Скачать 169.19 Kb.
|
Содержание Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУ ВПО РГТЭУ) Кафедра философии и психологии Одобрено учебно-методическим советом факультета управления в сфере торговли ФИЛОСОФИЯ Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех специальностей Москва 2006 Составитель: кандидат философских наук, доц. МАМЕДОВА Т.Ш. Московский государственный торгово-экономический университет, 2006 ВведениеТематика контрольных работ по философии и методические указания по их написанию составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» для всех специальностей заочной формы обучения РГТЭУ.Современная эпоха сопровождается глубинными изменениями в социальной, геополитической, экономической и культурной жизни планеты. Особенно ярко эти процессы протекают в нашей стране, начиная с 90-х годов XX века. Философская проблематика многим сегодня представляется неактуальной. Динамизм общественной жизни, озабоченность тем, как преуспеть во все усложняющейся жизни, вытеснение духовности, утилитаризм – это и многое другое не оставляет, казалось бы, места для философии и философствования. Но именно эти трудности ставят с небывалой остротой философские вопросы, от решения которых зависят судьбы стран, народов и конкретных личностей. Возрастает значение мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла жизни, границ личной свободы и меры ответственности за свои поступки. В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла ведущую роль. Поднимаясь над предметным планом жизненных проблем, философский подход обнаруживает как бы новую степень свободы, позволяющую нередко найти выход из тупиковых ситуаций, вырабатывать новые принципы мышления и действия.Освоение курса философии студентами-заочниками связано с определенными трудностями. Это объясняется спецификой философии, которую можно рассматривать и как вид науки, и как вид идеологии, род художественного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания. Главное отличие философии заключается в том, что она является теоретическим мировоззрением, предельным обоб- щением веками накопленных человечеством знаний. Если наука призвана дать конкретные ответы на поставленные вопросы, располагая общезначимыми результатами, то философия никогда не была собранием готовых знаний. Ее проблемы решаются философами по разному, поэтому в философии невозможно единомыслие, она создает лишь предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы жизни.Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения философии приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления философской мысли, поскольку в развитии и смене философских учений и идей формируется многообразие общих подходов к любым видам человеческой деятельности; понимать структуру и основное содержание философского знания: проблем бытия, природы и сущности сознания, развития, особенностей познавательной деятельности, философского анализа общества (его структуры и динамики), основных подходов к проблеме человека, условий формирования личности, ее свободе и ответственности, проблем и перспектив развития современной цивилизации.В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 20 листов в рукописном варианте или 15-17 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).^После определения темы и знакомства с планом работы необходимо: 1. Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и понять место данной темы в структуре курса. 2. Ознакомиться с произведениями философов, писавших по данной проблематике. Для решения этой задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая дается непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену) можно получить в разного рода справочных изданиях: философских словарях, энциклопедиях (где, как правило, даются тематические и авторские сведения) и периодических изданиях. Это прежде всего журналы «Вопросы философии» и «Социально-гуманитарные знания». Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по философии в читальный зал университета. Следует сказать и о том, что в настоящее время издается огромное количество историко-философской и философской литературы, до недавнего времени недоступной для широкого круга читателей. Поэтому список рекомендованной литературы не является законченным, он постоянно дополняется новыми источниками. И в этом плане студентам предоставляется возможность самостоятельного и творческого подхода к работе. Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество, тему контрольной работы, а также фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде), страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, а в конце библиография. На цитируемую литературу необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты либо внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись. Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание соответствующих разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение вопросов темы. Контрольную работу следует сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо представить работу повторно, где были бы учтены замечания рецензента или изложены мотивы несогласия с ними. Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:
В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. Учебно-методическая литература (основная)
Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека
мировоззрения: миф, религия, философия.
философии.
Литература Бессонов Б., Яновский Р. Нужна ли нам философия? // Диалог. – 2000. - № 6, -С. 45-51. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. – М.: Едитериал УРСС. – 2004. – с. 34-76. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию?–М.: Прогресс, 1992.– 412 с. Методическое своеобразие социально-гуманитарного знания. – М., 1999. –Глава 1. Миголатьев А.А. Философия ее роль в жизни общества. // Социально-гуманитарные знания.-2001.-№ 1.-С. 52-63. Философия в современной культуре: новые перспективы.(Материалы «Круглого стола») // Вопр. философии 2004.- С. 3-46. Тема 2. Античная философия 1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы. 2. Философия Сократа.
Литература Асмус В.Ф. Античная философия.-3-е изд.-М.: Высш. школа, 2003.-400 с. Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии.- Омск, 1999. – Глава 1. История философии. /Колл. авт. Лекции. –М.: МГУК, 2000. – Лекция 1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. (Общий курс): Учеб. пособие.- М.: Академический Проект, 2004.- Глава 2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 Античность. – Спб: ТОО ТК «Петрополис», 1995. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Высш. Школа, 2003. - 703 с. Тема 3. Средневековая философия
Литература Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). – М., 1979. История философии / Колл. авт. Лекции. – М.: МГУК, 2000 – Лекция 2. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. (Общий курс): Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – Глава 3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.2. Средневековье. – Спб, 1995. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Наука, 1979. Штекль А. История средневековой философии. – Спб, 1996. Тема 4. Философия Нового времени 1. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм – главные направления философии Нового времени.
Литература Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 5. Бессонов Б.Н. Философия Р. Декарта. //Социально-гуманитарные знания, 1999, № 6. – С. 76-91. История философии. /Колл. авт. Лекции. – М.: МГУК, 2000. – Лекция 3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М.: Наука, 1986. Липовой С.П. История новоевропейской философии. – Ростов н/Дону, Феникс, 1996. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: «Прогресс», 1993. – 351 с. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.3. Новое время. – Спб, 1996. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 2003. – 428 с. Тема 5. Немецкая классическая философия 1. Критическая философия И.Канта.
Литература Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии.- Омск , 1999.- Глава 8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М.: Мысль, 1986. История философии / Колл. авт. Лекции – М.: МГУК, 2000. – Лекция 3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 2003. – 438 с. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (Общий курс): Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – Глава 7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Спб, 1997. – Часть вторая. Тема 6. Постклассическая философия XIX – начала XXвв. 1. Философия марксизма. 2. Классический позитивизм. 3. Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Литература Бессонов Б.Н. Экскурс в историю философии. – Омск, 1999. – Глава 10-12. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше. – М., 1996. – 166 с. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (Общий курс). – М.: Академический Проект, 2004. – Главы 8-10. Марксизм и современность (Материалы «Круглого стола»). - Социально-гуманитарные знания, 2002, № 1, с. 257-285. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. – М., 1990. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. –т 4. От романтизма до наших дней. – Спб, 1997. – Глава 4.5; 5.2; 5.5; 7.1-7.3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1995. Тема 7. История русской философии 1. Философские идеи П. Чаадаева. 2. Славянофильство и западничество о путях развития России. 3. Философия В. С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Литература Бессонов Б.Н. История русской философии: единство и многообразие //Социально-гуманитарные знания, 2003, № 1, с. 68-79. Вахренева П.Е. Н Бердяев и его философия человеческого достоинства. //Социально-гуманитарные знания, 2005, № 3, с. 275-289. Зеньковский В.В. Историяя русской философии. В 2-х томах. – Ростов н/Дону, Феникс, 2004. История русской философии: Учебник для вузов /Ред. колл.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001. – 639с. История философии: Запад – Россия – Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв. – М., 1998. - Раздел: Россия. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы Вл. Соловьева 1890-х годов. - // Вопр. философии, 2001, № 6, с. 94-104. Сербиенко В.В. Русская философия. Курс лекций. – М.: РГГУ, 2005. Тема 8. Западная философия XX века 1. От логического позитивизма к философии науки. 2. Философия экзистенциализма. Литература Великие мыслители о великих вопросах. Современная западная философия /Под ред. Р.А. Варгезе. – М.: ФАИР – ПРЕСС. – 2001 – 400 с. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – 2-е изд. испр. – М.: Высш. школа, 2005. История философии /Колл. авт. Лекции. – М.: МГУК, 2000. – Лекция 5. История философии: Запад – Россия – Восток. – Книга 3: Философия XIX-XX вв. – М., 1998. – ч. 1, гл. 7; ч.2, гл.6; Книга 4: Философия ХХ в. – М., 1999. – Глава 1,10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 4. - От романтизма до наших дней. – Спб, 1997. – Ч. 7, гл. 9; Ч. 10, гл. 21-23; Ч. 11, гл. 25-27; Ч. 15, гл. 38-39. Философия науки: история и методология: Учеб. пособие. – М., 1998. – Ч.1. Тема 9. Бытие 1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 2. Уровни бытия. 3. Философская категория материи 4. Атрибутивные свойства материи. Литература Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. – М.:»Медный змей», 1998. – Глава III-V. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. – М., 1993. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1993. Ягер Дж. Творческое управление временем в новом веке. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 208 с. Тема 10. Системность и самоорганизация 1. Понятие системы, элемента, структуры. Форма и содержание, сущность и явление. 2. Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. 3. Развитие и его законы. Диалектика как система. Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2005. – Раздел IV. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. – М.: «Медный змей», 1998. – Главы VII-XI. Никифоров А.А. Философия науки: история методология. (Учеб. пособие). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с. Поппер К. Что такое диалектика? //Вопр. философии, 1995, № 1. Философия науки: История и методология: Учеб. пособие. – М., 1998. Философия: Учебник /Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2004. – Разд. IV, гл. 3. Тема 11. Сознание 1. Генезис форм отражения в живой природе. 2. Проблема сознания в истории философии. 3. Структура сознания. Проблема идеального. 4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания. Литература Бородай Ю.М. Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания. – М., 1996. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М.: Канон +, 2002. – 368 с. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. – М.: «Медный змей», 1998. – Глава VI. Стернин И. Язык и национальное сознание //Логос, 2005, т № 4, с. 140-155. Тема 12. Познание 1. Эволюция форм познавательной деятельности человека. 2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание. 3. Философское учение об истине. 4. Практика и ее роль в познании. Литература Бессонов Б.Н., Поздняков Н.К. Социальное познание: Учеб. пособие. – Омск, ОМГУ, 2002. – 70 с. Гадамер Х.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. Кучевский В.Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. – М.:»Медный змей», 1988. – Глава XII – XV. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. – Глава 1. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000. – Глава 2. Тема 13. Природа как предмет философского осмысления 1. Исторические формы отношения человека к природе. 2. Жизнь как ценность. 3. Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманис-тический аспекты. 4. Идея ноосферы в концепции устойчивого развития человечества. Литература Вернадский В.И. Открытия и судьбы. – М., 1993. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.,1990. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». – М.: МГУК, 2002. – Лекция 1. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.,1995. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. – Ч. 2, гл. XXI. Тема 14. Общество как саморазвивающаяся система 1. Генезис историко-философских воззрений на общество. 2. Структура общества. 3. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы.
Литература Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». - М.: МГУК, 2002. – Лекции 2,3. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991. – Часть 1. Философия истории: Учебн. Пособие. / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999. – Разделы I-II. Хантингтон С. Столкновения цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – Глава 2,8,11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1993. Тема 15. Проблема человека в философии 1. Общефилософская концепция человека как теоретико-методологическая основа наук о Homo Sapiens. 2. Природа и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. 3. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Литература Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. Бубер М. Проблемы человека. – М., 1993. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия», - М.: МГУК, 2002. – Лекция 4. Спасибенко С.Г. Социальная типология человека; теоретический подход //Социально-гуманитарные знания, 2006, № 2, с. 57-78. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987. Тема 16. Личность. Проблемы свободы и ответственность 1. Личность и общество. Закономерности формирования личности. 2. Структура личности. 3. Отчуждение личности и ее свобода. Литература Бубер М. Я и Ты. – М., 1993. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социология: Критический анализ. – М., 1988. – Глава II. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998. – Раздел «Так называемое зло. К естественной истории агрессии». Социальная философия. Лекции по курсу «Философия», - М.: МГУК, 2002. - Лекция 4. Семенов Ю.И. Личность , общество, культура // Философия и общество, 2001, № 3, с. 39-69. Улевич В.С. Человек и общество: Методологический аспект проблемы взаимосвязи //Социально-гуманитарные знания, 2005, № 3, с. 165-175. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. – Часть 3. Тема 17. Запад, Восток, Россия в диалоге культур 1. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры. 2. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе. 3. Культура и цивилизация. 4. В поисках «русской идеи». Литература Бессонов Б.Н. Российская цивилизация. В 2-х томах. – М., 1997. – Тома I-II. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М., 1990. – Часть вторая. Кочетков А.П. Кочетков А.А. Нужна ли России идеология в XXI веке? – М.: ЭДАС – Информ, 2004. – 212 с. Русская идея /Сост. и автор вступит. статьи М.А. Маслин. – М.: Республика, 1992. - 496 с. Философия истории: Учеб. пособие /Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999. – Раздел 1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – Глава 4, 19, 25. Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности //Вопр. Философии, 2002, № 3, с. 129-138. Тема 18. Человек в информационно-технологическом мире
постиндустриального общества.
современного общества.
Литература Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Индустриальное общество и устойчивое развитие. – М.: МГУК, 2000. Ермолавичюс Ю.Ю. Революционное обновление человечества. Суждения, оценки, прогнозы. – М., 2004. – 240 с. Пароджанов В.Д. Устойчивое развитие и проблемы улучшения интеллекта //ОНС, 2003, № 2, с. 125-135. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития //Вопр. философии, 2002, № 11, с. 24-35. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: ООО «Издательство АСТ» 2002. – Глава 13-24. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. |
![]() | С. В. Семченкова Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях Рецензенты – доцент кафедры экономических дисциплин Смоленского филиала фгбоу впо «Российский государственный торгово-экономический... | ![]() | Будем ждать когда восстанут мертвецы? Российский государственный торгово-экономический университет (основан в 1930, как училище – с 1804) |
![]() | Памятка студенту о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества... Рейтинг – это индивидуальный накопительный показатель работы студента в баллах, необходимый для | ![]() | Российский государственный торгово-экономический университет Кроме использования данного редактора для полиграфии, он может использоваться для монтажа графических объектов, создания различных... |
![]() | Гоу впо «сыктывкарский государственный университет» Факультет: Финансово-экономический.... «Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?» | ![]() | Положение о выборах Председателя Студенческого Совета гоу Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» |
![]() | Правила оформления выпускной квалификационной работы в гоу впо «Ярославский... Настоящие правила определяют требования к оформлению и структуре выпускных квалификационных работ, выполняемых выпускниками гоу впо... | ![]() | Гоу впо «уральский госдарственный экономический университет» на 2009-2012 годы ФЗ, с Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 года №32661, с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном... |
![]() | Гоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Государственный междисциплинарный экзамен Государственная власть: понятие, признаки. Соотношение государственной и политической власти | ![]() | Гоу впо «воронежский государственный университет» Факультет журналистики... |