2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой


Название2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой
страница1/15
Дата публикации06.04.2013
Размер1.55 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. Соотношение мифологического и философского способов мышления.

Первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология. Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях).

  • Синкретизм.

Сравним характерные черты мифологического и философского мышления.

  • Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами, за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое, а не символическое.

  • Мифологическое мышление постулирует, а философское – доказывает. Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему.

  • Мифологическое мышление безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным. Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.


^ 2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой.

Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.

^ Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.

^ Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.

^ Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.

Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».

Выделим следующие исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока.

2.Античная философия (изучает природу и человека в мире).

3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку).

4. Философия нового времени.

5. Немецкая классическая философия.

6. Отечественная философия XI-XIX

7. Диалектика – материалистическая философия

8. Зарубежная философия XX в.

Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать .Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса.

^ Категории у Канта

По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных чувств и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство. Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка:

Категории количества

Единство

Множество

Цельность

Категории качества

Реальность

Отрицание

Ограничение

Отношения

Субстанция и принадлежность

Причина и следствие

Взаимодействия

Категории модальности

Возможность и невозможность

Существование и несуществование

Предопределённость и случайность

Учение Канта, представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения — вот упрёки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель.

Другая классификация

Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
^ 3. Предмет, структура и функции философии.

Философия- это наука, которая изучает наиболее общие законы развития, как целостную систему.

Впервые слово «философия» ввел в обиход Пифагор.

Философия охватывает все проблемы мира и бытия, изучает основные законы природы, общества, соотношение логики сознания и логики бытия.

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов филовофии два вопроса:

  1. Вопрос об отношении мышления к бытию, относящийся к сфете онтологии.

  2. Вопрос о познаваемости мира, относящийся к сфере гносеологии.

Основная проблема философии – проблема соотношения логики сознания и логики бытия.

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Функции:

  • ^ Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

  • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

  • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

  • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

  • ^ Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

  • ^ Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы

культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


^ 4. Философия как теоретическая основа мировоззрения.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. Совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, однако понятие "мировоззрение" значительно шире. Философия – высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Кроме того, философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, которому предшествовал мифологический способ мышления.

^ Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д. Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.


^ 5. Природа философских проблем. Соотношение сознания и бытия, материального и идеального как основная проблема философии.

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или

сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по

себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка

зрения философского сознания.

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй как идеальные.

Материя (лат. materia - вещество) - понятие, которое первоначально означало тождественность пространственной телесности без противопоставления ее идеальному, духовному, и только в результате ряда исторических превращений развившееся в понятие мертвого, инертного вещества, противостоящего как основополагающее, первичное, сознанию человека.

Материя представляет собой субстанцию, вещественный субстрат, включающий элементарные частицы и различного рода поля (гравитационное, электромагнитное, ядерных сил). Энергия и вещество сливаются в понятие поля. Напряжение поля - на сегодня единственная его физическая характеристика. Материя ввиду исчерпания возможностей добраться до "кирпичика" мироздания, во всяком случае на уровне современных научных представлений, рассматривается в своем основании как узлы поля. Понятие материальности как вещественности сохраняет свою значимость, несмотря на попытки связать ее сущность с опространствованием времени - (А. Эйнштейн) и овременением пространства (И. Пригожин). Не меняет дела и "новое представление" о материи, связанное с возникновением материи из предматериального квантового "вакуума".

Для современного представления о материи важное значение имеют выдвинутые И. Р. Пригожиным положения о том, что "сегодня наука не является ни материалистической, ни редукционистской, ни детерминистической", и что "в наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время".

Согласно современным естественнонаучным представлениям об открытом мире и характере природных и общественных систем, материя и материальное не могут рассматриваться как единственное исходное начало природы, так как в ее основании лежат размерности, константы, связи и отношения, которые имеют идеальный характер.

Материальное и идеальное составляют природный континуум, который в качестве миропроявления определяет и сущность человека. Однако понятия материального и идеального недостаточны для того, чтобы охватить всю глубину сущностных основ мира.

Непознанными, а возможно, и принципиально непознаваемыми, являются не только элементы, но и сами основы мира, ибо наши представления о природной реальности на уровне науки производны от физической реальности, соответствующей достигнутому уровню познавательной способности человека. Другими словами, в этом случае природная реальность и ее фундаментальные понятия трактуются в значительной мере субъективно, и в будущем можно ожидать сначала их дальнейшего уточнения, а затем и изменения. Уже сейчас, наряду с материей, выражаемой понятиями субстанции и субстрата, существуют и иные понятия. Это содержание черных дыр, предматериальный вакуум и, наконец, антиматерия. Все они не могут не иметь места в самой мировой основе, но в современные представления о физической реальности они не вписываются, в связи с чем они не рассматриваются и как природная реальность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconАбдина а. К. Ни д. В. Учебно-методический комплекс дисциплины философия
«Философия» входят общие закономерности развития философии, ее генезис и история; структура, уровни и методология философского знания;...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconВопросы к экзамену по дисциплине «философиия»
Философия как социокультурный феномен. Генезис философии. Структура и основная проблематика философии
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой icon1. Предмет истории философии Развитие философии обусловливало необходимость...
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconЭкзистенциально-феноменологическая стратегия в постклассической философии
Ее отличительная черта – критика объективизма предшествующей, особенно новоевропейской философии. Основным предметом философских...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой icon1. основной вопрос философии. Материализм и идеализм
И. Д. Андреев, к т. Кузне­цов, О. Н. Органова, В. Ф. Паркин, Л. Я- станис, В. И. Столяров, кандидаты философских наук, доценты В....
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconХрестоматия по философии
Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва­ется на основе фрагментов произведений представителей основ­ных...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconИмя существительное
Имя существительное – знаменательная часть речи, которая выражает грамматическое значение предметности в словоизменительных категориях...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconКнига представляет интерес для пропагандистов, агитаторов
А. В. Белов, доктор философских наук В. М. Богуславский, кандидат философских наук Ю. Ф. Борунков, доктор философских наук Б. Э....
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconГунин Дмитрий Игоревич гражданское общество: генезис, понятие, отграничение от гос-ва
Ответы разные. Например, в китайской философии высказывалась т зр, что это дело нравственности политика. Однозначно положительного...
2. Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница