого человека. Тут уж я не сдержался и рассказал обо всем. В телефонной трубке повисла долгая пауза, после чего я услышал: "Это все на твоей совести - не на моей!"
Сказав друг другу еще пару фраз, мы попрощались. Два месяца спустя мы встретились за ланчем. Приятель рассказал мне, что его бывший враг снова на ногах, но теперь страдает от хронических болей в спине. Я спросил его, доволен ли он. Он ответил: "Нет". Мой приятель - очень достойный человек.
Итак, месть: "Нанесение или причинение, ущерба в ответ на причинение ущерба или оскорбление". У моего знакомого были все мыслимые основания, чтобы причинить ущерб своему врагу. Однако он не сделал этого. Он даже не подал в суд - ведь судебное разбирательство отняло бы у него немало денег и нервных клеток. Но он убедил себя, что его отказ от мщения продиктован исключительно его собственными моральными убеждениями. Теперь он мог чувствовать себя выше обидчика - и при этом быть в безопасности.
Стоит ли награждать человека, называя его воплощением добродетели, только за то, что он из страха не отомстил своему обидчику? Или добродетельным следует назвать того, кто, будучи способен безнаказанно воздать отмщение врагу, все же не сделал этого? Кто из них христианин? Кто из них более добродетелен? Кто из них сильнее? (Вмешивается Джейсон Блэк:)
Приятель Хайатта заявил, что действие ритуала лежит на его, Хайатта, совести. Я хочу заметить, что в контексте большинства традиционных магических и религиозных систем это совершенно неверно. В любой афро-карибской традиции однозначно подразумевается, что моральную ответственность за действие заклинания несет тот, кто его заказал. Руки мага при этом остаются чистыми. В конце концов, маг не может знать, "оправдано" ли насылаемое им проклятье, или нет, и в этом он должен полагаться на слово клиента. Вся эта чепуха о "карме" и "принципе бумеранга", которую можно найти в современной оккультной литературе, - не более, чем пережиток прошлого столетия и результат влияния теософии. Все это не имеет никакого отношения к подлинной Традиции, к подлинному психическому опыту.
  1   2   3

Похожие:

Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconХристианство говорит лишь о смерти, исключительной вине человека...
Исторический Христос. Создание Церкви Павлом. Неуниверсальность христианства – прежде чем продать лекарство, оно вынуждено продавать...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло icon313г. Епископ Ириней, однако, заявил: "христианам не нужны законы,...
Почему решили что христианство "прогрессивнее" язычества и всем надо принять христианство любой ценой. Потому, что христианство,...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconКлайв Стейплз Льюис Просто христианство
«Просто христианство» раскрывает фундаментальные положения христианства, общие для всех церквей. Книга считаеся классикой христианской...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconРудольф Штайнер Сущность Христианства Штайнер Рудольф Сущность Христианства
Христианство это последняя религия. Оно несет в себе все возможноси для развития. Антропософия только служит Христианству
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло icon«Сущность христианства» (1841) основное произведение философа-атеиста...
«Сущность христианства» (1841) – основное произведение философа-атеиста Людвига Фейербаха (1804 – 1872). Оно возникло в горниле напряженной...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconЕго происхождение и сущность серия II №37 издательство «знание»
А для успешного решения этой задачи мы должны прежде всего уяснить себе, что такое христианство, каким образом оно возникло и чьи...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло icon«Просто христианство» раскрывает фундаментальные положения христианства,...

Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconС20 Цветоповал: Стихотворения / Р. Ш. Сарчин. Казань
«тюрко-славянского» синтеза… Тогда о чём они? Может быть, о том, что и в момент своего очередного страшного разлома (последнего ли?)...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло iconВ двухлетнем возрасте непосредственность выражения чувств может проявиться...
Многие дети становятся драчунами, таскают родителей и сверстников за волосы, бьют, кусают, больно щипают, при этом взрослые видят,...
Мы часто слышим о том, что человеческое достоинство родилось в лоне христианства и может умереть с исчезновением последнего Поскольку христианство возникло icon7. Культурные ареалы буддизма, христианства и ислама. Будди́зм
К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница