Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в "Философско-Антропософском Издательстве"


НазваниеКнига Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в "Философско-Антропософском Издательстве"
страница1/4
Дата публикации21.04.2013
Размер0.63 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4


Ф. Карльгрен

Рудольф Штейнер (1861-1925)


Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет
в "Философско-Антропософском Издательстве";
Дорнах, 1961 г.


Несколько слов об авторе

Одноэтажный светлый домик Франса Карльгрена стоит на окраине небольшого шведского городка Иерна; это в полусотне километров от Стокгольма. На небольшом огороженном участ­ке около дома гуляют козы и курицы. Дом стоит фасадом к уз­кой дороге, а сзади к нему почти вплотную подступает лес. По дороге время от времени проедет одинокая «Вольво» или «Сааб», а за просветами перелесков вдали проблескивает серебри­стая гладь Балтики. — Хозяин дома (высокий, в брезентовой штормовке, ему уже за шестьдесят пять) похож на крестьяни­на. У него широкое открытое лицо, с русым чубом, большие рабочие руки, неторопливая и раздельная речь. Франс Карл­грен, как и многие антропософы, немало работает руками. А еще он учитель, много лет преподает в стокгольмской «Кри­стофер-школе», в Йернском «Рудольф Штейнер Семинаре». И он один из наиболее известных шведских антропософов, автор целого ряда книг об антропософском движении, о вальдорфской педагогике, об истории.

Общепризнанно, что его книгам удается сочетать в себе ос­новательность, глубину, научность подхода — с простотой и про­зрачностью изложения. Его друзья иногда говорят: «Франс тратит массу времени на то, чтобы придти в результате к че­му-то «простецкому». Но все понимают, что это добрая шутка; придти к простоте — это как раз самое сложное.

^ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
(1861 - 1889)


Детство

Как пишет Рудольф Штейнер, все в чем он нуждался в этот период для своего развития, было дано ему судьбой, как дар. Внешний же мир требовал от его деятельности того, что он выработал в себе сам, по собственной воле.

Рудольф Штейнер родился 27 февраля 1861 года в небольшом городке Кралевиче, расположенном близ австро-венгерской границы, в семье железнодорожного служащего. Раннее детство мальчика прошло в местечке Потшах (Нижняя Австрия) куда они переехали в связи с назначением отца начальником небольшой железнодорожной станции. Семья была небогата и дети должны были помогать родителям, работая по хозяйству. Многое интересовало мальчика не только в домашнем окружении, но и в станционной жизни.

Повседневное общение с радушным населением, знакомство с его образным диалектом, величественный окружающий пейзаж - залитые солнцем поля, густая зелень лесов, снежные вершины Альп - все это содействовало укреплению души мальчика, делало ее живой и восприимчивой.

^ Решающее открытие

По его собственным более поздним рассказам, ему было чуть более семи лет, когда он сделал решающее открытие: это было первое проявление весьма тонких восприятий, приходящих не из чувственно-земного, а из некоего иного мира, который, однако, можно "увидеть" и "услышать" другими, не телесными глазами и ушами. С этого времени мальчик вступил в общение не только с деревьями и камнями, но и с духовными существами, скрытыми в них, которые открывали себя взору его души.

Ребенок чувствовал, что подобные вещи будут непонятны окружающим его людям, и научился молчать об этих своих переживаниях.

^ Школа. Училище

Поначалу учение мало занимало его. Лишь музыка и особенно рисование сильно притягивали ушедшего в себя ребенка. Заветной мечтой отца было видеть сына инженером-железнодорожником. Поэтому он отдал его в реальное училище в Винер-Нейштадте. Там к двенадцати годам у мальчика появляется интерес к интеллектуальным знаниям после того, как он прочитал в школьном "Ежегоднике" статью "об атомах и молекулах". Чтобы ее понять, он начал читать об этом и другие статьи. С 14 лет он увлекся философией, посвящая ее изучению все свободное время. По его признанию, он перечитывал некоторые страницы "Критики чистого разума" Канта по двадцать раз.

Летом 1879 г. юноша успешно оканчивает реальное училище, получив по завершении выпускных экзаменов похвальный лист.

^ Значительные встречи

Никому до этого времени не мог Рудольф Штейнер рассказать о своих восприятиях духовного мира. Но как раз в этом, 1879 году он встретил одного простого человека, собирателя лечебных трав. Благодаря своему глубокому знанию природы, основанному на непосредственном и благоговейном к ней отношении, а также в силу особенностей своего крестьянского характера, этот человек помог Рудольфу Штейнеру соприкоснуться со своего рода, инстинктивной мудростью, которая веками продолжает свою таинственную жизнь вдали от цивилизации. "С ним можно было говорить о духовном мире как с человеком, имеющим об этом непосредственное знание". Позднее Рудольф Штейнер говорил, что благодаря этому человеку он получил возможность встретиться с выдающимся "духовным учителем", который был неизвестен миру и занимал скромное положение. Этот человек наряду со многим другим, посоветовал ему приобрести углубленные знания в области материалистического мышления.

^ Студент Высшего технического училища. Осень 1879

Осенью 1879 года Рудольф Штейнер поступил в Венское высшее техническое училище. Там он изучал, в частности, биологию, химию, физику. Последняя оказала особое воздействие на развитие его внутренней жизни.

Несмотря на то, что атомной физики еще не было, ученые уже тогда считали, что все, называемое нами "реальностью", в конечном счете состоит из множества малых частиц, чисто механически действующих друг на друга. Рудольф Штейнер пытался с полной объективностью вникнуть в эту концепцию мира. Но это было нелегко. Ибо согласно такой концепции все в мире надлежит объяснять без учета какого бы то ни было фактора участия сверхчувственного начала. А для Рудольфа Штейнера действие сверхчувственных сил (особенно в мире органической жизни) было фактом, беспрестанно подтверждающимся наблюдением, повседневным опытом. И он не находил никакого связующего звена, никакого моста, который вел бы от знаний, получаемых в университетах, к его собственному духовному видению, его внутреннему опыту.

^ Изучение Гете

Благодаря занятиям у К. Ю. Шроера, профессора истории литературы, Рудольфу Штейнеру открылась вся глубина поэтического творчества Гете. Но, изучая его работы по оптике, ботанике, анатомии, он увидел, что Гете был в равной степени и значительным ученым. Он обнаружил, что Гете в своих научных трудах открыл путь к пониманию живого и, таким образом, перекинул мост между природой и духом, в то время как современная наука, отрицающая духовное как основу бытия, по его убеждению, никогда не постигнет ничего, кроме неживого мира.

Рудольф Штейнер поставил себе цель изучить отдельные науки в духе учения Гете. Но условия его жизни не оставляли ему на это времени, поскольку ему приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. Однако как раз в это же время, в 1883 году, он получил предложение от издательства "Немецкая национальная литература" И. Кюршнера подготовить к печати научные труды Гете, сопроводив их вводными статьями и комментариями. На эту ответственную работу двадцатидвухлетнего студента порекомендовал пригласить Шроер. Это предложение дало Штейнеру возможность значительно, углубить свои научные исследования.

^ Педагогическая деятельность

Закончив в 1884 году Высшее техническое училище, он принял предложение стать воспитателем в семье одного венского коммерсанта. В этой семье он прожил шесть лет. Его воспитанник страдал гидроцефалией. Ему было десять лет, и он настолько отстал в занятиях, что были сомнения в возможности дать ему какое-либо образование. После двух лет самоотверженного и напряженного труда Рудольфу Штейнеру удалось довести своего воспитанника до такого уровня, что тот смог сдать экзамены и поступить в соответствующий класс лицея. При этом он добился также улучшения физического состояния своего ученика. Впоследствии тот продолжил учебу и стал врачом.

Педагогический опыт, приобретенный в эти годы, позволил Рудольфу Штейнеру заложить основы своей "антропологии", получившей дальнейшее развитие в его позднейшей деятельности, особенно с 1919 года, когда была основана Вальдорфская школа. "В те годы, - говорил он, - я углубил свои познания в физиологии и психологии".

^ ВТОРОЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
(1890-1896)


В эти годы Рудольф Штейнер приходит к убеждению, что глубочайшие стремления его души не могут быть удовлетворены тем, что приходит к нему из внешнего мира. Он дожен был научиться внутренним усилием устанавливать в себе гармонию между "хотением" и "долгом". Время его детства и юности подошло к концу.

^ Участие в "Издании великой герцогини Софии"

В 1889 году Рудольф Штейнер был приглашен сотрудничать в подготовке большого издания, которое начинало тогда выходить в Веймаре, - Полного собрания сочинений Гете (так называемого "Издания великой герцогини Софии"). Осенью 1890 года он переехал в Веймар для изучения недавно собранных там гетевских архивов (Гете-Шиллеровский Архив).

^ Жизнь и работа в Веймаре. 1890 г.

С этого времени для него началась новая жизнь. Он находился в постоянном общении с учеными, поэтами, людьми искусства, благодаря чему стал лучше понимать людей и самого себя. Ясней, чем прежде, определились для него особенности его собственной природы. "Всякий раз, когда я уединялся, уходя от своего окружения, я замечал, что родным мне был только мир духа, который я видел в себе. Мне было легко входить в этот мир. Прослеживая ход своей жизни в детстве и юности, я видел, что мне всегда трудно было ориентироваться во внешнем мире посредством органов чувств".

Зато работа мысли была для него легка. Она-то и была его подлинной стихией: "...что касается всякого рода научных обобщений, постигаемых духом, я овладевал ими без всякого труда..."

В работе над гетевскими архивами научная подготовка Рудольфа Штейнера проявилась полностью. Богатством духовного опыта, а не низким научным уровнем объясняются затруднения, с которыми он встречался в своей повседневной работе в Архиве: "Мне всегда было нелегко запоминать даты, которые необходимо знать, например в научной области. И часто мне нужно было все снова и снова видеть какой-нибудь предмет, чтобы вспомнить его название и к какой категории он относится с точки зрения научной классификации. Я даже могу сказать, что чувственный мир был для меня чем-то туманным: он в образах проносился перед моею душой, тогда как восприятия духа имели признаки реальности".

^ Принципы и цели Гетевского издания Рудольфа Штейнера

Большинство работавших в Веймарском Архиве ограничивались обычными для публикатора научных сочинений задачами: для них все дело заключалось в том, чтобы установить достоверный текст, исключить сомнительные места, классифицировать варианты и т. п. Для Рудольфа Штейнера все это было только подготовительной работой. Посредством издания научных трудов Гете он хотел внести новый элемент в спорные научные вопросы эпохи. Комментарии Рудольфа Штейнера имели целью показать гетевское понимание мира как некоей целостности. Их было много, и часто они расходились с известными официальными теориями. "Из них вытекало, что гетевский метод исследования и мышления, благодаря широте охвата и особому способу проникать духом в предмет изучения, привел Гете к открытиям в ряде областей науки. Излагать содержание этих открытий как таковых не входило в мои задачи, но мне нужно было показать, что эти открытия, подобно цветам, выходящим из растения, вырастают из духовного понимания природы".

^ Жизненные проблемы

То, чего хотел в конечном счете, Рудольф Штейнер - обновления науки в духе Гете. - было понято лишь немногими. Общаясь с некоторыми своими коллегами, он столкнулся с кастовыми предрассудками, недостатком интереса к широким общечеловеческим проблемам, а порою даже с мелочностью. В Веймаре, как он сам об этом говорит, хотели не "обновлять", а "сохранять". Он, который восемнадцать месяцев тому назад приехал в город Гете исполненный величайших надежд, уже в мае 1891 г. писал в одном из писем: "Здесь, в Веймаре, городе классических мумий, жизнь и дела оставляют меня безучастным и холодным". В эти годы он убедился, что единственное, к чему его влечет в жизни, - это все глубже и глубже проникать в духовный мир. И Рудольф Штейнер упорно шел своим путем.

Между тем, несмотря на эти неприятности, разнообразное и разностороннее общение, новая для него среда Веймарского общества доставляли ему немало приятных минут. У него были друзья, с которыми он мог обсуждать любые вопросы и проблемы, за исключениемвещей, связанных с его сверхчувственным опытом. Чтобы сообщать о нем другим людям, ему надо было найти иной путь. Но это не значит, что путь мысли казался ему каким-то окольным для постижения сверхчувственного мира. Совсем напротив: "По моему мнению, истинный путь в духовный мир ведет прежде всего через опыт переживания чистых идей". Отсюда и родились его философские произведения.

^ Философские произведения

Еще в 1886 г. он опубликовал в Вене свою первую книгу "Основы теории познания гетевского мировоззрения". В те же годы он написал диссертацию о проблемах теории познания, где делается решительная попытка пошатнуть основы кантовской теории познания. Эта диссертация в октябре 1891 г. принесла ему докторскую степень. Предпослав к ней предисловие и прибавив заключительную главу, он опубликовал ее в том же году в виде книги под названием "Истина и наука".

"Философия свободы"

Эти работы были для Рудольфа Штейнера подготовкой к самому значительному из его философских произведений - "Философии свободы" (1893). В первом издании книга имела следующий подзаголовок: "Результаты психологических наблюдений, проведенных согласно естественнонаучному методу". Рудольф Штейнер хотел приложить к философии методы наблюдения, принятые в современной науке, но, изменив ориентацию наблюдений, направить их на внутреннюю жизнь. Он показывает, что человек, развивающий в этом отношении необходимую силу мысли, может посредством точного восприятия чистых идей, "отрешенных от чувственного мира", перешагнуть "границы познания", о существовании которых твердили теоретики, и вновь найти себя как свободное существо в мире духовном, в мире идей.

В те же Веймарские годы вышли книги Рудольфа Штейнера: "Фридрих Ницше - борец против своей эпохи" (1895) и "Мировоззрение Гете" (1897). В этих книгах он развивал те же идеи, что и в предыдущих.

^ Издание трудов Шо пенгауэра и Жан-Поля Рихтера

В эти же Веймарские годы параллельно с работой над естественнонаучными произведениями Гете были подготовлены для издательства Котта биографические и литературно-критические вводные статьи к собраниям сочинений Шопенгауэра и Жан-Поля Рихтера. В то же время продолжалась интенсивная работа над научными трудами Гете. В 1896 г. издание научных сочинений Гете было закончено. Несомненно он преодолел трудности, с которыми столкнулся. В "Ежегоднике" Гетевского общества за 1897 г. выполненная им работа получила следующую оценку: "То, чего в этой области сумел достичь Рудольф Штейнер, удачно сочетая свои дарования писателя и критика, нашло одобрение у всех знатоков Гете. В результате его упорного и беспристрастного труда огромное количество документов было обработано таким образом, что на их основе можно полностью воздать должное Гете как ученому". Приблизительно в тридцать шесть лет, вскоре после отъезда из Веймара, в жизни Рудольфа Штейнера произошла решающая перемена, которая совершенно не зависела от внешних обстоятельств.

^ Жизненный перелом. 1896 г.

"Во мне тогда пробудился прежде мною не испытанный интерес всему чувственно воспринимаемому. Конкретные детали приобрели для меня особое значение. У меня появилось ощущение, что чувственный мир может мне открыть нечто такое, что в состоянии открыть только он один. Таким образом, через точное чувственное наблюдение я проник в совершенно новый мир". И оказалось, что этой новой способности присуще сильное обратное воздействие на переживания в духовном мире. "Наблюдая физический мир, ... можешь с помощью возросшей способности наблюдения по-новому проникнуть в мир духовный".

Рудольф Штейнер занимался медитацией давно. Но теперь она стала намного более интенсивной. Он достиг того, что раскрывающееся в человеке "духовное существо" может, полностью освободившись от своего физического тела, жить, воспринимать и перемещаться в духовном мире. "Благодаря медитации существование этого духовного человека стало для меня внутренним опытом". Таким образом, он завоевал право быть гражданином двух миров - физического и духовного.

Но всякое право налагает новые обязанности. Теперь в жизни Рудольфа Штейнера наступает период, когда его развитие совершается свободно, а не так, как это было до сих пор, - через последовательность событий, которые управляли им как бы извне. Создается впечатление, что отныне перед нами человек, принявший на себя полную ответственность за свою судьбу и свои поступки.
  1   2   3   4

Похожие:

Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconАдвокатское расследование и борьба с преступностью
В издательстве иг "Юрист" в 2009 г вышла в свет книга Е. Г. Мартынчика "Адвокатское расследование в уголовном процессе". Наш журнал...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconВладимир Круковер «собака телохранитель»
«Обреченные на любовь» вышла в свет в Калининградском издательстве сразу после начала перестройки. В то время требовалось определенное...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconАгаджанян Н. А.,Катков А. Ю «резервы нашего организма»
Полвека назад в издательстве Академии наук усср вышла книга «Продление жизни», к которой сохраняется читательский интерес на протяжения...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconКнига вышла в издательстве "Гилея" благодаря организационной, финансовой
Хоффмана. Надеемся, что строгая Мальвина простит озорников. Если при этом самоуправстве в текст закрались ошибки это мы с Маргаритой...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconКнига вышла в минском издательстве «Парадокс»
Стивен Кови — обладатель степени магистра экономики управления и докторской степени Университета Бригэма Ян-га, пользуется широким...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconК читателю
В 1970 году в свет вышла его первая художественная книга «Сердце хирурга». Она несколько раз переиздавалась в России, переведена...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconК читателю
В 1970 году в свет вышла его первая художественная книга «Сердце хирурга». Она несколько раз переиздавалась в России, переведена...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconКнига «100 лучших бизнес-книг всех времен»
В издательстве Альпина Паблишерс вышла любопытная книга – «100 лучших бизнес-книг всех времен»
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconИз предисловия Г. Бенджамина перед первым изданием
Более полувека назад вышла в свет книга Гарри Бенджамина "Отличное зрение без очков". Книга сразу же стала популярной. С тех пор...
Книга Ф. Карлгрена впервые вышла в свет в \"Философско-Антропософском Издательстве\" iconКраткое предуведомление
Вашему вниманию книга вышла в 1995 году в издательстве "Восточная литература" (бывш. Главная Редакция Восточной литературы издательства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница