Мартин Хайдеггер «Бытие и время»


НазваниеМартин Хайдеггер «Бытие и время»
страница1/42
Дата публикации06.04.2013
Размер6.25 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Бытие и время

Мартин Хайдеггер «Бытие и время»

ЭДМУНДУ ГУССЕРЛЮ

в почитании и дружбе посвящается

Тодтнауберг в Бад. Шварцвальде, 8 апреля 1926

«Ибо очевидно ведь вам-то давно знакомо то, что вы собственно имеете в виду, употребляя выражение „сущее“, а мы верили, правда когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в замешательство». Есть ли у нас сегодня ответ на вопрос о том, что мы собственно имеем в виду под словом «сущее»? Никоим образом. И значит вопрос о смысле бытия надо поставить заново. Находимся ли мы сегодня хотя бы в замешательстве от того, что не понимаем выражение «бытие»? Никоим образом. И значит надо тогда прежде всего сначала опять пробудить внимание к смыслу этого вопроса. В конкретной разработке вопроса о смысле «бытия» назначение нижеследующей работы. В интерпретации времени как возможного горизонта любой понятности бытия вообще ее предварительная цель.

Ориентация на такую цель, заключенные в таком намерении и потребные для него разыскания и путь к этой цели нуждаются во вводном прояснении.

Платон, Софист 244 а

Оглавление

 Предуведомление к седьмому изданию 1953

 Введение . Экспозиция вопроса о смысле бытия

   Первая глава . Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии

     § 1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии

     § 2. Формальная структура вопроса о бытии

     § 3. Онтологическое преимущество вопроса о бытии

     § 4. Онтическое преимущество бытийного вопроса

   Вторая глава . Двоякая задача в разработке бытийного вопроса. Метод разыскания и его план

     § 5. Онтологическая аналитика присутствия как высвобождение горизонта для интерпретации смысла бытия вообще

     § 6. Задача деструкции истории онтологии

     § 7. Феноменологический метод разыскания

     § 8. План работы

 Первая часть . Интерпретация присутствия навременность и экспликация времени как трансцендентального горизонта вопроса о бытии

   Первый раздел . Подготовительный фундаментальный анализ присутствия

     Первая глава . Экспозиция задачи подготовительного анализа присутствия

       § 9. Тема аналитики присутствия

       § 10. Отграничение аналитики присутствия от антропологии, психологии и биологии

       § 11. Экзистенциальная аналитика и интерпретация первобытного присутствия. Трудности получения «естественного понятия мира»

     Вторая глава . Бытие-в-мире вообще как основоустройство присутствия

       § 12. Разметка бытия-в-мире из ориентации на бытие-в как таковое

       § 13. Пояснение бытия-в на примере фундированного модуса. Миропознание

     Третья глава . Мирность мира

       § 14. Идея мирности мира вообще

       А. Анализ окружающей мирности и мирности вообще

         § 15. Бытие встречного сущего в окружающем мире

         § 16. Заявляющая о себе во внутримирно сущем мироразмерность окружающего мира.

         § 17. Отсылание и знак.

         § 18. Имение-дела и значимость; мирность мира

       Б. Оттенение анализа мирности по контрасту с интерпретацией мира у Декарта

         § 19. Определение «мира» как res extensa

         § 20. Основания онтологического определения «мира»

         § 21. Герменевтическое обсуждение Картезиевой онтологии «мира»

       В. Окружное окружающего мира и пространственность присутствия

         § 22. Пространственность внутримирно подручного

         § 23. Пространственность бытия-в-мире

         § 24. Пространственность присутствия и пространство

     Четвертая глава . Бытие-в-мире как событие и бытие самости. «Люди»

       § 25. Постановка экзистенциального вопроса о кто присутствия

       § 26. Соприсутствие других и повседневное событие

       § 27. Повседневное бытие самости и люди

     Пятая глава . Бытие-в как таковое

       § 28. Задача тематического анализа бытия-в

       А. Экзистенциальная конституция вот

         § 29. Присутствие как расположение

         § 30. Страх как модус расположения

         § 31. Присутствие как понимание

         § 32. Понимание и толкование

         § 33. Высказывание как производный модус толкования

         § 34. Присутствие и речь. Язык

       Б. Повседневное бытие вот и падение присутствия

         § 35. Толки

         § 36. Любопытство

         § 37. Двусмысленность

         § 38. Падение и брошенность

     Шестая глава . Забота как бытие присутствия

       § 39. Вопрос об исходной целости структурного целого присутствия

       § 40. Основорасположение ужаса как отличительная разомкнутость присутствия

       § 41. Бытие присутствия как забота

       § 42. Подтверждение экзистенциальной интерпретации присутствия как заботы из доонтологического самоистолкования присутствия

       § 43. Присутствие, мирность и реальность

       § 44. Присутствие, разомкнутость и истина

   Второй раздел . Присутствие и временность

     § 45. Результат подготовительного фундаментального анализа присутствия и задача исходной экзистенциальной интерпретации этого сущего

     Первая глава . Возможная целость присутствия и бытие к смерти

       § 46. Кажущаяся невозможность онтологического осмысления и определения присутствиеразмерного бытия-целым

       § 47. Опыт смерти других и возможность охвата целого присутствия

       § 48. Недостача, конец и целость

       § 49. Отграничение экзистенциального анализа смерти от возможных других интерпретаций феномена

       § 50. Прорисовка экзистенциально-онтологической структуры смерти

       § 51. Бытие к смерти и повседневность присутствия

       § 52. Повседневное бытие к концу и полное экзистенциальное понятие смерти

       § 53. Экзистенциальный набросок собственного бытия к смерти

     Вторая глава . Присутствиеразмерное свидетельство собственной способности быть и решимость

       § 54. Проблема засвидетельствования собственной экзистентной возможности

       § 55. Экзистенциально-онтологические основания совести

       § 56. Зовущий характер совести

       § 57. Совесть как зов заботы

       § 58. Понимание призыва и вина

       § 59. Экзистенциальная интерпретация совести и расхожее толкование совести.

       § 60. Экзистенциальная структура засвидетельствованной в совести собственной способности быть.

     Третья глава . Собственная способность присутствия быть целым и временность как онтологический смысл заботы

       § 61. Предразметка методического шага от очерчивания собственного присутствиеразмерного целого-бытия к феноменальному высвобождению временности

       § 62. Экзистентно собственная способность присутствия быть целым как заступающая решимость

       § 63. Достигнутая для интерпретации бытийного смысла заботы герменевтическая ситуация и методический характер экзистенциальной аналитики вообще

       § 64. Забота и самость

       § 65. Временность как онтологический смысл заботы

       § 66. Временность присутствия и возникающие из нее задачи более исходного возобновления экзистенциального анализа

     Четвертая глава . Временность и повседневность

       § 67. Основосостав экзистенциального устройства присутствия и разметка его временной интерпретации

       § 68. Временность разомкнутости вообще

       § 69. Временность бытия-в-мире и проблема трансценденции мира

       § 70. Временность присутствиеразмерной пространственности

       § 71. Временной смысл повседневности присутствия

     Пятая глава . Временность и историчность

       § 72. Экзистенциально-онтологическая экспозиция проблемы истории

       § 73. Расхожая понятность истории и событие присутствия

       § 74. Основоустройство историчности

       § 75. Историчность присутствия и миро-история

       § 76. Экзистенциальное происхождение историографии из историчности присутствия

       § 77. Взаимосвязь предыдущей экспозиции проблемы историчности с исследованиями В. Дильтея и идеями графа Йорка

     Шестая глава . Временность и внутривременность как источник расхожей концепции времени

       § 78. Неполнота предыдущего временного анализа присутствия

       § 79. Временность присутствия и озабочение временем

       § 80. Озаботившее время и внутривременность

       § 81. Внутривременность и генезис расхожей концепции времени

       § 82. Отграничение экзистенциально-онтологической взаимосвязи временности, присутствия и мирового времени от гегелевской концепции отношения между временем и духом

       § 83. Экзистенциально-временная аналитика присутствия и фундаментально-онтологический вопрос о смысле бытия вообще

   Примечания переводчика

^ Предуведомление к седьмому изданию 1953

Трактат «Бытие и время» вышел впервые весной 1927 в издававшемся Гуссерлем Ежегоднике по феноменологии и феноменологическому исследованию т. VII и одновременно отдельным оттиском.

Настоящая, появляющаяся девятым изданием перепечатка по тексту не изменена, однако заново просмотрена в отношении цитат и пунктуации. Номера страниц перепечатки согласуются вплоть до малых отклонений с таковыми прежних изданий.

Вводившееся в предыдущих изданиях обозначение «Первая половина» вычеркнуто. Вторую половину спустя четверть века уже нельзя присоединить без того чтобы была по-новому представлена первая. Ее путь остается между тем еще и сегодня необходим, если вопрос о бытии призван подвигать наше присутствие.

За разъяснением этого вопроса можно отослать к появившемуся в том же издательстве «Введению в метафизику». Оно передает текст курса, прочитанного в летний семестр 1935.

^ Введение Экспозиция вопроса о смысле бытия

Первая глава Необходимость, структура и приоритет вопроса о бытии

§ 1. Необходимость отчетливого возобновления вопроса о бытии

Названный вопрос пришел сегодня в забвение, хотя наше время числит за собой как прогресс, что оно снова положительно относится к «метафизике». Люди все равно считают себя избавленными от усилий снова разжигаемой[борьбой гигантов вокруг бытия]. При этом затронутый вопрос все-таки не первый попавшийся. Он не давал передышки исследованию Платона и Аристотеля, чтобы, правда, с тех пор и заглохнуть – как тематический вопрос действительного разыскания. То, чего достигли эти двое, продержалось среди разнообразных подтасовок и «подрисовок» вплоть до «Логики» Гегеля. И что некогда было вырвано у феноменов высшим напряжением мысли, пусть фрагментарно и в первых приближениях, давно тривиализировано.

Мало того. На почве греческих подходов к интерпретации бытия сложилась догма, не только объявляющая вопрос о смысле бытия излишним, но даже прямо санкционирующая опущение этого вопроса. Говорят: «бытие» наиболее общее и наиболее пустое понятие. Как таковое оно не поддается никакой попытке дефиниции. Это наиболее общее, а потому неопределимое понятие и не нуждается ни в какой дефиниции. Каждый употребляет его постоянно и уж конечно понимает, что всякий раз под ним разумеет. Тем самым то, что как потаенное приводило античное философствование в беспокойство и умело в нем удержать, стало ясной как день самопонятностью, причем так, что кто об этом хотя бы еще спрашивает, уличается в методологическом промахе.

В начале данного исследования не место подробно разбирать предрассудки, постоянно вновь насаждающие и взращивающие отсутствие потребности в вопросе о бытии. Они имеют свои корни в самой же античной онтологии. Последняя опять же может быть удовлетворительно интерпретирована – в аспекте почвы, из которой выросли онтологические основопонятия, в отношении адекватности выявления категорий и их полноты – лишь по путеводной нити прежде проясненного и получившего ответ вопроса о бытии. Мы хотим, поэтому довести обсуждение предрассудков лишь до того, чтобы отсюда стала видна необходимость возобновления вопроса о смысле бытия. Их имеется три:

1) «Бытие» есть «наиболее общее» понятие: τό ŏυ ^ΰ\юта ттси/топЛ Illud quod primo cadit sub apprehensione est ens, cuius intellectus includitur in omnibus, quaecumque quis apprehendit.[Бытие есть наиболее общее из всего бытие не есть также и род]. «Некая понятность бытия всякий раз уже входит во всякое наше восприятие сущего». Но «всеобщность» «бытия» не есть таковая рода «Бытие» не очерчивает верховную область сущего, насколько последнее концептуально артикулировано по роду и виду: ойте то ov yevo<5\. «Всеобщность» бытия «превосходит» всякую родовую всеобщность. «Бытие» по обозначению средневековой онтологии есть «transcendens». Единство этого трансцендентального «всеобщего» в противоположность множественности содержательных понятий верховных родов уже Аристотелем было понято как единство аналогии. Этим открытием Аристотель при всей зависимости от платоновской постановки онтологического вопроса перенес проблему бытия на принципиально новую базу. Темноту этих категориальных взаимосвязей он конечно тоже не осветил. Средневековая онтология многосложно обсуждала эту проблему прежде всего в томистском и скотистском схоластических направлениях без того чтобы прийти к принципиальной ясности. И когда, наконец, Гегель определяет «бытие» как «неопределенное непосредственное» и кладет это определение в основу всех дальнейших категориальных экспликаций своей «логики», то он держится той же направленности взгляда, что античная онтология, разве что упускает из рук уже поставленную Аристотелем проблему единства бытия в противоположность многообразию содержательных «категорий». Когда соответственно говорят: «бытие» есть наиболее общее понятие, то это не может значить, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное.

2) Понятие «бытие» неопределимо. Это выводили из его высшей всеобщности. И по праву – если definitio fit per genus proxi-mum et differentiam specificam. «Бытие» действительно нельзя понимать как сущее; enti non additur aliqua natura: «бытие» не может прийти к определенности путем приписывания ему сущего. Бытие дефиниторно невыводимо из высших понятий и непредставимо через низшие. Но следует ли отсюда, что «бытие» уже не может представлять никакой проблемы? Вовсе ничуть; заключить можно только: «бытие» не есть нечто наподобие сущего . Потому оправданный в известных границах способ определения сущего – «дефиниция» традиционной логики, сама имеющая свои основания в античной онтологии, – к бытию неприменим. Неопределимость бытия не увольняет от вопроса о его смысле, но прямо к таковому понуждает.

3) Бытие есть само собой разумеющееся понятие. Во всяком познании, высказывании, во всяком отношении к сущему, во всяком к-себе-самому-отношении делается употребление из «бытия», причем это выражение «безо всяких» понятно. Каждый понимает: «небо было синее»; «я буду рад» и т.п. Однако эта средняя понятность лишь демонстрирует непонятность. Она делает очевидным, что во всяком отношении и бытии к сущему как сущему a priori лежит загадка. Что мы всегда уже живем в некой бытийной понятливости и смысл бытия вместе с тем окутан тьмой, доказывает принципиальную необходимость возобновления вопроса о смысле «бытия».

Апелляция к самопонятности в круге философских основопонятий, тем более в отношении понятия «бытие» есть сомнительный образ действий, коль скоро «само собой разумеющееся» и только оно, «тайные суждения обыденного разума» (Кант), призвано стать и остаться специальной темой аналитики («делом философов»).

Разбор предрассудков, однако сделал вместе с тем ясным, что не только ответа на вопрос о бытии недостает, но даже сам вопрос темен и ненаправлен. Возобновить бытийный вопрос значит поэтому: удовлетворительно разработать сперва хотя бы постановку вопроса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconГилберт Райл Рецензия на книгу: Мартин Хайдеггер. Бытие и Время >(M....
«Бытие и время» — весьма сложное и важное произведение, представляющее собой значительный шаг вперед в применении «Феноменологического...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconБиблия и наука
Бытие 1 Первое изложение создания мира противоречит порядку вещей, известному науке. В бытие Земля создана до света и звезд, птицы...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconДэниел Мартин «Дэниел Мартин»
«Дэниел Мартин», Книга, которую сам Фаулз (31. 03. 1926–05. 11. 2005) называл «примером непривычной, выходящей за рамки понимания...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconДух и реальность
Поэтому защитники духа хотят доказать, что явления духа объективны, а не субъективны. Спиритуалистическая онтология утверждает, что...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconАнгелы благодарение благодать благословение благочестие бог
Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconУвлекательное путешествие в мозг современного потребителя. Мартин...
Вы удивитесь тому, как много из того, что, как вам казалось, вы знали наверняка относительно принятия решений о покупке, окажется...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconУвлекательное путешествие в мозг современного потребителя. Мартин...
Вы удивитесь тому, как много из того, что, как вам казалось, вы знали наверняка относительно принятия ре­шений о покупке, окажется...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconТом Мартин Крыло Люцифера Том Мартин Крыло Люцифера Джей Пролог
Мачу-Пикчу, вытянувшихся в ста ярдах внизу по краю высокогорной долины Анд. Каких-то десять минут назад он крепко спал в теплой постели...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconМартин Бедфорд Работа над ошибками Мартин Бедфорд Работа над ошибками Посвящается Дамарис
«in» означает «в», а основа «trudo» означает «я пихаю». Метод мисс Маккей – напихать в голову ученика как можно больше информации;...
Мартин Хайдеггер «Бытие и время» iconХристиане называются «словесными овцами Христова стада». Они питаются...
Слова, чье бытие не имеет начала; службы христианские словесны (немой не может быть священником, а глухой без сурдоперевода ничего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница