Учебный курс по философии ставрополь 2003


НазваниеУчебный курс по философии ставрополь 2003
страница1/13
Дата публикации11.03.2013
Размер1.94 Mb.
ТипУчебный курс
userdocs.ru > Философия > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Этот материал взят с сервера stavradio.pp.ru

С.В.Режеп, В.П.Свечников

УЧЕБНЫЙ КУРС ПО ФИЛОСОФИИ

Ставрополь 2003


Министерство образования Российской Федерации

Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт

С.В.Режеп, В.П.Свечников

ФИЛОСОФИЯ

(курс лекций)


Ставрополь 2003
УДК

ББК

Р34

Рецензенты:

Доктор философских наук профессор, действительный член Академии социальных наук РФ, заслуженный деятель науки РФ

В.А.Горшков

Доктор философских наук профессор, академик РАСН

Н.П.Медведев
^ Режеп С.В., Свечников В.П.

Р34 Философия : курс лекций. Учебное пособие.-Ставрополь:

Северо-Кавказский государственный технический университет, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт,2003.- с.

ISBN№
Учебное пособие написано в соответствии с учетом требований государственного стандарта по дисциплине. В нём рассматривается сущность и предназначение философии: основные школы, концепции и направления философской мысли. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений широкого профиля, как дневной, так и заочной форм обучения.

УДК

ББК


(С) Северо-Кавказский государственный

технический университет

(С) Северо-Кавказский гуманитарно-технический

институт, 2003

ISBN№ (С) Режеп С.В., Свечников В.П., 2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
Никогда нельзя будет воздать

философии ту хвалу,

которую она заслуживает,

ибо всякий,

кто следовал бы её заветам,

мог бы беспечально

прожить весь свой век.

Цицерон
Cовременный мир – сложная, динамически целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определённых представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех её сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех её законов и противоречий; место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская культура- важная составная часть общей культуры человека, формирование которой- насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно-критически, творчески, созидательно. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии и её важнейших методов.

«Дух новизны», который всё полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют всё лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться па опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней - философия.

Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в области философии ставят следующие основные задачи. Студент должен приобрести:

1. генеральные ценностно-мировоззренческие ориентации в сложном нынешнем мире;

2. знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие;

3. умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества;

4. понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры.

В соответствии с этими целями сформулированы основные программные требования. Предлагаемое учебное пособие всем своим содержанием направлено на выполнение этих требований.

ТЕМА: Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

1.Специфика философского знания и предмет философии.

2.Основные функции философии.

3.Многообразие философских систем и критерии их различения.


1.Специфика философского знания. Предмет и функции философии.

Для многих людей, которые не изучали философию, слово философия часто воспринимается, как « порассуждать от нечего делать». И понятие философии, в таком случае связывается с мыслями и идеями, которые далеки от жизни. Не случайно на уровне обыденного сознания бытует фраза: «Все это философия, а в жизни все совсем по-другому ». И значит, философия есть что-то такое далекое, не связанное с реальностью, с жизнью. Но и среди тех, кто читал философские книжки и даже изучал философию, находятся люди, которые выражают недоброжелательное, скептическое отношение к философии. В свое время, выдающийся физик Эйнштейн так говорил о философии: «Когда я читаю философскую книжку, то мне кажется, что я что-то жую, а глотать нечего».

Однако, среди интеллигенции, особенно в кругу писателей и поэтов, существует представление о философии как о чем-то фундаментальном, глубоком, авторитетном. И не случайно некоторые литературные ценители, критики, чтобы придать значимость, вес тем или иным стихам, поэзии или прозе, употребляют такие выражения: «Здесь поэт дает глубокое философское осмысление действительности», или «В этом рассказе дается философское обобщение» и значит речь о серьезных вещах.

А вот, что о философии говорили мыслители древности, например, древнегреческий философ Эпикур: «Более всего необходимы людям врачи и философы. И меньше всех на земле врачей и философов». Другой выдающийся древнегреческий мыслитель, философ Аристотель так выразил свое отношение к философии: « Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни дозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно…».

Но что же такое философия? Каков ее предмет? Почему Аристотель настоятельно рекомендует заниматься философией в любом возрасте, считая это занятие счастьем?

Слово «философия» взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phi Leo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия – это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость – это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в свободной деятельности.

Считают, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор [580-500г. до н. э.]. Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина «философия» в европейской культуре связано с именем Платона.

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Конечно, теоретические знания содержат и специальные науки. Каждая специальная наука изучает отдельные формы движения материи и использует свой специфический язык, характер которого определяют специфические понятия, отражающие особенности, свойства и связи, характерные только для данных форм движения. Например, физика использует такие понятия, как скорость, ускорение, масса, энергия , химия- валентность, реакция окисления и т. д. Что касается философии, то ее особенность заключается в том, что она изучает такие свойства, признаки, связи и отношения, которые имеют всеобщий характер, т.е. они присущи явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления). Для отражения подобных свойств, связей и отношений требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория – это философское понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания.

Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Их формирование невозможно без обобщения достижения во всех областях познания. Ведь то общее, что присутствует в различных сферах действительности, в той или иной мере, освещается отдельными, специальными науками. Чтобы иметь о нем целостное полное представление, необходимо сравнить, как это общее проявляется во всех сферах действительности, что о нем известно в специальных исследованиях, и на основе обобщения выводов специальных наук, синтеза этих знаний, формируется целостное общее понятие. И таким образом, категории выступают как, своего рода, сгустки знаний человека о том общем, что отражается в системе знаний различных наук во всех областях исследования. И именно потому, что философия представляет собой теоретическое осмысление на уровне категорий, она обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности. Поэтому, специфика философского знания заключается в том, что оно является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), а также в том, что оно является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры. Философия, в сущности, предстает как концентрированное, обобщенное выражение культуры. Не случайно выдающийся немецкий философ Гегель говорил, что философия – это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры, а Ф. Энгельс подчеркивал, что философия – это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, кратчайшей дорогой приобщения к культуре является философия.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру; и круг философских проблем связан непосредственно с кардинальными вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем ли мир?

Поэтому на протяжении всех веков существования философии внимание философов привлекала природа мира, о чем свидетельствуют названия многих философских трудов.

Например: Лукреций – «О природе вещей»

Дж. Бруно – «О бесконечности вселенной и мирах»

Г. Гегель – «Философия природы»

Ф. Энгельс – «Диалектика природы»

Предметом философского осмысления была и общественная жизнь:

Платон – «Государство», «Закон»

Аристотель – «Политика»

Т. Гоббс – «О гражданине»

Г. Гегель – «Философия права»

Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.

В центре внимания философии находится проблема человека:

Аристотель – «О душе», «Этика»

Р. Декарт – «Правила для руководства ума»

Б. Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума»

Т. Гоббс – «О человеке»

К. Гельвеций – «Об уме», «О человеке».

В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она

- рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;

- познает природу мира и устанавливает причины ее развития;

- изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;

- исследует пути и средства познания мира и его преобразования.

  • Учение о наиболее общих законах развития природы и общества, представляющее систему общих взглядов на мир, называют онтологией (от греч. слова «онтос» - сущее и «логос» - учение, слово).

  • Учение о познании называют гносеологией (от греч. «гносис» - знание, познание»).

Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру. Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей.

Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.

Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения, в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает обще законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрение и в этом ее главная мировоззренческая функция.

Не менее важной функцией философии является методологическая функция. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах.

  • Во-первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках.

  • Во-вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.

Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.

Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую (т.е. познавательную) функцию, функцию производства новых знаний.

Любая специальная наука предстает как сложившееся целостное учение. Общие положения в специальных науках принимаются как необходимые учеными всех стран мира и развиваются ими в меру их сил и возможностей. Это не означает, что в специальных науках все идет гладко, и все принимается единогласно. В каждой из них имеются свои проблемы, свои противоречия в развитии, не все является бесспорным, и в рамках единой специальной науки существуют различные точки зрения и различные концепции, различные гипотезы. Но с течением времени одни концепции отвергаются как ошибочные, другие обоснованно подтвержденные новыми открытиями, практикой, вплетаются в общий контекст науки, обогащая ее своими выводами и положениями.

Философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения. Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления. Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами. Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Какие же, конкретно, существуют философские системы и каков критерий их различения?

Первым и самым общим и важным критерием является то, что берется философами за первооснову мира.

Одной из проблем, волновавших уже первых философов, является проблема «Начала». Мыслящий человек непременно будет задавать себе вопросы, что есть этот мир и каков смысл его собственного существования в нем.

Первоначально у людей формировалась мифологическая картина мировоззрения. Мифология (от греч. мифос – предание, сказание; «логос» - слово, понятие, учение) – способ понимания мира, не различающий реальное и иллюзорное; древние сказания о фантастических существах, о делах богов, героев и др.

В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса по аналогии с биологическим рождением. У индейцев это было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух «янь» стал управлять небом, а женский «инь» - землей. Из рамок мифологического миропонимания выросли как философские, так и религиозные мировоззрения.

В философии проблема первоосновы, «начала» мира решалась тремя различными способами.

Одни философы полагали в основу мира духовное начало. Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Поэтому философия, в которой за первоначало принимаются дух, сознание, идеальные явления, получила название идеалистической философии.

Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм.

Различие их заключается в следующем.

Объективный идеализм.

Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.

Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7-348/7 в. до н. э.). Он считал, что основу мира составляет «мир идей». Идеи – это первообразы сущего. Идея выступает «образом» (парадигмой) для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной, в смысле стремления вещей к идее.

Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Платон использует три первоначала:

- идеи – первообразы сущего;

-материя;

-демиург (творец) – бог, который устанавливает мир соответственно идеям.

Фактически, в качестве идей у Платона выступают общие понятия, которые Платон отрывает от сознания человека и превращает их в отдельные существа – нематериальные. Это элементарная идеалистическая абстракция.

Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770 – 1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА.

Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.

Субъективный идеализм.

Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.

По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.

Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753).

Обращаясь к «непосредственным чувствам» человека, Д. Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В «Трактате о началах человеческого знания» Д. Беркли писал:

«Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…».Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются».

Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения, не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.

Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (от лат. «солюс» - единственный).

Солипсизм – признание существования только одного «я».

Согласно Д. Беркли, быть, значит быть воспринимаемым; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного «я», весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос. Таков солипсизм.

Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.

Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:

1. Домарксовский материализм;

2. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних):

- учение Чарвака;

- даосизм;

- Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар;

3. Материализм XV- нач. XIX вв:

- Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;

4. Материализм революционных демократов:

- В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, М.Налбандян, Я.Райнис, Х.Ботев, Э.Дембовский;

5. Марксистский материализм:

- К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.

Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа – двойственный).

Вопрос о том, что лежит в основе мира, был обозначен Ф. Энгельсом как основной вопрос философии. Последователи марксисткой философии формулировали этот вопрос, как вопрос о соотношении материи и сознания, который включает в себя две стороны; что первично и познаваем ли мир.

Вторым критерием различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.

В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:

  • агностики

  • скептики

  • гносеологические оптимисты.

Агностики (от лат. «агнос» - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.

Агностицизм проявляется в двух основных формах:

1. Юмизм, начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 столетия, его точка зрения: мы не только не можем, уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.

2. Кантианство – это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 столетия). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.

Скептики – те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.

Гносеологические оптимисты – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.

Следующим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:

  • диалектика

  • метафизика

Диалектика – от греч. «диалего–майе» - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19в. Г. Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.

В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.

Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.

Метафизика – (означает после физики). Гегель термином «метафизический» обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.

Таким образом, специфику философского знания составляет то, что это знание о всеобщих свойствах, связях, отношениях, закономерностях, которые проявляются во всех сферах действительности. (живой, неживой природе, обществе и в процессах мышления);предметом философии является мир как целое, человек, его отношение к миру, рассматриваемых с точки зрения всеобщей связи, свойства и отношений; философия выполняет различные функции, главными из них являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, воспитательная и функция приобщения к духовной культуре; философия не является единым учением, она состоит из различных философских направлений, школ, философских систем.

Критериями философских систем являются:

  • что лежит в основе мира? (дух или материя)

  • познаваем ли мир?

  • какой метод мышления используется в философских рассуждениях – диалектика или метафизика.

В соответствии с этими критериями выделяют философию:

  • материалистическую и идеалистическую;

  • метафизическую или диалектическую;

  • агностическую или неагностическую.

Вопросы для самопроверки
1) Какова специфика философского знания?

2) Что является предметом философии?

3) Чем различаются миф и философия как средства объяснения мира?

4) Охарактеризуйте структуру философского знания.

5) Каковы мировоззренческая и методологическая функции философии?

6) Охарактеризуйте основные философские направления.

7) Дайте понятия классической, неклассической и постнеклассической

философии.

8) В чём сущность философии модернизма и постмодернистской

философии?


Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001.

2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2000.

3. Горшков В.А., Медведев Н.П., Агамов А.А. Основы философии.

Ставрополь. 1996.Тема1, стр.6-12.

4.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2000.

5. Канке В.А.Философия. Учебник. М., 2002.

6. Кохановский В.П. Философия. Учебник. Ростов-на – Дону, 2000.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

8. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991,

Ч.1. С.10-129.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconКурс 1 2011-2012 учебный год Пән Дисциплина: Философия Кредиттің саны: 3 Количество кредитов: 3
Направление философии, которое утверждает первичность природной и социальной реальности
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconУчебный курс для юридических вузов
Учебный курс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей высших -юридических образовательных учреждений, специалистов...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconДистанционный курс «Администрирование Windows Server 2003»
Курс Администрирование Windows Server 2003 предназначен для слушателей, которые имеют базовые навыки работы с Windows xp и хотят...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconЗадачи и упражнения по философии москва  2003
Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconКурс лекций по древней философии
Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб пособие для филос фак и отделений ун-тов....
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconКурс лекций тюмень 2011 удк 1 ббк 87
Ефремова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового универси­тета...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconУчебник Ставрополь 2001
Ставропольском государственном университете. Может быть использован аспирантами и соискателями нефилософских специальностей для подготовки...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconУчебник Ставрополь 2001
Ставропольском государственном университете. Может быть использован аспирантами и соискателями нефилософских специальностей для подготовки...
Учебный курс по философии ставрополь 2003 iconУчебник Ставрополь 2001
Ставропольском государственном университете. Может быть использован аспирантами и соискателями нефилософских специальностей для подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница