Лекция Гендерный вопрос в социальной теории


НазваниеЛекция Гендерный вопрос в социальной теории
Дата публикации29.04.2013
Размер92.9 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Философия > Лекция
Лекция 2. Гендерный вопрос в социальной теории.

Взаимоотношения женщин и мужчин, а также определение их места и роли в обществе – тема для науки, безусловно, не новая. Сегодня мы вспомним и рассмотрим основные из традиционных философских, психологических и социологических концепций.

Несмотря на все различия этих теорий, они опираются на два главных принципа:

• различия между мужчинами и женщинами имеют только биологическую природу;

• роли мужчин и женщин дифференцированы как диаметрально противоположные.

^ I. Традиционная западная философия о дифференциации маскулинного и феминного.

Маскулинный характер Homo Sapiens глубоко коренится в западной философской традиции. С начала развития философской мысли женственное/феминное символически ассоциировалось с тем, что противоположно разуму, женская способность к деторождению оценивалась как связь женщины с плодородием природы.

Античный период. Символическая ассоциация мужского с рациональным и женского с эмоциональным. Мужское выстраивалось в ряд с активной, детерминирующей формой, женское — с пассивной, хаотичной материей. Так, Аристотель в работе «О происхождении животных» утверждает, что истинным родителем всегда является мужчина. Поскольку в процессе оплодотворения пассивной материи он определяет активную форму будущего человеческого существа; мужчина дает силу жизни, а женщина -выполняет роль пассивного сосуда.

Средние века и Новое время. В средневековой христианской философии Фома Аквинский и Августин Блаженный продолжают традицию разделения формы и материи, души и тела, рациональности и эмоциональности, мужского и женского, усиливая тем самым дуализм маскулинного и феминного. Появляется представление об изначальной греховности женщины, что привело к подавлению и физическому уничтожения женщин. Средневековая «охота на ведьм» (знахарок и повивальных бабок) стоила жизни тысячам женщин, причем соотношение убитых женщин и мужчин оценивается исследователями как 100:1. Используя народные методы, они помогали женщинам регулировать рождаемость, а также облегчали сам процесс родов. Искоренение народных методов контроля над рождаемостью и сексуальностью, которыми до этого владели женщины, и замена их «научными методами», носителями которых стали дипломированные мужчины-специалисты, привела к тому, что женская сексуальность была поставлена под жесткий мужской контроль. Так рационально-маскулинистские принципы новой науки вели к подавлению женского/феминного.

Классическая немецкая философия. Иммануил Кант также поддерживал идею о более низких ментальных способностях женщин, считая такое положение дел необходимым условием существования общества. Недостаток абстрактного мышления, по мнению Канта, развивает в женщинах вкус, чувство прекрасного, чувствительность, практичность. В семейной жизни мужчина уравновешивает женские недостатки, создается гармоничная пара, в которой мужское и женское начала играют взаимодополняющую роль. Здесь, как и всегда в западной интеллектуальной традиции, женское / феминное конституируется через статус низшего, неполноценного, вторичного по отношению к маскулинному.

Классическая социальная теория начала складываться во второй половине XIX века на фоне развертывания капиталистической индустриализации и революционного подъема в Европе. Социология складывалась как «объективная» социальная наука, во многом впитавшая в себя и легитимировавшая викторианские предрассудки по поводу пола, семьи, работы и разделения публичного и приватного. Викторианская идеология предполагала значительную поляризацию мужской и женской социальной роли. Большинство социальных теоретиков считало это разделение священным и незыблемым, полагая самореализацию женщин возможной лишь в рамках приватного домашнего мира. Достаточно часто социологические теории или игнорировали женщин вообще, или отводили им второстепенные роли.

Герберт Спенсер.

Его взгляды на женский вопрос в течение жизни эволюционировали. Одна из глав, опубликованной в 1851 году работы «Социальная статика», была посвящена (называлась) правам женщин. В ней он утверждал, что противники женских прав не могут привести ни одного убедительного аргумента в пользу того, что существуют какие-либо, даже незначительные, интеллектуальные различия между мужчинами и женщинами, которые обосновывали бы лишения женщин равного с мужчинами статуса. Впоследствии, он поменял свою точку зрения.

Уже в работе «Основания психологии» (1855 г.) Спенсер писал, что женщины отличаются от мужчин также, как дикари от цивилизованных людей, поскольку поглощены собственными идеями и слишком быстро делают выводы. Более подробно эта позиция извожена в работе «Изучение/исследование социологии» (1873).

Опираясь на теорию социального дарвинизма, Спенсер утверждал, что физические и психические различия между мужчинами и женщинами сформировались по мере их адаптации к отцовскому и материнскому долгу в ходе человеческой эволюции. Эти различия - различия между интеллектуальным и эмоциональным началами. Кроме этого, меньший размер тела и мозга женщины Спенсер считал не только результатом эволюции, но и свидетельством их интеллектуальной слабости по сравнению с мужчинами. Эти различия сформировались в результате исторических взаимоотношений между полами, которые строились как отношения сильного и слабого. Спенсер предложил теорию происхождения брака, выделял несколько стадий его развития:

  • Отсутствие брака и промискуитетные отношения между первобытными людьми;

  • Полиандрия - репрессивная для женщины семейная форма, поскольку иметь несколько мужей означало иметь несколько господ, и вредная для детей, поскольку не давала определенных и стабильных властных паттернов;

  • Полигамия - более эффективная, чем полиандрия, организация брака, поскольку обеспечивала более тесные семейные связи, репродукция производилась в основном самыми сильными и богатыми мужчинами (которые могли держать много жен), сыновья имели одного отца как образец для подражания.

  • Моногамия, которую он считал высшей и последней формой семьи, своего рода венцом эволюции.

По мнению Спенсера, современная викторианская семья избавлена от налета брутальных властных отношений, свойственных дикарям, женщина пользуется полным уважением и имеет все возможности для своего естественного самовыражения в качестве жены и матери. Исключение женщин из трудовых отношений и их специализацию в семейной сфере, Спенсер считал достижением эволюции и признаком цивилизованности общества.

Эмиль Дюркгейм.

Эмиль Дюркгейм в своих работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство» рассматривал социальные проблемы пола и половых ролей. Обращение к проблематике гендерных отношений было связано с моральной оценкой разделения труда в обществе, разделение труда фундаментальный базис общественного порядка. Парадигмальным случаем разделения труда он считал брак, разделение труда в котором служит источником солидарности.

При этом, с его точки зрения, физическая и культурная дифференциация между мужчинами и женщинами все время увеличивается. Он пришел к заключению, что «чем глубже мы обращаемся в прошлое, тем менее значительными становятся различия между мужчинами и женщинами» - во внешности, физической силе, строении мозга, а также в выполнении социальных ролей и функций. Опираясь на данные антропологии, утверждал, что в древние эпохи не существовало брака, практиковался примитивный промискуитет в сочетании со слаборазвитым зародышем матриархальной семьи.

Развитие института брака, по мнению Дюркгейма, происходило по мере нарастания все большей дифференциации между мужчинами и женщинами. Женщины постепенно становились более слабыми физически, размер их мозга уменьшался по сравнению с мужским, зато при этом у них развивалась моральное чувство и мягкость характера. По мере развития института брака, женщины отстранялись от участия в войнах и других публичных событиях и сосредоточивали свои жизненные интересы вокруг семьи. Дюркгейм считал, что именно разделение труда на базе половых ролей создало основания для солидарности в домашней сфере. Эта история конъюгальной (брачной) солидарности позволила Дюркгейму выдвинуть гипотезу о том, что усиление социального разделения труда ведет не к конфликтам, а к консенсусу и солидарности. Тот факт, что в реальной жизни разделение труда приводило к экономическим кризисам и классовым конфликтам, Дюркгейм связывал с тем, что оно происходило в ненормальных формах, было вынужденным и аномичным. 

Серьезный недостаток предложенного Дюркгеймом анализа конъюгальной солидарности заключается в том, что наличие в браке принуждения, подавления и неравного обмена любыми видами ресурсов он интерпретировал как простую техническую комплиментарность функций, институциализированных в виде половых ролей. 
Марксистская теория.

Маркс следовал представлениям утопического социализма, поддерживал идею эмансипации женщин. Вторичность феминного и его следствие — дискриминация женщин в обществе рассматривается в классическом марксизме как частное проявление глобальной классовой стратификации.

Больше внимания женскому вопросу уделяет Энгельс, в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» рассматривает историю и социально-экономические основы дискриминации женщин с позиций классового анализа. Энгельс объясняет происхождение и существование дискриминации женщин тем, что в руках мужчин сконцентрировалась собственность. Однако собственность, с точки зрения Энгельса, выступает основой подавления не только женщин, но и мужчин, ее не имеющих (то есть пролетариата). Иначе говоря, дискриминация женщин - частный случай подавления человека в классовом обществе, способ ее преодоления - революция и установление социализма.

^ Аргументы Ф.Энгельса:

- в древнейшие времена существовало разделение труда по полу, но женщины, занимавшиеся домашними обязанностями, имели доминирующую над мужчинами позицию;

- частная собственность на средства производства возникла впервые у мужчин;

- мужчины хотели оставить свою собственность в наследство своим сыновьям. Это означало необходимость введения моногамии и патрили-нейности, чтобы иметь уверенность в происхождении сыновей;

- помещение в центр семейных отношений имущества и права наследования - базис буржуазной семьи;

- капитализм разрушает семьи рабочих, причем женщины из рабочего класса несут двойную нагрузку тяжелой работы на фабрике и домашних обязанностей;

- женщины могут быть освобождены только путем отмены семьи и частной собственности, так чтобы брак был основан на «свободной половой любви».
Итак, Маркс и Энгельс:

- условия освобождения женщин - вхождение женщин в систему общественного производства, отмена семьи как экономической ячейки общества, социализация домашнего труда (признание его общественной значимости и, соответственно, денежной стоимости), - не предлагает никакой программы реализации этого пожелания;

- освобождение женщин - лишь часть борьбы за освобождение рабочего класса.
Структурно-функциональный подход. Долгое время был очень влиятельной и даже доминирующей методологией, играл центральную роль вплоть до середины 1970-х гг. Первая социологическая концепция структуры женских и мужских ролей была выдвинута американским социологом Талкоттом Парсонсом.

Базисными и нередуцируемыми функциями семьи он считает социализацию детей и стабилизацию личности взрослых членов семьи. Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность самой системы социального взаимодействия, является функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциацию ролей. Для существования любой социальной системы, с его точки зрения, необходимо выполнение т.н. инструментальной и экспрессивной функций. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы - в данном случае семьи — с внешним миром, обеспечивает средства к существованию. Экспрессивная функция — это поддержание интеграции членов системы, установление моделей отношений и регулирование уровня напряженности членов союза. Парсонс утверждает, что один и тот же человек не может выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости), и экспрессивные (предполагающие мягкость и умение погасить конфликт) функции. Именно поэтому, заявляет он, разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимодействия.

Далее Парсонс делает совершенно естественный для традиционного биодетерминистского сознания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина - это экспрессивный (эмоциональный) лидер.

Теория структурно-функционального анализа Парсонса и концепция разделения инструментальных и экспрессивных функций в семье играли ведущую роль в американской социологии вплоть до начала 70-х годов ХХ в. Большинство из работ тех лет, посвященных проблемам половых ролей, следовали высказанным Парсонсом идеям.

Итак, рассмотренные теории, несмотря на все их дисциплинарные их различия, сходны в одном — они покоятся на биодетерминистских позициях. Факт биологических различий между женщинами и мужчинами принимается как природная данность и все последующие психологические, социологические и даже философские теории просто описывают и оправдывают эти различия.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование биологических или психических различий между женщинами и мужчинами. Она просто говорит, что существование различий не так важно, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.
Литература:

  1. Parsons T. and Bales R.F. Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe (III.): The Free Press, 1955.

  2. Аристотель. О возникновении животных // http://publ.lib.ru/ARCHIVES/A/ARISTOTEL'/_Aristotel'.html#01

  3. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное пособие/ под ред.И.А.Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001 – 708 с.

  4. Спенсер Г. Основания социологии // http://abc.vvsu.ru/Books/sotsiologij/page0002.asp

  5. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под ред.О.А.Ворониной. – М., 2001. – 408 с.

  6. Энгельс Ф. Происхождение семьи и частной собственности // http://www.magister.msk.ru/library/babilon/deutsche/marx/engls01r.htm

Похожие:

Лекция Гендерный вопрос в социальной теории icon1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина Тема Методологические...
Это пособие предназначено быть как введением в предмет социальной работы, так и отражением достижений профессионалов социальной работы...
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconО конкурсе идей социальной рекламы «Семейный вопрос» Общие положения
Настоящее Положение регламентирует порядок проведения конкурса идей социальной рекламы «Семейный вопрос» (далее – Конкурс)
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории icon1. Социальная работа как общественное явление Тема Методологические...
Тема Методологические проблемы теории социальной работы
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconПлан Понятие семьи в теории социальной работы. Функции и типы семей
Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. – М., 2003
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconКурсовая работа по дисциплине на тему: «Технологии социальной работы...
Фгбоу впо Пензенский государственный университет Факультет   Кафедра социологии и социальной теории и практики работы социальной...
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconСоциальной работы курс лекций москва 2001 содержание стр
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории icon1: Становление теории социальной работы как науки и области практики
...
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconЛекция Российская гендерная система: государственное конструирование...
А. Темкина и Е. Здравомыслова определяют советский гендерный порядок как этакратический, поскольку он в значительной степени определялся...
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconЛекция э кономические теории, пр едпосылки и факторы развития национальной экономики
Лекция Экономические теории, предпосылки и факторы развития национальной экономики
Лекция Гендерный вопрос в социальной теории iconКурс лекций Часть Москва 2012 оглавление лекция Предмет филологии...
Лекция Предмет филологии как научной теории и педагогической дисциплины
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница