Лекция Философия, ее предмет и место в культуре


НазваниеЛекция Философия, ее предмет и место в культуре
страница1/23
Дата публикации07.04.2013
Размер2.92 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре

1. Сущность и структура мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.
***

Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia – мудрость). Впервые этот термин был употреблен древнегре­ческим философом Пифагором в V в. до н.э. Чтобы понять специфику фило­софии как особого способа духовного освоения мира, необходимо обратиться к собственно философским (метафизическим) вопросам: Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы смысл существования мира, общества, человека?

Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал И.Кант:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вме­сте с тем – оценочные моменты, связанные с выражением отношения чело­века к миру и самому себе.

Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения.
^ 1. Сущность и структура мировоззрения.

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соеди­нены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности миро­воззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уров­нях мировоззрения – мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень – мировосприятие).

Под первым понимается стихийно складывающаяся способность чело­века ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть ос­нована на бессознательных процессах.

Миропонимание – более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представ­ления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит об­разы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически.

Если уровни мировоззрения отражают определенную иерархию, вер­тикальную» его структуру, то компоненты – «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения – познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.

Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, цен­ности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоз­зрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.
^ 2. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из жи­вотного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходи­мость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).

Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противо­речий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ри­туалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драмати­ческими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в трудно­доступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят чело­веческие количественно, но не качественно.

Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, бо­лее совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.

Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой ду­ховной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построен­ное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, ор­гани­чески присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и со­времен­ных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основы­вается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценно­стей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое созна­ние искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. Примеры со­временных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная ис­ключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.

Многие представители современной философии считают, что сложив­шиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс).

^ Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абст­рактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуали­стично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта – вера в существование Бога (или богов). Бог трансцендентен миру, т.е. находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и явля­ется гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека («пути Господни неисповедимы»). Бог – пре­дельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика (подобие Бога в человеке – бессмертная душа) и непознаваемая. Праведник может получить откровение, содержащее информацию о божественной сущности, но само­стоятельно, при помощи собственного разума, познать ее не может никто. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом (само слово «религия» производится от латинского religio – воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содер­жит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Перво­бытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.
^ 3. Философия как мировоззрение, ее роль и место в культуре.

Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Главное сходство религии и философии состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия – на теоретическое мышление.

Философия возникает в VII – V вв. до н.э. этого процесса – развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формирова­нии философии участвуют и обыденный опыт, и здравый смысл, и социаль­ные процессы. В частности, атмосфера соревновательности, необходимость доказывать свое мнение в античном полисе оказала значительное влияние на генезис древнегреческой философии как базовой основы западного мышле­ния.

Философия, как было сказано выше, имеет свою специфику. Одна из ее особенностей состоит в плюралистичности философского знания. С древ­ности философы видели в ней и способы достижения истины (Пифагор, Ге­раклит), и научение мудрости (софисты), и освобождение человека от страха перед будущим и страданий, достижение душевного здоровья (Эпи­кур). Особенно яркой эта плюралистичность стала в современной филосо­фии, начиная со второй половины ХIХ века. Философия оказывается несво­димой к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной, философской традиции. Чем философия отличается от других типов мировоззрения, рас­смотрен­ных выше? Если основой мифологии является образ, основой рели­гии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкоснове­ния и об­щие черты. Обычно подчеркивается рационализированный и систе­матизиро­ванный характер философского мышления, стремление к логиче­ской доказа­тельности и аргументированности. Но этимология слова «фило­софия» пока­зывает, что ценностное содержание неотделимо от нее. В пере­воде с грече­ского философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это знание, и жи­тейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, мо­ральная ответственность.

Существенной чертой философии, отличающей ее от науки, является плю­рализм. В история научного сообщества бывают периоды, когда конку­риру­ют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным вы­водам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Поэтому наука не подвергает сомнению таблицу умножения, не изобретает велосипе­дов, она накапливает, аккумулирует свои достижения и, продвигаясь вперед, расширяет свой горизонты. Философия же вращается в кругу одних и тех же, часто «проклятых» вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает. А если отвечает, то ответы бывают разные, чаще всего прямо противоположные, ло­гически не совместимые друг с другом. История философии - это история не­скончаемых дискуссий. Парменид, один из первых греческих философов, за­являл, что мир — это лед; его современник Гераклит утверждал, что мир -это огонь. Аристотель, ученик Платона, опровергал основополагающие идеи своего учителя, повторяя, что истина ему дороже дружбы. И сейчас, когда на авансцену общественной жиз­ни выдвигаются религия, державность и нация, именно философия предосте­регает об опасности превращения этих ценно­стей в идолов, требующих чело­веческой крови. И критикует религию за дог­матизм, национальную идею - за возможность превращения законной нацио­нальной гордости в оголтелый на­ционализм, а идею державы - в тоталитар­ный беспредел.

Вместе с тем различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается он­тология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение).

3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.

4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.

5. Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определение.

Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отноше­ний человека и мира.

Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущ­ность явлений и процессов.

^ Философия – теоретически оформленное, системно-рациональное ми­ровоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и чело­века.

Среди философских учений существуют самые разные, предполагаю­щие в качестве главного вопроса свой.

Для античных философов физиса это вопрос о первооснове всего суще­ствующего, для Сократа – «Познай самого себя», для философии Нового времени – как возможно познание, для логического позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Существуют вопросы, которые претендуют на роль основных для всех философских учений. Это прежде всего вопрос о субстанции, то есть такой основе мира, которая определяет его единство и без которой он не сущест­вует. Этот вопрос был сформулирован Ф.Энгельсом как «основной вопрос философии»: «Что первично: дух или материя, идеальное или материаль­ное?» От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия.

В зависимости от решения этого вопроса философские учения разде­ляются на такие крупные направления, как материализм и идеализм. Мате­риализм признает в качестве субстанции материю, а идеализм – дух, созна­ние. Определение материализма и идеализма давалось еще в XVII веке. Вот как определяет эти направления в XIX веке немецкий философ-романтик Ф.Шлегель: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выво­дит из одного духа, объясняет возникновение материи их духа или же подчи­няет ему материю».

Существует достаточно много исторических разновидностей материа­лизма, среди которых можно выделить первоначальный материализм Древ­него Востока и Древней Греции, механистический материализм Нового вре­мени, диалектический материализм Маркса и Энгельса, вульгарный и естест­веннонаучный материализм.

Идеализм разделяется на объективный, субстанцией в котором явля­ется не зависящее от человека сверхъестественное сознание, дух (Платон, Фома Аквинский, Гегель) и субъективный, полагающий в качестве субстан­ции человеческое сознание (Дж. Беркли, Д.Юм). Субъективный идеализм ут­верждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Д.Беркли выразил эту его особенность словами «Существовать - значит быть воспринимаемым». Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (solus –один, единственный, ipse – сам). Он состоит в том , что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Материализм и идеализм находились в разных взаимоотношениях. С одной стороны, борьба между направлениями существовала, но с другой – она не была абсолютной и непримиримой. Существовали течения в филосо­фии, сочетавшие материализм и идеализм, например, деизм. Познаваемость мира признавалась как материалистами, так и многими идеалистами, в част­ности, Гегелем.

Философские учения подразделяются также, исходя из количества суб­станций, на монизм, дуализм и плюрализм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Лекция Философия, ее предмет и место в культуре icon1. Философия, её предмет и место в культуре
...
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconЭкзаменационные вопросы предмет философии и ее роль в культуре
Средневековая западная философия: этапы и характерные черты. Патристика и схоластика
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconЗаконы XII таблиц и развитие римского права
Философия V-IV вв до н э и место философии в античной культуре и словесности (научная литература)
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconЛекция Предмет изучения институциональной экономики и её место в...

Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconФилософия, её предмет и роль в обществе
Если частные науки изучают отдельные объекты природы и общества, то философия рисует общую картину мира. Философия изучает наиболее...
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconФилософия: ее предмет и функции
Основные понятия: Универсум, предмет философии, материализм, идеализм, онтология, гносеология, этика, эстетика, аксиология, философская...
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре
...
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconЛекция Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада)...
Лекция Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи
Лекция Философия, ее предмет и место в культуре iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница