Скачать 1.77 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ _________________________________________________________ Кафедра философии В.В.ИЛЬИН НАУКА. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебное пособие САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2001 Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки.: Учебное пособие. СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2001 - 132 с. Научные знания, использование научной методологии необходимы во всех сферах жизни - экономике, управлении, политике, в системе образования и воспитания. Выпускникам вузов предстоит на деле участвовать в превращении науки в непосредственную производительную силу. А эффективность научно-исследовательской, инженерной, управленческой и т.д. деятельности молодых специалистов существенно зависит от уровня их мировоззренческой подготовки. В данном учетном пособии предлагается характеристика специфики науки, ее методологии, ее связь с другими сферами общественной жизни. Содержание работы связано со спецификой вузов ж.д. транспорта. Учебное пособие ориентировано на студентов старших курсов и аспирантов; оно может быть использовано преподавателями вузов и лицами, интересующимися проблематикой науки. Рецензент: доктор философских наук, профессор Б.Я. Пукшанский (Петербургский государственный горный институт (технический университет)). Дабы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: есть ли это? что это? каково это? почему это? Аль-Кинди Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь. О.Конт ^ В Что такое наука современную эпоху широко распространено мнение, что ведущую роль в познании и изменении окружающей действительности играет наука. Научные знания, научные методы необходимы во всех сферах жизни общества - в экономике, политике, социальном управлении, в системе образования и воспитания, решении экологических и демографических проблем и т.д. Наука изучается рядом дисциплин: историей науки, психологией науки, логикой и методологией научного исследования и др., каждая из которых рассматривает науку под разными углами зрения. В середине XX века была предпринята попытка сформировать т.н. науковедение, как самостоятельную комплексную дисциплину, изучающую структуру и развитие научного знания и научной деятельности, взаимосвязи науки с другими видами знания и деятельности, проблемы организации научной деятельности и т.д. Для исследования науки целесообразно предложить некоторое исходное, хотя бы и не исчерпывающее её определение. Наука характеризуется, прежде всего, как деятельность по получению новых знаний и результат этой деятельности - научное знание. Цель науки - описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности. Исходя из такого понимания науки, в последующем необходимо раскрыть специфику научной деятельности и научного знания - этому посвящена методология научного исследования. Далее, наука характеризуется в ее взаимосвязи с социальной практикой. Здесь становится немаловажным проблемы организации науки как социального института и ее взаимоотношения с другими сферами общественной жизни, ее роль в подготовке кадров и др. Наука – явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки до сегодняшнего времени остается дискуссионным и активно обсуждается в нашей и зарубежной литературе. Предыстория науки начинается с разделения умственного и физического труда. Зачатки научного знания сложились задолго до становления науки как самостоятельного элемента общественного сознания и деятельности. В последующем наука оформляется как особая отрасль духовной жизни общества, духовного производства. Существуют две основные точки зрения относительно генезиса науки. Одни историки науки считают, что наука возникла в глубокой древности, другие - что зарождение науки происходит в ХVI-ХVП веках, когда стали систематически применяться экспериментальные и математические методы. Конечно, если науку понимать только с этой точки зрения, то в древности не было развитого и систематически применяемого экспериментального метода, и тогда приходим к выводу, что там науки не было. Но известно, что в цивилизациях древнего мира, в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, а уж тем более в Греции и Риме были на весьма высоком уровне астрономические, математические, биологические, технические знания. Известны и эпизодические применения экспериментального метода в медицине, открыты были некоторые физические законы и т.д. В общем, в древности были зачатки науки в виде отдельных знаний о природе, обществе, человеке; эти фрагменты знаний сочетались с философскими идеями. Но все же в современном понимании там науки не было. Есть серьезные основания считать, что наука сложилась в европейской культуре в условиях зарождения капиталистического производства, которое ориентировало познание на получение практически полезного знания и прежде всего на оформление естествознания как науки, а не как некоторой суммы знаний и приемов практических действий. В генезисе науки часто выделяют следующие периоды. - От середины I тыс.до н.э. до ХVI в. н.э. В начале этого периода сложилась натурфилософия, в которой были зачатки научного знания о природе. Затем, по мере накопления знаний, необходимости решения ряда астрономических, математических, медицинских и других проблем начинают прослеживаться контуры отдельных научных дисциплин. Но интересно отметить, что в течение продолжительного времени научные дисциплины трактуются как части философского знания. Весь этот период иногда называют “преднаукой”. - ХVI-ХVП вв. Заложены основы современного естествознания. В науке ориентация на математические формулировки законов природы, экспериментальную проверку теорий, критическое отношение к натурфилософским и религиозным догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука оформляется как особая область деятельности ученых-профессионалов, возникает научное сообщество, развивается система университетского образования. - ХVIII -XIX вв. Науку этого периода называют классической. Образуется множество научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, биологии и др. науках. Оформляются технические науки. Возрастает социальная роль науки. - XX век. В математике происходит переосмысление её основ и специфики математического мышления; в физике создаются теория относительности и квантовая механика; в биологии развивается генетика и т.д. Содержание и формы научной деятельности, её нормы и идеалы претерпевают сильные изменения, и не случайно науку XX века называют постклассической или неклассической. Во второй половине XX века идет т.н. научно-техническая революция. Наука становится теоретической основой развития материального производства и все сильнее воздействует на все другие сферы общественной жизни. Вместе с тем, наука оказалась связанной с рядом негативных процессов, которые стали перед человечеством к концу века, прежде всего, с т.н. глобальными проблемами. В настоящее время насчитывают около 15 тысяч научных дисциплин. Многообразие природных и социальных объектов определяет многообразие наук. Научные дисциплины обычно подразделяют на естественные, общественные (гуманитарные) и технические. При всей правомерности такого подразделения, однако, надо иметь в виду, что между ними нет резких границ. К тому же, при решении многих проблем осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования, проводимые средствами различных научных дисциплин (например, в экологии). В ходе своего исторического развития наука оформляется в социальный институт. Создаются научные коллективы и школы, создаются устойчивые формы научной деятельности, вырабатываются ценностные ориентации и традиции, развивается материальная база наук. В XX веке появилось понятие “научный работник”. К. Маркс характеризовал научную деятельность как “всеобщий труд”, который “обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников”.1 Становление науки как социального института обычно относят к ХVI-ХVП вв. Важные вехи здесь - создание Лондонского королевского общества естествоиспытателей (1660) и Парижской академии наук (1666). В уставе Лондонского королевского общества естествоиспытателей цель общества была сформулирована как “совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах...с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)”. Наука отграничила себя от религии, морали и т.д. и в этом она, с её ориентацией на эмпирическое исследование природы, была безопасна для власть имущих, церкви. Но объективно получилось, что если в течение длительного времени ведущую роль в культуре занимала религия, то в Новое время на эту роль претендует наука. Авторитет науки настолько высок, что в настоящее время многие богословы призывают к установлению тесного контакта религии и науки, а некоторые вне- и антинаучные концепции стремятся придать себе имидж научности (например, представители “эзотерических наук”). Хотя научная деятельность является “всеобщим трудом“, способы социальной организации и взаимоотношений ученых изменялись в истории науки. Если на первых этапах эта деятельность имела вид индивидуального творчества “любителей“ - одиночек, то сегодня наука представляет собою целую отрасль по производству знаний. Научные работники объединены в институты с сильной материальной базой, с развитой системой коммуникаций, с системой подготовки научных кадров. Интенсивно возрастает численность ученых в мире. На рубеже ХVIII - XIX вв. было около 1 тыс., в середине XIX в. - около 10 тыс., в 1900 г. - около 100 тыс., в конце XX в, - более 5 млн. научных работников. Считается, что в XX веке научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. (Здесь, думается, нужно разграничить объём информации и объём научных публикаций. Удвоение скорее относится к объёму публикаций, нежели к объёму информации. В публикациях много повторений, пересказа, комментариев и т.п. имеющейся информации и новая информация занимает не такой уж большой объём). В науке, научных коллективах существует разделение труда. Одни научные работники склонны к выдвижению гипотез и идей, другие - к их обоснованию, третьи - к их разработке, четвертые - к их практическому приложению, пятые - к материальному обеспечению научных исследований и т.д. По мере развития науки совершенствуется специальная подготовка ученых. В институтах науки складываются моральные установки, набор позитивных и негативных санкций, которыми поощряется ожидаемое и наказывается отклоняющееся поведение (например, в виде признания или игнорирования со стороны коллег). Научные работники в социальной стратификации обычно относятся к так называемым средним слоям. Научная деятельность - специфический вид духовного производства, продуцирующий особый тип знания. Именно получение знаний - главная цель науки. Но наука при всей ее важности, всех ее достижениях не обладает монополией на познание. В других видах деятельности также получается знание, но в них получение знаний не является главной целью. Так, скажем, у искусства есть познавательный момент, но не главный для искусства и его не следует переоценивать, иначе главный момент искусства - выразительность - уйдет на второй план. И вообще, в каждом виде деятельности можно обнаружить другие, но в подчиненном плане. Так, в науке, кроме познавательного, есть и практически прикладной момент - в материальном производстве. Далее, нужно разграничить научное и ненаучное знание. Не всякое знание может быть отнесено к научному. Кроме того, не совпадают “истинное” и “научное”. В этом плане можно сопоставить обыденное и научное знание. Обыденное познание берет объекты такими, какими их воспринимает субъект. На этой предпосылке базируется наивно-реалистическое мышление. Конечно, не следует категорически отвергать это мышление. Эйнштейн говорил, что наивный реализм служит отправным пунктом всех наук, в особенности, естественных. Б. Рассел писал, что наивный материализм приводит к физике, однако физика, если она верна, показывает, что наивный материализм ложен. Обыденное знание, связанное с повседневной жизнью и деятельностью людей, представляет собою фиксацию отдельных фактов и зависимостей, состоит из разрозненных утверждений, формулируется на естественном языке, часто приближенно, нестрого, формируется всеми людьми. Предмет науки не сводится к объектам обыденного опыта. Научное познание ориентировано на познание законов, сущности явлений. Научную деятельность ведут ученые-профессионалы, с использованием комплекса материально-технических средств, научной информации, научных методов. Научное знание - знание объективно-истинное, систематизированное, доказательное, логически непротиворечивое, сформулированное с помощью искусственных языков, с максимальной точностью. Признаки, критерии научного знания не являются раз и навсегда данными. Так, существовали исторически различные представления об истинности, обоснованности, системности и т.д. научного знания. В методологии науки различают классический и постклассический идеалы и стандарты научности. Но, в общем случае, к признакам научного знания следует отнести: - объективность; - рациональность (логическая строгость, точность и однозначность, доказательность, доступность понимания); - направленность на постижение сущности; - возможность не только описания и объяснения известных явлений и закономерностей, но и предсказания новых; - проверяемость, возможность воспроизводимости, общезначимость; - системность (заметим здесь, что не всякое систематизированное знание - наука; не отнесем к ней, например, телефонный справочник). Научная деятельность дает приращение нового знания. Наука представляет собой своеобразный вид “социальной памяти” человечества, суммирующий в концентрированном виде опыт познания и преобразования действительности. Но преобразование мира будет успешным только тогда, когда оно согласуется с объективными законами. Отсюда вытекает основная задача науки - выявить эти законы. Наука как социальный институт постоянно функционирует, следствием чего является все более глубокое и точное познание действительности, выработка новых научных знаний. При этом по мере развития науки те или иные научные концепции могут стареть, догматизироваться, уходить в архив науки. Обнаруживается их ограниченность, на смену им приходят новые научные концепции и теории. Успехи научного познания породили несколько завышенную оценку возможностей науки, у некоторых людей наблюдается своеобразный культ науки, убеждение в том, что наука способна дать окончательные ответы на все проблемы, стоящие перед людьми. Сложилась концепция т. н. сциентизма. Сциентизм утверждает, что наука есть наивысшая культурная ценность, что она - движущая сила цивилизации. За идеал познания принимается научное познание, а за идеал науки принимается математика и связанные с ней наиболее развитые области естествознания. (Одним из тех, кто был убежден в безграничных возможностях наук, был основатель позитивизма О. Конт (1798-1857)). Но, с другой стороны, некоторые последствия научно-технического прогресса породили своеобразную оппозицию науке, т. н. антисциентизм. В наиболее резкой форме представители антисциентизма говорят, что научно-технический прогресс - это “демон, выпущенный из бутылки”, что он угрожает существованию самой цивилизации. Наука объявляется ответственной за негативные стороны современной общественной жизни. Распространяется мнение о том, что наука не может решить человеческие проблемы, альтернативой науке, научному познанию предлагаются различные варианты плюрализма, иррационализма, К антисциентизму примыкают некоторые богословы. По их мнению современная наука способствует дальнейшему развитию уже развитых государств, усиливает власть тех, кто ее уже имеет, обогащает и без того богатых. Говорят о бездуховности науки, усиленно подчеркиваются негативные социальные последствия научно-технического прогресса. Правильная оценка роли науки в общественной жизни должна избегать крайностей сциентизма и антисциентизма. Наука занимает свое место в системной организации общества, испытывает на себе влияние различных сфер общественной жизни и сама влияет на другие компоненты общества. Наука дает обществу знания. Общество нуждается в знаниях, но прежде всего в таких знаниях, которые приносят пользу. Не случайно в науке существует разделение на фундаментальные и прикладные науки и если роль прикладных наук достаточно очевидна, то значение фундаментальных наук далеко не очевидно широким кругам и его приходится доказывать. Между ценностями и нормами науки и общества не всегда есть соответствие. Если у ученых на первом плане истина, то общество оценивает науку преимущественно с точки зрения пользы. Но при этом, однако, трудно провести границу между истиной и пользой. Полученные наукой знания имеют многочисленные приложения и польза их не всегда непосредственно очевидна. Научные знания участвуют в формировании мировоззрения и культуры людей, на основе научных знаний разрабатывается новая техника и технология, разрабатываются новые источники сырья и энергии, новые средства транспорта и связи; наука участвует в подготовке и реализации управленческих решений и т.д. Обычно более четко прагматический аспект просматривается в отношениях между наукой и государством. Государство присваивает себе право быть организатором науки, создавая различные институты с формальными иерархическими структурами, вводятся какие-то критерии оценки научной деятельности, определяются финансовые и материальные ресурсы, осуществляется подготовка научных кадров. У нас даже можно услышать предложения о необходимости создания закона о науке. А как некоторый антипод бюрократизации науки в ней существуют естественно, самостоятельно складывающиеся неформальные научные школы, с их лидерами, проблемами, методологией и т.д. Государство может и поощрять и препятствовать научной познавательной деятельности, чему есть множество примеров. Вот один из них. Развитие науки предполагает обмен информацией. Но в этот процесс вмешиваются политические мотивы, что может привести к закрытости информации, сознательному введению в заблуждение конкурентов и т.п. Государство, да и общество в целом, может наложить некоторые ограничения на развитие научных исследований, поскольку существуют опасения, что бесконтрольное развитие науки может принести непоправимый вред. По ходу истории усиливаются интегративные тенденции, происходит сближение стран и народов, усиливаются взаимосвязи различных культур. Какова здесь роль науки? С одной стороны, безусловно, наука - сильный положительный фактор интеграции. Но есть и другая сторона. Интегративная культура может строиться на основе общего коммуникационного поля. И наука может создать возможность создания некоторой “усредненной” (например, компьютерной) культуры, на основе которой будут господствовать общие стереотипы жизни. Фактически же это означает, что один тип культуры будет подчинять себе и вести к исчезновению другие. Для этого процесса создаются необходимые научно-технические условия. Все это нельзя оставлять без внимания. Взаимосвязи науки и общества в целом многообразны. Социальные факторы могут либо стимулировать, либо затормаживать научные исследования. В свою очередь, наука оказывается важным фактором развития общества в целом. Влияние социально-культурных факторов на науку опосредовано определенными методологическими стандартами в науке. |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Маркетинг как система организации и управления деловой активностью предприятия | ![]() | Агентство по реализации молодежной политики самарской области фгбоу... Самарской области, Самарский государственный университет путей сообщения, Неформальная ассоциация добровольческих организация Самарской... |
![]() | Десять петербургских вузов попали в "список неэффективных вузов" Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,... | ![]() | Теория большого взрыва Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Дальневосточный Государственный... |
![]() | Нижегородский железнодорожный техникум филиал миит Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный университет путей сообщения»... | ![]() | Стратегическое планирование учебное пособие москва 2011 фгб оу впо... Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия |
![]() | Санкт-петербургский государственный университет | ![]() | Ix-й международный молодежный научный экологический форум стран балтийского... Кий фонд фундаментальных исследований, Санкт-Петербургский научный центр Российской Академии Наук, Правительство Санкт-Петербурга,... |
![]() | Петербургский Государственный Университет Центр лингводидактического тестирования | ![]() | География зарубежных стран В. М. Разумовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) |