Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом


Скачать 145.95 Kb.
НазваниеОтдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом
Дата публикации30.04.2013
Размер145.95 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Философия > Документы
В-45 предметом социальной философии является природа общественных процессов в самом широком и глубинном смысле и значении. Постижение общества в рамках социальной философии имеет свою специфику, определяемую ее философским статусом. Философия, по своему изначальному смыслу, призвана к осмыслению предельно общих вопросов мироустройства, среди которых особое место занимает проблема места человека в бытии, смысла и цели его жизни. Социальная философия в своем предметном поле преломляет эти проблемы применительно к сфере социального, формируя модель общественной жизни как одной из подсистем универсального бытия с присущими ей закономерностями функционирования и развития. Социальная философия вырабатывает интегральный взгляд на социальный мир, который оказывается невозможным для иных обществоведческих дисциплин. Углубляя эту мысль, можно утверждать, что основная задача социальной философии заключается в том, чтобы показать различие между социальным и несоциальным, установить, что отличает надорганическую реальность от царств живой и неживой природы. Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом выступает именно «социальное вообще», социальное как одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем, а также выявление соотношения и связи социального с иными сферами окружающей нас реальности. Объектом же частных социальных наук является не социальная реальность как таковая, но тот или иной фрагмент (аспект) общества более или менее произвольно выбранный. Методологическое обеспечение развития частных общественных наук предполагает философское продумывание категорий и методов их исследования. Другими словами, разработка теорий с необходимостью предполагает обращение к понятиям и методам, которыми оперирует социально-философское знание. Так, например, учение о государстве и праве своим теоретическим фундаментом имеет общие представления о становлении и развитии человека и общества, способах взаимодействия социальных групп и классов, сущности общественного сознания и т.п. Другой аспект рассматриваемого соотношения заключается в обратном воздействии конкретных обществоведческих дисциплин на социально-философское знание. История, социология, экономическая теория, открывая законы функционирования и развития своих предметных областей, способствуют более глубокому проникновению в сущность социальности в целом Эволюция представлений об обществе
Со времен античности социальная проблематика составляла важную часть любой зрелой философской системы. Разумеется, каждая теория, каждый трактат несли на себе печать собственной эпохи и были в определенной степени исторически ограничены. рассмотрение социально-философской проблематики начинают с изучения Платона. В своем учении об идеальном государстве, Платон опирается на своё учение о вечных идеях.. В каждом государстве, указывал Платон, существуют враждующие между собой стороны – это богатые и бедные, но в его идеальном государстве это противоречие должно исчезнуть. Вершиной социальной философии античности является система Аристотеля. Исходной позицией для Аристотеля являлась его теория “естественного” происхождения, государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам. Аристотель выдвигает в качестве общественного устройства, политику, в которой оптимально сочетаются олигархия и демократия, в которой поляризация общества на богатых и бедных смягчается преобладанием зажиточных слоев . Аквинат утверждает, что человек это животное общественное и политическое. Он считает, что государство необходимо в жизни общества и является бытием, генетически более ранним, чем организующие его граждане. Сущность государства состоит в том, чтобы вести сообщество людей к начертанной им цели – цели, соответствующей стремлениям религии и церкви.
И.Кант В поисках закономерностей в жизни общества высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности.. Только В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе.
Рациональная философия Гегеля строится на основе его диалектической логики-Государство - система социально-экономических отношений людей, ( гражданское общество). Отношения индивидов внутри этого общества определяются их материальными интересами (системой потребностей) и существующим в обществе разделением труда. Философ изображает общество как раздираемое противоречивыми интересами, как антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Постепенно формируются два методологических подхода к анализу исторического процесса – формационный (иначе – монистический) и цивилизационный (иначе – плюралистический). Последующее развитие философских идей показало, что каждый из этих подходов важен, по-своему объяясняет ход развития общества, однако ни один не может считаться самодостаточным. Цивилизационный подход (М. Вебер, А.Тойнби, О. Шпенглер и др.) в основу развития общества закладывает существование социокультурных типов, самостоятельных и независимых обществ (циавилизаций, культур) Формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) в основе общественного процесса видит развитие производственно-хозяйственных отношений. Главная идея монистического подхода заключается в признании единства истории и ее прогресса в форме стадиального развития человеческого общества.

Так, марксисты выделяют шесть стадий в историческом развитии общества – общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Формационное учение вплотную подводит к пониманию монистичности (единства) исторических процессов. Каждая последующая формация берет свое начало в глубинных недрах предыдущей, причем речь идет не только о материальной, но и духовной сферах общественной жизни. Основным недостатком монистического подхода можно назвать игнорирование многообразия форм организации человеческого мира

Начиная с 70-х годов ХХ столетия, становится все более очевидным, что под напором компьютеризации и информатизации человечество меняет парадигму своего развития.. В качестве движущей силы истории Тоффлер представляет научно-технический прогресс, которому послушно следует общественная психология людей.. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Производство, распределение и представление информации стали главными видами деятельности современных обществ, основанных на знании. Человечество идет к всемирной глобальной коммуникации. Анализируя краткий экскурс в историю социально-философских взглядов, можно сделать вывод о том, что универсальное, всеобещающее учение о человеческом обществе за более чем два тысячелетия европейской философии так и не было построено. Ученые во все времена испытывали недостаток в знаниях об обществе, но предпринимали дерзкие попытки вырваться из существующего положения вещей. Впрочем, каждый раз общественный феномен ускользал из рамок теории и шел наперекор уже вроде бы выстроенному канону объяснения социального.

В-48 Глобализация – всемирный процесс упрочения взаимосвязей и усиления взаимозависимостей, превращающий человечество в единое целое. Для изучения глобализации в 90-е годы ХХ века сформирована междисциплинарная наука «глобалистика».

В конце XX века стало очевидно, что кроме позитива (повышения производительности труда, уровня жизни и образования и т.п.) техногенная цивилизация несет негатив - глобальные проблемы. Такие проблемы есть:

- во взаимодействии общества и природы (экология, истощение энергетических и иных ресурсов, снижение плодородия почвы);

- внутри общества (социально-политические – война-мир, социально-экономические – нищета, культурные – примитивизм массовой культуры);

- между человеком и обществом (демографические (рождаемость и качество населения), медицинские).

Основополагающей задачей глобализации считается сохранение человеческого и природного разнообразия, национальной и культурной самобытности. Кроме того, большое внимание современная философия уделяет преодолению отчуждения человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Глобальные проблемы:

- затрагивают все человечество (то есть планетарны), грозят каждому деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования;

- взаимосвязаны и обостряют друг друга.

Любая частная, местная и мелкая проблема легко перерастет в глобальную.

Это «сложный клубок проблем». Потому и решаться они должны комплексно. Для эффективного решения необходимо:

- проводить глобальный мониторинг (наблюдение) и своевременно фиксировать обостряющиеся проблемы;

- усиливать комплексное научное исследование в этой области с целью выработки всесторонних и действенных рекомендаций;

- своевременно предотвращать и устранять конфликты между регионами, странами, классами, сословиями, партиями, группировками и т.п.;

- не допускать дисбалансов (перекосов) при осуществлении любой деятельности, особенно масштабной;

- повышать уровень моральной ответственности каждого за происходящее на планете.

По отношению к решению глобальных проблем различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу, якобы способному решить порожденные им проблемы) и технофобия (зеленые и прочие антиглобалисты обвиняют технику в главных бедах современного человечества и предлагают запрещать и ограничивать все виды технического воздействия).

^ 3. Кризис техногенной цивилизации.В результате быстро расширяющегося процесса технизации, с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта - утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.

Сегодня получает распространение мысль о том, что техника не только включена в культуру, но и приоритетна в современных цивилизациях, что приводит к господству технической рациональности. Собственно, в этом и состоит сущность техногенной цивилизации. И требуется, по мнению Г. Маркузе, предельная напряженность человеческого общества, чтобы оно осознало катастрофу господства технических ориентаций и сделало новый выбор приоритетов в шкале социокультурных ценностей. Выделим те черты в шкале культурных универсалий, которые определяют техногенный характер современной цивилизации:

- особое представление о природе; - человек - активное существо, преобразующее мир; - деятельность человека направлена на преобразование предметов; - технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне социокультурного измерения.

Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы. Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.

В-49 ^ 2. Культура и цивилизация Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Концепция Шпенглера стала широко известной, правда с ней больше полемизировали, чем соглашались. Например, великий гуманист А.Швейцер оценил теорию Шпенглера как попытку узаконить право  на существование цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от гуманистических духовных принципов. По мнению Швейцера, распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной механической цивилизации способно только внести в общество пессимизм и ослабить роль моральных факторов культуры. Н.Бердяев назвал ошибкой Шпенглера то, что тот придал «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация.

Следует заметить, что Бердяев и Швейцер считали различение культуры и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя указывали, что французские исследователи предпочитают слово «цивилизация» («civilisation»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно одних и тех же процессов.

Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации. 1.  Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества. 2.  Наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности. 3.  Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право – отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи – признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм – рудимент клановых,  родовых отношений 4.  Определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не допускают варварских бесчеловечных действий.

Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.

Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.

По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.

^ Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.
Рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.
Культура — феномен удивительно сложный, многообразный и потому является предметом внимания не только Ф., но и целого ряда других наук — культурологии, социологии, истории, археологии, этногра¬фии, эстетики и т.д. Вследствие этого культура как многоаспектная про¬блема рассматривается в научной литературе крайне неоднозначно и порой противоречиво.
Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности.
Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе), т.е. в то время, когда широко вошли в обиход сами термины «культура» и «цивилизация», сущность культурного процесса понимали как развитие человеческого разума, противопоставляя «культурность», «цивилизованность» нации «дикости» и «варварству» первобытных наро¬дов. Создатели немецкой классической Ф. сущность культуры ус¬матривали в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шил¬лер), философского (Гегель) сознания, которое принималось за область подлинно культурного существования человека.
Краткий анализ современных концепций культуры. Позиции здесь сво¬дятся к следующим подходам.
Первый подход — функциональный, согласно которому культура рас¬сматривается как способ функционирования общества, как средство осуще¬ствления специфики человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружающей природой, как способ осуществления человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.
Второй подход — качественный: культура характеризуется как качест¬венное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности при¬роды. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, куль¬тура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.
Третий подход — аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход тре¬бует разграничения того, что относится к культуре, а что — к антикультуре. В обществе есть такие явления, которые не относятся к культуре: жесто¬кость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шови¬низм, ведущие к кровопролитию. Ценность — это выражение положитель¬ной значимости предметов или явлений в отличие от негативной их значи¬мости.
Четвертый подход — креативный (творческий): произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства.
Пятый подход — нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обыча¬ями.
Наконец, шестой подход — духовно-личностный, включающий разви¬тие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспи¬танности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, ин¬теллигентностью людей. Суммируя рассмотренные подходы, можно заключить, что культура — это система материальных и духовных ценностей, это формирование и результат освоения ("очеловечения") действительности, которая создается в ходе творчески-преобразующей деятельности людей, выражающей сте¬пень их господства над природой (а ныне и все более гармонии с ней) и общественными отношениями.

В-50 Формирование нового образа философии, скоррелированного с наиболее актуальными процессами социокультурной динамики на рубеже XX – XXI столетия, осуществляется в процессе постоянного диалога между философским и научным сознанием. Этот диалог позволяет существенно расширить смысловое пространство интерпретаций важнейших проблем современного мира и придать им статус основополагающих векторов цивилизационной динамики в условиях кардинальных изменений в структуре материального и духовного производства. В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе тенденции и течения, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI в. К этим тенденциям можно отнести кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур; феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания. Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области философского знания, как философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии; социокультурный статус философии эпохи модерна и постмодернизма и другие Одной из актуальных проблем, определяющих приоритеты современных философских дискуссий, является вопрос о судьбе самой философии как атрибутивном компоненте в структуре классических версий западноевропейской культуры. Он неоднократно становился предметом акцентированных дискуссий, порождая самые разные проекты трансформации языка и целей философствования в условиях радикальной смены аксиологического строя культуры. В ХХ столетии нередко эти проекты приобретали характер откровенно пессимистических констатаций «конца философии» и «смерти метафизики» как реальных референтов духа и ценностей эпохи Просвещения. Одна из последних версий этого умонастроения связана с критическим анализом «проекта модерна» и развитием постмодернистского стиля философствования. Таким образом, в современном философском дискурсе вырисовывается новое пространство идей и смыслов, призванных сформировать приоритеты философии и науки в культуре XXI в. Некоторые из этих приоритетов уже достаточно отчетливо артикулированы в философских дискуссиях последних десятилетий, некоторые же еще только обозначают свои концептуальные и тематические очертания, способствуя все более осязаемому вычленению нового этапа в развитии современной постклассической философии.



Похожие:

Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconОсновным в философии традиционно считается вопрос об
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconИдеология и текст: социально-герменевтический аспект
...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом icon1. Социальная политика -политика регулирования социальной сферы,...
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом icon2. Основные направления философии Основным в философии традиционно...
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично материя или...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом icon2 Место социологии среди других научных дисциплин
Специфика социологии в том, что она изучает общество, как целостность (вся совокупность связей и отношений, которые носят название...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconЧто есть философия / Предмет философии. Вопросы №1
Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован …
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом icon1. Предмет и задачи социальной статистики
...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconХарактеристика социальной группы
Охарактеризовать виды профессиональной деятельности представителей данной социальной группы, ее ключевые отличия от других групп...
Отдельной и очень важной проблемой является вопрос о соотношении социальной философии и других обществоведческих дисциплин. Отличие социальной философии от других социальных наук заключается в том, что ее объектом iconТесты по Социальной психологии
Факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности, как отдельной личности, так и групп являются изучения социальной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница